Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 16:32, лекция
Целью данной работы является изучение идеологии фашизма и определение сущности и выявление подоплеки нацистской идеологии.
Для этого в первую очередь нужно проследить историю Германии с античных времён, разбираясь при этом в том, как германские народы смогли сохранить и умножить свои воинственные амбиции, при каждом удобном случае проверяя свои силы. Особо следует разобраться в настроениях, царивших в немецком обществе после поражения Германии в Первой мировой войне.
Затем следует разобраться на чём была основана нацистская теория сверхчеловека.
Введение
1. Сущность и понятие фашизма.
2. История и предпосылки развития в Германии фашизма в 20-х - 40-х г. XX века.
3. Идеология фашизма. Пропагандистская система.
Заключение.
Список литературы.
Гитлер
пришел к власти, опираясь на прямую
поддержку официальных и
Приход к власти фашистов не был обычной сменой кабинета. Он ознаменовал начало планомерного разрушения всех институтов буржуазно-демократического парламентского государства, всех демократических завоеваний немецкого народа, создание нового порядка - террористического антинародного режима.
Вначале, когда открытое сопротивление фашизму не было окончательно подавлено (еще в феврале 1933 г. во многих местах Германии проходили антифашистские демонстрации), Гитлер прибегал к чрезвычайным мерам, широко использовавшимся в Веймаре на основе чрезвычайных президентских полномочий. Он формально никогда не отказывался от Веймарской конституции.
С первых дней прихода к власти Гитлер начал осуществлять свою программу, в соответствии с которой Германия должна была добиться нового величия. Ее осуществление предполагалось провести в два этапа. На первом - ставилась задача сплотить немцев в некую народную общность, на втором - превратить ее в общность боевую.
Для
сплочения немцев в единую общность
необходимо было очистить арийскую расу
от «чужой крови», преодолеть классовые,
конфессиональные, идеологические противоречия,
что достигалось путем
После
смерти президента Гинденбурга 1 августа
1934 г. по постановлению правительства
должность президента была упразднена,
а вся власть сконцентрирована в
руках Гитлера - вождя и пожизненного
рейхсканцлера, которому было предоставлено
право не только назначать имперское
правительство, всех высших должностных
лиц империи, но и своего преемника.
С этого времени Гитлер начинает
планомерное уничтожение всех возможных
путей оппозиции, что было прямым
воплощением программных
Вслед за запрещением Коммунистической партии в марте 1933 г. в мае того же года были распущены все профсоюзы, в июне 1933 г. вне закона была объявлена Социал-демократическая партия. Другие действовавшие до прихода к власти Гитлера партии "самораспустились". В июле 1933 г. было запрещено законом существование каких бы то ни было политических партий, кроме фашистской и руководимых ею организаций Райх В. Психология масс и фашизм/ Пер. с англ. Ю.М.Донца. - СПб.:Унив. кн., 2006.
3. Идеология
фашизма. Пропагандистская
Фашизм
- это идеология и практика, утверждающие
превосходство и
Национал-социализм (Нацизм) - официальная политическая идеология Третьего рейха.
Нацистская идеология Третьего рейха:
Нацистская расовая политика -- политика расовой дискриминации и ксенофобии в Третьем рейхе, основанной на концепции расовой гигиены.
Во
многих европейских и американских
странах расизм в XIX веке и в начале
XX века не находился под запретом,
а в Третьем рейхе получил
государственную поддержку. Евреи
были лишены прав гражданства, возможности
работать на государственной службе,
иметь частную практику и собственный
бизнес, вступать в брак с немцами
(немками) и получать образование
в государственных учебных
Термин
«расовая гигиена» был изобретён
немецким учёным Альфредом Плётцем,
который использовал это
Существовала
концепция расовой гигиены, которая
означала необходимость разделять
людей на представителей высшей расы
и низших элементов и необходимость
соответствующего отбора. По этой концепции,
первых следовало искусственно поддерживать,
тогда как воспроизводство
Вождизм -- политика, направленная на утверждение одного человека в роли непререкаемого руководителя. Для вождизма характерна личная преданность одному человеку -- вождю, признанному идейному руководителю в жёстко централизованных структурах.
Основные идеи Гитлера нашли отражение в опубликованной в 1920 году программе НСДАП (25 пунктов), стержень которой составляли следующие требования:
В идеологии нацизма особое место занимают нация и государство («кровь и почва»). Нация рассматривается как высшая и вечная реальность, основанная на общности крови. Отсюда задача сохранения чистоты крови и расы. В фашистском обществе высшие нации господствуют над низшими.
Возвеличивается и мистифицируется роль государства, несущего ответственность за индивидуальные судьбы в физическом и духовном смысле, беспощадно пресекающего какое-либо посягательство на единство нации.
Данный режим превратил страну в государство, в котором все стороны жизни, вплоть до мелочей, контролируются из единого центра. Это позволило проводить идеологическую обработку населения и выявлять инакомыслящих для беспощадного уничтожения.
Национал-социалистическая
пропаганда, зародившаяся в начале
1920-х гг., в период становления
НСДАП как самостоятельной
Чтобы достичь всей полноты власти и утвердить свою диктатуру в Германии, нацистам требовалось ликвидировать демократические институты и преодолеть сопротивление иных политических партий.
В
силу перечисленных причин НСДАП
была вынуждена и далее
Приход
нацистов к власти впервые позволил
им задействовать ресурсы
С
другой стороны, отныне пропаганда нацистов
велась в условиях непрекращающегося
террора по отношению к политическим
противникам, что, в свою очередь, весьма
способствовало усилению пропагандистского
воздействия нацистских акций. Санкционированные
государством репрессии по отношению
к оппозиции позволяли более
эффективно манипулировать общественным
мнением. Неслучайно стратегия устрашения
рассматривалась нацистами как
составная часть
Третьим фактором, повлиявшим на развитие системы нацистской пропаганды в 1933 г., стало последовательное завоевание режимом монополии на освещение событий в средствах массовой информации.
В течение 1933 г. нацисты сосредоточили в своих руках управление радиовещанием и прессой (важной вехой здесь явилось учреждение Имперской палаты искусств 22 сентября 1933 г.), разгромили оппозиционную печать и законодательно оформили состоявшуюся унификацию рядом постановлений и законов. Тем самым был создан единообразный идеологический климат, что позволило нацистам беспрепятственно, не опасаясь идейной конкуренции, формировать общественное мнение.
Наконец, упомянутое расширение поля пропагандистской активности, и как следствие, необходимость более четкой координации усилий при проведении пропагандистских компаний повлекли за собой серьезные изменения в огранизационной структуре нацистской пропаганды. 13 марта 1933 г. было основано Министерство народного просвещения и пропаганды, главой которого стал Й.Геббельс, сохранивший за собой и пост руководителя рейхсуправления пропагандой (РПЛ) - внутрипартийной пропагандистской инстанции.
В период, когда процесс утверждения диктатуры еще находился в своей начальной стадии, нацисты ретушировали наиболее неприглядные черты своей идеологии (антихристианство, расизм, теорию завоевания «жизненного пространства»), предпочитая аппелировать к традиционным буржуазным ценностям. Это позволяло привлечь на свою сторону не только средний класс, но и крупную буржуазию, профессиональное чиновничество и рейхсвер.
Вместе
с тем нацизм не только не отказался
от псевдосоциалистической фразеологии,
но и усилил пропагандистское давление
на рабочих. Задача нацистской пропаганды
состояла в данном случае в том, чтобы
оправдать разгром рабочих
Прежде
всего в этой связи следует
отметить праздник 1 мая, стилизованный
под «день национального труда»
Помимо этого, была развернута система благотворительности, создававшая иллюзию щедрой социальной политики нацистского государства.
Национал-социалистическая
пропаганда, формируя позитивный образ
нового государства в общественном
сознании, не ограничивалась выдвижением
лозунгов, варьировавшихся в зависимости
от того, какой адресной группе они
предназначались. Одним из наиболее
действенных методов стало
Вторым
эффективным методом