Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:26, доклад
Актуальность данной работы в том, что одна из центральных проблем понимания древнего мира - осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно-технического мира, их культурное единство и обретает значимость.
Савитар. Символизирует огненное движение — проявляющееся как распространение солнечных лучей, он движет воздух и воду. Его изображают с золотыми глазами, руками и золотым языком. Он ездит в белой колеснице, запряженной сияющими конями, и изображается с простертыми в жесте солнечного благословения руками.
Сурья. Обычно отождествляется с солнцем. Его изображают в образе человека темно-красного цвета, имеющего три глаза и четыре руки. В двух руках он держит желтые лотосы, третьей благословляет, а четвертой воодушевляет поклоняющихся ему.
Ушас — богиня зари. Ездит на колеснице, которую влекут коровы (или лошади) розового цвета. Ее изображают в образе очаровательной молодой девушки. Ушас разгоняет тьму и освещает мир, пробуждая его.
Брахман — древнее обозначение Высшего духа, единого бесполого начала, Первопричины, вечной и неизменной Первоосновы, предшествующего Брахме, который является божеством мужского рода. Брахман можно сравнить со священным звуком АУМ, являющимся звуковой вибрацией, породившей Вселенную и пронизывающей все сущее.
С Брахмой связываются великие космические циклы, носящие название Вдох Брахмы (активное состояние, манвантара) и Выдох Брахмы (пассивное состояние, пралайя), каждый из этих великих периодов состоит из 14 кальп. Каждая кальпа, в свою очередь, состоит из 1000 махаюг, а каждая махаюга делится на 4 периода-юги.
Со временем, ритуально-практические наставления брахманов составили сборники своеобразных ритуальных "инструкций" и разъяснений. Они регламентировали широкую сферу поведения. Как и сами жрецы, тексты назывались брахманами. Брахманы, привыкая к ведам, образовали особый класс текстов, занятых, скорее, религиозностью, нежели религией.
Сохранившиеся брахманические тексты представляют собой весьма обширный круг. Самый значительный текст - Шатапатха-брахамана (прим. IX-YIII вв. до н.э.) . Он содержит сюжеты, важные для определения основ последующего индуизма.
Брахманическая картина мира имела главные черты всякойритуализованной картины бытия. С функцией жрецов-брахманов было связано усиление символической стороны ритуала и выделение лавного действующего начала всех ритуальных процедур и, одновременно, субстрата всех вещей в мире. В пантеоне на первый план выдвинулся бог-создатель Праджапати, став персонифицированной творческой силой и первоосновой всего сущего, порождающей мир и хранящей его. Дальнейшее мифологическое развитие эта иде получила в концепции индуистской триады (тримурти) .
По содержанию, к брахманам близки араньяки - "лесные книги". Они содержат не столько описание и толкование ритуальных деталей, сколько теософские рассуждения о сущности обрядности.
Подводя итоги, я хочу сделать выводы.
Эта религиозная система переживала наибольший расцвет на последних этапах развития ведийского периода в истории Индии, когда появилась достаточно сложная религиозно-философская ведийская литература и, в первую очередь, Упанишады.
Верховные божества - Брахма, Вишну и Шива. Большую роль в культе играли анимистические представления и почитание предков.
И в более
поздних ведических текстах —
брахманах — встречается
Мифология брахманизма в основном приняла всех божеств ведийского пантеона, однако в ней боги уже не олицетворялись с явлениями природы, с которыми их поначалу связывали. Одновременно повышался статус самих брахманов: «Есть два вида богов – те, что являются богами и те, что поют славящие их гимны. Между ними следует разделить жертву: богам – жертвенные дары, а человеческим богам – учёным брахманам – награду». Брахманы за совершавшиеся ими обряды жертвоприношения получали соответствующую плату – золотом, быками, лошадьми и одеждой. Таким образом, используя мифы и ритуалы вед, брахманы подготовили следующую ступень в развитии религиозной традиции в древней Индии. Они же явились самовыражением переходного периода от вед к собственно индуизму. В наше время брахманизм изучается философией в контексте эволюционизма и представляет интерес в качестве обоснования кастовой системы Индии.
Использованная литература