Идеологии брахманизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:26, доклад

Описание работы

Актуальность данной работы в том, что одна из центральных проблем понимания древнего мира - осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно-технического мира, их культурное единство и обретает значимость.

Файлы: 1 файл

Брахманизм ИППУ.docx

— 31.81 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность данной работы в том, что одна из центральных проблем  понимания  древнего  мира  -  осмысление многообразия  и  уникальности  древних  культур,  отдаленных   от   нынешних временем и пространством. Все они,  взятые  вместе  и  представляющие  некое цивилизационное  целое, своим многообразием и  уникальностью  в  значительной степени  повлияли на формирование и характер современной цивилизации.  Именно в этой роли, своими  достижениями,  базой  для  создания  нынешнего  научно-технического мира, их культурное единство и обретает  значимость.

В «Сокровенной Религиозной философии  Индии» Брахмана Чаттерджи говорится, что, вся цивилизация древней  Индии была в основе своей строго религиозная: наука и религия  не были разделены, как в наше время, а, дополняя одна другую, составляли одно неразрывное целое, которое вернее всего назвать всеобъемлющей  Мудростью. Мудрость древних не ограничивалась изучением одних видимостей, она  пыталась познать невидимые причины  видимых явлений; изучая человека, она  стремилась раскрыть истинный смысл  и цель его жизни, не только земной, но и потусторонней, определить его  место в мироздании и привести его внешнюю жизнь в гармоническое  сочетание с жизнью Вселенной. В  произведении «Брахманизм. Буддизм. Кришнаизм» писатель Александр Мень, являющийся автором трудов «Сын человеческий»  и «Истоки религии», предлагает остановиться на переломе в человеческой духовной истории, на имеющем огромное значение отрезке духовной жизни. Это относится  к нашим дням, поскольку, как уже  говорилось ранее, духовный поворот, который  начался в первую тысячу лет до нашей эры, затронул не только берега Хуанхэ, но и Атлантику. Книга «Брахманизм. Буддизм. Кришнаизм» предлагает отдельно рассмотреть наследие древней Индии, которое и сейчас имеет огромнейшее  значение в жизни большинства  народов Земли. В книге Романова  В.Н. представлен перевод первой и фрагмента десятой книги "Шатапатха-брахманы" - важнейшего памятника древнеиндийской  религиозной мысли конца ведийского периода (ок. VIв. до н.э.). Она содержит общий очерк развития брахманической прозы от литургическихсамхит к  брахманам и далее к старшим  упанишадам. В примечаниях обсуждаются  текстологические вопросы и приводятся дополнительные сведения, необходимые  для прояснения логики развертывания  текста. Известный отечественный исследователь брахманизма В.С. Семенцов предлагал рассматривать упанишады прежде всего с точки зрения ритуала: «Оценивая философское содержание брахманических текстов (в первую очередь, конечно, упанишад), видимо, не следует исходить из того образа философа, автора глубоких и тонко аргументированных речей и умозрений, победителя на диспутах, который прочно утвердился в нашем сознании со времен Аристотеля». Что же касается философской проблематики упанишад, то Семенцов предлагал в первую очередь сосредоточиться на том, каким образом она вырастает из ментальной техники символического ритуала.  Менее категоричен был переводчик и исследователь упанишад А.Я. Сыркин, однако и он отмечал, что «натурфилософские рассуждения не являются здесь самоцелью и подаются прежде всего для того, чтобы подвести адепта к постижению соответствующей обрядности». Учитывая эти соображения, вряд ли можно говорить, что упанишады предлагают нам ряд определений или характеристик Брахмана.

Моя цель состоит в том, чтобы  обобщить основные знания ученых об идеологии  брахманизма. В соответсвии с  поставленной целью я попытаюсь  решить следующие задачи:

  1. Подробно изучить предполсылки создания и структуру политической и социальной структуры ведического государства;
  2. Рассмотреть влияние идей брахманизма на политическое и культурное мировоззрение ведического общества.

БРАХМАНИ́ЗМ, этап развития религиозной мысли в Индии (приблизительно 8-2 вв. до н. э.), связанный в основном с поздневедийской литературой (брахманы, араньяки, упанишады).

Брахманизм может рассматриваться как ранняя стадия индуизма, главное содержание которой состоит в переходе от ведийской мифологии и политеизма (ведическая религия) к идее единого бога-творца и затем — абстрактного абсолюта, основы и причины мира. Этот переход начинается уже в «Ригведе». В некоторых гимнах, особенно поздних, выражается неудовлетворенность архаической космогонией, делаются попытки найти единственного творца мира, бога, объединяющего в себе свойства и функции всех богов и вместе с тем превосходящего их. На эту роль в «Ригведе» выдвигаются разные фигуры, наиболее отчетливо — богиня речи Вач, Вишвакарман (бог-ремесленник, «Творец всего») и некий космический человек Пуруша. Последние, по сути дела, отождествлены и названы Первым зародышем вселенной или самой вселенной. Один из гимнов (X.21) определяет в качестве причины мира Праджапати («Владыка существ»), фигура которого становится центральной в брахманах, текстах, посвященных описанию и толкованию ведийского ритуала. В них Праджапати уподобляется Золотому зародышу (Хираньягарбха) вселенной и понимается как воплощение космического жертвоприношения, объединяющего в себе и того, кому приносится жертва, и ее исполнителя, и саму жертву. Расчленив себя, Праджапати из своих частей творит мир и как бы растворяется в нем, наделяя его своей силой.

Брахманизм — система религиозных взглядов и культовой практики, являющаяся прямым наследием ведической религии. Главные божества брахманизма — Брахман, Атман, Тот, Пуруша. Брахманоспати — олицетворение молитвы, которое упоминается в Ведах. В брахманский период она превращается «в верховного бога Вселенной.

Молитва, связанная с принесением жертвы, культовые действия брахманов имеют такую огромную силу, что им подчиняется весь мир, и эта сила олицетворяется в виде бога Брахмы, который содержит в себе все». Существовали четыре сословия, на которые делилось древнеиндийское общество.

Иначе они назывались варны. Внутри варн имелось много различных местных замкнутых каст. Как соотносились между собой члены варн и каст — вопрос мало изученный. Достоверно то, что принадлежность к той или иной варне определялась по рождению. Многим другим древним обществам присуще деление на различные сословия, но только, пожалуй, в Древней Индии это деление сохранялось столь жестко и четко.

Причина заключается в следующем. Весьма благоприятные природные условия позволяли индийцам избежать многих трудностей, которые сопутствовали жителям стран с засушливыми, малоплодородными или болотистыми землями. Недаром Диодор Сицилийский отмечает, что Индия практически никогда не знала голода. Потому-то следовало создать причину жесткой мотивации людей, которая вменяла бы им в обязанность трудиться на тех, кто выше по рождению.

Деление на касты было освящено религией. Согласно Законам Ману, сам Брахма ввел деление людей на сословия и предписал каждому в зависимости от принадлежности к той или иной варне, заниматься определенным, предначертанным ему свыше видом деятельности. Законы Ману — это сборник предписаний о долге, правила поведения в частной и общественной жизни. Составление законов приписывается мифическому прародителю людей Ману. Однако, как установлено исследователями, сборник создавался на протяжении нескольких веков в одной из брахманских школ. Касты произошли из разных частей тела Брахмы.

Каждая каста в соответствии со своим рождением, была призвана заниматься определенной деятельностью. Брахманы созданы из уст. Они изучают веды, обучают молодых брахманов священным текстам. Кроме того, в их обязанность входит совершение жертвоприношений для себя и других, получение и раздача милостыни. Брахманы — это жречество, сосредоточившее в своих руках область культа и сокровенные знания.

Кшатрии созданы из рук. Они должны охранять подданных, изучать веды, раздавать милостыни, жертвоприношения. Кшатрии — воины, из этой касты происходили князья и цари. Вайшья созданы из бедер. В дополнение к изучению вед, раздаче милостыни и жертвоприношениям, они должны заниматься торговлей, ростовщичеством, земледелием. Это земледельцы, скотоводы, торговцы — свободное население.

Три благородные касты назывались еще «дважды рожденные». Шудры созданы из ног Брахмы. Их обязанность — беспрекословно служить всем трем варнам. Шудры не являлись частью общины.

Вполне вероятно, что это были люди, которые полностью потеряли связь со своим родом и племенем. Если они хорошо работали, то могли получить небольшой надел земли, работа на этом участке была источником их существования. Тем не менее представители высших каст могли отобрать все, что накопил за годы тяжелого труда шудра. Жизнь представителей четвертой касты ценилась не больше жизни кошки.

За убийство шудры люди несли лишь незначительное религиозное покаяние. С другой стороны, если провинился шудра, то его наказывали не только за само преступление, но и за дерзость, которая подвигла его совершить проступок. Тлавное занятие брахмана — изучение священных текстов Вед. В Законах закреплены четыре периода жизни брахмана. Все начинается с изучения Вед под руководством наставника.

Затем следует ответственный момент в жизни брахмана: он должен жениться, воспитать детей, заниматься хозяйством. Третий период — время отшельничества в лесу, время одиночества и стремления к познанию. Завершает долгий цикл жизнь аскета, отказавшегося от собственности и живущего подаянием. В Древней Индии существовала еще одна категория людей — неприкасаемые.

Скорее всего, их происхождение связано с табу. Видимо, в давние времена возникло представление об их ритуальной нечистоте. Их положение еще хуже, чем положение шудр. Это были чандалы и швапачи, они не могли жить в селении. Их удел — постоянно кочевать. Им полагалось есть из разбитой посуды, украшения им позволялось носить только из железа.

Войти в селение неприкасаемые могли только с высочайшего дозволения. Им в обязанность вменялось выносить трупы людей, у которых не было родственников. По приказу царя они могли работать палачами, умерщвлять приговоренных к казни. Одежду казненных и украшения палач имел право забрать себе. Касты имели своего бога. Брахма — бог брахманов, Индра — бог кшатриев, земледельцы почитали за своего древнего бога Рудру, которого позже отождествляли с Шивой.

У щудр не было своих богов. Рабами в Древней Индии становились не только пленники, захваченные на войне. Люди, попавшие в долговую кабалу, продавшие себя или наказанные за преступления, тоже становились рабами. По Законам Ману, существовало 7 разрядов рабов — захваченный под знаменем, раб за содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству, раб в силу наказания.

Брахманы в Х—VII вв. до н. э. разработали особые тексты — комментарии к текстам Вед. Пояснения и комментарии получили также название «брахманы». Жрецы-брахманы получили статус неприкосновенности, их не мог тронуть даже царь. Каждый брахман должен был свято соблюдать четыре правила: чистое брахманское происхождение, правильное поведение, постоянное повышение учености, оказание помощи людям. Имелось в виду, что брахман совершал жертвоприношение, т. е. был посредником между людьми и богами. Жрецы-брахманы доминировали в обществе.

Чтобы упрочить свое положение и повысить статус своего религиозного учения, брахманы тщательно разрабатывали основы брахманизма.

Концепция брахмана как космической силы получает окончательное оформление в упанишадах. Брахман — безличная сущность, основа и причина мира. Он не может быть ни определен, ни описан позитивно, он, как говорится в «Брихадараньяка упанишаде», — «не это, не то» («нети, нети»).

Другое важнейшее понятие в упанишадах — Атман, индивидуальное духовное начало в человеке, его сокровенная суть. Хотя иногда это начало ассоциируется с праной, жизненным дыханием, все же преобладает тенденция считать Атман внетелесной, безличной сущностью, тождественной Брахману (его называют также Творцом, Истиной, Чистым интеллектом). Идея такого тождества — центральная в упанишадах, и высшая мудрость состоит, согласно их учению, в ее осознании.

Создателей упанишад волновали и другие вопросы, связанные с человеком и его сущностью, его местом в мире. Среди них — проблема жизни и смерти, обсуждение которой приводит к выработке концепции перерождений. Высказывается идея, что воплощение человека зависит от его знаний, но предпочтение в целом отдается точке зрения, согласно которой воплощение определяется деяниями (карма) человека в предыдущем рождении. Так оформляется столь существенная для индуизма (равно как буддизма и джайнизма) теория кармы. В связи с ней развивается и сложившееся еще в Ведах представление о двух возможных путях человека после смерти. Те, кто осознал тождество Атмана и Брахмана, идут путем богов (дэваяна) в мир вечного блаженства; те же, кто не обрел истинного знания, идут по пути предков (питрияна), то есть вновь и вновь возрождаются в этом мире.

Исследуя природу человеческого «Я», авторы упанишад немало места уделяют жизненному дыханию (пране), носителю принципа жизни, которое становится одним из проявлений Атмана, а также проблеме сна, приводящей к теории трех состояний индивида. Эти состояния (бодрствование, сон со снами, сон без снов) представляют собой стадии погружения в истинное человеческое «Я». Последняя означает состояние полной нерасчлененности, абсолютного покоя, безличности — то есть Атмана.

Некоторые поздние упанишады предлагают нетрадиционные способы достижения истины, в частности, работу над телом, чем закладывается основа характерного для индуизма учения йоги. Появляется в упанишадах, хотя и спорадически, идея личного бога. Упоминаются Рудра (Шива) и Нараяна (Вишну) как воплощения Брахмана, что можно считать важным звеном становления собственно индуизма.

Боги касты  брахманов (жрецов)

Агни — это огонь в самом глубоком смысле этого слова. Говорится, что он родился благодаря трению двух кусков дерева; это огонь, рождающийся из сухого дерева, огонь, который символизирует дух, возникающий из пепла персоны. Его матерью является Майя — иллюзия, а отцом Вишвакарман, великий Строитель, великий Зодчий и Писец. Агни — вестник, посредник между богами и людьми, покровитель человечества и очага. Он хранитель бессмертия. Его изображают в виде красного человека, с тремя ногами и семью руками, с черными глазами и волосами, из его уст выходят пламенные языки, а из тела исходит семь лучей света. Он ездит верхом на деревянном баране (материальная субстанция тела, является опорой огненного духа). Атрибуты: секира, дерево, мех, веер, факел и жертвенная ложка. Благодаря символизму огня Агни связывается с чистотой в самом глубоком и возвышенном значении этого слова.

Сома. Он происходит и черпает свою силу из священного растения, которым, как особой приправой, пользовались при жертвоприношениях. Сома символизирует нектар и амброзию богов — напиток бессмертия, он олицетворяет силу вдохновения и справедливой награды. Также он связывается с Луной.

Информация о работе Идеологии брахманизма