Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 11:16, творческая работа
Первый царский театр. Алексей Михайлович (Москва)
Театры при Петре I (Москва)
Императорский театр Анны Иоанновны (Петербург)
Императорские театры при Елизавете Петровне. Указ от 30 августа 1756 года
Императорские театры при Екатерине II.
Императорские театры при Александре I
Театральные здания Императорских театров. Санкт-Петербург.
Императорский татр
Первый царский театр. Алексей Михайлович (Москва)
Впервые царский театр появился в России в 1672 году при царе Алексее Михайловиче и просуществовал до 1676 года.
Инициатором создания театра наподобие европейского стал просвещенный боярин Артамон Сергеевич Матвеев. Драматургом был назначен немецкий пастор Иоганн Готфрид Грегори, а называлась пьеса «Артаксерксово действо». Тогда было отобрано 60 мужиков, которых начали обучать актёрскому ремеслу, а театр был наскоро построен в подмосковной резиденции царя, в селе Преображенском.
«17 октября 1672 г. прошло открытие долгожданного театра и первое представление. На этом важном событии присутствовали сам царь и все его ближние бояре. В специальной ложе находились царица и ее придворные дамы. Первое представление длилось десять часов, но царь досмотрел все до конца и остался очень доволен. Когда спектакль был окончен, зрители тут же отправились в баню, так как считали, что после такого „действа“ необходимо смыть с себя все грехи. Театр называли в то время „позорищем“. В 1673 году произошли некоторые изменения. Театр был перенесен в другое помещение, которое находилось над Аптекарской палатой Кремля. Труппа актеров тоже пополнилась»[1].
Однако со смертью Алексея Михайловича в 1676 году умер и первый русский царский театр.
Театры при Петре I (Москва)
Еще с 18 века в Москве работали иноземные театральные труппы, в основном французские и итальянские. Это были частные антрепризы. Помещения они строили свои или оборудовали частным образом какие-либо чужие постройки.
В 1702 году Пётр I построил в Москве на Красной площади близ Никольских ворот Кремля был открыт первый в России публичный общедоступный театр, который просуществовал до 1706 или 1707 года и назывался «Комедиальная храмина». Для него было построено длинное одноэтажное здание. Зрительный зал вмещал до 400 человек. Представления давались по понедельникам и четвергам и сопровождались музыкой и сценическими эффектами. [2]. Театр предназначался для выступлений иностранных (в первую очередь немецких) лицедеев. Это была труппа И. Кунста, который вскоре организовал и первую русской труппу и первую в России драматическую школу. Затем его сменил тоже немецкий антрепренёр О. Фюрст (по другим написаниям Отто Фиршт). При нём и ещё в течение последующих лет на придворной сцене в Петербурге и в Москве выступали исключительно иностранцы: итальянская опера с балетом Ф.Арайи, немецкие труппы Манна, К. Аккермана, К. Нейбер, французская — под руководством Сериньи и др. B 1704 году русские актеры показали в театре три пьесы на родном языке. Однако надо учесть, что эти зрелища больше напоминали рыночный балаган. Под истинными театрами понимали действа иноземных комедиантов.
Императорский театр Анны Иоанновны (Петербург)
В 1732 году в Россию была привезена труппа «Италианской кампании», состоящая из итальянских певцов, комедиантов и музыкантов, которую для собственного удовольствия пожелала иметь при своем дворе императрица Анна Иоанновна[3]. Это была по сути первая по времени профессиональная придворная труппа в Санкт-Петербурге (до того театры были в Москве). В 1735 году с новой труппой комедии дель арте приехала итальянская опера-сериа.
При Анне Иоанновне же с организации в 1738 году Танцевальной школы началась история петербургского императорского Театрального училища.
Императорские театры при Елизавете Петровне. Указ от 30 августа 1756 года
Именно императрица Елизавета Петровна стала родоначальником Императорских театров России.
В середине XVIII веке при Елизавете Петровне резко возрос интерес к искусствам. С 1842 Императорские театры находятся в ведении Министерства императорского двора. С 18 века появился чин — «придворный артист Е. И. В. (Его/Её Императорского Величества)». в 1743 в состав Императорских театров вошел французский придворный театр, значительно позже в 1764 — французская опера, начал развиваться русский театр.
Высочайшим указом решено было определить помещение в Санкт-Петербурге для первого русского театра, который разместился в Головкинском доме (ныне на этом месте — здание Академии художеств) на Васильевском острове. В 1752 г. в Петербург была вызвана ярославская труппа во главе с Фёдором Волковым. Часть актёров труппы Волкова была определена для обучения в кадетский Шляхетный корпус. Весь штат императорских театров утверждался высочайше и также определялось жалование от Придворной конторы, которой подчинялась Театральная Дирекция.
А 30 августа 1756 года был подписан указ об учреждении Русского театра. С этой даты начала официальный отсчет структура Императорских театров, под эгидой которой постепенно собрались несколько уже существовавших актерских трупп и открылись новые казенные (государевы) театры.
«30 авг. 1756 императрицей Елизаветой был дан указ Сенату „учредить Русский для представления трагедий и комедий театр“. Директором театра был назначен А. П. Сумароков. С этой даты начинается история публичных рус. императорских (казённых) театров. Ядро театра, созданного в 1756, составили выученики кадетского корпуса из разночинцев и актёры ярославской труппы — Ф. и Г. Волковы, И. Дмитревский, Яков Шумский и др. Ассигнования на рус. труппу были ничтожны — 5 тыс. руб. в год, в то время как содержание франц. труппы составляло 20 тыс. руб. в год. Первыми русскими актрисами были А. М. Дмитревская, выдающаяся трагическая актриса Татьяна Троепольская и др.
Труппа И[мператорского]. т[еатра]. состояла преимущественно из крепостных».[4].
В состав первой русской драматической труппы в Петербурге входили «придворные певчие, спадшие с голосу» — Григорий Емельянов, Павел Иванов, Козьма Лукьянов, Федор Максимов, Евстафий Григорьев, Лука Иванов, Прокофий Приказный; ярославцы — Федор и Григорий Волковы, Иван Дмитревский и Алексей Попов, а затем состав пополнился Гаврилой Волковым, Яковом Шумским и Михаилом Чулковым. В труппу входили и пять актрис: Авдотья Михайлова, танцовщица Елизавета Зорина, Мария и Ольга Ананьины и Аграфена Мусина-Пушкина (см.: Ежегодник Императорских театров. СПб., 1904–1905. Вып. XV. С.27).[5]
Тот же указ распространялся и на вторую столицу — в Москве труппа была создана при Московском университете, Вольный университетский театр возглавил М. М. Херасков. Позже на основе этого театра была создана труппа Большого Петровского театра.
В 1759 году Придворная контора высочайшим повелением Елизаветы Петровны стала заниматься новым русским театром, представления давались для царствующих особ, а также для их окружения — придворной и дворянской публики.
Императорские театры при Екатерине II
После смерти императрицы Елизаветы и очень краткого правления Петра III театральное искусство в России переживает вновь бурный подъем с воцарением на российский престол Екатерины II. Однако и иностранные артистические труппы во все это время тоже не были забыты и почитались при высочайшем дворе.
До 1766 года управление театра сосредоточивалось в ведении придворной конторы; затем императрица Екатерина II учредила самостоятельную дирекцию всех придворных театров и повелела строить в Петербурге театральное здание — будущий Большой Каменный театр. Первым директором Императорских театров стал И. П. Елагин. Он
составил «Стат всем к театрам и к камер и к бальной музыке принадлежащим людям». В этот первый театр. штат, утверждённый Екатериной II, вошли: 1) итальянская опера и камер-музыка, 2) балет, 3) бальная музыка, 4) французский театр, 5) российский театр. 6) принадлежащие к театру люди и мастеровые. Тем же «Статом» была основана театральная школа и установлены пенсии артистам. Специальным указом был создан Комитет для управления зрелищами и музыкой. Этот указ определил организационные формы деятельности И. т. Рус. драм. труппа сохраняла наименование придворной и продолжала давать спектакли на придворной сцене в очередь с другими придворными труппами. Наряду с этим рус. актёры должны были давать и публичные представления «за деньги на городских театрах».[4]
Елагин пробыл на высоком посту директора Императорских театров с 20 декабря 1766 г. по 21 мая 1779 г., после чего эту должность занял В. И. Бибиков в 1779—1783 гг.
В 1783 году для управления придворными театрами учрежден «Комитет над зрелищами и музыкой» (1783—1786), состоявший из генерал-поручика Петра Мелиссино, генерал-майора Петра Соймонова, камергеров князя Н. А. Голицына и Адриана Дивова и камер-юнкера П. В. Мятлева, под председательством Адама Олсуфьева.
В 1784 Комитет издал «Узаконения Комитета для принадлежащих к придворному театру», представляющие собой свод правил, определяющий поведение всех «принадлежащих к придворному театру».
В 1786 году комитет упразднен и директором придворных театров назначен Степан Стрекалов (1786—1789); за ним следовали два равноправных директора: генерал-майор Пётр Соймонов и Александр Храповицкий (1789—1791).
С 1791 года придворные театры вновь перешли в единоличное управление и директорами их последовательно были: князь Николай Юсупов (1791—1799), граф Николай Шереметев (1799) и обер-гофмаршал Александр Нарышкин (1799—1819), при котором в 1806 году, уже при Александре I, были учреждены Императорские московские театры.
Императорские театры при Александре I
Позже, уже при Александре I, произошли новые изменения. Статус, размеры Императорских театров значительно расширились: в 1803 году в состав его вошли еще труппы, в том числе итальянская опера под руководством антрепренера Антонио Казасси вместе с занимаемым помещением — зданием нынешнего Александринского театра. Антрепренер Антонио Казасси, не ведая, оказал России огромную услугу, пригласив с собой в Россию тогда мало известного итальянского композитора Катерино Кавоса. Кавос стал родоначальником русской оперы. Принятый на работу в императорский театр вместе с итальянской труппой, он вскоре занялся музыкальной частью Императорских театров и потребовал разделения драматической и музыкальной труппы, а затем и музыкальная разделилась на оперную и балетную. В 1803 году капельмейстером итальянской и русской оперной труппы стал сам Катерино Кавос, а балетную возглавил французский хореограф Шарль Дидло.
27 апреля 1812 года, по случаю отъезда императора Александра I из Санкт-Петербурга, учреждён был «для решения высших театральных вопросов» особый комитет, которому был подчинен директор театров; в состав комитета вошли, между прочим, директор придворных театров А. Л. Нарышкин и министр финансов Дмитрий Гурьев.
Театральные здания Императорских театров. Санкт-Петербург
В 18 в. основные сцены — внутридворцовые, а также:
«В праздничные дни бесплатные спектакли играли и „для народа“. Указом имп. Екатерины II от 12.7.1783 придворным труппам велено давать определенное число спектаклей в месяц в общедоступных театрах (Каменном и Деревянном) для горожан, покупавших билеты на представления» (см. Императорские театры. Авторы А. Л. Порфирьева, Ю. Н. Кружнов).
Это небольшой придворный театр вместимостью 250 мест, рассчитанный на императорскую семью и небольшой круг избранных и приближённых лиц. Сам зрительный зал уникален: небольшой по объему, он устроен так, что не требует использования театральных биноклей. Все происходящее на сцене видно хорошо с любого места. Зал обладает уникальной, с античным оттенком, формой и особым объемом с естественной прекрасной акустикой. Эти особенности театра еще раз подчеркивают мастерство и природный дар его архитектора. <…> А вот его фундамент, на котором он стоит, по своему возрасту ровесник самому городу. Архитектор использует основание и стены предшествующих сооружений. Каменный театр при Эрмитаже строится на месте помещений старого, четвертого по счету, Зимнего дворца. 16 ноября 1785 года премьерой комической оперы А. Аблесимова «Мельник, колдун, обманщик и сват» театр открыл свой первый сезон (см. Эрмитажный театр).
К 1809 в штате Театральной дирекции (Петербург) было 7 трупп (балет, 2 русские, 3 французские и 1 немецкая) и не менее 10 театров, включая сцены загородных резиденций.
Во второй половине 19 в.: