Инквизиция, как институт римско-католической церкви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
- показать роль римско-католической церкви в становлении и развитии современной правовой системы стран Европы;
- показать воздействие церковной инквизиции на развитие европейского права.
- роль инквизиции и ее контроль за соблюдением законности.
Цель курсовой работы – показать особенность западноевропейской модели средневекового государства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Общая характеристика средневекового государства в Западной Европе……3
1.1 Возрастание авторитета римско-католической церкви………………………6
1. 2 Политика римско-католической церкви в 5-11 веках……………………….12
1. 3 Возвышение папства в 12-13 веках…………………………………………..20
Глава 2. Инквизиция, как институт римско-католической церкви……………..26
2.1 Понятие и назначение инквизиции…………………………………………...26
2.2 Деятельность инквизиции……………………………………………………..27
2.3 Особенности воздействия инквизиции на систему европейского права…..35
Заключение…………………………………………………………………………37
Список использованной литературы……………………………………………...39

Файлы: 1 файл

инквизиция.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Общая характеристика средневекового  государства в Западной Европе……3

1.1 Возрастание авторитета римско-католической  церкви………………………6

1. 2 Политика римско-католической церкви  в 5-11 веках……………………….12

1. 3 Возвышение папства в 12-13 веках…………………………………………..20

Глава 2. Инквизиция, как институт римско-католической церкви……………..26

2.1 Понятие и назначение инквизиции…………………………………………...26

  • 2.2 Деятельность инквизиции……………………………………………………..27

  • 2.3 Особенности воздействия инквизиции на систему европейского права…..35

    Заключение…………………………………………………………………………37

    Список  использованной литературы……………………………………………...39

    Введение

    История государства и права зарубежных стран относится к числу тех  общественных наук, которые принято называть историко-правовыми, поскольку они имеют прямое отношение, как к науке истории, так и к науке о государстве и праве.

    Конкретно-исторические закономерности развития государства  и права имеют свою специфику  по сравнению с закономерностями развития общества, ибо государство и право занимает в нем особое положение. Обладает относительной самостоятельностью.

    В отечественной литературе принято  выделять в истории человечества следующие основные эпохи: древний  мир, средние века, новое и новейшее время (ХХ в.). Каждая из этих эпох представляет собой историческую ступень в развитии государства и права.

    Историю часто называют памятью народа, она  представляет собой гигантскую лабораторию  мирового социального опыта. В силу своей познавательной ценности, информативности история государства и права - действенный инструмент формирования исторического сознания. Эта наука дает возможность не только глубже понять государственно-правовые реалии современности, но и прогнозировать дальнейшее развитие государства и права.

    Церковь в эпоху Средневековья представляла практически независимую автономно  управляющуюся политическую и духовную организацию. В своей деятельности она руководствовалась собственными, для себя выработанными на базе библейских преданий и христианской традиции правилами, которые сложились в особую систему канонического права. В силу значимости христианских правил для средневекового религиозного общества каноническое право обязывало своими требованиями не только священнослужителей и людей церкви, но и всех верующих, включая государственные и политические установления «христианских государств».

    Такое особое значение церковных правил опиралось  на доктрину исключительной, «единоспасающей  роли церкви».

    Для выполнения этой великой миссии Церковь  изначально наделена не только правами духовного научения, но и принуждения, обязанностью «искоренять греховность дел и помыслов» в верующих.

    В первые века христианства, даже когда  оно стало официальной религией Римской империи (равно Западной и Восточной), вся организация церкви сводилась к самоуправлению духовных общин.

    С III века руководители духовных общин  и объединений этих общин (епископы) стали постоянными, профессиональными  церковнослужителями. Так начал  формироваться клир — совокупность наделенных особыми религиозными и священными правами служителей церкви. Права эти приобретались в результате священных обрядов, признанных таинством.

    В свою очередь, они давали основание самим совершать богослужения и исполнять обряды и таинства по отношению к мирянам. Позднее, исходя из доктрины о самоопределении Церкви как совершеннейшего и вполне свободного общества, сложилось представление о неравенстве в рамках ее: клир первенствует над мирянами и принуждает их в вере.

    Основной  фигурой церковной организации  был епископ, возглавлявший округ из нескольких общин. Епископу принадлежала и религиозная, и судебная власть; он же был вправе истолковывать вопросы Писания и церковных обрядов. В древнехристианской церкви епископов избирали или признавали в качестве таковых явившихся божественными делами. В V в. в восточной римской церкви возникли более крупные объединения — патриархии и митрополии; последние распространились и на Западе.

    Одним из почетнейших и древнейших епископских  мест был Рим -местопребывание, по преданию, св. Петра. С конца IV —к начала V в. римские епископы закрепили за собой право на особый статус главы всей церкви — папы.

    Особая  роль папы в западной католической церкви проистекала из признания  его не просто вышестоящим из епископов, но наместником самого Бога, обладавшим равно и светской, и церковной властью. С основанием в VIII в. Папского государства с центром в Риме власть папы обрела вполне государственно-политический характер.

    Предметом изучения темы курсовой работы является Римско-католическая церковь и то, какое влияние она оказала на развитие общеевропейской правовой культуры в средние века.

    Задачи:

    - показать роль римско-католической  церкви в становлении и развитии  современной правовой системы  стран Европы;

    - показать воздействие церковной  инквизиции на развитие европейского права.

    - роль инквизиции и ее контроль  за соблюдением законности.

    Цель  курсовой работы – показать особенность  западноевропейской модели средневекового государства.

    При написании работы использованы работы Лозинского С.Г. «История папства» и Ковальского Я. В. «Папы и папство», а также учебники по истории государства и права зарубежных стран, книга известного шведского ученого Э. Аннерса «История европейского права», труды по истории Римско-католической церкви Рожкова В. Очерки по истории Римско-католической церкви, учебники по религиоведению.

    1. Общая характеристика средневекового  государства в Западной Европе

    1.1 Возрастание авторитета римско-католиченской  церкви

    Падение Западной Римской империи означало окончательное крушение античных политико-правовых порядков и гибель цивилизации, представлявшей собой высшее достижение древнего мира. На смену приходят средние века, когда западноевропейское общество надолго было отброшено назад и вынуждено было проделать новый виток развития от примитивных протогосударств к крупным и конгломеративным «варварским» королевствам, а, в конечном счете — к централизованным национальным государствам.

    Гибель  Римской империи, хотя и повлекла за собой на долгое время утрату богатейших духовных ценностей античного мира (особенно его политического демократического наследия), не была регрессом в истории государственности и человечества в целом. Развал Римской империи сделал возможным выход на политическую арену Западной Европы новых этносов и народов. Они уступали римлянам в политико-правовой культуре, но сумели в средние века создать свои, неизвестные странам Востока и античному миру, исторически более перспективные формы организации экономической, социальной и политической жизни.

    Важным  катализатором исторического развития, определившим уникальность западноевропейской цивилизации и в последующие века, были унаследованные от античности частная собственность, выступавшая в средние века, прежде всего в виде феодальных поместий, и христианская религия.

    Влияние античных традиций в средневековой Европе с большой силой проявилось в эпоху Ренессанса, когда в рамках феодального общества с невиданной для всего тогдашнего мира быстротой складываются материальные и духовные предпосылки капитализма.

    Историю средневековья, которая охватывает в Западной Европе более тысячи лет, принято делить на периоды в зависимости от тех ее аспектов, которые составляют предмет рассмотрения (хозяйственная жизнь и степень развития феодальных отношений, культура, религия и т. д.).

    Так, в Европе в период ранних (варварских) государств, когда формирующийся класс земельных собственников-феодалов сплачивался вокруг королевской власти, пользовавшейся также поддержкой христианской церкви и крестьян-общинников, первые, как правило, крупные государственные образования приобретали форму раннефеодальных монархий.

    Развитие  феодальных поземельных отношений, базировавшихся на натуральном хозяйстве и на эксплуатации феодально-зависимого крестьянства, порождало и новые виды связей между земельными собственниками разного ранга, которые приобретали характер феодальной иерархии. В условиях крайней степени политической децентрализации, фактически феодальной раздробленности, единственным способом организации и поддержания государственной власти стали особые договорные отношения, построенные на принципе сюзеренитета-вассалитета. Средневековое государство, превратившееся в Западной Европе в IX—XIII вв. в великое множество государств-поместий и отличавшееся крайней степенью экономической и политической децентрализации, приняло форму сеньориальной монархии.

    Экономический подъем в XIII-XV вв., связанный с ростом городов и развитием торгового  оборота, с накоплением капитала, породил сословную консолидацию западноевропейского общества. В новых условиях стало возможным постепенное территориальное объединение государств на национальной основе, усиление королевской власти, искавшей поддержки у представителей сословий. Для этого периода характерно становление сословно-представителъных монархий.

    Наконец, в позднем средневековье (16-17 века), когда полным ходом идет разложение феодализма и формируются основные элементы капиталистической системы, только сильная королевская власть способна укрепить и поддержать пошатнувшееся общественное здание. Она смогла еще какое-то время обеспечивать экономическое развитие и умерять нарастающие общественные антагонизмы. Но при этом королевская власть все более возвышается над обществом, делает ставку на бюрократический централизм, на военно-полицейскую силу, на устранение политической оппозиции.

    Таким образом, на своей последней стадии средневековое государство выступает в форме абсолютной монархии. Падение абсолютизма означало уже конец всего старого режима и начало Новой истории, давшей миру образцы представительной и демократической государственности.

    Особенность западноевропейской модели средневекового государства определяется не только эволюцией монархического строя и последовательной сменой его форм. Для нее также характерной является (особенно в периоды децентрализации и территориальной раздробленности) диффузия политической (государственной) власти, которая переходит от короля в руки отдельных светских и духовных магнатов, а также в поместья крупных земельных собственников. Сама политическая власть, дающая возможность управлять вассалами, крепостными и лично свободными крестьянами, горожанами, становится неотъемлемым атрибутом земельной собственности.

    В таких условиях связи государства  с другими элементами (институтами) политической системы становятся особенно сложными. В истории западноевропейского средневековья сельская (крестьянская) община не порождала каких-либо особых проблем для государства.

    Она являлась простым объединением крестьян, ведущих индивидуальное хозяйство, и обладала минимальными административными и судебными функциями. В политическом плане она полностью находилась под властью короля, сеньора или церкви. Иначе строились отношения государства с теми средневековыми общественными институтами и объединениями, которые в Западной Европе обладали реальной политической властью, прежде всего с церковью и городами.

    Особенно  сложными и неоднозначными на разных ступенях средневековья были взаимоотношения государственной (королевской) власти и христианской церкви. Они нередко порождали острые конфликты, а в ряде случаев приводили и к прямому противоборству.

    В раннем средневековье «варварские» короли, принимая христианство и получая тем самым поддержку церкви, подносили ей большие дары, прежде всего в виде обширных земельных владений. Так церковь постепенно превратилась в крупного земельного, собственника, имеющего по сравнению с самими королями и светскими магнатами несомненное преимущество, ибо церковные и монастырские земли не подлежали дроблению и возврату в мирской земельный фонд.

    Отсюда возникла поговорка, что церковь держит земли «в мертвой руке». Однако до IX—X вв. церковь, хотя ее политический вес в обществе неуклонно возрастал, не была еще в полном смысле политической организацией. Она являла собой духовное сообщество, оказывающее глубокое нравственное воздействие на верующих, а также способствующее формированию общеевропейской культуры и самосознания. Церковь до XI в. находилась еще не под контролем римского папского престола, а под эгидой императоров и королей, обладавших в то время еще относительно сильной властью.

    Прогрессирующая во всей Западной Европе феодальная раздробленность, ослаблявшая королевскую власть, превращавшая ее из публичной в частную, сеньориальную, способствовала росту политических амбиций и притязаний римских пап на мировое господство.

    Эти амбиции привели к разделу  христианской церкви на восточную (греко-католическую) и западную (римско-католическую). Хотя формально раскол вытекал из расхождений по чисто религиозным вопросам (по догмату о происхождении Святого духа, по учению о благодати, по порядку причащения и т. д.), в основе раскола лежали, прежде всего, политические противоречия - борьба за руководство христианским миром и светской государственной властью.

    Информация о работе Инквизиция, как институт римско-католической церкви