Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 23:48, реферат
Тема Святой Инквизиции очень многогранна. Ее можно рассматривать со стороны истории (как исторический факт), со стороны психологии людей и, в особенности, со стороны обществознания как духовную сферу жизни. Это очень жестокая и печальная страница нашей истории, которая тянется до эпохи Просвещения.
Как правило,
обязательным этапом следствия был
поиск примет, по которым можно
было распознать ведьм и колдунов.
Одним из них было уже упомянутое
нами «испытание водой», называемое также
«купанием ведьм». Палач крепко связывал
жертву веревкой и сталкивал в
воду. Если она всплывала — а
так происходило с
Другим испытанием был поиск «ведьминой отметины». Считалось, что сатана метит тело каждой бывшей с ним ведьмы. Этот знак и разыскивали судьи. Чтобы не пропустить такую важную улику, обвиняемой обривали голову и тело. Подозрительные места — родинки, пигментные пятна — палач прокалывал иглой. Если подозреваемая не чувствовала при этом боли или из раны не текла кровь, считалось, что пятно является меткой дьявола. «Молот ведьм» называл это испытание особо надежным. Также бытовало мнение, что ведьмы не плачут даже под пытками. Такое действительно случалось и было ничем иным, как свидетельством тяжелой истерии. Однако если подозреваемая плакала, это не снимало с нее обвинения. В разгар охоты на ведьм большинство процессов завершалось аутодафе. Оно проводилось, как правило, на главной площади города или села, обязательно в присутствии духовного лица и местной знати. В крупных городах и столицах государств на аутодафе иногда присутствовали король с семьей, министры, советники. Осужденных выстраивали цепочкой, и они двигались к месту казни со свечами в руках, в «позорной» одежде, босыми. Для аутодафе назначался особый день, и приговоры объявлялись нескольким осужденным сразу.
Как и
допрос, казнь начиналась с проповеди,
молитвы и клятвы во всем помогать
святой инквизиции. После этой «прелюдии»
зачитывались приговоры. Сперва оглашались
«легкие», предполагающие более или
менее серьезные наказания
Отметим, что существовало небольшое количество людей, которым удавалось выйти из застенков инквизиции на волю. Таких людей можно разделить на три группы. Первая состояла из тех, кого суд освобождал еще до вынесения приговора, как сейчас говорится, «по состоянию здоровья». Эти изможденные, искалеченные люди попадали в богадельни или приюты для неизлечимо больных. Но и там за ними велось пристальное наблюдение, которое, правда, учитывая уровень медицины, скоро заканчивалось — следить было не за кем.
Вторую группу составляли особы, которых оправдывали по причине недостатка веских доказательств. Однако мнимая свобода была для них настоящей пыткой — при малейшем подозрении их могли опять схватить и даже казнить. Они должны были подчиняться строгим требованиям: не принимать в доме гостей, не посещать публичные места и праздники, многим вообще запрещалось покидать дом или выходить за двор.
Третью
группу освобожденных составляли те,
кого суд инквизиции изгонял из родных
мест. Для некоторых это было шансом
спастись, но для большинства изгнанников,
особенно для женщин, это был тот
же смертный приговор, но немного отсроченный.
Нищие и отверженные, они были
жертвами насмешек, побоев. Их проклинали
и гнали отовсюду, но все же это
была лучшая участь, чем мучительная
пытка и смерть на костре. Всех обвиненных
в пособничестве дьяволу
Террор
инквизиции и вечный страх порождали
противодействие в народе. Многие
сообщения хронистов о
Охота
на ведьм стала наваждением, горячечной
лихорадкой, в которой Европа билась
на протяжении более 300 лет. Это были
годы величайших преступлений и величайшего
позора. Инквизиция уничтожила цвет нации
большинства европейских
Как мы уже упоминали, охотники на ведьм уделяли особое внимание ведовским знакам на теле подозреваемых. Средневековый теолог Ламберт Дано писал: «Нет ни одной ведьмы, на которую дьявол не поставил бы некую отметину или знак своей власти». Клеймо дьявола считалось бесспорным доказательством вины, даже более существенным, чем признание обвиняемого. Практически у каждого из нас на теле есть родимые пятна, родинки, шрамы, в которых нет ничего странного и чудесного. Но если предположить, что многочисленные упоминания о ведьминых знаках — не выдумки, возникает вопрос: а что представляли собой эти отметины? Различали две их разновидности — ведьмин знак и клеймо дьявола. Судя по описаниям, ведьмин знак — это бугорок или вырост на теле человека, с помощью которого ведьмы кормили духов собственной кровью. Клеймо же дьявола можно скорее сравнить с родимым пятном. Исследователь Н. Пшибышевский посвятил много времени исследованию этих таинственных знаков и составил их подробное описание: «Поверхность тела одержимого отмечена и снаружи особыми знаками. Это небольшие, примерно с горошину, места кожи, нечувствительные к боли, бескровные и безжизненные. Иногда они выглядят как красные или черные пятна или углубления на теле. Но так случается редко. Чаще всего они незаметны снаружи и находятся на половых органах, веках, спине и груди. Иногда случается, что они меняют место». Подобных описаний в работах теологов и средневековых демонологов десятки. Но главным критерием все же остается нечувствительность подозрительного пятна на теле к боли. Даже неискушенным в медицине читателям может показаться, что указанные симптомы — признаки какой-то кожной болезни. Основываясь на сходстве признаков, можно предположить, что большая часть «ведьм» страдала одинаковой болезнью. И только одно заболевание подходит под все приведенные выше симптомы. Это лепра, или проказа, которая даже сегодня остается страшным недугом, а в Средние века ее можно было сравнить разве что с чумой. Медицинская энциклопедия дает такое описание этой болезни: «Начинается она обычно незаметно, иногда с общего недомогания и повышения температуры. Затем на коже появляются беловатые или красные пятна, на этих участках кожа становится нечувствительной к теплу и холоду, не ощущает прикосновения и боль». В медицинской литературе описан и «ведьмин знак», имеющий сходство с соском, — при развитии лепры кожа начинает уплотняться и образует язвы и узлы, которые действительно могут напоминать сосок. Совпадает даже месторасположение «дьявольских знаков» и лепроматозных пятен на теле человека. Это единственное заболевание, которое сопровождается нарушением чувствительности кожи. На основании этих фактов можно предполагать с большой долей вероятности, что очень многие колдуны и ведьмы были больны проказой. Исходя из этого, оказывается, что инквизиция стремилась защитить общество от страшной болезни, апогей распространения которой пришелся на XV в. Уничтожая больных, инквизиторы, пусть и жестоко, но действенно боролись со смертельным недугом и смогли остановить эпидемию.
Понимали
ли сами судьи, что убивают не пособников
дьявола, а тяжелобольных людей?
Однозначного ответа на этот вопрос нет.
Хотя возможно, что клир и знать,
люди образованные, прекрасно знали
о признаках болезни и
Подозрение, что инквизиторы вполне осознавали, с кем имеют дело, подтверждается тем фактом, что обвиненных в колдовстве тщательно изолировали от общества. Многие авторы упоминают, что «колдунов» содержали в особых тюрьмах. Средневековые священники-инквизиторы предупреждают братьев об опасности близкого контакта с ведьмами, а судьям рекомендуют при допросах избегать прикосновения колдуний. В литературе известны случаи, когда в колдовстве обвиняли палача и судью, которые вели процессы против ведьм, и это неудивительно — у них было много шансов заразиться.
Главной опасности подцепить заразу подвергались родственники больного. Они же первыми, как правило, и обнаруживали признаки болезни, и часто страх одерживал верх над чувствами. Теперь нас не удивит, что многие люди доносили на своих родных. Они не всегда понимали, что и сами попадают под подозрение. Часто для подстраховки казнили всю семью.
Очень
редко случалось, что с бедняги
снимали обвинение, но, как показывают
документы того времени, этот человек
подвергался строжайшему
Подтверждает эту необычную версию еще один интересный факт. В легендах и сказках многих народов колдунья описывается примерно одинаково — это безобразная старуха, кривая и горбатая, с ввалившимися глазами, беззубым ртом и морщинистым, покрытым пятнами лицом. Руки и ноги ее трясутся, и она опирается на клюку. В медицинской литературе именно так описываются симптомы последней стадии развития лепры.
Если основываться на этой версии, оказывается, что инквизиторов следует называть не кровожадными фанатиками, а спасителями и благодетелями. Этот парадоксальный вывод может шокировать большинство читателей. Не стоит забывать, что это всего лишь гипотеза, хотя в ее пользу свидетельствует ряд фактов.
Заключение
Религиозные фанатики стремились укрепить пошатнувшуюся веру, во что бы то ни стало. Когда недостатки в обработке земли, случайности погоды вели к неизбежному голоду, отцы церкви не могли признаться, что Бог бессилен облегчить участь своих «детей». Оставался один выход - найти виновного и объявить бедствия Божьим наказанием за прегрешения этого несчастного. Неурожай - ведьмы устроили, коровы не дают молока – еретики виноваты, напала вредная мошкара – вера пострадавших недостаточно крепка. И так во всем.
Но самым ужасным было
то, что народ в своем большинстве
искренне поддерживал инквизицию в
период разгула репрессий. Символом
такой поддержки стала
Однако нельзя не отметить и того, что многие люди все-таки не мирились с инквизицией. Ее деятельность вызвала множество мелких и несколько крупных народных бунтов (включая Сицилийское восстание 1516 г. и Нидерландскую революцию 1566-1609 гг.). Многих инквизиторов убили бунтовщики и повстанцы. Даже католические самодержцы (особенно английские, французские и германские) ограничивали и пресекали деятельность инквизиции в своих государствах, одновременно изгоняя иезуитов.
Список использованной литературы:
1. А. Вербицкая "Великие тайны и загадки Средневековья" М : 2011 г.
2. И. Р. Григулевич "История инквизиции (13-20 вв.)" М : 1970 г.
3. С. Г. Лозинский "Святая инквизиция" М : 1927 г.