Идеология народничества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:19, доклад

Описание работы

Исторические корни народничества уходят в 40-е годы XIX в. Теория некапиталистического пути развития России была выдвинута родоначальниками народничества А.И.Герценом и Н.Г.Чернышевским. Идеи «крестьянского социализма» активно пропагандировал Н.П.Огарев.
Буржуазные реформы, проведенные в период правления Александра II, затронули все сферы жизни страны, обеспечив восходящую линию общественно-политического процесса. Несмотря на внутреннюю противоречивость и незавершенность, они нанесли большой удар по самодержавно-крепостнической системе, раскрепостили творческий потенциал народа. В течение нескольких десятилетий в России произошли такие перемены, какие в странах Западной Европы заняли целые века. В итоге Россия к началу XX в. смогла восстановить свое положение великой европейской и мировой державы.

Файлы: 1 файл

народники.docx

— 37.27 Кб (Скачать файл)

Программа «Земли и воли» предусматривала  и действия, направленные, по мнению её членов, на «дезорганизацию государства», в частности уничтожение «наиболее  вредных или выдающихся лиц из правительства». Самым значительным террористическим актом «Земли и  воли» было убийство шефа жандармов  Н.В.Мезенцова (1878). Однако «Земля и воля» не рассматривала ещё террор как средство политической борьбы против существующего строя, расценивая его как самозащиту революционеров и месть их правительству.

Разочарования в революционной  деятельности в деревне, усиление правительственных  репрессий, резкое обострение политического  недовольства в период русско-турецкой войны 1877-78 гг. и назревания революционной  ситуации способствовали зарождению и  развитию новых настроений внутри организации.

В «Земле и воле» постепенно сформировалась фракция террористов-политиков, основавшая в марте 1879 свой орган «Листок  «Земли и воли»».

Разногласия между сторонниками продолжения  прежней линии общества -- «деревенщиками» и «политиками» -- с защитниками перехода к политической борьбе путём систематического применения террористических методов, потребовали созыва в июне 1879 году Воронежского съезда, приведшего лишь к формальному и кратковременному компромиссу между двумя этими группировками.

3 Кризис революционного  народничества:

появление и сущность либерального народничества и начало распространения марксизма в России группой «Освобождение труда» Плеханова Г.В.

Либеральное народничество - направление, разделяя основные теоретические взгляды  революционных народников, отличалось от них неприятием насильственных методов  борьбы.

Народники-либералы не играли заметной роли в общественном движении 70-х  годов. Их влияние возросло в 80-90-е  годы - это было связано с потерей  авторитета революционных народников в радикальных кругах из-за разочарования  в террористических методах борьбы.

В 80-90-е годы XIX в. в радикальном  движении произошли коренные изменения. Революционные народники потеряли свою роль главной оппозиционной  силы. На них обрушились мощные репрессии, от которых они не смогли оправиться. Многие активные участники движения 70-х годов разочаровались в революционном  потенциале крестьянства. В связи  с этим радикальное движение раскололось  на два противостоящих и даже враждебных друг другу лагеря. В августе 1879 «Земля и воля» окончательно раскололась  на две самостоятельные организации:

«Чёрный передел», сохранивший исключительно  пропагандистский характер;

«Народную волю», объединившую сторонников  новой тактики политической борьбы.

Первый сохранил приверженность идее крестьянского социализма, второй увидел в пролетариате главную силу общественного  прогресса.

3.1 Народническая организация «Народная воля» Учредителями «Народной воли» были профессиональные революционеры -- сторонники политической борьбы с самодержавием. Они создали централизованную, хорошо законспирированную организацию, самую значительную для разночинского периода освободительного движения в России. Её возглавил Исполнительный комитет: А.Д.Михайлов, А.А.Квятковский, А.И.Желябов, С.Л.Перовская, В.Н.Фигнер, Н.А.Морозов, М.Ф.Фроленко, Л.А.Тихомиров, А.И.Баранников, А.В.Якимова, М.Н.Ошанина и др. Ему подчинялась сеть местных и специальных (рабочих, студенческих, военных) групп.

В 1879-83 гг. народовольческие группы имелись  почти в 50 городах, особенно много  их было на Украине и в Поволжье. Число членов организации не превышало 500, в движении участвовало несколько  тысяч.

Программа «Народной воли» содержала  требования созыва Учредительного собрания, введения всеобщего избирательного права и постоянного народного  представительства, свободы слова, совести, печати, сходок; общинного  самоуправления, замены постоянной армии  народным ополчением, передачи земли  народу, предоставления угнетённым народам  права самоопределения.

Как и предшествующие народнические  программы, она смешивала задачи демократические и социалистические, но её выгодно отличало развёрнутое  определение именно демократических  задач. Признав необходимость политической борьбы с самодержавием, народовольцы сделали по сравнению с народниками 70-х гг. шаг вперёд.

Однако они оставались социалистами-утопистами, разделявшими основные положения народнической  идеологии и, прежде всего веру в  возможность для России, минуя  капитализм, прийти к социализму через  крестьянскую революцию. Большинство  их верило в возможность непосредственно  слить политические и социалистические перевороты, уповая на социалистические инстинкты крестьянства. Другие разделяли  политический и социальный переворот во времени, полагая, что после свержения самодержавия и установления демократических свобод революционеры сумеют развернуть подготовку к социалистической революции. Либеральное крыло (не пользовавшееся существенным влиянием) предполагало удовлетвориться получением от царского правительства конституции.

«Народная воля» проводила революционную  агитацию и пропаганду во всех слоях  населения. Газеты «Народная воля», «Рабочая газета» стремились популяризировать идею политической борьбы с самодержавием. Борьбу за захват власти революционеры  развернули под девизом «Теперь  или никогда!». В подготовке восстания, а также в его осуществлении  «Народная воля» главная роль отводила революционному меньшинству, т. е. своей организации. Народные массы  должны были играть вспомогательную  роль. В этом сказался бланкистский характер программы «Народной воли», понимавшей политическую борьбу как  заговор.

С развитием и обострением политической борьбы всё большее значение приобретал террор. «Народная воля» подготовила 7 покушений на Александра II. Народовольческий террор устрашил правительство, заставил его пойти на некоторые уступки. Однако увидев, что революционеров не поддерживают массы, самодержавие перешло  в наступление. В террористической борьбе народовольцы растратили лучшие силы, обескровили организацию. В 1879-83 прошло свыше 70 политических народовольческих процессов, по которым привлекалось около 2 тыс. человек. После убийства 1 марта 1881 Александра II «Народная воля»  переживала идейный и организационный  кризис.

Особое место в народовольческом движении занимает «Террористическая  фракция «Народной воли» А.И.Ульянова, стремившаяся внести в программу «Народной воли» отдельные марксистские положения.

Деятельность «Народной воли»  стала одним из самых важных элементов  революционной ситуации 1879-80 гг. Однако несостоятельность её программных  предпосылок, ошибочность тактики  политического заговора, преобладание террористического метода борьбы над  др. формами неизбежно должны были кончиться крахом.

3.2 Народническая организация «Черный передел»«Чёрный передел» возникла в августе - сентябре 1879, ее название связано с распространённым среди крестьян слухом о близком всеобщем («чёрном») переделе земли.

Первоначально члены организации  разделяли программу «Земли и  воли», отрицали необходимость политической борьбы, не принимали террористическую и заговорщическую тактику «Народной  воли», считали, что революцию может  совершить только народ. Организация  не была построена на принципе централизма  и единой внутренней дисциплины, а  конспирации не придавалось особого  значения. В области тактики чернопередельцы были сторонниками широкой агитации и пропаганды в массах. Кружок устроил типографию, организовал издание журнала «Чёрный передел» и газеты «Зерно», издававшиеся в России и за границей, куда в 1880 г. эмигрировали Г.В.Плеханов, В.Засулич, Л.Дейч и др. В этих изданиях публиковались программные документы организации, статьи Г.В.Плеханова и др., сообщения о рабочем движении на Западе; установил связи со студентами и рабочими.

Взгляды чернопередельцев претерпели значительную эволюцию. Так, в начале ими отрицалась необходимость завоевания политической свободы, придерживались принципов свободного общинного самоуправления и возлагали основную задачу революционных действий на крестьянство. Отрицая принципиально террористические акты, чернопередельцы иногда признавали необходимость применения террора. Постепенно их мировоззрение менялось.

Практическая деятельность «Чёрного передела», вопреки программным  установкам, протекала в основном среди рабочих. Члены организации  придавали большое значение армии  и начали искать пути пропаганды в  солдатской среде, но создать свою организацию  в армии им не удалось.

Аресты 1880-81 гг. ослабили организацию. После событий 1 марта 1881 г. многие члены  «Черного передела» перешли на народовольческие позиции, часть вошла впоследствии в социал-демократическую партию. К концу 1881 «Черный передел» как  организация перестал существовать, однако отдельные чернопередельческие кружки действовали вплоть до 2-й половины 1880-х гг.

Наиболее известные деятели  «Черного передела» - В.Плеханов, В.Засулич, Л.Г.Дейч, В.Н.Игнатов и другие - порвали с народничеством и в 1883 г. создали в Женеве первую русскую марксистскую организацию - Группу «Освобождение труда», сыгравшую огромную роль в распространении марксизма в России.

Важнейшим условием социального прогресса  в России они считали буржуазно-демократическую  революцию, движущей силой которой  будут городская буржуазия и  пролетариат. Крестьянство они рассматривали  как реакционную силу общества. В  этом проявилась узость и односторонность  их взглядов.

3.3 Рабочее движениеВ начале 80-х гг. на историческую арену России выступил рабочий класс, положение которого оставалось очень тяжёлым. Рабочее движение в 70-80-х годах развивалось стихийно и неорганизованно. По сравнению с предыдущим десятилетием рабочее движение 80-90 гг. значительно выросло.

В отличие от Западной Европы русские  рабочие не имели ни собственных  политических организаций, ни профессиональных союзов. «Южно-российский рабочий союз» (1875) и «Северный союз русских  рабочих» (1878-1880) не сумели возглавить борьбу пролетариата и придать ей политический характер. Рабочие выдвигали  лишь экономические требования повышение  заработной платы, сокращение рабочего дня, отмена штрафов.

Наиболее крупным событием стала  забастовка на Никольской мануфактуре  фабриканта Т.С.Морозова в Орехово-Зуеве в 1885 г. Рабочие впервые потребовали государственного вмешательства в их отношения с фабрикантами. В результате был издан закон 1886 г. о порядке найма и увольнения, упорядочении штрафов и выплаты заработной платы. Был введен институт фабричных инспекторов, обязанных следить за выполнением закона. Закон усилил уголовную ответственность за участие в стачках.

Морозовская стачка показала, что  требования рабочих вышли за пределы  одного предприятия, она заставила  российское правительство считаться  с рабочим движением. В рабочее  движение втягивались новые слои пролетариата.

В 90-е годы в России наметился  промышленный подъем. Это способствовало увеличению численности рабочего класса и созданию более благоприятных  условий для развития его борьбы. Упорные стачки в Петербурге, Москве, на Урале и в других районах  страны приобрели массовый характер. Бастовали текстильщики, горняки, литейщики  и железнодорожники.

Стачки имели экономический  и слабо организованный характер. Все это создавало важную предпосылку  для его соединения с марксизмом.

 

 

 

Отличительной чертой общественной жизни России второй половины XIX в. была политическая инертность широких народных масс. Народ сохранял царистские иллюзии. Политическую инертность проявляла и буржуазия. Это давало почву для торжества воинствующего консерватизма и обусловливало крайне узкую социальную основу для деятельности революционеров.

Что означала народность для  консерваторов? Народность означала единение царя с народом, что подразумевало отсутствие почвы для социальных конфликтов. В этом консерваторы видели своеобразие исторического пути России.

главная причины подъема общественного движения и становления народничества - сохранение старой социально-политической системы и, в первую очередь, самодержавного строя с его полицейским аппаратом, привилегированным положением дворянства, отсутствием демократических свобод. Не менее значимая причина - нерешенность аграрно-крестьянского вопроса, который оставался центральным в общественной жизни страны. Новые социальные противоречия между рабочими и предпринимателями, либеральной буржуазией и консервативным дворянством, между самодержавием и народами, входившими в состав Российской империи. Половинчатость реформ 60-70-х годов и колебания правительственного курса также активизировали общественное движение.

«Хождение в народ» явилось переломным событием в истории революционного народничества. Его опыт подготовил отход от «бакунизма», ускорил процесс вызревания идеи о необходимости политической борьбы против самодержавия, создания централизованной, законспирированной организации революционеров.

 


Информация о работе Идеология народничества