Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2015 в 13:26, доклад
Современные международные отношения отличаются многообразием направлений сотрудничества. В последнее десятилетие все более важную роль в международных обменах играет культура. Заметно усилилось влияние культурного диалога на межгосударственные контакты, который рассматривается в качестве определяющего фактора в модификации отношений сторон и формировании имиджа страны за рубежом. Роль культуры в улучшении климата международного сотрудничества сложно переоценить, так как именно в результате успешно функционирующих культурных обменов создаются предпосылки для развития взаимодействия стран в долгосрочной перспективе.
Необходимо также упомянуть о широких возможностях государства в проведении мониторинга эффективности деятельности субъектов культурной дипломатии. К сожалению, этот вопрос не получил достаточного освещения в работах польских авторов, тем не менее, система отчетности, принятая в государственных учреждениях, позволяет его осуществлять. Кроме того, возможно использование потенциала дипломатических представительств и консульских учреждений. В Польше эту работу осуществляют не только упомянутые выше атташе по культуре в 36 посольствах, но и все дипломатические представительства за рубежом.
Степень влияния государства на процесс формирования имиджа страны, развития межкультурного диалога определяется не только историческими традициями и политическим устройством каждой отдельной страны. Усиление его роли в этой сфере диктуется современными реалиями международных процессов. Сегодня ключевое значение в трансформации имиджа страны приобретает информационное обеспечение внешнеполитического курса, в том числе и в культурной сфере. Выработка стратегии и тактики информационного влияния на зарубежную аудиторию должна быть прерогативой государства, так как формирование целостного образа страны на международной арене возможно только при наличии соответствующих документов, в которых четко определены политика, методы и механизмы решения поставленных задач. Опыт польского государства показывает, что использование таких принципов как системность и скоординированность, в реализации внешней культурной политики является эффективным и отвечающим современным требованиям.
ернистый путь модернизации.
Интеграционные процессы, протекающие в странах Европейского Союза, потребовали привести свидетельства об окончании школ любого типа и уровня, а также аттестаты зрелости в соответствие с образовательными стандартами стран, входящих в состав ЕС. В середине 90-х годов прошлого века Центр образовательных исследований и инноваций (Centre for Educational Research and Innovation — CERI), действующий в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), рекомендовал руководству народного образования Польши не только перейти от познавательного обучения к операциональному и разработать государственные образовательные стандарты, но и подвергнуть глубокому изменению критерии определения компетенции, потенциальных возможностей и индивидуальных особенностей учащихся польских школ.Широкомасштабная реформа системы образования Польши, начало которой было положено еще в 90-е годы прошлого века, охватила всю структуру системы образования, содержательные аспекты обучения, систему менеджмента, контроля качества и оценивания компетенций, знаний и навыков обучаемых.
Стоит заметить, что в польском обществе давно сложилось критическое отношение к существовавшей модели образования, которая содержала в себе некоторые пережитки средневековой культуры, в соответствии с которой наказанию отводилось больше внимания, чем мотивационной составляющей. Традиционная система контроля и оценивания знаний школьников воспринималась как репрессивная, акцентирующая главным образом недостатки и пробелы в умениях и знаниях. В конце прошлого века во многих странах мира произошла смена парадигмы образования, в основе которой лежит не адаптация молодежи к существующей действительности, а формирование креативно-творческой личности.
В результате анализа исторически сложившейся практики, вызывающей в течение многих десятилетий споры и дискуссии, педагогами-реформаторами была предпринята попытка порвать с многолетней традицией оценивать механически воспроизводимые учащимися знания. В настоящее время внимание акцентируется на формировании и развитии личности обучаемого. Предметом оценки, наряду со знаниями, становятся умения учащихся, причем приоритетное значение приобретают умения логически мыслить, проводить анализ, синтез, сравнение и оценку, а не способность аккумулирования большого объема знаний.
По мнению авторов реформационных тенденций, педагог обязан, в первую очередь, обращать внимание на потенциальные возможности в достижении лучших показателей, учитывать степень познавательной активности, успехи и трудности, индивидуальные способности и личностные качества обучаемых, а не механически оценивать способность запоминания материала.
Особенности польского образования.
Образование в Польше является бесплатным и обязательным до 18 лет. Основой системы образования является двенадцатилетняя школа, в которой первые восемь классов образуют начальную ступень, а четыре старших класса формируют лицей. На территории Польши существуют два типа лицеев – общего образования и технического. Руководство Польши уделяет особое внимание развитию ремесленных и технических училищ. Для поляков диплом лицея – необходимое условие для поступления в высшее учебное заведение.
После 1989 в Польше были открыты многочисленные негосударственные начальные и средние школы. К ним относятся частные и приходские школы, а также «публичные» школы, деятельность которых частично оплачивается за счет финансовых пожертвований. Открыты также несколько частных высших учебных заведений. В 1999 году польское правительство объявило о возможном закрытии 1000 государственных школ из-за недостатка средств.
В конце XX века в Польше насчитывалось около 20 тысяч начальных школ с количеством учащихся более пяти миллионов человек; почти две тысячи общих средних школ, в стенах которых обучалось более 700 тысяч человек учащихся; около десяти тысяч технических, ремесленных и художественных училищ с двумя миллионами учащихся. В 213 вузах Польши обучается около одного миллиона студентов. Имеется 10 государственных университетов – в Варшаве, Кракове, Познани, Лодзи, Вроцлаве, Люблине, Торуни, Гданьске, Щецине и Катовице. Католический университет находится в Люблине. Функционируют также 13 технических университетов и Высшая горная школа в Кракове. В Польше свыше 90 тысяч студентов, свыше 6,5 тысяч преподавателей, и 1,5 тысяч сотрудников научно-исследовательских учреждений.
Основными студенческими и научными центрами Польши исторически считаются Варшава, Краков, Познань и Гданьск. Познанские высшие учебные заведения занимают третье место в стране после Варшавы и Кракова. Вузы Познани, подготавливая студентов к участию в экономической трансформации, применяют эластичную модель образования, вводят новые дисциплины и специализации.
Они делают это в сотрудничестве с известными учебными заведениями Европы и мира для использования их научных достижений. Растущая заинтересованность молодежи поступлением на учебу, особенно по экономическим дисциплинам, вызвала необходимость появления наряду с существовавшими уже много лет государственными вузами ряда частных высших школ. Научные исследования познанских ученых во многих отраслях представляют собой достижения наивысшего мирового уровня, и с их результатами считаются не только в стране.
Развивается сотрудничество со многими научно-исследовательскими центрами во всем мире, а познанские ученые читают лекции и ведут исследования также и за рубежом. Многие из них получили звания почетного доктора наук и ученые степени иностранных вузов. Они также являются членами Академий Наук других стран. Исключительно полезна для экономики региона научная деятельность Сельхозакадемии в качестве источника разнообразных инициатив для модернизации и поднятия эффективности велькопольского сельского хозяйства, а также внедрения новых технологий в перерабатывающей отрасли пищевой промышленности.
В этой области проводится широкомасштабное сотрудничество с зарубежными научно-исследовательскими центрами и польским Комитетом по научным исследованиям.
Все ведущие ВУЗы Польши предлагают программы как на польском, так и на английском языках. Польша принимает активное участие в Болонском процессе. Благодаря ECTS (European Credit Transfer System) студенты могут быть полностью мобильными и продолжить образование в других странах Европы. Польские академические традиции ведут свою историю с 14 века, здесь находятся одни из старейших университетов Европы, Ягеллонский университет в Кракове. Только за последние десять лет число высших учебных заведений в Польше увеличилось в 4 раза, а число студентов увеличилось в 5 раз. Каждый год почти полмиллиона молодых людей приезжают в Польшу для обучения в университетах и колледжах. В Польше на сегодняшний день существует более 310 частных и 138 государственных ВУЗов. Польские университеты – отличный выбор, для абитуриентов, желающих получить высшее образование в Европе.
Бесплатное высшее образование в Польше возможно при соблюдении следующих условий. Оно предоставляется только в государственных ВУЗах при наличии бесплатных мест для иностранных студентов. Обучение в Польше ведется только на государственном, польском языке. Стоит заметить, что для российских студентов это не является существенной проблемой ввиду значительной степени схожести и родства русского и польского языков. При поступлении в польские высшие учебные заведения действует конкурсная система: вступительные экзамены и лимит мест. У абитуриентов с польским происхождением есть возможность учиться бесплатно или получить скидку до 30% на любую выбранную программу.
При поступлении в большинство частных польских ВУЗов достаточно пройти собеседование. Не стоит забывать, что обучение в них платное.
Для поступления в государственные ВУЗы помимо интервью, как правило, требуется сдать вступительные экзамены и иметь отличные оценки. Конкуренция достаточно высока, но есть возможность получить высшее образование в Польше бесплатно. Стоимость обучения в университетах Польши в государственных ВУЗах Польши составляет в среднем от 1000 до 2500 евро за семестр. Платные программы в польских ВУЗах ведутся как на польском, так и на английском языках. Стоимость обучения в частных ВУЗах обычно ниже на 50-100%.
Выпускники польских ВУЗах, в соответствии с постулатами Болонской конвенции, получают профессиональные звания лиценциата, инженера или магистра. Звание лиценциата получается после 3 — 3,5 лет обучения в ВУЗе. Это эквивалент программы бакалавра в российских ВУЗах. Инженер — звание, получаемое после окончания высшего технического учебного заведения по направлениям: техническое, сельскохозяйственное, экономическое. Обучение длится 3,5 – 4 года. Магистр, а также звания, равнозначные ему, - магистр образования, магистр искусств, магистр-инженер, магистр-инженер-архитектор, врач-стоматолог или врач-ветеринар – даются после прохождения пятилетнего стандартного курса образования. В направлении медицинских наук обучение, как и в России, продолжается 6 лет.
Звание магистра соответствующего профиля можно получить также после окончания 2 – 2,5-летнего магистерского курса повышения квалификации. Это звание могут получить лица, которые окончили высшие профессиональные училища со званием лиценциат или инженер.
Для получения одной из вышеперечисленных квалификаций студент должен сдать все учебные дисциплины и практики, предусмотренные учебным планом, представить и защитить дипломную работу, а также успешно сдать дипломный экзамен.
Выпускник вуза получает
диплом об окончании высшего учебного
заведения по определенному направлению
обучения, три выписки из экзаменационно-зачетной
Для выпускников польских ВУЗов, решивших посвятить себя научной работе, предусмотрено дальнейшее образование, после которого обучаемые могут стать счастливыми обладателями ученой степени Доктора. Доктор — ученая степень присваивается лицу, которое после успешной сдачи докторских экзаменов подготовило и защитило докторскую диссертацию. Получить степень доктора наук могут лица, имеющие звание магистра или равнозначное ему. Упрощенно, российский аналог ученой степени «Доктор хабилитованы» — доктор наук. Доктор хабилитованы — ученая степень, которая присуждается лицу, которое уже имеет степень доктора, внесло значительный вклад в науку или искусство, прошло процедуру хабилитации и успешно защитило диссертационную работу (пшевуд хабилитацийный). Российский аналог ученой степени «Доктор хабилитованы» — доктор наук.
В области искусства
присваиваются квалификации I и II степени,
которые являются равнозначными званиям
соответственно доктора и доктора наук.
Степень доктора и доктора хабилитованого
Информация о работе Институты культурной дипломатии Республики Польша