МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КУРГАНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Контрольная работа
по предмету: «История».
Тема: «Христианство».
Выполнил: студент группы
Проверила:
Курган, 2012 год.
Содержание:
1.Принятие
христианства____________________________стр.3
1.1.Источники раннего христианства
_______________стр.3
1.2.Идейные истоки христианства___________________стр.5
1.3.Культурно - исторические условия
становления христианства_________________________________________стр.7
1.4.Принятие христианства на Руси__________________стр.9
2.Влияние принятия
христианства на развитие культуры____________________________________________стр.10
3.Список использованной
литературы__________________стр.14
1.Принятие христианства.
1.1.Источники раннего
христианства.
О возникновении христианства, становлении
его вероучения написано огромное
количество публикаций. На этом поприще
трудились и христианские авторы, и философы-просветители,
и представители библейской критики, и
авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку
речь идёт об историческом феномене –
христианстве, создавшем многочисленные
церкви, имеющие миллионы последователей,
занимавшем и до сих пор занимающем большое
место в мире, в идейной, экономической
и политической жизни народов и государств.
Вплоть до восемнадцатого столетия
исследование начал христианства
было запрещено. Многие учёные
не отваживались обнародовать
результаты своих исследований.
Эти работы публиковались лишь
после их смерти. Только благодаря
просветителям восемнадцатого века
сделалось возможным научное
исследование происхождения христианства.
Традиционное представление видит
в христианстве создание одного
человека, Иисуса Христа. Это представление
продолжает господствовать и
в настоящее время. В научных
трудах, посвящённых исследованию
проблемы историчности Иисуса
Христа, существует два направления
– мифологическое и историческое.
Первое считает Иисуса мифологическим
собирательным образом, второе
признаёт, что в образе Иисуса
Христа лежит реальная историческая
личность. В доказательство достоверности
существования Иисуса ссылаются
на сохранившиеся до нашего
времени тексты нехристианских
авторов, чья беспристрастность
якобы не вызывает сомнения. Это
– римские авторы: Тацит. Плиний
Младший и Светоний. Из их текстов
явствует, что в начале II века христианство
имело в Риме довольно много приверженцев,
но пользовалось не слишком доброй славой.
Ещё одним свидетельством можно
считать отрывок из «Иудейских
древностей» Иосифа Флавия. В
третьей главе 18-й книги речь
идёт о римском прокураторе
Понтии Пилате и сказано следующее:
«В это время жил Иисус, мудрый
муж, если только его можно
назвать человеком, ибо он был
чудотворец, учитель людей, радостно
воспринимавших возвещаемую им
истину, и нашёл много приверженцев
среди иудеев и эллинов. Это
был Христос». Это свидетельство
всегда очень высоко ценилось
христианами. Ведь оно принадлежит
не христианину, а иудею и
фарисею, который родился в
37 году нашей эры и жил в
Иерусалиме и, следовательно,
мог иметь вполне достоверные сведения
об Иисусе.
Первыми последователями Христа
были люди в большинстве своём
простые и невежественные. Лишь
очень немногие из них умели
читать и писать. Главным носителем
мудрости в то время был
не письменный документ, а устная
традиция. В течение первых десятилетий
после смерти Иисуса его учение распространялось
только устно, путём так называемого «катехизиса»
(поучения, наставления). Пропагандистами
новой веры были бродячие учителя и проповедники.
Учение Христа излагалось в форме легко
запоминающихся афоризмов. Эти подлинные
или мнимые изречения Иисуса в сочетании
с драматическими событиями его биографии
обретали живые краски народных притч,
и таким образом возникала устная традиция,
обладающая явными признаками фольклора.
Затем стали появляться письменные
свидетельства, вошедшие впоследствии
в Новый завет. Это были в
основном публицистические трактаты,
имеющие целью объяснить и
доказать, что Иисус Христос действительно
был мессией. Авторы этих трактатов
опирались на авторитет Ветхого
завета. В Новом завете имеется
помимо бесчисленных ссылок и
упоминаний около 300 прямых цитат
из Ветхого завета.
На сегодняшний день учёными
установлено, что из ранних
христианских сочинений только
очень немногие принадлежат авторам,
которым они приписываются, что
они большей частью составлены
в гораздо более позднее время, чем
обозначенная на них дата. Установлено,
что их первоначальный текст иногда искажался
самым грубым образом, путём позднейших
переработок и вставок.
1.2.Идейные истоки
христианства.
Как и всякая новая религия,
христианство возникло не на
пустом месте. Оно впитало идеи
и представления ряда других
религий, в первую очередь иудаизма.
Христианская апологетика утверждает,
что в отличие от всех остальных религий
мира христианство не создано людьми,
а дано человечеству Богом в готовом и
законченном виде. Христианство усвоило
и переосмыслило предшествующие идейные
концепции иудаизма, митраизма, древних
восточных религий, философские воззрения.
Христианство родилось первоначально
среди евреев Палестины в I
веке нашей эры и других странах Ближнего
Востока. Связь новой религии с иудаизмом
проявилась в частности в том, что священное
писание христиан – Библия включала как
собственно христианские произведения,
образовавшие Новый завет, так и священные
книги последователей иудаизма – Ветхий
завет.
Иудаизм – первая последовательно
монотеистическая религия. В ней противоречиво
сочетались суровые традиции древних
племён с жертвоприношениями, насилием,
жестокостью, и черты нового в духовной
и нравственной сферах, подготовившие
почву для христианства.
Из иудаизма христианство заимствовало
несколько основных идей: во-первых,
идею монотеизма, т.е. признание
одного бога, сотворившего мир
и управляющего им, во-вторых идею
мессианизма, и в-третьих, эсхатологию,
т.е. идею гибели существующего
мира в результате божественного
вмешательства. При этом необходимо
отметить, что в христианстве
все они существенно трансформировались:
монотеизм был впоследствии ослаблен
учением о божественной троице, мессианизм
из узкоэтнического превратился в учение
о спасении всех людей через искупительную
жертву Иисуса Христа. Эсхатология – учение
о конце мира, связывалась с идеей вторичного
пришествия Христа.
Среди религиозных учений, групп,
сект, массовое возникновение которых
обуславливалось атмосферой неуверенности
и ожидания конца света, царившей
в обществе, была одна, учение
и организация которой имеют
непосредственное отношение к
истокам христианства. Это – Кумранская
община и её учение.
Кумраниты жили замкнутой общиной,
для которой характерны были
общность имущества, обязательный
труд всех членов общины, совместные
трапезы, изучение религиозных
текстов. Жизнь кумранитов была
строго регламентирована.
Амусин И.Д. указывает на большое
сходство между идеологией и
практикой кумранской общины, нашедших
своё отражение в Уставе и раннехристианских
общин.
Учение о дуализме предопределении
было распространено и в кумранской
общине, и в раннехристианских
общинах. Также имелось сходство в социальных
принципах, «философии нищеты», указывающих
на результат действия общих факторов,
действующих в аналогичных исторических
условиях.
Из всего этого можно сделать
вывод, что новым и целиком
оригинальным являются не учения
христианства и его историческая
роль, не социальные принципы, социальная
организация и повседневная религиозная
практика раннехристианских общин,
а только божественная личность
Христа и его спасительный
подвиг придают христианству
его новую сущность.
Наряду с многочисленными чертами
сходства между кумранской и
новозаветной литературой можно
обнаружить немало различий. Основное
различие заключается в том, что кумранская
община ограничивалась верованием в грядущий
приход мессии, в то время как само возникновение
христианства связано с верой в уже состоявшийся
приход мессии – Христа.
Нравственное учение христианства,
в особенности о достижении
добродетели, близко к взглядам
Лукреция Аннея Сенеки. Главным
для всякого человека Сенека
считал достижение свободы духа
посредством осознания божественной
необходимости. Только повиновение
судьбе порождает невозмутимость
духа, совесть, нравственные нормы,
общечеловеческие ценности. Утверждение
общечеловеческих ценностей зависит
не от государственных требований,
а всецело от общительности.
Под общительностью Сенека понимает
признание единства человеческой
природы, взаимную любовь, всеобщее
сострадание, заботу каждого человека
о других, ему подобных, независимо
от социального положения.
Христианству были созвучны установки
Сенеки о скоротечности и обманчивости
чувственных удовольствий, забота о других
людях, самоограничение в пользовании
материальными благами, недопущение разгула
страстей, гибельных для общества и человека,
скромность и умеренность в повседневной
жизни.
Усвоение христианством различных
элементов восточных культов,
эллинистической философии не
обедняло, а обогащало новую религию.
Именно поэтому она относительно
быстро вошла в общий поток
средиземноморской культуры.
1.3.Культурно-исторические условия
становления христианства.
Относительно быстрое распространение
христианства в малоазиатских провинциях
Римской империи и в самом Риме было обусловлено
рядом социально-исторических факторов.
Начавшийся кризис античных порядков
порождал всеобщую неуверенность в завтрашнем
дне, чувство апатии и бесперспективности.
Усилился антагонизм не только между рабами
и свободными, но и между римскими гражданами
и подданными провинций, между римской
потомственной знатью и обогатившимися
гражданами.
Римская религия, как и различные
религиозные учения Востока, не
могла дать утешение обездоленным
и в силу своего национального
характера не позволяла утверждать
идею всеобщей справедливости, равенства,
спасения. Первоначально христианство
выступало как движение угнетённых: оно
выступало сначала как религия рабов и
вольноотпущенников, бедняков и бесправных,
покорённых и рассеянных Римом народов.
Христианство провозгласило равенство
всех людей как грешников. Оно дало рабу
утешение, надежду получения свободы простым
и понятным способом – через познание
божественной истины, которую принёс на
землю Христос, чтобы навсегда искупить
все человеческие грехи и пороки.
Христианство вступило в резкое
противоречие со всеми существовавшими
до тех пор религиями. Оно
становится первой возможной
мировой религией: христианская
религия отрицала присущую всем
другим обрядность и стала
наднациональной религией.
Прежние религии, существовавшие
на территории империи, носили
узкоэтнический характер и были
неспособны объединить рабов
и угнетённых разного этнического
происхождения; более того, они
разъединяли их.
Христианство же родилось как
религия, обращённая ко всем
народам. Она соответствовала
условиям того времени, когда
произошло смешение самых различных
этнических групп, естественные
границы между которыми были
разрушены римскими завоеваниями.
То есть объединённость народов
под сенью римской власти содействовала
успехам такой универсальной
религии, какой было христианство
– особенно с тех пор, как
эта власть нашла себе конкретного
представителя в лице римского
императора.