Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2015 в 13:26, доклад
Современные международные отношения отличаются многообразием направлений сотрудничества. В последнее десятилетие все более важную роль в международных обменах играет культура. Заметно усилилось влияние культурного диалога на межгосударственные контакты, который рассматривается в качестве определяющего фактора в модификации отношений сторон и формировании имиджа страны за рубежом. Роль культуры в улучшении климата международного сотрудничества сложно переоценить, так как именно в результате успешно функционирующих культурных обменов создаются предпосылки для развития взаимодействия стран в долгосрочной перспективе.
Институты культурной дипломатии Республики Польша
Ольга Лазоркина
Автор:
Лазоркина Ольга Игоревна — кандидат исторических наук,
доцент кафедры дипломатической и консульской
службы факультета международных отношений
Белорусского государственного университета
Рецензенты:
Михалькевич Георгий
Николаевич — кандидат исторических наук,
доцент, заведующий кафедрой дипломатической
и консульской службы факультета международных
отношений Белорусского государственного
университета
Мазец Валентин Генрихович — кандидат
исторических наук, доцент, старший научный
сотрудник Института истории Национальной
академии наук Беларуси
Современные международные отношения отличаются многообразием направлений сотрудничества. В последнее десятилетие все более важную роль в международных обменах играет культура. Заметно усилилось влияние культурного диалога на межгосударственные контакты, который рассматривается в качестве определяющего фактора в модификации отношений сторон и формировании имиджа страны за рубежом. Роль культуры в улучшении климата международного сотрудничества сложно переоценить, так как именно в результате успешно функционирующих культурных обменов создаются предпосылки для развития взаимодействия стран в долгосрочной перспективе.
Культура выступает как действенный инструмент дипломатии и эффективное средство борьбы за национальные интересы того или иного государства. Как показывает опыт крупных стран, культурная дипломатия посредством различных инициатив не только способствует продвижению национальных интересов на мировой арене, но и оказывает непосредственное влияние на различные политические, экономические, социальные процессы в мире.
Одним из важных и дискуссионных вопросов является определение модели реализации внешней культурной политики страны — с превалирующим участием государственных структур или общественных учреждений либо распределение полномочий между ними.
В настоящее время Беларусь активизировала деятельность, направленную на улучшение имиджа страны за рубежом посредством расширения культурных связей. Традиционно большую роль в этом процессе играют государственные структуры, такие как Министерство культуры, Министерство иностранных дел и др. Как показывает опыт последних лет, необходимо усовершенствование механизма реализации сотрудничества в этой сфере в рамках действующих структур либо привлечение новых акторов в сферу внешней культурной политики Беларуси.
В связи с этим исследование опыта культурной дипломатии такой страны, как Польша, с которой Беларусь на протяжении столетий поддерживала тесные культурные связи, может иметь практическое значение для совершенствования модели культурной дипломатии нашей страны и позволит эффективнее решать новые задачи в области культуры.
Целью настоящей статьи является изучение механизма государственного регулирования культурной дипломатии Польши, исследование роли и полномочий центральных государственных органов.
Данная проблематика достаточно подробно освещена в работах польских авторов. Ученые обращались к теме организационной структуры культурной дипломатии Польши в рамках как общих, так и специальных исследований. Среди наиболее значимых работ необходимо упомянуть фундаментальный труд Р. Зендеровского, представляющий собой опыт целостного анализа международных культурных связей на современном этапе [11]. Особое место среди исследований, посвященных этому вопросу, занимает доклад, подготовленный по поручению Министерства культуры и национального наследия Польши, в котором подводятся итоги развития культурных связей страны в последнее двадцатилетие [7]. Полномочия и деятельность польских заграничных учреждений представлена в работах Р. Вишневского и А. Воронецкой [9; 10].
В отечественной историографии представленная тема не стала предметом отдельного исследования. Она рассматривалась фрагментарно в рамках работ общего характера, посвященных белорусско-польским культурным связям и деятельности Польского института в Республике Беларусь [1; 2].
В настоящее время в ведущих европейских государствах, таких как Франция, Великобритания, Германия и Испания, сложились и достаточно эффективно функционируют две модели культурной дипломатии — централизованная и децентрализованная. Государство как координатор культурных обменов в большей или в меньшей степени представлено в обеих.
Потенциал культуры во внешней политике Польши стал использоваться относительно недавно. Как отмечают польские исследователи, «долгое время приоритетными оставались политические и экономические отношения, а культура может и должна развиваться самостоятельно» [7]. Трансформация взглядов на возможности культуры в повышении авторитета страны на международной арене произошла во второй половине 1990-х гг. Культурные связи стали рассматриваться в качестве важной составляющей интеграции Польши в Европейский союз.
В 1999 г. Министерство культуры и искусства представило новую программу культурной политики страны, в которой продвижение польской культуры за рубежом стало одним из важных направлений. Специальными полномочиями в этой сфере были наделены Министерство культуры и искусства и Министерство иностранных дел. Ими было подписано соглашение о координации деятельности в реализации внешних культурных связей Польши. Кроме того, была предложена инициатива создания в будущем специального института, посредством которого будут реализовываться международные культурные проекты [7].
Министерство иностранных дел имело более широкие возможности в сравнении с другими государственными структурами по развитию культурных обменов. В связи с этим его ключевой задачей стала реализация стратегии культурной дипломатии как формы представления страны на международной арене посредством культуры. Исполнительным потенциалом министерства стали Польские институты, которых в настоящее время насчитывается 21, и атташе по культуре в 36 дипломатических представительствах Польши. Кроме того, в министерстве был создан специальный департамент, который курировал международные культурные связи государства, — Департамент публичной и культурной дипломатии. Его основными задачами являлись: выработка общей стратегии и координация деятельности специальных органов по их реализации [5].
Особое место в укреплении международного культурного сотрудничества и формировании объективного представления о Польше в мире принадлежит Польскому институту. Данное учреждение входит в структуру МИД. Согласно положению о Министерстве иностранных дел, Польские институты реализуют цели внешней политики государства, используя инструментарий публичной дипломатии. Их основной задачей является распространение знаний о Польше в зарубежных государствах: о ее истории, культуре, общественной жизни, научном и образовательном потенциале [2, с. 267; 10, s. 122]. Эти организации имеют довольно широкий спектр деятельности. В Польских институтах, как и во многих других культурных центрах зарубежных стран, действуют языковые курсы. Вместе с тем, институты непосредственно задействованы и в развитии культурных связей. Подтверждением тому могут служить программы Польского института, в которых превалируют культурные проекты [9].
Не менее важное значение Министерство иностранных дел придает деятельности атташе по культуре. Их главной задачей является распространение знаний о Польше. Реализовать ее они могут посредством сотрудничества с представителями культурных и научных кругов страны пребывания, реализации культурных программ с участием польских и зарубежных учреждений.
Деятельность Министерства культуры и национального наследия непосредственно связана с культурной политикой, как внутри страны, так и за рубежом. К числу функций министерства относится выработка государственных программ в сфере культуры и участие в их реализации. Кроме того, оно выступает как координатор деятельности других министерств и ведомств, задействованных в сфере внешних культурных связей страны. Непосредственно вопросы культурных обменов курирует департамент зарубежных связей. В рамках департамента действуют два отдела — по сотрудничеству с Европейским союзом и двустороннего сотрудничества [4; 11]. В целях более эффективной реализации такого рода проектов, инициированных министерством, были созданы две организации, главными задачами которых стало продвижение польского языка и культуры за рубежом — Институт А. Мицкевича (Варшава) и Международный центр культуры (Краков).
Институт А. Мицкевича был образован в 2000 г. Своей миссией данная организация видит демонстрацию роли Польши как необходимого звена в международном обмене идеями, ценностями, культурным достоянием высшего порядка. Польша позиционируется как творческий центр Европы. Отличительной чертой деятельности Института А. Мицкевича является организация крупномасштабных проектов в сфере международного культурного сотрудничества. В период с 2001 по 2010 г. институт реализовал проекты в формате «сезона» или «года» польской культуры в 26 странах мира, в том числе и в Беларуси. Кроме того, институт разработал и постоянно совершенствует информационную базу данных о культурных достижениях страны, осуществляет подготовку рекламных материалов (многоязычных изданий, фильмов, литературных программ, выставочных проектов) [8].
Международный центр культуры в Кракове начал свою деятельность в 1991 г. Согласно Статуту, основными в работе организации являются научно-исследовательское, образовательное и информационное направления. Своей главной целью центр видит культурную интеграцию Европы. Только в рамках единой Европы возможно сглаживание политических, идеологических и религиозных разногласий. Особую роль в сохранении и развитии европейского и мирового наследия играет Центральная Европа.
Как участник различных международных организаций центр оказал значительную поддержку в определении новых направлений культурной дипломатии Польши. Его сотрудники организуют лекции, семинары и конференции, посвященные проблемам европейской культуры и культурного наследия.
Международный центр культуры занимается также активной издательской деятельностью. Благодаря многоязычным публикациям книг, материалов конференций, альбомов, развивается сотрудничество с общественностью разных стран. Кроме того, при центре действует библиотека, которая предлагает читателям доступ к тысячам специализированных изданий по культуре. В галерее центра проходят выставки живописи, гравюры, скульптуры, фотографии — от Ренессанса до современности [5].
В 2006 г. Министерством культуры и национального наследия была утверждена программа «Продвижение польской культуры за рубежом», которая предоставила возможность различным заинтересованным учреждениям и организациям получить финансовую поддержку проектов, направленных на популяризацию польской культуры в других странах. В 2010 г. в связи с председательством Польши в ЕС в 2011 г. министерство инициировало новую культурную программу и объявило о выделении 20 млн злотых для ее реализации [6].
Перечисленные организации являются основными субъектами, осуществляющими практическую деятельность в сфере международного культурного сотрудничества Польши. Кроме того, в культурных обменах задействованы также отраслевые учреждения. Среди них необходимо упомянуть Институт книги, Польский институт кинематографии, Национальный институт Ф. Шопена, а также музеи, театры и библиотеки страны [1, с. 122].
Немаловажным представляется вопрос финансирования сферы международного культурного сотрудничества Польши. Согласно информации, представленной на официальных сайтах данных организаций, и отчетам, подготовленным польскими исследователями, государство выступает в качестве основного источника финансирования культурных проектов за рубежом. К примеру, в 2007 г. общая сумма, выделенная на культурную сферу, составила свыше 1,5 млрд злотых, превысив почти в 2 раза показатели 2000 г. По данным Министерства иностранных дел, бюджет Польских институтов в 2009 г. составил свыше 13 млн злотых. Институт А. Мицкевича и Международный центр культуры в Кракове финансируются непосредственно из бюджета Министерства культуры и национального наследия [7].
Хотелось бы отметить,
что культуре принадлежит особая роль
в реализации внешнеполитической стратегии
Республики Польша. За два десятилетия
была создана широкая сеть государственных
учреждений как внутри страны, так и за
рубежом для реализации программ культурной
дипломатии. Важным фактором является
разделение понятий культурной и
публичной дипломатии, что нашло свое
отражение в названии соответствующего
Департамента МИД. Деятельность государства
за рубежом направлена не только на развитие
связей с правительственными структурами
и международными организациями, но также
непосредственно и с широкими общественными
кругами. Как показывает опыт многих европейских
стран синтез инструментария культурной
и публичной дипломатии является наиболее
эффективным в современных условиях.
Создание сети культурных центров Польши за рубежом было осуществлено при всесторонней поддержке государства. Очевидно, что на первом этапе формирования имиджа страны на международной арене необходимы разработка общей стратегии внешней культурной политики, наделение специальными полномочиями государственных органов по ее реализации, создание культурных учреждений за рубежом и координация деятельности всех участников данного процесса.
Согласно представленной информации, в настоящее время Польша вышла на качественно иной уровень реализации культурной дипломатии. Как сильную сторону развития данной сферы польские исследователи отмечают влияние Министерства иностранных дел и Министерства культуры и национального наследия на правовое регулирование и законодательные инициативы в области продвижения польской культуры. Вопрос о повышении роли государства во внешней культурной политике поднимается даже в Великобритании и Германии, при том, что в этих странах успешно функционируют модели с широкими полномочиями неправительственных организаций. Проблема заключается не только в финансировании, где государство располагает большими возможностями, но в значительной степени и в необходимости разработки четкой стратегии представления страны на международной арене в долгосрочной перспективе. Польские исследователи, например, отмечают отсутствие такой стратегии как один из главных недостатков в осуществлении культурной дипломатии.
Информация о работе Институты культурной дипломатии Республики Польша