Идеология народничества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:19, доклад

Описание работы

Исторические корни народничества уходят в 40-е годы XIX в. Теория некапиталистического пути развития России была выдвинута родоначальниками народничества А.И.Герценом и Н.Г.Чернышевским. Идеи «крестьянского социализма» активно пропагандировал Н.П.Огарев.
Буржуазные реформы, проведенные в период правления Александра II, затронули все сферы жизни страны, обеспечив восходящую линию общественно-политического процесса. Несмотря на внутреннюю противоречивость и незавершенность, они нанесли большой удар по самодержавно-крепостнической системе, раскрепостили творческий потенциал народа. В течение нескольких десятилетий в России произошли такие перемены, какие в странах Западной Европы заняли целые века. В итоге Россия к началу XX в. смогла восстановить свое положение великой европейской и мировой державы.

Файлы: 1 файл

народники.docx

— 37.27 Кб (Скачать файл)

Тема: Идеология народничества

1 Складывание и  развитие теории народничества

Исторические корни народничества  уходят в 40-е годы XIX в. Теория некапиталистического пути развития России была выдвинута  родоначальниками народничества А.И.Герценом и Н.Г.Чернышевским. Идеи «крестьянского социализма» активно пропагандировал Н.П.Огарев.

Буржуазные реформы, проведенные  в период правления Александра II, затронули все сферы жизни  страны, обеспечив восходящую линию  общественно-политического процесса. Несмотря на внутреннюю противоречивость и незавершенность, они нанесли  большой удар по самодержавно-крепостнической  системе, раскрепостили творческий потенциал народа. В течение нескольких десятилетий в России произошли  такие перемены, какие в странах  Западной Европы заняли целые века. В итоге Россия к началу XX в. смогла восстановить свое положение великой  европейской и мировой державы.

Крестьянские волнения, вспыхнувшие  после 1861 г., быстро сошли на нет, рабочее движение находилось в зачаточном состоянии. В этот период окончательно оформились три направления в общественном движении -- консерваторы, либералы и радикалы. У них были разные политические цели, организационные формы и методы борьбы, духовные и морально-этические позиции.

Консерваторы - социальную основу этого направления составляло реакционное дворянство, духовенство, мещанство, купечество и значительная часть крестьянства. Консерватизм второй половины XIX в. остался в идеологических рамках теории «официальной народности». Самодержавие по-прежнему объявлялось важнейшим устоем государства, обеспечивающим величие и славу России. Православие провозглашалось основой духовной жизни народа и активно насаждалось Во внутриполитической области консерваторы боролись за незыблемость самодержавия, свертывание реформ и проведение контрреформ. В социально-экономической сфере они ратовали за укрепление позиций дворянства, сохранение помещичьего землевладения. Во внешней политике ими развивались идеи панславизма единение славянских народов вокруг России. В духовной сфере представители консервативной интеллигенции отстаивали принципы патриархального образа жизни, религиозности, безусловного подчинения власти. Основной мишенью для их критики стала теория и практика нигилистов, отрицавших традиционных моральные принципы.

Идеологами консерваторов были К.П.Победоносцев, Д.А.Толстой, М.Н.Катков. Распространению их идей способствовали чиновничье-бюрократический аппарат, церковь и реакционная печать.

Либералы - социальную основу либерального направления составляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции (ученые, писатели, журналисты, врачи и др.). Они отстаивали идею об общем с Западной Европой пути исторического развития России. Либералы настаивали на введении конституционных начал, демократических свобод и продолжении реформ. Они выступали за создание общероссийского выборного органа (Земского собора), расширение прав и функций местных органов самоуправления (земств). Политическим идеалом для них была конституционная монархия. Во внутриполитической области либералы ратовали за сохранение сильной исполнительной власти, полагая ее необходимым фактором стабильности России. В социально-экономической сфере они приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства, предлагали ликвидировать сословные привилегии, понизить выкупные платежи, провести мероприятия, способствующие становлению в России правового государства и гражданского общества. Признание неприкосновенности личности, ее права на свободное духовное развитие было основой их морально-этических взглядов. Либералы стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом социально-политической модернизации России. Они были готовы к сотрудничеству с самодержавием, поэтому их деятельность в основном состояла в подаче на имя царя «адресов», ходатайств с предложением программы преобразований.

Идеологами либералов являлись ученые, публицисты, земские деятели, такие как К.Д.Кавелин, Б.Н.Чичерин, В.А.Гольцев, Д.И.Шаховской, Ф.И.Родичев, П.А.Долгоруков. Их организационной опорой были земства, журналы и научные общества. Либералы не создали устойчивой и организационно оформленной оппозиции правительству.

Особенности российского  либерализма: его дворянский характер из-за политической слабости буржуазии  и близость к консерватизму. Либералов  и консерваторов объединяла боязнь народного «бунта» и действий радикалов.

Радикалы - представители этого направления развернули активную антиправительственную деятельность. В отличие от консерваторов и либералов они стремились к насильственным методам преобразования России и коренному переустройству общества (революционный путь). Во второй половине XIX в. радикалы не имели широкой социальной основы, хотя объективно они выражали интересы крестьян и рабочих. В их движении участвовали выходцы из разных слоев общества, посвятившие себя служению народу.

Радикализм во многом провоцировался реакционной политикой правительства  и условиями российской действительности (полицейский произвол, отсутствие свободы слова, собраний и организаций). Поэтому в самой России могли  существовать только тайные организации. Теоретики радикалов, как правило, были вынуждены эмигрировать и действовать  за границей. Это способствовало укреплению связей русского и западно-европейского революционных движений. В радикальном направлении второй половины XIX в. господствующее положение занимало течение, идейным основанием которого была теория особого, некапиталистического развития России и «общинного социализма».

В истории движения радикалов  второй половины XIX в. выделяются три  этапа:1)60-е годы складывание революционно-демократической идеологии и создание тайных разночинских кружков;2)70-е годы оформление народнической доктрины и деятельность организаций революционных народников; 3)80-90-е годы -- активизация либеральных народников и начало распространения марксизма, на основе которого были созданы первые социал-демократические группы.

«Шестидесятники» - подъем крестьянского движения в 1861-1862 гг. был ответом народа на несправедливость реформы 19 февраля. Это активизировало радикалов, которые надеялись на крестьянское восстание. В 60-е годы сложилось два центра радикального направления. Один - вокруг редакции «Колокола», издаваемого А.Г.Герценом в Лондоне - он пропагандировал свою теорию «общинного социализма» и резко критиковал грабительские условия освобождения крестьян. Второй - возник в России вокруг редакции журнала «Современник». Его идеологом стал Н.Г.Чернышевский, кумир разночинной молодежи того времени.

На основе идей Н.Г.Чернышевского образовалось несколько тайных организаций: кружок «Великорусе» (1861-1863) и «Земля и воля» (1861-1864). В них входили Н.А. и А.А.Серно-Соловьевичи, Г.Е.Благосветлов, Н.И.Утин и др.

«Левые» радикалы поставили задачу подготовки народной революции. Своим программным документом землевольцы считали статью Н.П.Огарева «Что нужно народу?», которая предостерегала народ от преждевременных, неподготовленных выступлений, призывала к объединению всех революционных сил.

«Земля и воля» была первая крупная революционно-демократическая организация. В нее входило несколько сотен членов из разных социальных слоев: чиновники, офицеры, литераторы, студенты. Организацию возглавлял Русский центральный народный комитет. Отделения общества были созданы в Петербурге, Москве, Твери, Казани, Нижнем Новгороде, Харькове и других городах. В конце 1862 г. к ней примкнула русская военно-революционная организация, созданная в Царстве Польском. Однако первые тайные организации просуществовали недолго.

Во второй половине 60-х годов  вновь возникли тайные кружки. Их члены  сохранили идейное наследие Н.Г.Чернышевского, но, разуверившись в возможности народной революции в России, перешли к узко заговорщической и террористической тактике. Свои высокие нравственные идеалы они пытались воплотить террористическими средствами (в 1866 г. член кружка Н.А.Ишутина Д.В.Каракозов совершил покушение на царя Александра II).

2 Организация революционных  народников и их тактика

в 70-80-е гг. XIX века

Среди народников в 70-80-е  гг. XIX века сложилось два направления: революционное и либеральное.

Политические воззрения народничества, его стратегия и тактика социальных действий наиболее ярко представлены революционным народничеством. Оно  совершило значительный шаг вперёд по сравнению со своими предшественниками -- дворянскими революционерами, вступив в прямую борьбу с самодержавно-крепостнической системой, и обосновало программу этой борьбы.

Практическая деятельность революционных  народников началась еще в конце 60- начале 70-х гг. Это был кружковый  период, когда по всей России возникали  кружки учащейся молодёжи и интеллигенции.Особо выделялись кружки «чайковцев» и «долгушенцев».

Основные идеи революционных  народников:

- капитализм в России насаждается  «сверху» и на русской почве  не имеет социальных корней;

- будущее страны в общинном  социализме;

- крестьяне готовы к восприятию  социалистических идей;

- преобразования должны осуществляться  революционным методом.

Выделились три течения народничества - пропагандисткое, заговорщическое и бунтарское.

Их идеологи - П.Л.Лавров (пропагандисты), «апостол анархизма» М.А.Бакунин (бунтари), П.Н.Ткачев (заговорщики) искали новые подходы в разработке проблемы осуществления социальной революции в России.

Пропагандистское течение П.Л.Лаврова - одно из основных течений народничества. Он считал, что революция должна готовиться теоретическими работами интеллигенции, а также ее постоянной пропагандой среди народа. Главным методом борьбы за революцию считалась пропаганда. П.Л.Лавров не считал народ готовым к революции, поэтому основное внимание он придавал пропаганде с целью подготовки крестьянства. «Разбудить» крестьян должны были «критически мыслящие личности» -- передовая часть интеллигенции.

П.Н.Ткачев (так же как и ПЛ.Лавров), не считал крестьянина готовым к революции. В то же время он называл русский народ «коммунистом по инстинкту», которого не надо учить социализму. По его мнению, узкая группа заговорщиков (профессиональные революционеры), захватив государственную власть, быстро вовлечет народ в социалистическое переустройство.

Эти идеи позже были приняты «народовольцами», дополнившими их положениями о необходимости  переходного этапа на пути к социализму (установление демократической республики), а также обоснованием тактики  террора против правительственных  лиц. Заслугой народовольцев было преодоление  во многом аполитизма своих предшественников, недооценки значения политической борьбы.

2.1 Хождение в  народ

Впервые лозунг «В народ!» выдвинул А.И.Герцен в связи со студенческими волнениями 1861. Подготовка к массовому «хождению в народ» началась осенью 1873 года: усилилось формирование кружков, среди которых главная роль принадлежала «чайковцам», налаживалось издание пропагандистской литературы, заготовлялась крестьянская одежда, в специально устроенных мастерских молодёжь овладевала ремёслами. Массовое «хождение в народ» демократической молодёжи в России весной 1874 представляло собой стихийное явление, не имевшее единого плана, программы, организации.

По официальным данным, пропагандой  были охвачены 37 губерний Европейской  России. Во 2-й половине 1870-х гг. «Хождение в народ» приняло форму «поселений», организованных «Землёй и волей», на смену «летучей» пришла «оседлая пропаганда» (устройство поселений «в народе»). С 1873 по март 1879 к дознанию по делу о революционной пропаганде были привлечены 2564 человека, главные участники движения осуждены по «процессу 193-х». Революционное народничество 70-х годов, т. 1. - М., 1964. - С.102-113.

«Хождение в народ» потерпело поражение, прежде всего, потому что оно опиралось  на утопическую идею народничества  о возможности победы крестьянской революции в России. «Хождение  в народ» не имело руководящего центра, большинство пропагандистов не обладало навыками конспирации, что позволило правительству сравнительно быстро разгромить движение.

2.2 Деятельность  революционного (бунтарского) течения  в народничестве

1870-е гг. явились новым этапом  в развитии революционного демократического  движения, по сравнению с 60-ми  неизмеримо выросло число его  участников. «Хождение в народ»  выявило организационную слабость  народнического движения и определило  необходимость единой централизованной  организации революционеров. Попыткой  преодолеть выявившуюся организационную  слабость народничества явилось  создание «Всероссийской социально-революционной  организации» (конец 1874 - начало 1875).

В середине 70-х гг. проблема концентрации революционных сил в единой организации  стала центральной. В результате пересмотра программно-тактических  и организационных взглядов в 1876 году в Петербурге возникла новая  народническая организация, получившая в 1878 название «Земля и воля». Большой  заслугой землевольцев явилось создание крепкой и дисциплинированной организации, которую Ленин назвал «превосходной» для того времени и «образцом» для революционеров.

В практической работе «Земля и воля»  перешла от «бродячей» пропаганды, характерной для 1-го этапа «хождения  в народ», к оседлым деревенским  поселениям. Разочарование в результатах  пропаганды, усиление правительственных  репрессий, с одной стороны, общественное возбуждение в обстановке назревания второй революционной ситуации в  стране -- с другой, способствовали обострению разногласий внутри организации.

2.3 Народническая организация «Земля и воля»

Образованию «Земли и воли» предшествовало обсуждение опыта «хождения в  народ» 1873-75 гг.

«Земля и воля» защищала необходимость  создания постоянных «поселений» революционеров в деревне с целью подготовки народной революции. Существенной заслугой землевольцев, отмеченной В.И.Лениным, было стремление «... привлечь к своей организации всех недовольных и направить эту организацию на решительную борьбу с самодержавием». Ленин В.И. Принципами организации стали дисциплина, взаимный товарищеский контроль, централизм и конспирация.

Для устройства своих «поселений»  землевольцы избрали Саратовскую, Нижегородскую, Самарскую, Астраханскую, а также Тамбовскую, Воронежскую, Псковскую губернии, Донскую область и др. Предпринимались попытки революционной деятельности на Северном Кавказе, Урале.

«Земля и воля» в широком  для подпольных условий масштабе поставила издание и распространение  революционной литературы, вела пропаганду и агитацию среди рабочих; землевольцы участвовали в проведении нескольких стачек в Петербурге в 1878-79 гг.

«Земля и воля» оказывала  влияние на развитие студенческого  движения. Ею были организованы или  поддержаны демонстрации в Петербурге, в том числе так называемая Казанская демонстрация 1876, которой  «Земля и воля» впервые открыто  заявила о своём существовании.

Информация о работе Идеология народничества