Идеологии брахманизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:26, доклад

Описание работы

Актуальность данной работы в том, что одна из центральных проблем понимания древнего мира - осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно-технического мира, их культурное единство и обретает значимость.

Файлы: 1 файл

Брахманизм ИППУ.docx

— 31.81 Кб (Скачать файл)

Савитар. Символизирует огненное движение — проявляющееся как распространение солнечных лучей, он движет воздух и воду. Его изображают с золотыми глазами, руками и золотым языком. Он ездит в белой колеснице, запряженной сияющими конями, и изображается с простертыми в жесте солнечного благословения руками.

Сурья. Обычно отождествляется с солнцем. Его изображают в образе человека темно-красного цвета, имеющего три глаза и четыре руки. В двух руках он держит желтые лотосы, третьей благословляет, а четвертой воодушевляет поклоняющихся ему.

Ушас — богиня зари. Ездит на колеснице, которую влекут коровы (или лошади) розового цвета. Ее изображают в образе очаровательной молодой девушки. Ушас разгоняет тьму и освещает мир, пробуждая его.

Брахман — древнее обозначение Высшего духа, единого бесполого начала, Первопричины, вечной и неизменной Первоосновы, предшествующего Брахме, который является божеством мужского рода. Брахман можно сравнить со священным звуком АУМ, являющимся звуковой вибрацией, породившей Вселенную и пронизывающей все сущее.

С Брахмой связываются великие космические циклы, носящие название Вдох Брахмы (активное состояние, манвантара) и Выдох Брахмы (пассивное состояние, пралайя), каждый из этих великих периодов состоит из 14 кальп. Каждая кальпа, в свою очередь, состоит из 1000 махаюг, а каждая махаюга делится на 4 периода-юги.

Со временем, ритуально-практические наставления брахманов составили сборники своеобразных ритуальных "инструкций" и разъяснений. Они регламентировали широкую сферу поведения. Как и сами жрецы, тексты назывались брахманами. Брахманы, привыкая к ведам, образовали особый класс текстов, занятых, скорее, религиозностью, нежели религией.

Сохранившиеся брахманические тексты представляют собой весьма обширный круг. Самый значительный текст - Шатапатха-брахамана (прим. IX-YIII вв. до н.э.) . Он содержит сюжеты, важные для определения основ последующего индуизма.

Брахманическая картина мира имела главные черты всякойритуализованной картины бытия. С функцией жрецов-брахманов было связано усиление символической стороны ритуала и выделение лавного действующего начала всех ритуальных процедур и, одновременно, субстрата всех вещей в мире. В пантеоне на первый план выдвинулся бог-создатель Праджапати, став персонифицированной творческой силой и первоосновой всего сущего, порождающей мир и хранящей его. Дальнейшее мифологическое развитие эта иде получила в концепции индуистской триады (тримурти) .

По содержанию, к брахманам близки араньяки - "лесные книги". Они содержат не столько описание и толкование ритуальных деталей, сколько теософские рассуждения о сущности обрядности.

Подводя итоги, я хочу сделать выводы.

Эта религиозная система переживала наибольший расцвет на последних этапах развития ведийского периода в истории Индии, когда появилась достаточно сложная религиозно-философская ведийская литература и, в первую очередь, Упанишады.

Верховные божества - Брахма, Вишну и Шива. Большую роль в культе играли анимистические представления и почитание предков.

И в более  поздних ведических текстах —  брахманах — встречается высказывание о происхождении и возникновении  мира. В некоторых местах развиваются  старые положения о воде как первосубстанции, на основе которой возникают отдельные  стихии, боги и весь мир. Процесс  генезиса часто сопровождается спекуляциями о влиянии Праджапати, который  понимается как абстрактная творческая сила, стимулирующая процесс возникновения  мира, а его образ лишён антропоморфных черт. Кроме того, в брахманах  встречаются положения. указывающие  на различные формы дыхания (прана) как первичные проявления бытия. Здесь речь идёт о представлениях, первоначально связанных с непосредственным наблюдением человека (дыхание как  одно из главных проявлений жизни), спроецированных, однако, на абстрактный  уровень и понимаемых как основное проявление бытия.

Мифология брахманизма в основном приняла всех божеств ведийского пантеона, однако в ней боги уже не олицетворялись с явлениями природы, с которыми их поначалу связывали. Одновременно повышался статус самих брахманов: «Есть два вида богов – те, что являются богами и те, что поют славящие их гимны. Между ними следует разделить жертву: богам – жертвенные дары, а человеческим богам – учёным брахманам – награду». Брахманы за совершавшиеся ими обряды жертвоприношения получали соответствующую плату – золотом, быками, лошадьми и одеждой. Таким образом, используя мифы и ритуалы вед, брахманы подготовили следующую ступень в развитии религиозной традиции в древней Индии. Они же явились самовыражением переходного периода от вед к собственно индуизму. В наше время брахманизм изучается философией в контексте эволюционизма и представляет интерес в качестве обоснования кастовой системы Индии.

 

 

Использованная литература

  1. Романов В.Н «Шатапатха-брахмана: книга I; книга X (фрагмент)». (перевод, вступительная статья, примечания) Издательство:  М.: Изд. "Восточной литературы" РАНГод:  2009 г. 383 с.
  2. Брахман Чаттерджи «Сокровенной Религиозной философии Индии»
  3. Александр Мень «Брахманизм. Буддизм. Кришнаизм»
  4. В.С. Семенцов «Проблемы интерпретации брахманической прозы» (ритуальный символизм). М.: Наука (ГРВЛ), 1981. 184 стр.
  5. Сыркин А.Я. "Древнеиндийские Афоризмы", Академия наук СССР институт народов Азии издательстыо «НАУКА» , Москва 1966
  6. Торчинов Е.А. «Церковные требы в храмах Иерусалима» 2012
  7. Радугин А.А. «Политология» М.: 2003 - 288 с.
  8. «История и культура древнего мира» Энциклопедия, том 2. М.: Философская и историческая библиотека, 2003 - 676 с.



Информация о работе Идеологии брахманизма