Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 11:05, реферат
Происхождение славян, их религия. Наследство престола Князем Владимиром. Первобытные отношения восточных славян между племенными союзами.
Введение
-Хозяйство восточных славян
- Язычество древних славян
-Разложение первобытнообщинных отношений восточных славян складывание племенных союзов
-Наследство и наследие Князя Владимира
-Заключение
Литература
В статье Б.А. Рыбакова «Культура средневекового Новгорода» рассматриваются результаты этой археологической экспедиции под руководством А.В. Арцеховского. Эти раскопки явились важнейшим событием в науке. Ведь мощный культурный пласт земли содержит отложения сотен лет. В слоях с X-XVI в. хорошо сохранились дерево, ткань, кость, береста. Все это является бесценным историческим материалом.
Таким образом, – пишет Б.А. Рыбаков, – едва ли не единственный в своем роде источник знаний о жизни древней Руси. Раскопки в Новгороде позволили проникнуть в таинственную и загадочную область языческих представлений.
Например, было установлено, что в самом начале строительства города, где Волхов вытекает из озера Ильмень, существовало языческое святилище древнеславянских богов Перуна и Велеса, которым поклонялись русские воины-язычники. На месте храма Велеса стоит архитектурно еще не изученная церковь св.Власия, а в урочище Перыни располагалось под открытым небом особое святилище, круглое в плане, с жертвенным местом и идолом в центре. В обособленных углублениях пылал вокруг него восемь костров. Адам Олеарий, который побывал в Новгороде в 1635г., описывает предания о вечном огне из дубовых дров вокруг идола Перуна.
Легендарное русское сказание XVII в. о начале Новгорода указывает, что в Перыни был погребен древний ящер (крокодил) божество реки Волхов. Вообще, верования в предания о драконе подтверждается множеством изображений дракона-ящера на вещах: рукояти деревянных ковшей, спинки кресел, иногда драконьи морды свешивались с крыш, весла судов оформлялись головами ящеров. Такое почитание прослеживалось в русском и белорусском фольклоре вплоть до рубежа XIX-XX вв.
А ведь в этот период христианство уже давно стало укладом жизни русского народа, его духовной опорой. Таким образом, наряду с Оптиной Пустынью спокойно существовали обряды, игры связанные с языческим ящером. Другое дело, что ящер есть и в христианской традиции, только в этом толковании змей – знак дьявольской хитрости, искушения, греха. А в языческом представлении – божество. И такие представления уживались в одну эпоху, не мешая друг другу.
С домашним культом связаны маленькие деревянные фигурки бородатых людей. В них можно рассмотреть изображения домовых, предков или праотцов. Фигуры домовых чаще встречались в слоях X-XI вв., однако, есть и в слоях XII-XIIIвв.
Важным индикатором смешения традиций можно назвать жезлы. Древнейшие жезлы, атрибут Перуна, языческой эпохи завершались головой человека. С введением христианства на их месте появились головы орлов, уток, собак, лосей. На рубеже XII-XIII вв. происходит окончательное изменение формы: жезлы завершаются лишь крупным шаром с геометрической нарезкой.
А в XVI в., одновременно с сектой стрегольников, вновь появляются бородатые человеческие головы. Кроме того, тогда же, когда обострились определенно отрицательные настроения народа к феодальной церкви, наблюдаются проявления антиклерикальных воззрений и даже возврат к языческим представлениям. Например, страницы церковных книг городские художники стали украшать инициалами, которые не связывались с текстом, образы повседневного быта: Глашатай с трубой, охотник с собакой, горожанин, греющий руки над огнем…. резчик по дереву Яков Федотов в 1339г. изготовил огромный крест с надписью секты стригольников с драконьими головками в орнаменте. Одновременно вновь появляются старые символы плодородия – ромбы с усиками. [Б.А. Рыбаков. Культура средневекового Новгорода. М-1988г, с. 351-352, 357, 359]
О том, что хотя все более и более отходят в прошлое языческие верования и обычаи, тем не менее, все-таки они существуют на Руси в XIII-XIV вв., пишет и Д.С.Лихачев в своей книге «Культура Руси времен Андрея Рублева и Епифания Премудрого». Так, например, он пишет, что: « еще в 1274г. церковным собором во Владимире отмечались игрища, на которых по субботам и воскресеньям собирались новгородцы, « ристали и ржали, как ковш, и делали скверну». Еще в к.XIIIв. в Новгороде существовал языческий обычай водить невест к воде. Еще в первой половине XIV в. при сливании кваса окружающие поднимали страшный шум, призывая и величая языческих богов (в том числе и кваса), и били в бочки. Но уже под1358г. в новгородской летописи отмечалось, что новгородцы «того же лета целоваша (т.е. клялись) бочек не бити».[ Д.С.Лихачев. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. М-Л-1962г]
А русская деревня еще долго-долго была языческой. В материалах сельских курганов этого
времени очень мало предметов, связанных
с христианством. Зато многочисленны украшения,
обусловленные языческой символ
В оформлении оружия и воинских доспехов многие орнаментальные композиции сложились на почве политеистической мифологии. [Крянев Ю.В., Павлов Т.П. Двоеверие на Руси. М-1988г, с.365]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конечно, рассказывать о чертах язычества в христианстве можно бесконечно, упоминая не только культуру древних восточных славян. Оно проникло гораздо глубже в нашу культуру: в музыке это, во-первых, конечно, Модест Петрович Мусоргский и его «Сорочинская ярмарка», законченная Кюи в 1916 г, и «Хованщина», оконченная Н.А. Римским-Корсаковым. И не можем мы себе представить наше музыкальное наследие без «Снегурочки» (1881), «Садко» (1896), «Кащея Бессмертного» (1902) того же Н.А. Римского-Корсакого, а его «Сказание о невидимом граде Китеже»…. Свой вклад в сохранение язычества внес и Игорь Федорович Стравинский: «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913).
В живописи главный хранитель древности – это, конечно, Виктор Михайлович Васнецов, который и сам себя называл: «Я – былинник, гусляр живописи!». Его бессмертные картины: «Богатыри», «Три царевны подземного царства», «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке», «Ковер-самолет»…
В литературе первое место занимает великий поэт и сказочник А.С. Пушкин: «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о медведихе», «Сказка о царе Салтане…»,…
Перечень этот бесконечен. Каждый человек, а значит и каждый деятель культуры в той или иной степени соприкасается с язычеством.
И пока мы интересуемся нашими корнями, поем народные песни («Во поле березка стояла», «Я пойду ли молоденька», «Ой, мороз, мороз» – ведь их знают все); рассказываем и читаем детям сказки, несем в дом березу на Троицу, слушаем народную и классическую музыку.… Да, пока мы живем русскими людьми, никуда не денется язычество и будет также гармонично сливаться с христианством и нашей жизнью. И это прекрасно, потому что нет ничего лучше и полезнее, чем знать свою историю, свою культуру, свои традиции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аронов А.А. Воспроизводство русской культуры в условиях эмиграции (1917-1939): сущность, предпосылки, результаты. М.: изд. МГУКИ, 1999 г.
Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия IX-XIX вв. М.: изд. АЗ, 1997 г.
Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М.: Юрайт, 1998 г.
Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М. 1989 г.
Крянев Ю.В., Павлов Т.И. Двоеверие на Руси. в кн. Как была крещена Русь. М.: Политиздат, 1988 г.
Лихачев Д.С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. М-Л.: изд. АН СССР, 1962 г.
Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX-XVIII вв. М.: Просвещение, 1984 г.
Раушенбах Б.В. Сквозь глубину веков. в кн. Как была крещена Русь. М.: Политиздат, 1988 г.
Рыбаков Б.А. Культура средневековой Новгорода. в кн. Как была крещена Русь. М.: Политиздат, 1988 г.
Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь. М.: Владос, 1995 г.
Семенова М. Мы – славяне! С-П.: Азбука, 1997 г.
Андреев. Русский фолькл