Императорский татр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 11:16, творческая работа

Описание работы

Первый царский театр. Алексей Михайлович (Москва)
Театры при Петре I (Москва)
Императорский театр Анны Иоанновны (Петербург)
Императорские театры при Елизавете Петровне. Указ от 30 августа 1756 года
Императорские театры при Екатерине II.
Императорские театры при Александре I
Театральные здания Императорских театров. Санкт-Петербург.

Файлы: 1 файл

Императорский_театр (2).doc

— 288.00 Кб (Скачать файл)

К этому времени — вторая половина 19 — начало 20 вв. — контора Императорских театров представляла собой целый департамент с огромным количеством чиновников.

Театральные здания Императорских театров. Москва

В 1776 г. по указу императрицы Екатерины II началось строительство театрального помещения в Москве. Исполнителем был назначен князь Пётр Васильевич Урусов, который тут же принялся за строительство. Но здание сгорело, не успев стать театром и принять ни актеров, ни зрителей. Раздосадованный князь препоручил делу своему компаньону М. Медоксу, который и построил Большой Петровский театр. Забегая вперед, скажем, что и это здание сгорело в 1806 году, уже при императоре Александре I и перейдя в систему императорского, то есть казенного. Новое здание было построено К. И. Росси на Арбатской площади, но и его постигла та же учесть во время пожара в войне с Наполеоном 1812 года. В 1821 году началось строительство театра на изначальном месте по проекту О. Бове, и в 1825 году открылся Большой театр Москвы. В 1842 году театр перешёл под руководство петербургской дирекции императорских театров; из Петербурга в Москву приехала оперная труппа. В 1853 г. сгорело и это помещение, и театр был восстановлен и обновлен архитектором А. К. Кавосом, сыном Катерино Кавоса. Еще в 1803 по требованию музыканта и композитора Катерино Кавоса, работавшего в Петербурге, произошло разделение труппы на музыкальную и драматическую.

Спектакли давались в доме Пашкова, с 1808 — в Новом Императорском театре (Арбатском), затем с 1814 — в театре Апраксина на Знаменке.

Но еще до 1824 года, когда официально открылся Малый театр, балетно-оперная (Большой театр) и драматическая труппы (Малый театр) Императорского Московского театра были единым целым: единая дирекция, одни и те же исполнители, но еще и долгое время после этого театры были соединены даже подземным ходом, были общие костюмерные и т. д.

Руководители Московской конторы:

  • Кокошкин, Фёдор Фёдорович (драматург) — директор Московского театра с 1822 по 1831 г.
  • Загоскин, Михаил Николаевич — директор Московского театра с 1831 по 1842 г
  • Васильцовский, Александр Дмитриевич — с 1831 по 1848 г
  • Верстовский, Алексей Николаевич — с 1848 по 1860 г. — управляющий конторой (с 1860 по 1862 г.— управляющий Московской конторой).
  • Львов, Леонид Федорович — с 1862 по 1864 г.
  • Неклюдов, Василий Сергеевич — с 1864 по 1866 г.
  • Пельт, Николай Иванович — с 1866 по 1872 г.
  • Кавелин, председатель комиссии по управлению московскими театрами — с 1872 по 1876 г.
  • Обер, Лаврентий Николаевич — с 1876 по 1882 г.
  • Пчельников, Павел Михайлович — с 1882 по 1898 г.
  • Теляковский, Владимир Аркадьевич — с 1898 по 1901 г.
  • Фон Бооль, Николай Константинович — с 1901 по 1910 г.
  • Обухов, Сергей Трофимович — с 1910 по 1917 г.

Дирекция Императорских театров:

  • Гедеонов, Александр Михайлович — с 1833 (по московским театрам с 1 февраля 1842 г.) по 1858 г.
  • Сабуров, Андрей Иванович — с 1858 по 1862 г.
  • Борх, Александр Михайлович — с 1862 по 1867 г.
  • Гедеонов, Степан Александрович — с 1867 по 1875 г.
  • Кистер, Карл Карлович — с 1875 по 1881 г.
  • Всеволожский, Иван Александрович — с 1881 по 1899 г.
  • Волконский, Сергей Михайлович — с 1899 по 1901 г.
  • Поляковский, Владимир Аркадьевич — с 1901 по 1917 г.

Контора Императорских театров. XIX—XX века

14 января 1816 года действия комитета были продолжены и на будущее время, а с 22 февраля 1824 года комитет был преобразован: в состав его вошли московский и петербургский военные генерал-губернаторы, из которых последний, граф Михаил Милорадович, назначен был старшим членом. 19 декабря 1825 года, за смертью графа Милорадовича, старшим членом комитета назначен шталмейстер князь Василий Долгоруков. После А. Л. Нарышкина директорами театров состояли: гофмейстер князь Пётр Тюфякин (1819—1821), Аполлон Майков (1821—1825) и Николай Остолопов (1825—1829).

5 января 1823 года московские Императорские театры выделены были из общей дирекции и отданы в ведение московского генерал-губернатора кн. Д. В. Голицына: директорами московских театров были Ф. Ф. Кокошкин (1823—1831) и М. Н. Загоскин (1831—1842).

В 1826 году учреждается министерство императорского двора, в ведение которого переходят все Императорские театры. Распоряжением от 1827 года чиновники, поступающие на сцену, лишались чинов, и только в 1831 года было разрешено возвращать чины актёрам при увольнении. В 1829 года упраздняется Театральный комитет, управляющий петербургскими Императорскими театрами, и взамен коллегиального руководства устанавливается единовластие директора.

В 1829 году Комитет для управления петербургскими театрами был упразднен с назначением директором театров князя Сергея Гагарина (1829—1833). За ним следовали: А. М. Гедеонов (1833—1858), гофмейстер А. И. Сабуров (1858—1862), граф А. М. Борх (1862—1867), гофмейстер С. А. Гедеонов (1867—1875). До осени 1881 года Дирекцией управлял статс-секретарь барон К. К. Кистер, до 1899 г. — обер-гофмейстер И. А. Всеволожский, затем С. М. Волконский (1899—1901) и В. А. Теляковский (1901—1917).

В 1839 вышло «Положение об артистах императорских театров», по которому утверждалось деление артистов по амплуа на 3 разряда: 
1) главные исполнители ролей (1-е амплуа) всех родов драматического искусства, режиссёры, капельмейстеры, декораторы, солисты оркестра, солисты балета, главный костюмер и дирижёры оркестра, 
2) исполнители 2-х и 3-х ролей (2-е амплуа), суфлёры, «гардеробмейстеры», музыканты, «театрмейстеры», «скульпторы», фехтмейстеры, 
3) хористы, актёры для выходов (3-е амплуа), фигуранты, парикмахеры, нотные писцы, певчие, надзиратели нотной конторы и др.[3]

Структура императорских театров строго придерживалась системы актерских амплуа. Актеры делились по исполнениям ролей: трагики, комики, первые любовники (jeunes premiers), отцы семейств, матери, простаки, травести и т. д.

Русские Императорские театры держались амплуа до 1882 года, когда комиссия (гг. А. Н. Островский, А. А. Потехин и Д. В. Аверкиев), разрабатывавшая основания реформы художественной части Императорских театров, постановила упразднить деление артистов по амплуа" (Погожев В. П. Столетие организации Императорских Московских театров // Ежегодник Императорских театров. СПб., 1904—1905. Вып. XV. С.100).[6]

Монополией императорских театров стали театральные афиши.

В России право печатать афиши для всех театров являлось монополией Дирекции императорских театров и ее контрагентов: (ГОПП — в Петербурге и ЛЕВЕНСОН — в Москве). Эта монополия была введена актером Рыкаловым Василием Федотовичем (1771—1813). Читаем у П.Арапова: «Русская труппа в конце 18 века состояла из 21 актера и 22 актрис, в числе коих были замечательные артисты… в том числе и Рыкалов Василий Федотович представлял превосходно стариков в мольеровских комедиях… Большой успех имела „Модная лавка“, оригинальная комедия И. А. Крылова в трех действиях, где между прочим при обыске контрабанды находят помещицу Сумбурову в шкафу, где она скрывалась из боязни быть настигнутою мужем в модной лавке. Рыкалов был превосходен в роли Сумбурова». (П.Арапов. Летопись русского театра, стр.90)[7]

С 1842 года московские театры были вновь подчинены общей дирекции. В 1842 году в Петербурге под властью директора Императорских театров объединяются (Мариинский, Александрийский и Михайловский театры). В Москве объединены вновь Большой и Малый театры. Дирекция Императорских театров ведала репертуаром и административно-хозяйственной частью Императорских театров, занималась материальными, бытовыми и творческими условиями работы артистов, работала с драматургами. При Императорских театрах существовали театральные школы, готовившие артистов балета, оперы и драмы.

Артисты и все работники принадлежали сразу всем помещениям Императорских театров и потому легко назначались и переназначались на разные сцены. Скажем, знаменитый русский артист Леонид Леонидов, поначалу обучавшийся в Петербурге у Каратыгина и взошедший в 1839 году на петербургские подмостки, в 1843 был назначен в Малый театр в Москву и вскоре наследовал репертуар великого трагика П. Мочалова, но со смертью своего педагога в 1854 для исполнения его ролей был срочно переведен обратно на петербургскую сцену. Похоже сложилась артистическая карьера и у не менее известного артиста Федора Петровича Горева, игравшего попеременно то в Малом театре (Москва), то в Александринке (Петербург), да и у многих других.

Однако положение актёров было крайне тяжёлым, хотя при этом, нельзя не сказать о полагающихся льготах, как, скажем, пенсионное обеспечение после того, как престарелые актеры покинут сцену. Публика в императорские театры приходила в основном одна и та же — поначалу театр служил развлечением беспечной богатой аристократии — и требовала разных представлений, поэтому премьеры сменяли одна другую очень быстро. Актеры постоянно должны были разучивать новые роли. Дирекция практиковала взыскания, аресты как меры административного воздействия на провинившегося актёра[4]. Да и сама профессия актёра еще долгое время не считалась престижной. Не следует забывать о социальной структуре государства — многовековом крепостническом укладе; поначалу все русские театры состояли из трупп, набираемых из крепостных; ещё в начале XIX столетия Императорская труппа в Москве была сформирована путем скупки помещичьих трупп, целиком состоявших из крепостных. И хотя крепостное право было официально упразднено в 1861 году (к тому времени эта система уже сгнила сама по себе, и многие крестьяне вели свои промыслы и откупали себя и свои семьи), в высших слоях общества еще долго было живо презрение к низшим его слоям. Актеры стали представлять отдельный определенный слой общества. В большинстве случаев и семьи составляли из своего круга, а дети наследовали традиции родителей, замещая их на императорской сцене. Возникали актерские династии: Рыкаловы, Каратыгины, Самойловы, Садовские, Бороздины — Музили — Рыжовы. Лишь в 1896 году появилось звание — Заслуженный артист Императорских театров, первыми его получили петербургские драматические актеры Александринской труппы: К. А. Варламов, В. Н. Давыдов, Е. Н. Жулева, П. М. Медведев и М. Г. Савина. Подробнее см. ст. Список Заслуженных артистов Императорских театров.

Возникавшие в России социальные движения не могли не сказаться на развитии театрального искусства. Цензорский комитет запрещал новаторские и социально значимые постановки.

Преобразования в конторе Императорских театров и в самих театрах происходили постоянно. В 1881 году созданная «комиссия по искусственной части», куда вошли многие деятели культуры, в том числе А. Н. Островский, Д. В. Аверкиев, А. А. Потехин, Э. Ф. Направник, выработала цикл театральных реформ; в 1882 были изданы новые правила, была упразднена система амплуа и бенефисная система (правда, снова через какое-то время возрожденная). В 1885 году заведующим репертуаром московскими Императорскими театрами назначается А. Н. Островский. Однако ему не удалось преодолеть сопротивление чиновников двора и цензуры. Его реформаторские театральные идеи (подробнее см. ст. Островский, Александр Николаевич) стали последними крупными творческими преобразованиями в системе императорских театров. Хотя мелкие чиновные назначения и переназначения происходили постоянно. В 1908 бенефисы в Императорских театрах были ликвидированы.

В 1892—1915 годах при Императорских театрах издавался журнал «Ежегодник императорских театров» — периодическое издание, выпускавшееся Дирекцией императорских театров в Петербурге. Там публиковался обширный справочный материал о репертуаре императорских театров Петербурга и Москвы, данные об актёрах, информация о деятельности Театрально-литературного комитета, хроника. С сезона 1893/94 до сезона 1905/06 выходили приложения (от 1 до 6 в год), в которых помещались статьи, исследования и др. материалы. С 1909 «Е. и. т.» выходил выпусками (7 выпусков в 1909, 8 в 1910, в 1911—14 по 6—7). Редакторами издания были А. Е. Молчанов, С. П. Дягилев, П. П. Гнедич, Н. В. Дризен и др.[8].

Это время совпало с новаторскими театральными идеями, которые вырастали буквально на глазах — новые театрально-драматические эстетики Станиславского, среди прочего отказавшегося от строгой системы актерских амплуа, Евреинова, чуть позже появились Фореггер, Таиров, Вахтангов… И только Малому театру непозволительны никакие реформы. Тем не менее предреволюционная социальная нестабильность вынуждает чиновников совершать реформы и в Императорских театрах. И вот в 1898 в Москве под руководством режиссера Малого театра А. П. Ленского при Малом театре был создан Новый Императорский театр для выступлений молодежной труппы, просуществовавший 9 лет. А. П. Ленский пытался искать новые пути развития театрального искусства, освободить сцену Императорского театра от шаблона и казёнщины, навязываемым чиновниками от искусства. Однако чиновники, как водится, крепко держатся за свои места и не дают ходу новаторству. В 1909 филиал возглавил артист и драматург А. И. Южин. А предреволюционная и революционная (1905—1907 гг.) нестабильность отвлекала государственное внимание от театральных сфер. В 20 в. театральные реформы осуществляли частные театры (МХТ, Мастфор, Камерный театр Таирова, Московская частная опера Мамонтова, Опера С. Зимина и др.). Именно туда стали обращаться со своими произведениями и новаторскими идеями молодые авторы, композиторы, режиссеры, когда отказывали в постановке Императорские театры. Именно так, скажем, произошло с оперой Золотой петушок Римского-Корсакова, которой было отказано в постановке на Императорской сцене, но премьера успешно прошла 24 сентября 1909 года в частном театре С. Зимина, в постановке режиссера П. С. Оленина, который сам не был сразу принят в московский императорский Большой театр.

Вскоре после Февральской революции Дирекция императорских театров была преобразована в Дирекцию государственных театров (директор Фёдор Батюшков), которая существовала до ноября 1917 года.

Императорские театры России просуществовали до самой революции 1917 года.

 


Информация о работе Императорский татр