Идеология государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 17:49, творческая работа

Описание работы

В связи с распадом мировой системы социализма, кризисом догматизированной идеологии марксизма-ленинизма и переходом бывших социалистических стран к рыночной экономике и демократическим реформам, сложилась ситуация негативного отношения к идеологии. Однако, и отечественный опыт последнего десятилетия и исследования западных аналитиков показали, что идеология является неотъемлемой частью социальной действительности, политического и духовного бытия современного общества.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 38.27 Кб (Скачать файл)

 

Представители национально-демократического течения в целом выступали  с национально-белорусских позиций, отстаивали возможность самоопределения  Беларуси как автономной республики в границах будущего демократического федеративного Российского государства. И только значительно позднее они в той или иной мере считали возможным становление самостоятельной государственности белорусов. Сторонники западнорусизма, напротив, рассматривали Беларусь как составную часть России. И хотя западнорусы признали этнографические отличия белорусского народа от русских и украинцев, тем не менее стремились доказать, что Беларусь не в состоянии экономически и политически самостоятельно развиваться. Белорусов же они рассматривали как одно из славянских племен, которое органично входит в состав единого русского народа.

 

Названные два подхода  к пониманию истории Беларуси и ее народа оказывали свое воздействие  на формирование идеологии белорусской  государственности на протяжении всего XX столетия. Они и сейчас влияют на ход реальных современных политических процессов в Республике Беларусь, а также и на формирование идеологии  белорусского государства.

 

С падением самодержавия в  феврале 1917 года, а затем в период Октябрьской революции и гражданской  войны на первое место в общественно-политической жизни Беларуси выдвинулся вопрос практического  создания белорусской национальной государственности. Он привел к идейному противостоянию бывших союзников по политической борьбе. Размежевание произошло  по вопросу о форме национального  самоопределения белорусов, о характере  будущего белорусского национального  государства, о его месте и  роли в складывавшейся новой системе  международных отношений. Вопрос стал буквально так: либо пойти по пути становления суверенного, независимого от других республик государства, либо – по пути создания белорусского государства  в составе федерации равноправных национальных республик. В условиях революции и гражданской войны  были сделаны попытки реализовать  тот и другой подходы. Белорусская социалистическая грамада (БСГ), которая по существу являлась революционно-демократической партией социалистической ориентации, в условиях гражданской войны попыталась реализовать идею полной национальной независимости белорусского государства на основе парламентской демократии. Однако провозглашенная умеренными белорусскими социалистами 25 марта 1918 года Белорусская Народная Республика (БНР) в условиях немецкой оккупации, как утверждают многие исследователи, не была государственным образованием даже "в марионеточной форме".

 

В силу неблагоприятных для  БНР внешнеполитических и внутренних обстоятельств, вдобавок к тому из-за непреодолимой изолированности  ее деятелей от широких народных масс, увлеченных идеей советской государственности, БНР так и не смогла стать независимым, суверенным белорусским государством. Это было признано на 2-й Всебелорусской конференции, проходившей в октябре 1925 года в Берлине. В ее работе участвовали представители различных течений белорусской политической эмиграции. Участники конференции признали Минск – столицу БССР "единым центром политического и культурного возрождения Беларуси" и объявили о роспуске Рады и правительства БНР.

 

Создание белорусской  национальной государственности проходило  в обстановке острейших социальных столкновений и потрясений, вызванных  российской революцией. Поэтому события, связанные с рождением белорусской  государственности, сегодня никак  не вписываются в однобокие надуманные схемы. Они развивались так, а  не иначе, в силу многих объективных  и субъективных обстоятельств, среди  которых особую роль играли внутренние и внешние факторы, специфика  национального движения в Беларуси, действия классовых и социальных сил, логика политической борьбы. Именно это и предопределило поражение  тех политических сил, которые пытались реализовать идею Белорусской Народной Республики. В этом противостоянии и рождалась белорусская государственность  на советской основе.

 

1 января 1919 года, как известно, была провозглашена Белорусская  Советская Социалистическая Республика (БССР). Ее провозглашением был  заложен прецедент создания политико-территориальной  единицы с атрибутами белорусской  государственности в рамках советского  строя.

 

По мере развития и усложнения как внутренней, так и внешней  ситуации для лидеров большевиков  все более насущной становилась  проблема изменения стратегии и  тактики в национальном вопросе. Акцент делался на следующем: любым  путем сохранить РСФСР, которая  рассматривалась как прообраз будущей  мировой Республики Советов (впоследствии эта роль отводилась образованному  в декабре 1922 года СССР). Советская  Социалистическая Республика Беларусь создавалась как плацдарм для  наступления советских войск  для поддержки мировой пролетарской революции.

 

Второе провозглашение БССР произошло в июле 1920 года. О возрождении  белорусской советской государственности  было заявлено в "Декларации о провозглашении независимости Советской Социалистической Республики Белоруссии", которая  была принята 31 июля 1920 года в Минске на совместном заседании представителей государственных и партийных  органов, общественно-политических организаций  и профсоюзов. Появление этого  документа было связано с июльским (1920) наступлением на Западном фронте Красной  Армии, которая практически освободила всю территорию Беларуси. Этот документ объявил о восстановлении БССР, провозглашенной 1 января 1919 года. В условиях продолжавшейся советско-польской войны было очень  трудно определить административно-территориальную  границу возрождавшейся республики. И хотя на путях становления национальной государственности белорусского народа было много трудностей, в Декларации с позиций "полного суверенитета ставился вопрос о государственных связях между советскими республиками". Заявлялось, что отношения между СС РБ и РСФСР будут оформляться на равноправной основе. Позже принцип равноправия республик был положен в основу Союзного рабоче-крестьянского договора между РСФСР и СС РБ, заключенного 21 января 1921 года, в котором вновь признавались независимость и суверенитет "каждой из договаривающихся сторон". В Декларации затрагивались и языковые проблемы, от решения которых зависело духовное возрождение белорусского народа. Устанавливалось "полное равноправие языков (белорусского, русского, польского, еврейского) в сношениях с государственными учреждениями и в организациях и учреждениях народного просвещения и социалистической культуры". Коренная нация в отношении языка не получила никаких преимуществ.

 

Договор 1922 года о создании СССР основывался на компромиссе  между национальной автономией и  сохранением централизованного  государства, которое должно было стать  средством осуществления революционного идеала. Этот идеал включал в себя возможность устранения как классов, так и наций. Следовательно, в момент создания союзного государства в теоретическом плане нация рассматривалась как некоторый пережиток. Государство, основывающееся на принципе пролетарского интернационализма, по крайней мере, в теории становилось "безнациональным". И действительно, в 30-е годы в политической практике понятие "национальный интерес" было устранено. Оно было возрождено только в годы Великой Отечественной войны.

 

Принцип ограничения суверенитета союзных республик вошел в  Союзный договор, а затем в  Конституцию СССР 1924 и 1936 годов. И  хотя в Конституции СССР 1977 года теория ограниченного суверенитета не получила юридического закрепления, было зафиксировано положение о  том, что "союзная республика –  суверенное государство". В годы перестройки оно стало правовой основой движения за обновление Союза, стимулировало стремление к реализации идеи полного суверенитета республик. 27 июля 1990 года Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном  суверенитете нашей республики. Декларация стала государственно-правовым актом  о суверенитете БССР. И хотя Декларация заявила о том, что Беларусь выбрала  собственный путь развития, в ней  не предусматривался выход республики из Союза. Объявление независимости  БССР было началом нового этапа самоопределения  белорусского народа.

 

Провозглашенная 1 января 1919 года БССР представляла собой целую  эпоху в истории становления  новой белорусской государственности. Безусловно, она стала первым реальным национальным белорусским государством. При всей ограниченности суверенитета в советский период БССР отнюдь не была фикцией. Первый опыт белорусской  государственности имел огромное значение для развития белорусского народа на протяжении всего XX столетия. За 70 лет своего существования в составе Советского Союза Белорусская ССР постепенно собрала основную часть этнической территории белорусов ("укрепление" БССР в 1924 и 1927 годах, воссоединение Западной Беларуси с БССР в 1939 году) и выполнила государственно-политическую и культурную роль объединения белорусской нации. Впервые в истории был создан реально действующий аппарат государственной власти, национальная система просвещения и науки, государственная институционированная система профессионального искусства и культуры, массовая национальная пресса и т.д. Беларусь стала индустриально развитой республикой и прославилась на весь мир героическим сопротивлением немецко-фашистским оккупантам в годы Великой Отечественной войны.

 

На основе БССР в 1991 году была провозглашена суверенная Республика Беларусь. На пути закрепления суверенитета республики важное значение имело принятие Верховным Советом в марте 1994 года Конституции Республики Беларусь, на основе которой была введена президентская форма правления. Первым Президентом Республики Беларусь стал А.Г. Лукашенко, который был избран в результате двух туров всенародных выборов в июне-июле 1994 года.

 

Становление идеологии белорусского государства на современном этапе

 

Третий период реформирования системы власти и управления начался  со второй половины 1994 года и продолжался  до ноября 1996 года, и по праву может  считаться периодом становления  идеологии белорусского государства  на современном этапе. В этот период были приняты законы о президенте, Верховном Совете, Кабинете Министров. Продолжалась работа по дальнейшей трансформации  системы государственной власти и управления. Президент и исполнительная ветвь власти с первых же шагов  своей деятельности начали применять  решительные меры по повышению уровня управляемости в стране. Вся эта  работа осуществлялась в условиях острой борьбы исполнительной власти с другими  ветвями власти и, прежде всего с законодательной, поскольку решить эту задачу в полном объеме можно было только за счет уменьшения ее властных полномочий.

 

К концу 1995 года в стране была создана президентская вертикаль, сформированная за счет переподчинения исполкомов областных и районных Советов непосредственно президенту. В результате такого шага Верховный  Совет Республики Беларусь лишился  поддержки на местах. С этого момента  реальная власть в стране начала концентрироваться  вокруг Президента.

 

Результаты исследования показывали, что в период острого  политического кризиса в общественном мнении в то время сформировались и занимали доминирующие позиции представления о том, что Верховный Совет Республики Беларусь в своей работе отстаивал, в первую очередь, интересы партий правой ориентации (БНФ и др.), партий левой ориентации – ПКБ и др. Интересы же большинства населения у высшего законодательного органа республики, по мнению респондентов, были на последнем месте.

 

Еще более критическим  было отношение граждан республики к деятельности местных органов  власти. Ведь, по мнению этих же граждан, местные органы власти в своей  повседневной деятельности, в первую очередь, отстаивали интересы частного сектора экономики. Вторую ранговую позицию в их деятельности занимали интересы республиканских и местных  органов власти, т. е. их собственные  интересы. На третьем месте –  интересы теневого бизнеса. Интересы же большинства населения у них  стояли на шестом, последнем месте.

 

Таким образом, в общественном мнении в Беларуси сформировалось как  бы два полюса, характеризующих уровень  отношения и доверия населения  к властям. На одном таком полюсе с высоким уровнем поддержки  граждан находится Президент, на другом – властные структуры различных  ветвей власти и уровней управления, не пользующиеся высоким уровнем  поддержки населения.

 

На третьем этапе социально-политических преобразований в нашей стране был  принят целый ряд законов, направленных на коренное реформирование существующей системы власти и управления. Стремление Президента навести порядок в  обществе, а именно так расценивалась  конфликтная ситуация гражданами республики во время конституционного кризиса  в 1996 году, было встречено с пониманием в обществе. На референдумах 1995 и 1996 годов большинство граждан высказалось  за доверие Президенту. Этот этап преобразований затронул в большей мере политическую сферу и может характеризоваться  как период коренного реформирования всей системы власти и управления в стране.

 

С референдума 1996 года, по результатам  которого были внесены изменения  и дополнения в Конституцию Республики Беларусь, начинается четвертый этап преобразований. Возникают и требуют  своего решения новые проблемы во взаимодействии властей. Теперь это  относится, прежде всего, к полномочиям  президента, парламента и правительства  в сфере законотворчества и нормотворчества. Понятно, что и впредь будут постоянно  возникать новые проблемы на пути государственного строительства в  Беларуси.

 

Накануне выборов в  местные органы власти в 1999 году избирательный  ценз был все-таки снижен, что вывело республику из периодически повторяющегося избирательного марафона. Одновременно практика проведения указанных выборов со всей очевидностью показала, что актуализировалась другая, не менее острая, проблема участия в выборах оппозиционных партий. Представляется, что исходя из здравого смысла активисты оппозиционных политических партий пусть лучше "воевали" бы на заседаниях представительных органов власти, чем на улицах, митингах и т.п. Кроме того, практическая деятельность в представительных органах власти, работа с людьми объективно уменьшит энтузиазм и снимет налет экстремизма у таких активистов. Наконец, стране нужны активные и подготовленные кадры, и работа в представительных органах власти в этом плане является хорошей школой.

 

В результате экономических  кризисов и революционных потрясений, многочисленных разрушительных, кровопролитных войн и межнациональных конфликтов, распада старых и образования  новых государств человеческое сообщество оказалось перед ответственным  выбором: либо продолжать бессмысленное  наращивание средств решения  международных проблем с позиции  силы, либо вести настойчивый поиск  разумных решений и норм сосуществования  государств во имя благополучия нынешнего  и будущих поколений.

Информация о работе Идеология государства