Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 04:20, контрольная работа
Римское право зародилось, когда Рим представлял собой крошечное общественное образование, подобное другим общинам средней Италии. Тогда римское право представляло собой примитивную архаическую систему, и если бы оно остановилось на этой стадии, то вероятнее всего затерялось бы в пучине времен.
Рим изменяясь внешне, расширяя постепенно свою территорию, Рим изменялся и внутренне – сложные экономические отношения требовали перестройки римского права на начала индивидуализма, на утверждении свободы собственности, свободы личности, свободы договоров и завещаний.
План
Введение……………………………………………………….……..…………3 стр.
Структура и содержание «Институций» Гая……………………..…….……..4 стр.
Правовое положение населения……………………………...………………..5 стр.
Вещное право…………………………………………………………………...9 стр.
Обязательственное право……………………………………….…………….11 стр.
Положения об исках……………………………………………………..……14 стр.
Заключение…………………………………………………………..………..15 стр.
Список использованной литературы…………………………………………16 стр.
План
Введение……………………………………………………….
Структура и содержание «Институций» Гая……………………..…….……..4 стр.
Правовое
положение населения……………………………
Вещное право………………………………………………
Обязательственное право……………………………………….…………….11 стр.
Положения об
исках……………………………………………………..……
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………16 стр.
Введение.
Римское
право зародилось, когда Рим представлял
собой крошечное общественное образование,
подобное другим общинам средней
Италии. Тогда римское право
Рим изменяясь внешне, расширяя постепенно свою территорию, Рим изменялся и внутренне – сложные экономические отношения требовали перестройки римского права на начала индивидуализма, на утверждении свободы собственности, свободы личности, свободы договоров и завещаний.
Важный
вклад в развитие римского права
внес римский юрист Гай. О нем
практически ничего не известно, даже
полное имя его упоминается
«Институции» Гая были найдены в 1816 г. Нибуром в библиотеке Веронского Собора. Рукопись имеет довольно много испорченных мест, поэтому не все ее содержание может быть понято.
Структура и содержание «Институций» Гая.
«Институции» Гая представляют собой изложение как цивильного, так и преторского права. Вся система изложения определяется самим Гаем в самом начале в ст. 8 гл. 1: «Все право, которым мы пользуемся, относится или к лицам или к вещам... или к искам...»2. Исходя из этого в первой книге излагается jus quod personas pertinet, где определяется положение свободных и рабов, свободнорожденных и вольноотпущенниках и т. д. Вторая и третья книги посвящены jus quod ad res pertinet, где говорится о видах вещей, о сделках, о наследовании и обязательствах. Четвертая книга – jus quod ad actiones pertinet повествует о формах процесса (legis actiones, formulae), исках, эксцепциях, интердиктах и т.д.
Хотя «Институции» Гая отличаются от институций других римских юристов своей полнотой и четкостью изложения, в них прослеживается некие неточности, например, ставится вопрос, а ответа не дается. Поэтому существует предположение, что эти «Институции» всего лишь записки лекций Гая сделанные одним из его учеников.
Но несмотря ни на что, «Институции» легли в основу «Институций» Юстиниана, который сохранил четырехкнижную первоначальную структуру, сочинение Гая пользуется уважением у юристов-практиков, составляя одно из сокровищ античности, дошедших до наших дней.
Правовое положение населения.
Наиболее важным в первой книге «Институций» является определение правового положения лиц. Остановимся именно на этом вопросе подробно. Главным разделением всех лиц, по мнению Гая, является деление на свободнорожденных и рабов (ст.9). Далее Гай делит свободных на свободнорожденных и вольноотпущенных (ст.10). Свободнорожденные – это те, кто родились свободными, а вольноотпущенные – это те, которых отпустили из законного рабства (ст.11).
Далее следует деление лиц в праве на властных и подвластных. Подвластные находятся под властью отца, под властью мужа либо в кабальной зависимости от кого-либо (ст.49). Таким образом, правоспособность лица определялась тремя факторами.
1) status libertatis — состояние свободы,
2) status civitatis — состояние гражданства,
3) status familiae — семейное состояние.
С точки зрения status libertatis различались свободные и рабы; с точки зрения status civitatis — римские граждане и другие свободные лица (латины, перегрины);
с точки зрения status familiae — самостоятельные (sui iuris) отцы семейств (patres familias) и подвластные какого-либо paterfamilias (лица alieni iuris, «чужого права»). Таким образом, полная правоспособность предполагала: свободное состояние, римское гражданство и самостоятельное положение в семье3.
Римские граждане.
Римское гражданство приобреталось, прежде всего, путем рождения (в законном браке) от римских граждан, затем — путем отпущения на свободу из рабства, а также посредством дарования римского гражданства иностранцу. Свободнорожденные римские граждане были носителями полной правоспособности, политической, семейной и имущественной. Основными политическими правами граждан были: а) право нести службу в регулярных римских войсках; б) право участвовать и голосовать в народных собраниях (ius suffragii); в) право быть избираемым в магистраты (ius honorum). Женщины политических прав не имели. В области частноправовых отношений правоспособность римского гражданина складывалась из ius conubii- право вступать в регулируемый римским правом брак и ius commercii-право быть субъектом имущественных отношений. Брак совершался тремя способами: давностью, жертвенным хлебом и куплей. Давность по ст. 111 является непрерывное сожительство в течение года, жертвенный хлеб – это специальный, торжественный обряд при 10 свидетелях при котором потребляется пшеничный хлеб. Купля – это вступление женщин во владение мужа путем манципации, то есть на основании символической продажи при не менее чем 5 свидетелях и весовщика. Женщине независимо от ее возраста и малолетним назначался опекун, если такой был не определен, то опекуном становился агнат, то есть родственники, соединенные родством через мужской пол. Коганат - это родственники по женской линии
Существовало такое понятие, как умаление правоспособности. Оно бывало трех видов - наибольшая, меньшая, которую некоторые называют среднею, и наименьшая. Наибольшая бывает тогда, когда кто-либо теряет одновременно и гражданские права и свободу. Это случается, например, с теми, которых продают в чужую страну (ст.160). Меньшая или средняя перемена правоспособности бывает тогда, когда теряется право гражданства, а сохраняется свобода. Это случается с тем, кого изгоняют из пределов отечества (ст. 161) . Наименьшее умаление правоспособности имеет место тогда, когда сохраняется и гражданство, и свобода, но изменяется состояние человека. Это случается с теми, кто, например, усыновляется.
Граждане, относившиеся к числу вольноотпущенных, оставались носителями ограниченной правоспособности в сфере как , так и частноправовых отношений. Прежнее состояние рабство навсегда налагало печать на правовое положение человека.
В сфере публичного права ограничения прав вольноотпущенников заключались в том, что они не служили в римских легионах, они не имели ни ius honorum, ни права быть включаемыми, так же как и их дети, в число сенаторов. Утрата римского гражданства. Римское гражданство утрачивалось при жизни чаще всего с утратой свободы (capitis deminutio maxima). «Основанием к утрате гражданином свободы был, прежде всего, плен, захват неприятелем. Однако, если захваченный в плен и обращенный в рабство римлянин возвращался в Рим, он в силу особой юридической фикции, postliminium, ius postliminii, рассматривался как никогда не утрачивавший ни свободы, ни гражданства, ни отдельных своих прав»4.
Латины.
Латинами первоначально называли жителей Ла-циума, получившие латинское гражданство до середины III в. н.э. (это latini veteres, древние латины). Затем также стали называть членов колоний, образованных Латинским Союзом, и колоний, устроенных Римом на завоеванных территориях (latini coloniarii). latini veteres в области имущественного права обладали теми же правами, что и римские граждане; ius conubii они имели только тогда, когда им его предоставляли. Latini coloniarii не имели ius conubii, ius commercii, а также способность вести гражданский процесс (ius legisactionis) эта категория латинов в большинстве случаев имела, но составлять завещание latini coloniarii не имели права. Латины могли приобрести римское гражданство.
Перегрины.
Статьи
14 и 15 определяют положение перегринов
(Peregrini dediticii)как тех, которые «некогда
с оружием в руках сражались против римского
народа, а затем, будучи побеждены, сдались.
Следовательно, рабов, подвергшихся такому
бесчестию и отпущенных на волю в каком
бы то ни было возрасте и каким бы то ни
было образом, никогда не будем считать
римскими или латинскими гражданами, хотя
бы они были в полной собственности (no
jus Quiritium и gentium) господ, но всегда будем
их причислять к покоренным и сдавшимся
римскому народу»5. Таким образом,
по «Институциям» Гая перегрин считались
практически бесправными.
Рабы.
Раб определяется в «Институциях» Гая не как субъект права, а как объект, категория наиболее необходимых в хозяйстве вещей – res mancipi, приравненный к скоту и земли. Власть рабовладельца над рабом абсолютна, он может его продать, наказать. Но ст. 53 определяет, что никому из господ не позволено особо жестоко обращаться со своими рабами. Раб не может вступить в законный брак, отношения с рабыней могут носить чисто фактический характер. От рабыни и свободного рождается раб, от свободной и раба рождается свободный. Хозяин мог отпустить раба на волю, но для этого требовалось соблюсти необходимые предусмотренные условия.
Вещное право.
Гай делит все вещи на имеющие божественное значение и имеющие человеческое значение. Человеческие вещи находятся либо в государственной собственности, либо в частной. Далее все физические вещи подразделяются на манипируемые и неманципируемые (res mancipi и res nec mancipi) К манципируемым вещам относятся рабы, быки, лошади, ослы, мулы и земли, далее строения на италийской земле; res nec mancipi причисляют также сервитута городских имений. Неманципируемые вещи переходят на основании продаж, дарения или другого способа без соблюдения формальностей становятся собственнотью другого. Манципиремые же вещи требуют специальной процедуры. Какую силу имела манципация, такую силу имел и in jure cession, которое также имело определенный обряд, произнесения слов перед наместником или магистратами какой-либо провинции. Манципация же представляла собой обряд, в котором, как же отмечалось при не менее чем пяти свидетелях и весовщике произносилось следующее: « Утверждаю, что этот раб (другая манципируемая вещь) по праву квиритов принадлежит мне и что он должен считаться купленным мною за этот металл и посредством этих медных весов». Затем он ударял этим металлом о весы и передавал его в качестве покупной суммы тому, от кого приобретал вещь посредством манципации. В ст. 41 Гай упоминает о таком способе приобретения права собственности как давность владения «…ибо раз истек срок давности, вещь становится твоею полною собственностью, не только бонитарною, но и квиритскою, как если бы она была передана другому лицу манципацией или цессией…»6 Остановимся теперь на понятиях бонитарная и квиритская собственность. Квиритская собственность- это собственность полноправного гражданина Рима. Претор, в случаях, когда приобретатель вещи не мог получить статус квиритского собственника, брал под защиту интерес покупателя и фактически закреплял приобретенную вещь в состав своего имущества (in bonis).
В ст. 69 книги 2 , гласящей «По общенародному праву нам принадлежит также и то, что мы захватываем у неприятелей»7 Все захваченные вещи являются собственностью захватчика. Если же на чье-либо земле воздвигнут дом или посажено растение, пустившее корни, то это становится собственностью того, в чьей собственности находится земля (ст. 73, 74 книги 2).
Помимо
права собственности
Также в
этой книге рассматривается
Обязательственное право.
Гай в ст. 88 делит все обязательства на обязательства из договоров и обязательства из деликтов. Далее юрист останавливается на рассмотрении видов обязательств из договоров – они делятся на те, которые возникают вследствие передачи вещи, или торжественными словами, или письменным образом, или простым соглашением. «Res — в смысле передачи вещи, verba — произнесение слов, litterae — письмо, consensus — выражение согласия (неформальное) — таковы различные основания возникновения обязательства из контракта, различные causae obligandi — основания установления обязательственной связи».9 Отсюда и четыре вида договоров: реальные, вербальные, литеральные и консенсуальные. Причем каждая из названных категорий охватывала точно определенные виды сделок.
Вербальные договоры. К ним относились: sponsio, stipulatio,
Sponsio - это договор религиозного характера, при котором дававший обещание произносил клятву. Sponsio заключалось только между римскими гражданами, которые произносили определенные слова «Обязуешься торжественно дать? Обязуюсь».10 (ст.91)
Stipulatio - это основной вид вербальных контрактов, который заключался «посредством вопроса и ответа» (ст.92). Для стипуляции были характерны следующие черты: Присутствие обеих сторон, устная форма. «К участию не допускались глухие и немые, соответствие глагола в вопросе глаголу в ответе
кредитор может требовать только то, что было обещано, без всяких дополнений; он не может требовать ни убытков, ни процентов»11. Если то, что стиплируется не может быть дано, то стипуляция считается ничтожной.