Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 08:03, реферат
Средневековый период в истории Индии, которую называли страной мудрецов, ставит перед историками много вопросов. Здесь гораздо меньше, чем в Китае, заметен переход от древности к средневековью. По сравнению с другими восточными цивилизациями здесь особенно прочно держались традиции. Индийская община сильно тормозила развитие феодальных отношений.
Можно назвать много факторов, определивших своеобразие исторического пути Индии. Но важнейшими среди них являются особенности общины - основной социальной ячейки, ядра цивилизации - и специфика религии спасения, степень ее воздействия на духовную и социальную жизнь.
Введение………………………………………………………………….…2
Понятие цивилизации………………………………………………..…….3
Индийская цивилизация…………………………………………………...6
Заключение……………………………………………..…………………12
Список используемой литературы………………………………...…….13
Содержание:
Средневековый период в
истории Индии, которую называли
страной мудрецов, ставит перед историками
много вопросов. Здесь гораздо
меньше, чем в Китае, заметен переход
от древности к средневековью. По
сравнению с другими восточными
цивилизациями здесь особенно прочно держались
традиции. Индийская община сильно тормозила
развитие феодальных отношений.
Можно назвать
много факторов, определивших своеобразие
исторического пути Индии. Но важнейшими
среди них являются особенности общины
- основной социальной ячейки, ядра цивилизации
- и специфика религии спасения, степень
ее воздействия на духовную и социальную
жизнь.
Индия – это переплетение
и взаимопроникновение
2. Понятие цивилизации
Всю совокупность человеческой деятельности - создания материальных и культурных ценностей, духовной жизни, организации управления обществом - принято называть цивилизацией. Цивилизация есть система норм, ценностей и форм деятельности, закрепившихся в практике и сознании общества, представленная материальными предметами, социальными институтами, духовными ценностями. Составными элементами цивилизации являются:
• культура - система созидания, распространения, хранения и использования материальных и духовных ценностей (язык, тип мышления, традиции, наука, техника, литература и т.д.);
• идеология - система общественных взглядов и идей (религия, мораль, право, философия, эстетика, политические взгляды);
• политика - искусство управления государством (государственный строй, административное устройство, социальные институты, партии и т.д.);
• экономика - искусство управления хозяйством (способ производства, разделение труда, формы собственности, производственные отношения).
Движущей силой цивилизации
является творческое меньшинство - носитель
специфического жизненного порыва, отвечающего
требованиям времени. Именно оно
вовлекает инертное большинство (пролетариат)
в процесс культурно-
В процессе исторического развития достаточно быстро меняются материальные ценности, медленнее - социальные институты, совсем медленно - духовные ценности.
Главным фактором развития
цивилизаций и главным
Религия - сознание человеком внутренней
сущности этого мира - определяет мораль
и этику общества, мироощущение и цели
жизни, культурный климат, социальные
отношения, характер и темпы экономического
развития. Как думает человек, то он и создает,
так и работает. Не диалектический и исторический
материализм движет развитием общества,
но идеи. «Вначале было слово!» - сказано
людям еще шесть тысяч лет назад.
В культуре действуют творцы и потребители культуры, традиционная и творческая культура, культурное наследие и действующая культура, контркультура и антикультура, но основу всего ценного в культуре слагает опять же религия.
Единство общеземной цивилизации выражается лишь в материальных предметах, в том, что люди потребляют примерно одинаковую пищу, одежду, орудия труда и др. Духовные же ценности, социальные институты и традиции в разных географических регионах различны.
Мировая цивилизация всегда представляла и представляет собой совокупность нескольких или многих локальных цивилизаций. Каждая локальная цивилизация обладает собственной системой ценностей и норм поведения, социальной организацией, стилем мировоззрения, образом жизни, культурным климатом, хозяйственной специализацией, автономией в развитии. Каждая воспитывает и обучает своих «детей», принимает в «семью» новых членов и изгоняет неугодных, контактирует, дружит и враждует с соседями, воспринимает и передает опыт и достижения, усваивает «со стороны» как хорошее, так и плохое. Локальные цивилизации в свою очередь распадаются на совокупность национальных культур, или зависимых цивилизаций, поскольку как творцы, так и потребители культуры говорят на разных языках. Если в основе цивилизации лежит религия, то в основе культуры - язык. Разные цивилизации в корне отличаются друг от друга, но национальные культуры внутри одной цивилизации достаточно близки между собой.
Признаками развившейся
В настоящее время на Земле выделяются 4 основные цивилизации -христианская, исламская, индийская, дальневосточная. Они занимают крупные геополитические пространства, имеют свои ценности, традиции и границы, которыми дорожат и более или менее ревностно охраняют. Далее, более подробно, мы поговорим об индийской цивилизации.
Для индийской цивилизации
характерны компактность, разнообразие
и удивительная устойчивость. Фактически
к индийскому миру принадлежат лишь
три государства: Республика Индия,
Королевство Непал и
Несмотря на внутреннюю целостность индийской культуры, в ней явственно прослеживается два начала: аборигенное, условно будем называть его дравидийским, и арийское, ведическое. Так же как и в латиноамериканской цивилизации, в Индии мы наблюдаем наличие симбиотических и синтетических продуктов взаимодействия этих культур. Однако в дальнейшем мы не будем отмечать происхождение тех или иных черт индийской цивилизации, считая их в равной степени индийскими.
Основа индийской цивилизации – это общинно-кастовая система. Несмотря на наличие городов, все основные свойства индийской культуры особенно хорошо прослеживаются в деревенской жизни. В силу природных условий, индийские деревни – это довольно большие, до 5000 жителей, автономные образования. В городах в 2004 году проживало лишь 29 % населения. В деревне кроме земледельцев проживают представители всех необходимых ремесел, от кузнецов до астрологов и музыкантов. Ремесла в Индии достигли очень высокой степени развития и дифференциации. Именно профессиональное деление лежит в основе кастовой системы. Каста – это форма пожизненного наследуемого закрепления социального статуса человека, в основе которого лежит его профессиональная деятельность. Каждая четко различимая специальность образует свою касту. В настоящее время в Индии около 3 тысяч каст. Человек, родившийся в семье, принадлежащей к определенной касте, остается в ней на всю жизнь. Видимо, эта многовековая семейственность позволила индийским ремесленникам достичь столь высокого уровня профессионализма. Всемирно известны индийские каменотесы, гранильщики и ювелиры, ткачи и представители многих других профессий.
Поддержание изолированности каст осуществляется двумя основными запретами: на межкастовые браки и на совместный прием пищи. После обретения Индией независимости от Великобритании эти запреты, как и все формы дискриминации по кастовому признаку, были официально отменены, но фактически они продолжают действовать.
Все касты объединены в четыре варны: брахманов, т.е. жрецов и ученых, кшатриев, воинов и правителей, вайшья, торговцев, крестьян и ремесленников, и шудров – всех остальных – рабов, слуг, и прочих людей «низких» профессий. Представители некоторого количества низших каст считаются неприкасаемыми, физическое соприкосновение с ними требует многочисленных очистительных процедур. Межкастовое различие довольно слабо ощущается в современных городах, особенно в высших слоях общества. Кроме того, социальная структура осложняется национальным и имущественным разделением. Однако запрет на межкастовые браки все же очень силен, он в основном соблюдается даже представителями индийской элиты. Количество и социальное положение каст меняется в соответствии с изменениями, происходящими в мире, но эти изменения не принципиальны и происходят достаточно медленно.
Пестроте, богатству диффиренцированности
и устойчивости социальной системы
индийского общества вполне соответствует внутренний мир индийца. Его отличают
такие черты, как внеисторизм, иерархичность,
плюрализм, фатализм, абстрактность и
схематизм, автономность, богатство образов,
интравертность и эзотеризм. Естественно,
это не значит, что каждый житель Индостана
соответствует вышеприведенному описанию,
однако это наиболее часто встречающиеся
черты народного характера.
Основу религиозной системы Индии составляет
индуизм. Это древняя религия, являющаяся
комбинацией доарийских верований и ведической
религии ариев. Индуизм отличается очень
глубокой философской и онтологической
основой, наличием множества божеств различного
ранга, в культах которых отражаются самые
разнообразные стороны жизни, в том числе
и такие, которые в большинстве прочих
религий почитаются греховными, например,
эротические обряды, связанные с культом
мужского и женского начал, воплощенных
в одной из ипостасей верховного бога
– Шивы и его жены Кали, или жестокие и
кровавые жертвоприношения животных,
что также практикуется в некоторых разновидностях
шиваизма.
Мир по индуистским представлениям является
вечным и несотворенным. Божества же, прежде
всего, бог Вишну в различных своих ипостасях,
которых насчитывается десять, определяют
существование того мира, в котором существуем
мы, но этот мир отнюдь не тождественен
объективно существующему миру, природу
его различные направления индуизма трактуют
по-разному.
Душа человека также является вечной и несотворенной. Ее существование определяется законами кармы и реинкарнации. Коротко и предельно схематично их можно описать следующим образом. Вечная душа в текущем цикле существования мира начинает свой путь с воплощения в самые примитивные живые существа. В зависимости от того, насколько соответствовала ее жизнь в данном теле законам праведности и добра, после смерти данного материального тела она воплощается в несколько более или менее совершенное существо, получая, тем самым, большие или меньшие возможности для самосовершенствования. В земном теле душа не помнит о своих прежних рождениях, но все ее свойства и врожденные качества, а также обстоятельства ее очередной жизни на Земле определяются именно ими. Эта обусловленность личности и основных внешних событий ее жизни прошлыми воплощениями и есть закон кармы. Целью жизни является духовное совершенствование и постижение абсолютного духовного начала, которое должно привести к разрыву цепи перерождений (мокше) и слиянию с абсолютом (Брахманом). Судьба конкретного человека есть результирующая предопределенного (кармы) и личного. Праведным поведением и постижением истины человек исправляет свою карму. Боги поддерживают, помогают или мешают человеку в соответствии со своей компетенцией и местом в иерархии. Для поддержания с ними хороших личных отношений необходимо отправление культа и принесение жертв. В эту систему взглядов полностью вписывается кастовое устройство социума.
Характеристики экономической системы
Кастовая система наложила
сильнейший отпечаток на индийскую
экономическую модель. Как уже
отмечалось, автономная сельская община
производила большую часть необ
В целом индиец является самостоятельным работником, он сам принимает решения и полагается на собственные силы. В хозяйственной и юридической практике основным хозяйствующим субъектом и субъектом собственности является большая семья, фактически клан, включающий всех прямых более или менее близких родственников.