Инквизиция в Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 13:04, контрольная работа

Описание работы

При создании этой работы основную часть материала я позаимствовала в книге Мария и Кларк. "Роль инквизиции в Европе."1. Но так же очень много интересного я нашла в сочинении .И.Р.Григулевича «Инквизиция» (История инквизиции)2 . Многие исторические факты прочитанные в книге Г. Ч. Ли. История инквизиции в средние века3, «Испанская инквизиция. Палачи и жертвы», Захар Исаакович Плавского4 сильно поразили меня и заставили рассмотреть данную тему под другим углом. Так же для работы мне пригодились сочинения .«История инквизиции (XIII-XX вв.)», И.Р. Григулевич5 и С. Г. Лозинский. История инквизиции в Испании.6 Без данных литературных источников многие факты истории были бы нам неизвестны до сих пор.

Содержание работы

Введение

I. Инквизиция в Европе


1. История создания……………………………………...……..4

2. Цели и средства……………………..………………………..5

3. Инквизиционная система………………………..………..…6

4. Основные исторические этапы…………….………..….…...9


Заключение

Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Inkvizitsia_v_evrope_skinut.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

 

 

 

                                                                

 

 

                                                        Кафедра гуманитарных и социально – экономических дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

Новикова Алла Сергеевна

Контрольная работа по дисциплине: «История Мировых Цивилизаций»

На тему: «Инквизиция  в Европе»

 

Вариант №43

 

 

 

 

 

Студентка  1 курса  o\о

                                                                                                         группы Э-12

 

 

 

 

                                          

                                                                                                      Преподаватель:

                                                                                                                               к.и.н.,доцент

                                                                                                            Иванов В.С

 

 

Москва 2010

 

Оглавление

 

 

Введение 

 

I. Инквизиция в Европе

 

 

       1. История создания……………………………………...……..4

 

       2. Цели и средства……………………..………………………..5

 

       3. Инквизиционная система………………………..………..…6

 

      4. Основные исторические этапы…………….………..….…...9

     

      

Заключение

 

Список использованных источников и литературы

 

Введение

Термин «инквизиция» произошёл от лат. inquisitio, означающего «исследование». Термин был широко распространён в правовой сфере ещё до возникновения средневековых церковных учреждений с таким названием, и означал выяснение обстоятельств дела, расследованием, обычно путём допросов, часто с применением силы. Со временем под инквизицией стали понимать духовные суды над антихристианскими ересями. Оформлено учреждение инквизиции было при Григории IX (1227—1241), который передал ее в руки нищенствующих орденов доминиканцев, а также францисканцев, и установил (тремя буллами, 1231 и 1233) инквизиторские трибуналы в ряде стран Европы (в Италии, Германии, Испании, Португалии, Франции, Нидерландах, позднее в Мексике, Бразилии, Перу). В 1229 церковные иерархи в Тулузе объявили о создании трибунала инквизиции. Центральное инквизиционное судилище (congregatio sanct oficii) было учреждено папой Павлом III в 1542 в Риме. Члены инквизиторского трибунала, непосредственно зависевшие от римского папы, обладали личной неприкосновенностью и неподсудностью местным светским и церковным властям. Пытки — водой, огнем, колесом, замуровывание. Приговоры — публичное отречение, штраф, тюремное заключение, сожжение на костре. С середины XV века инквизиторы стали выполнять и функции цензоров (к концу XVIII века список запрещенных книг составил 5000 наименований).

В XVIII веке инквизиция была уничтожена как судебное учреждение в большинстве стран Западной Европы. Последняя казнь состоялась в 1826 году в Валенсии.

Основной целью работы является определение роли инквизиции в Европе XIII-XVII веков и отношения к ней общества.

При создании этой работы основную часть материала я позаимствовала в книге Мария и Кларк.  "Роль инквизиции в Европе."1. Но так же очень много интересного я нашла в сочинении .И.Р.Григулевича «Инквизиция» (История инквизиции)2 . Многие исторические факты прочитанные в книге Г. Ч. Ли. История инквизиции в средние века3, «Испанская инквизиция. Палачи и жертвы», Захар Исаакович Плавского4  сильно поразили меня и заставили рассмотреть данную тему под другим углом. Так же для работы мне пригодились сочинения .«История инквизиции (XIII-XX вв.)», И.Р. Григулевич5 и С. Г. Лозинский. История инквизиции в Испании.6 Без данных литературных источников многие факты истории были бы нам неизвестны до сих пор.

 

 

 

 

 

 

 

 

Инквизиция в Европе

 

История создания

 

          Ранее христианство и христианская церковь страдала как от внешнего врага - римских императоров, так и от внутренних раздоров, опиравшихся на теологические разногласия: различные толкования священных текстов, на признании или непризнании отдельных текстов священными и так далее.

          Отражением одной из стадий внутренней борьбы был, видимо, «Иерусалимский собор», упоминаемый в главе 15 Деяний святых апостолов, а также множество случаев, когда апостол Павел защищал собственное апостольское служение, убеждал христиан опасаться ложных пастырей или чего-либо противоречащего тому, что проповедовал он. Аналогичные призывы содержатся в посланиях Иоанна и в Послании к Иудеям, а также в Откровении Иоанна Богослова.

          Начиная со II века христианские авторитеты (епископы и местные синоды), пользуясь вышеприведёнными источниками, обличали некоторых богословов как еретиков, и определяли доктрину христианства более ясно, стараясь избежать ошибок и разночтений. В связи с этим православию (греч. - правильная точка зрения) стали противопоставлять ересь (греч. - выбор; подразумевается, что ошибочный).7

          Особый церковный суд католической церкви под названием «Инквизиция» был создан в 1215 году папой Иннокентием III.

          Церковный трибунал, которому было поручено «обнаружение, наказание и предотвращение ересей», был учреждён в Южной Франции Григорием IX в 1229 году.

          Этот институт достиг своего апогея в 1478 году, когда король Фердинанд и королева Изабелла с санкции Папы Сикста IV учредили испанскую инквизицию.

          Конгрегация священной канцелярии была учреждена в 1542 году, заменив собой «Великую римскую инквизицию», а в 1917 году ей были переданы также функции упразднённой конгрегации индекса.

          В 1908 году переименована в «Конгрегацию доктрины веры». Работа этого учреждения строилась в строгом соответствии с действующим тогда в католических странах законодательством.8

 

Цели и средства

         Основной задачей инквизиции являлось определение, является ли обвиняемый виновным в ереси.

          С конца XV века, когда в Европе начинают распространяться представления о массовом присутствии заключивших договор с нечистой силой ведьм среди обычного населения, в ее компетенцию начинают входить процессы о ведьмах.

         В то же время, подавляющее число приговоров о ведьмах вынесли светские суды католических и протестантских стран в XVI и XVII веках.

          Хотя инквизиция действительно преследовала ведьм, точно так же поступало и практически любое светское правительство. К концу XVI века римские инквизиторы начали выражать серьезные сомнения в большинстве случаев обвинения в ведовстве.

          Также в компетенцию инквизиции с 1451 года Папа Николай V передал дела о еврейских погромах. Инквизиция должна была не только наказывать погромщиков, но и действовать превентивно, предупреждая насилие.

         Внесудебных расправ инквизиция не допускала. Кроме обычных допросов, применялась, как и в светских судах того времени, пытка подозреваемого. Юристы католической церкви огромное значение придавали чистосердечному признанию. В том случае, если подозреваемый не умирал в ходе следствия, а признавался в содеянном и раскаивался, то материалы дела передавались в суд.

 

Инквизиционная  система

          Инквизиторы рекрутировались из членов монашеских орденов, прежде всего доминиканцев, и подчинялись непосредственно папе. В начале XIV в. Климент V установил для них возрастной ценз в сорок лет. Первоначально каждый трибунал возглавлялся двумя судьями с равными правами, а с начала XIV в. – только одним судьей. С XIV в. при них состояли юристы-консультанты (квалификаторы), определявшие «еретичность» высказываний обвиняемых. Кроме них, в число служащих трибунала входили нотариус, заверявший показания, понятые, присутствовавшие при допросах, прокурор, врач, следивший за состоянием здоровья обвиняемого во время пытки, и палач. Инквизиторы получали годовое жалование или часть конфискованного у «еретиков» имущества (в Италии одну треть). В своей деятельности они руководствовались как папскими постановлениями, так и специальными пособиями: в ранний период наибольшей популярностью пользовалась “Практика инквизиции” Бернара Ги (1324), в позднее средневековье – “Молот ведьм” Я. Шпренгера и Г. Инститориса (1487).

          Существовало два типа инквизиционной процедуры – общее и индивидуальное расследование: в первом случае опрашивалось все население данной местности, во втором – через кюре делался вызов определенному человеку. Если вызванный не являлся, его подвергали отлучению.

          В первый день приезда инквизитор прикреплял на воротах церкви письменное объявление, чтобы оповестить население о своём появлении, а затем во время первого молебна читал проповедь прихожанам. Это являлось предупреждением для еретиков. И если этот самый еретик приходил к инквизитору с покаянием в течение месяца, то получал прощение. Кто не считал себя еретиком, тот должен был донести на всех своих знакомых, которых подозревал. Целый месяц инквизитор занимался чтением доносов, которые сыпались как дождь. Они не были анонимными, но обвиняемый не знал имени доносчика. Каждый донос был зарегистрирован нотариусом и проэкзаменован с целью исключения безосновательных и клеветнических писем. Половина обычно отбрасывалась и уничтожалась. Доносчики, пойманные на обмане, жёстко наказывались, включая пытки.

          Инквизитор имел право арестовать и допросить обвиняемого, но для тюремного заключения и проведения пыток было необходимо разрешение епископа. По истечении месяца, инквизитор составлял судебное дело, при наличии как минимум двух свидетелей, и очень редко прибегал к аресту. Но если после первого допроса, подсудимый считался опасным, он сразу же заключался в городскую или церковную тюрьму. По инквизиционным законам с ними обращались очень мягко. Еда и вино для них подавались отменными. Не удивительно, что Галилео Галилей, всемирно известный заключённый Инквизиционного Суда, в 1632 году был поселён в прекрасной трёхкомнатной квартире и имел прислугу.

          Судебный совет состоял из инквизитора, который сидел на очень высоком троне, нотариуса, двух экспертов по теологии, один из который не входил в религиозный орден. Он являлся также защитным адвокатом обвиняемого. Сначала разговор шёл о жизни вообще, о семье, о работе. Использовался тонкий психологический подход. Пытки начали применять с начала XIV века. Их жестокость вызывала порой осуждение даже у светских властей, например, у Филиппа IV Красивого (1297).  Их использовали в тех случаях, когда обвиняемый противоречил сам себе. Пытки производились таким образом, чтобы не причинить постоянный ущерб организму. Они применялись в присутствии врача, проверяющего, если заключённый был в состоянии их вынести. Запрещалось пытать пожилых людей, детей, беременных женщин и больных. Поэтому многие прикидывались больными. Необходимо отметить, что все виды пыток могли продолжаться не более 10 минут, если подсудимый не признавал свою вину, то он считался полностью невинным и отпускался на свободу. В случае самообвинения, еретик должен был публично каяться в церкви и выплачивать штраф в виде денежного церковного пожертвования. В противном случае, к его одежде пришивали красный крест, который он был обязан носить. В экстренных случаях самообвинения, покаявшийся совершал паломнический поход до Святой Земли Иерусалима. В случае судебного приговора, обвиняемый мог быть приговорён к пожизненному заключению, которое редко доводил до конца, поскольку обычно освобождался досрочно по состоянию здоровья, семейным обстоятельствам или за хорошее поведение. Сжигание на костре предназначалось для еретиков, которые не желали каяться или были осуждены неоднократно. В этом случае Инквизиция передавала осуждённого Городскому Суду, который приводил приговор в исполнение. Смертная казнь, в пропорции от всех приговоров, составляла 2 %.

          Система наказаний была установлена буллой 1213, декретами Третьего Латеранского собора и буллой 1231. Осужденные инквизицией передавались гражданским властям и подвергались светским наказаниям. «Еретику», «раскаявшемуся» уже в ходе процесса, полагалось пожизненное заключение, которое инквизиционный трибунал имел право сокращать; такой вид наказания являлся новшеством для пенитенциарной системы средневекового Запада. Узники содержались в тесных камерах с отверстием в потолке, питались лишь хлебом и водой, иногда заковывались в кандалы и цепи. В позднее средневековье тюремное заключение порой заменялось каторжными работами на галерах или в работных домах. Упорствующий «еретик» или вновь «впавший в ересь» приговаривался к сожжению на костре. Осуждение нередко влекло за собой конфискацию имущества в пользу светских властей, которые возмещали расходы инквизиционного трибунала; отсюда особый интерес инквизиции к состоятельным людям.9

          Для тех же, кто являлся с повинной в инквизиционный трибунал в течение «срока милосердия» (15–30 дней, считая от момента прибытия судей в ту или иную местность), отводившегося для сбора информации (доносы, самооговоры и пр.) о преступлениях против веры, применялись церковные наказания. К ним относились интердикт (запрет на отправление богослужения в данной местности), отлучение от церкви и разные виды епитимьи – строгий пост, длительные молитвы, бичевание во время мессы и религиозных процессий, паломничество, пожертвования на богоугодные дела.

          Казни предшествовал мучительный ритуал аутодафе. Включал многолюдные шествия граждан, организованные и возглавляемые членами инквизиционного трибунала, подготовку узника к экзекуции, пение траурных церковных гимнов и траурную мессу, проповедь инквизитора, оглашение приговора, облачение осужденного в шутовские одежды (санбенито). Завершалось аутодафе публичным сожжением еретика на костре.

 

Основные исторические этапы

          Хронологически историю инквизиции можно подразделить на три этапа:

1) додоминиканский (преследования  еретиков до XII в.)

2) доминиканский (со времени Тулузского собора 1229 г.)

3) испанская инквизиция.

          В 1-м периоде суд над еретиками составлял часть функций епископской власти, а преследование их имело временный и случайный характер; во 2-м создаются постоянные инквизиционные трибуналы, находящиеся в специальном ведении доминиканских монахов; в З-м инквизиционная система тесно связывается с интересами монархической централизации в Испании и притязаниями ее государей на политическую и религиозную супрематию в Европе, сперва служа орудием борьбы против мавров и евреев, а потом, вместе с Иезуитским орденом, являясь боевою силою католической реакции XVI в. против протестантизма.10

Информация о работе Инквизиция в Европе