Идеология государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 17:49, творческая работа

Описание работы

В связи с распадом мировой системы социализма, кризисом догматизированной идеологии марксизма-ленинизма и переходом бывших социалистических стран к рыночной экономике и демократическим реформам, сложилась ситуация негативного отношения к идеологии. Однако, и отечественный опыт последнего десятилетия и исследования западных аналитиков показали, что идеология является неотъемлемой частью социальной действительности, политического и духовного бытия современного общества.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 38.27 Кб (Скачать файл)

Введение

В связи с распадом мировой  системы социализма, кризисом догматизированной  идеологии марксизма-ленинизма и  переходом бывших социалистических стран к рыночной экономике и  демократическим реформам, сложилась  ситуация негативного отношения  к идеологии. Однако, и отечественный опыт последнего десятилетия и исследования западных аналитиков показали, что идеология является неотъемлемой частью социальной действительности, политического и духовного бытия современного общества.

Общество не может существовать без целостного свода идей, ценностей  и норм, объединяющих всех граждан. Государство без идеологии, как  и человек без мысли, не может  жить и развиваться, тем более, противостоять  внутренним и внешним угрозам  и вызовам, что и объясняет актуальность выбранной темы.

Идеология для государства  — то же самое, что иммунная система  для живого организма. Если иммунитет  ослабевает, любая даже самая незначительная инфекция становится смертельной. Точно  так же с государством: когда разрушается  идеологическая основа общества, его  гибель становится только делом времени, как бы внешне государство не казалось сильным и грозным. Если мы хотим  видеть Беларусь сильной, процветающей державой, то должны, прежде всего, думать об идеологическом фундаменте белорусского общества.

Идеология — это система  идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также средствах  и путях достижения этих целей, воплощенных  в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых актах, побуждающих людей  в своих действиях стремиться к целям, которые мы перед собой  поставим.

 

Предмет и теория изучения идеологии белорусского государства

 

Идеологическое пространство всегда плюралистично. В обществе одновременно существуют самые разнообразные идеологические теории. Функционируя, они взаимно дополняют друг друга, создавая единую идеологическую систему.

Основные современные  идеологии – либерализм, социализм, консерватизм – возникли в условиях становления и развития западноевропейской цивилизации. Эти идеологии отражали реальные и многообразные конфликты  эпохи буржуазного развития. В  них в максимальной степени нашло  выражение понимание проблем  современного общества основными социальными  слоями и классами, и именно в  этих идеологиях большие социальные группы обрели ясное самосознание.

 

Становление государственности  требует дополнительного фактора, формирующего государственную и  гражданско-политическую идентичность. Поэтому не случайно в Новое время  возникает национализм, который  первоначально формировался как государственный патриотизм и экономический национализм. Любовь к нации-государству становилась выше, чем любовь к монарху и династии.

 

Возникновение и развитие суверенного государства Республики Беларусь актуализировали вопрос об идеологии белорусского государства. Идеология государства – специфический  тип идеологии. Именно эта идеология  должна обеспечивать большую или  меньшую степень социального  консенсуса и ощущение принадлежности к государственно-организованному  сообществу, к исторической судьбе Отечества. Идеология государства  становится важнейшим источником согласия различных социальных и политических сил.

 

Это становится важным и  потому, что государственное строительство  Республики Беларусь происходит одновременно с глубокими социально-экономическими преобразованиями и переходом к  рыночной экономике.

 

Идеология государства играет особую роль в процессе политической социализации.

В идеологии государства  особенно четко проявляется инструментальная функция, которая служит достижению конкретных политических, экономических  и социальных целей, значимых для  всего общества.

 

Идеология государства, чтобы  отражать интересы и устремления  основной массы населения, должна нести  в себе центристскую программу. Идеология  государства охватывает все основные сферы жизни общества: экономическую, собственно политическую, социальную, культурно-информационную, но приоритеты в зависимости от конкретной ситуации могут меняться.

 

Идеология белорусского государства  должна задействовать духовный и  интеллектуальный ресурсы нации, которые  являются важнейшими ресурсами развития особенно в современном информационном обществе.

 

Идеология белорусского государства  – это государственно-патриотическая идеология, синтез государственного самосознания, культуры и духовности.

 

Без духовной энергии невозможно созидание эффективной экономики  и процветающего общества.

 

Важной проблемой идеологии  белорусского государства является соотношение инноваций и традиции как в социокультурном контексте, так и в плане государственного строительства. Особое место тут занимает отношение к советскому прошлому и белорусской государственности в рамках СССР. Вопрос, который имеет важнейшее значение для современного белорусского общества и его политико-идеологического состояния – это вопрос о том, является ли суверенное государство Республика Беларусь продолжением предшествующего развития или качественно новым этапом в становлении белорусской государственности, имеющим слабую генетическую связь с предшествующим состоянием.

 

 

Ядром идеологии белорусского государства является идея Отечества. В моменты кризисов именно понятия "Родина" и "Отечество" становятся политическим средством преодоления  раскола между властью и народом. Отечество – это есть общая  Родина и для патриотов, и просто лояльных или аполитичных граждан, и для оппозиционных граждан. Сын Отечества – это соединение гражданина и патриота в одном  лице. Не случайно, что только те войны получают название Отечественных, в которых, защищая страну, граждане и правительство действуют героически и как одно целое.

 

В системе ценностей особое место занимают суверенитет, национальный интерес, национальная безопасность, справедливость. Важной составляющей идеи белорусской  государственности должны стать  стандарты прав человека и права  как такового.

 

Правовой основой идеологии  белорусского государства является Конституция Республики Беларусь. Конституция  любого государства и в том  числе белорусского, является, по сути, главным идеологическим документом, в котором прописаны все основные цели государства

 

Следующей составной частью Белорусской идеологии белорусского государства является белорусская  политическая система как политическая основа идеологии государства. Белорусская  политическая система основана на Конституции  Республики Беларусь, но основные особенности  белорусской политической системы  как составной части идеологии  государства еще ждут своего дальнейшего  исследования, развития со стороны  ученых, обществоведов, политиков и  аналитиков.

 

Четвертой составляющей, или  составной частью идеологии белорусского государства, является, собственно, белорусская  идеологическая доктрина или национальная идея. Основным содержанием белорусской  национальной идеи являются такие фундаментальные  понятия, как: общечеловеческие и христианские ценности, национально-государственное  самосознание, гражданственность, патриотизм. Это – мировоззренческая основа идеологии государства.

 

На сегодняшний день уже  можно говорить о наличии всех четырех гармоничных составляющих частях идеологии белорусского государства: Конституция, белорусская экономическая модель, белорусская политическая система, белорусская идеологическая доктрина в виде национальной идеи.

 

 

 

Этапы становления идеологии белорусского государства

 

О своем месте в этом мире каждый народ в ходе своего исторического развития вырабатывает определенную систему представлений, понятий, принципов формирования своей  национальной общности, форм своей  государственной и экономической  жизни, своих взаимоотношений с  другими народами. Эти идеи и представления, в конечном счете, всегда составляли, и будут составлять основу построения народом своего государства.

 

Систематизированную сумму  выработанных народом идей и представлений  об истории становления и развития своей государственности, особенностях устройства институтов государственной  власти, о направлениях, целях и  задачах дальнейшего развития государства, формах и способах его взаимодействия с другими народами с полным основанием можем назвать идеологией национальной государственности. В связи с  этим можно сделать вывод, что  идеология белорусской государственности  аккумулирует все конструктивное, полезное для Беларуси из опыта прошлого и  достижений настоящего. Идеология белорусской  государственности - это не только система  взглядов, благодаря которым граждане нашей республики могут ориентироваться  в политическом и социальном пространстве, но она призвана обосновать и обеспечить интересы белорусского народа как важнейшего субъекта политики.

 

После распада Советского Союза и провозглашения суверенитета Республики Беларусь вопрос об идеологии  белорусской государственности  приобрел новое значение. В последнее  десятилетие в центре острейших  дискуссий находятся вопросы, касающиеся прошлого, настоящего и будущего белорусской  государственности. В современной  идейно-политической борьбе особое внимание концентрируется на понимании прошлого белорусской государственности.

 

Все восточные славяне  сначала составляли единую древнерусскую  народность в границах единого Древнерусского государства – Киевской Руси. Этот факт прочно вошел в историческую память не только белорусского, но и  русского, и украинского народов. Согласно общепризнанной в отечественной  и зарубежной научной литературе схеме восточнославянские племенные  союзы после их политического  объединения в рамках Древнерусского государства в течение XI-XII веков  слились в единую древнерусскую  народность, которая с конца XIV века распалась на три отдельных народности – белорусскую, великорусскую и  украинскую. У большинства современных исследователей не вызывает сомнений факт широкого распространения в Киевской Руси представления о том, что все славяне на территории Восточной Европы составляли единый народ, что в отчетливой форме зафиксировано в "Повести временных лет" – древнейшем летописном своде по истории восточных славян. Исходя из этого, можно сделать вывод, что идея белорусской государственности имеет общерусские корни, восходит к древнерусской государственности. Именно уже в ранней древности была сформулирована идея общерусского единства. Она, несомненно, помогает нам понять и осмыслить историю и идеологию белорусской государственности.

 

Имеет ли историческое и  юридическое право Республика Беларусь считать себя наследницей и преемницей Великого княжества Литовского, Русского, Жемайтского (вторая половина XIII-XVI вв.)? Ответ на этот вопрос можно сформулировать так: в результате феодальной раздробленности и нашествия татаро-монголов в начале XIII века Древнерусское государство распалось. На северо-западной его части во второй половине XIII века возникло Великое княжество Литовское, которое в конце XIV века стало называться Великим княжеством Литовским, Русским, Жемойтским. Такое название государства отражает сложный процесс его становления и, разумеется, дает ответ на характер этнического состава населения этого государственного образования. Однако необходимо отметить, что и до сегодняшнего дня не умолкли дискуссии и споры об этническом составе его населения. Спектр взглядов на эту проблему очень широкий – от трактовки Великого княжества в качестве литовской державы до провозглашения его белорусской империей. В значительной степени это связано с отсутствием в письменных источниках информации о юридических основах объединения балтских и славянских территорий в единое государство, в разных сферах (политической, экономической, культурной) которого в дальнейшем доминировал или балтский, или славянский элементы. Однако существенно то, что в рамках Великого княжества Литовского интенсивно шел процесс формирования белорусского этноса.

 

Известно, что российские историки считали ВКЛ русско-литовским  государством, однако, в процессе развития этого государства все более  отчетливо проявлялась его белорусско-литовская  сущность, а позднее более выраженным стал белорусский фактор (тогда, когда  сформировалась белорусская народность). Это был период, который охватывал XV-XVI столетия. Именно в этот период набирал силу процесс формирования этнического самосознания белорусов, который проявился, главным образом, в развитии родного языка, письменности, философской и социально-политической мысли; правотворчестве, национальных обычаях и традициях, приверженности населения православному вероисповеданию. Однако в конце XVI столетия была перевернута  и трагическая страница истории  нашего народа: Люблинская уния (1569 г.). Согласно этой унии ВКЛ вошло в состав Речи Посполитой, сохранив на некоторое время свой автономный характер, однако позднее суверенитет был утерян.

 

Что касается вхождения белорусских  земель в состав Речи Посполитой, то этот период имел исключительно важное значение для самоидентификации белорусов как самобытного этноса, для его самосознания, его общерусского происхождения, а также для его политического самоопределения. Решающим обстоятельством в этом процессе было то, что Речь Посполитая как государство менее всего было заинтересовано в развитии белорусов как самобытного народа. Более того, она делала все, чтобы стереть из памяти белорусов их этническую принадлежность. Именно в это время большинство белорусов осознало, что для своего самосохранения как этноса, для своего дальнейшего исторического развития они должны вернуться к своим общерусским корням, к истокам своей государственности. Это явилось главной причиной острой религиозно-национальной борьбы, развернувшейся на белорусских и украинских землях. Польско-католическое давление вынудило их сплотиться и развернуть религиозно-национальную борьбу за свое освобождение. И эта борьба не прекращалась вплоть до воссоединения белорусских и украинских земель с Российским государством.

 

Оказавшись в границах Российского государства, белорусы возродили свои национальные традиции, культуру, литературный язык.

 

Именно в этот период начали складываться этнические, социальные, экономические, политические предпосылки  для становления национальной белорусской  государственности. Эти предпосылки  явились результатом социально-экономических  и политических процессов, проходивших  на протяжении всего XIX и начала XX столетия в России. В национальных регионах России, в том числе и Беларуси, они тесно переплетались с  проблемами реализации культурных, социально-экономических  и политических прав народов, составляющих многонациональное государство. Именно в этот период зарождается белорусское  общественно-политическое движение. В  идеологии этого движения неизменно  присутствовала национальная проблема. Однако хотелось бы отметить, что уже  в конце XIX – начале XX столетия в  ходе формирования представлений о  белорусской государственности  определились два подхода к пониманию  исторического прошлого белорусского народа и, соответственно, форм его  самоопределения. Эти два подхода  привели к разделению общественно-политического  движения на два потока – представителей национально-демократического течения  и сторонников западноруссизма.

Информация о работе Идеология государства