И.И.Бецкой как деятель образования и благотворительности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 21:46, доклад

Описание работы

Но уже при Петре Великом учреждаются «гошпитали для солдат увечных, раненых и престарелых, а также гошпитали для незаконнорожденных младенцев», ибо «к обязанностям благоустроенного государства относится также попечение о призрении увечных, безумных, больных, калек…». Таким образом, зарождается идея помощи государства тем, кто в свое время приносил ему пользу. Однако у Петра было много других первоочередных забот, и новое благородное дело не получило бурного развития. При Екатерине II идея Петра получает новое направление – теперь образование и воспитание приобретают социальные функции. По ее поручению над этим работал И. И. Бецкой.

Содержание работы

Вступление.
Краткая биография.
Основная деятельность.
попытки создания «новой породы людей»;
открытие воспитательно-образовательных учреждений;
Заслуги И. И. Бецкого.
Вывод.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Биография Ивана Ивановича Бецкого.doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

Слайд № 1.

 

И.И.Бецкой как  деятель образования и благотворительности

 

Слайд № 2.

Краткий план.

  1. Вступление.
  2. Краткая биография.
  3. Основная деятельность.
    • попытки создания «новой породы людей»;
    • открытие  воспитательно-образовательных учреждений;
  4. Заслуги И. И. Бецкого.
  5. Вывод.
  6. Список литературы.

Слайд № 3.

 

            Издавна на Руси процветала благотворительность. Она была делом частным, иногда – церковным и никогда – государственным.

            Но уже при Петре Великом учреждаются «гошпитали для солдат увечных, раненых и престарелых, а также гошпитали для незаконнорожденных младенцев», ибо «к обязанностям благоустроенного государства относится также попечение о призрении увечных, безумных, больных, калек…». Таким образом, зарождается идея помощи государства тем, кто в свое время приносил ему пользу. Однако у Петра было много других первоочередных забот, и новое благородное дело не получило бурного развития. При Екатерине II идея Петра получает новое направление – теперь образование и воспитание приобретают социальные функции. По ее поручению над этим работал И. И. Бецкой.

            «Луч милости был, Бецкий, ты!

Кто в брани лил потоки крови,  

Кто грады в прах преобращал,            

Ты милосердья полн, любови, 
Спасал, хранил, учил, питал...»

                      Г. Державин, 1795 г.

 

Слайд № 4.

 

          Имя Ивана Ивановича        Бецкого известно немногим, хотя в отечественной истории оно вправе занимать более почётное место. За свою долгую, нелёгкую жизнь он сделал много добрых и полезных дел и достоин благодарной памяти потомков.

            Биография Ивана Ивановича Бецкого, русского просветителя и государственного деятеля XVIII века, сплошная загадка. От отца, русского генерала князя Ивана Юрьевича Трубецкого, незаконнорожденному наследнику достались имя Иван, часть родовой фамилии – Бецкой. Отец определил Ивана (а на его воспитание и образование он никогда не жалел ни сил своих, ни средств) в привилегированный Кадетский корпус в Копенгагене. Иван Бецкой учится, мечтает о военной карьере и по выходе из корпуса определяется в один из датских кавалерийских полков, как вдруг в его жизнь вмешивается несчастный случай: во время учений он неудачно упал с лошади, поэтому мысль о военной карьере пришлось навсегда оставить. В 1729 году он определился на службу в Коллегию иностранных дел, вследствие чего много путешествовал. Иван Иванович побывал в Милане, Лионе, Париже, и другим городам Европы, где изучал опыт работы различных просветительских и благотворительных и учреждений. Он умер 31 августа 1795 г., на 92 году своей деятельной и плодотворной жизни.

 

Слайд № 5.

 

             По вступлении на престол Екатерины II Бецкой был поставлен в исключительное положение по неограниченному доверию к нему Императрицы и с этого времени началась его знаменитая деятельность в создании воспитательных учреждений и по делам благотворительности. Все свои огромные богатства и получаемые от Императрицы средства он тратил на стипендии и дела благотворения. В своей благородной деятельности Бецкой руководствовался идеями философов-просветителей (Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо).

              В стране становилось все неспокойнее – крестьяне бунтовали, среди дворян, купцов и других чинов людей немало было с мыслями и поступками дерзкими, истинным верноподданным неприличными. Екатерина II считала, что если от младых ногтей человека правильно воспитывать, то можно создать «новую породу людей» - просвещенных, гуманных дворян, купцов, промышленников и ремесленников. Просвещенные дворяне не озлобляли бы излишней жестокостью своих крестьян, купцы, промышленники и ремесленники прилежно бы трудились. Всецело преданные престолу, не склонные к «вредным умствованиям», они составляли бы общество, управлять которым просвещенному монарху было бы спокойно и приятно. В документе "Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества" и труде "Краткое наставление..." Бецкой изложил свои взгляды на всестороннее воспитание "идеальных дворян". В воспитании он видел корень всему злу и добру: необходимо развивать в детях учтивость, благопристойность, трудолюбие, умение управлять собой и знание ведения хозяйства. Строго проводился сословный принцип, т.е. для дворянских детей предназначались привилегированные кадетские корпуса, «училища для благородных девиц», а для разночинцев – училища при Академии художеств, воспитательные дома во всех губерниях. Так предполагалось воспитывать "Новых отцов и матерей", а те в свою очередь должны воспитывать своих детей не на основе старых традиций, а исходя из педагогической целесообразности. Эти дети, их дети и внуки оставались вольными и не подлежали закабалению, имели право покупать дома, вступать в купечество, заниматься промыслами.

 

Слайд № 6.

        Во второй половине XVIII в., по указу Екатерины II, в стране создаются государственные структуры по организации и управлению учреждениями призрения. Ими становятся Приказы общественного призрения, созданные после 1775 г. в 33-х губерниях страны под руководством гражданских губернаторов и дворянской опеки. Приказы занимались организацией школ, сиротских домов, аптек, больниц, богаделен, домов для неизлечимых больных, сумасшедших, работных домов и т.д. На каждую губернию выделялось по 15 тыс. руб. из государственной казны. Увеличить этот капитал призваны были пожертвования, поощряемые императрицей. Первым благотворительным обществом подобного типа стало, учрежденное Екатериной II в 1764 г. "Общество воспитания благородных девиц" (Смольный институт, Смольный монастырь), деятельность которого определялась специальным уставом. 1765 г. – создание Вольного экономического общества, в филантропические функции которого входили организация сельскохозяйственных школ и училищ, помощь крестьянам в освоении передовых приемов агротехники, обследование крестьянских семей, оказание им материальной помощи, особенно в голодные и засушливые годы. По разработанному Бецким регламенту при Академии художеств было устроено училище для мальчиков (1764) и при Академии наук (1765). Кроме того, были учреждены воспитательные дома в Москве (1764 г.) и Петербурге (1772). В Москве открывается Коммерческое училище (1772) для бедных и неимущих купеческих детей.

Все это были строго сословные закрытые учебные заведения. Воспитание в  них рассматривалось с четырех  сторон:

  • физической (в здоровом теле здоровых дух);
  • физическо-моральной (Праздность - мать всех пороков, а трудолюбие - отец всех добродетелей);
  • моральной (удаление ученика от того, что может иметь тень порока);
  • учения (развитие умственных сил как средства для добывания куска хлеба).

Для всех училищ Бецким были разработаны  и изданы уставы. В них высказано  немало гуманных и новых для своего времени педагогических идей. Вопреки  всему опыту и теории старинной  педагогики, утверждалось: «бить детей, грозить им и бранить, хотя и причины к тому бывают, есть существенное зло». Воспитанников надлежит изучать, находить среди детей обоего пола особенно способных с тем, чтобы развивать их природные дарования, «дабы произвести и превосходных людей по превосходству разума их и качества».

Слайд № 7,8.

 

Смольный институт благородных  девиц... Оригинальным российским изобретением он, надо сказать, не был: здесь Бецкий следовал французскому образцу - знаменитому  интернату Сен-Сир. При всем том для России учреждение специально женского учебного заведения было, конечно же, в своем роде революцией: дело было столь неслыханно новым и вызвало в обществе столь осторожный отклик, что, скажем, набор первого класса воспитанниц до списка всего-то в 50 человек длился целый год и на год же растянулся второй набор, зато в дальнейшем желающих неизменно оказывалось больше, чем то позволяли штаты Смольного. По Уставу общества, утвержденному в 1764 году, в воспитанницы принимались особы дворянского происхождения не младше пяти и не старше шести лет: предпочтение при этом отдавалось менее достаточным семьям. Препоручая свою дочь интернату, родители подпиской обязывались ни при каких обстоятельствах не отзывать ее до 18-летнего возраста: все это время воспитанницы находились на полном пансионе. Учебная программа включала русский и иностранные языки, арифметику, географию, историю, стихотворство, музыку, танцы и т.д. Императрица пожаловала Смольному 100 тыс. рублей - сумму, сопоставимую с весьма крупными статьями тогдашнего государственного бюджета, - дабы деньги эти были помещены в банк, а с них получаемые проценты шли на содержание и приданое для недостаточных воспитанниц: по выходе из интерната каждая из них получала свой капитал на руки. На средства Бецкого в институте постоянно содержались пять воспитанниц из бедного дворянства: они выходили из института и  на его иждивение брали новых пять пансионерок. Бецкой часто бывал в Смольном, устраивал воспитанницам веселые праздники, прогулки в Летний сад, поездки в Царское Село.

 

Слайд № 9.

 

Академия художеств была учреждена еще основателем Московского университета И.И.Шуваловым, за ним и числилась. Но после воцарения Екатерины II Академия художеств была отделена от университета и передана в управление Бецкому. Им был разработан проект: Академия разделялась на три отделения - живописное, скульптурное и архитектурное, и при ней учреждалось воспитательное училище, в коем юным дарованиям предстояло получать первоначальную подготовку: детей сюда будут принимать, начиная с 5-летнего возраста. Мальчиков принимали через каждые три года по 60 человек. Учили тому, что необходимо было знать для поступления в Академию художеств. Сам Бецкий при этом изъявил желание содержать на свои средства по десять пансионеров каждые три года: за 18 лет, что он был при Академии, его иждивением получили художественное образование 60 человек - громадная для тогдашней России цифра! Каждые три года 12 лучших выпускников Академии для совершенствования посылались за границу (во Францию, Италию, Англию). Академия художеств стала учебным заведением, соединявшим начальную, среднюю, высшую учебные школы.

 Первые же выпускники Академии - живописцы А.Лосенко, П.Соколов, Д.Левицкий, В.Боровиковский и Ф. Рокотов, скульпторы Ф.Гордеев, Ф.Шубин, М.Козловский, И.Мартоси, А.Егоров - за одно-два десятилетия подняли российские "художества" до европейского уровня.

 

 

Слайд № 10,11.

 

1 сентября 1763 года по указу Екатерины II был издан Манифест об “Учреждении Московского Воспитательного дома”.  
«Объявляем всем и каждому. Призрение бедным и попечение о умножении полезных обществу жителей, суть две верховные должности и добродетели каждого Боголюбивого владетеля. Мы, питая их всегда в нашем сердце, восхотели конфиромовать ныне представленный Нам генерал-поручиком Бецким проект с планом о построении и учреждении общим подаянием в Москве, как древней столице империи Нашей, Воспитательного дома для приносных детей с особым гошпиталем сирым и неимущим родильницам» – начинался этот Манифест.

Это событие знаменовало собой  новый этап в развитии благотворительности  в России, издревле славившейся христианским милосердием, особым отношением к сиротам, нищим и убогим. Недаром у русского народа родилась пословица – «В рай входят святой милостыней. Нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается». Бецкой надеялся, что с созданием Воспитательного дома и образованием юношества “со временем уменьшится и число шатающихся по всем улицам и бесстыдно нищенствующих молодых людей”.

Заложение каменного здания Дома, состоялось 21 апреля 1764 года, в день рождения императрицы, на Москворецкой набережной. Место было выбрано не случайно. Оно имело символическое  значение, по преданию здесь когда-то была келья знаменитого нищего и юродивого Древней Руси, святого Василия Блаженного. Императрица пожертвовала в пользу дома единовременно 100 000 рублей и на содержание ежегодно по 50 000 рублей “из комнатных своих сумм”. Воспитательный дом не получал государственного финансирования и должен был существовать на пожертвования, но имел различные льготы – в частности, он был освобожден от уплаты пошлин при заключении контрактов, имел дозволение беспошлинно покупать и продавать земли и дома, заводить фабрики, устраивать лотереи и получать четверть от доходов с театральных представлений, балов и игорных предприятий. Часть воспитанников Бецкой содержал за свой счет. 
В основе всего дела лежала мысль о "несчастно-рожденных детях", будь то дети брошенные или незаконнорожденные, "отверженные от родителей" или по любой иной причине "лишенные заботливого родительского попечения"; главным же образом постановлялось принимать брошенных новорожденных. Публика извещалась, что, "поднимая младенца", должно приносить оного в воспитательный дом, где его примут, "ничего у приносящего не спрашивая" и даже выдавая ему или ей за труды по 2 рубля. Позже здесь устроилось "училище повивального искусства" и "родильный госпиталь". Беременных женщин принимали «тотчас и ничего не спрашивая». Детей приносили отовсюду - иногда за 200-300 верст, подчас еле живых. Ребенок рос, с семи лет его начинали учить. Мальчиков знакомили с башмачным, красильным, перчаточным, текстильным делом, огородной и дворовой работой. Девочки обучались домоводству, рукоделию, шитью и изготовлению кружев и пр. Кроме учебы, воспитанники обязаны были работать. Ряд способных питомцев Дома был со временем направлен для продолжения обучения не только в Академию художеств в Петербург, но и в Московский университет и для обучения лекарскому делу. Воспитательному дому были даны те же самые привилегии, что и другим крупным учебным заведениям - Университету или Академии художеств: всем государственным учреждениям предписано было оказывать ему всяческое содействие.

 

Слайд № 12.

В 1772 году иждивением П.А. Демидова Бецким при московском Воспитательном доме было открыто коммерческое училище - первая такого рода школа в России. Бецкой составляет его устав и программу обучения. Позже училище было отделено от Воспитательного дома и перенесено в Петербург. Демидов пожертвовал училищу 205000 руб. Оно состояло из 5 классов по 20 человек, разных возрастов: 5-9 лет, 9-12 лет, 12-15 лет, 15-18 лет и 18-21 года. Набор производился каждые 3 года. Ученики обучались языкам французскому, немецкому и английскому, коммерческой арифметике, коммерческой корреспонденции и бухгалтерии, на русском и иностранном языках. В училище были воспитатели и воспитательницы, по преимуществу иностранцы, обязанные говорить с воспитанниками на иностранных языках. Лучших воспитанников отправляли для прохождения практики за границу с выдачей 300 рублей в год на содержание. Учили столярному, слесарному и иным ремеслам: готовили балетных и оперных артистов: воспитанников, одаренных особо большим соображением и воображением, отряжали в Университет и Академию художеств, а кого и за границу: в Лондон - учиться коммерции, в Страсбург и Вену - практиковаться в медицине, в Рим и Париж - совершенствоваться в художествах.

Слайд № 13.

Был открыт в 1772 году в Петербурге как отделение Московского Воспитательного дома. Туда принимались "безродные младенцы и дети". Казной на содержание дома была отпущена ничтожная сумма, которая не покрывала расходов. Тогда было объявлено о необходимости благотворительности, и деньги были собраны. Воспитание детей в этом доме И.И.Бецкой представлял себе так:

  • до 2 лет дети находятся на попечении кормилиц и нянек,
  • с 3 до 7 лет мальчики и девочки живут вместе и приучаются к легкой работе,
  • с 7 до 11 лет вместе ходят на один час каждый день в школу, учатся читать, постигают основы веры. В эти же годы мальчики учатся вязать колпаки, сети и т.д., а девочки упражняются в прядении, вязании, плетении кружев и т.д.,
  • с 11 до 14 лет мальчики и девочки учатся письму, цифири, изучают арифметику, географию, рисование, занимаются бытовым трудом и ремеслами; девочки шьют, стряпают, гладят; мальчики привыкают к огородной, дворовой работе и т.д.;
  • в 14-15 лет образование заканчивается, и воспитанники начинают заниматься тем ремеслом, которое они сами выбирали.

Учеников делили на три группы сообразно  их природным дарованиям:

1. Люди способные к наукам  и искусствам 
2. Люди способные лишь к ремеслам и рукоделию 
3. Люди способные лишь к самой простой работе.

Информация о работе И.И.Бецкой как деятель образования и благотворительности