Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 23:44, сочинение
Разгром нацистской Германии и милитаристской Японии послужил мощным толчком для развития демократического антиимпериалистического движения в Иране в 1945—46 (в Иранском Азербайджане, Иранском Курдистане и других районах Ирана). Сильно выросли авторитет и влияние созданной в 1941 Народной партии Ирана (НПИ). Пришедшее к власти в 1946 правительство Кавама эс-Салтане, опираясь на поддержку США и Великобритании, подавило в конце 1946 развернувшееся в Иране демократическое движение. Демократические силы Ирана в трудных условиях вели борьбу против внутренней реакции и англо-американских империалистов. В 1948 начались активные выступления против АИНК (Англо-иранская нефтяная компания, до 1935 — АПНК; срок концессии был продлён на 60 лет англо-иранским договором 1933).
Иран после Второй мировой войны
Разгром нацистской Германии и милитаристской Японии послужил мощным толчком для развития демократического антиимпериалистического движения в Иране в 1945—46 (в Иранском Азербайджане, Иранском Курдистане и других районах Ирана). Сильно выросли авторитет и влияние созданной в 1941 Народной партии Ирана (НПИ). Пришедшее к власти в 1946 правительство Кавама эс-Салтане, опираясь на поддержку США и Великобритании, подавило в конце 1946 развернувшееся в Иране демократическое движение. Демократические силы Ирана в трудных условиях вели борьбу против внутренней реакции и англо-американских империалистов. В 1948 начались активные выступления против АИНК (Англо-иранская нефтяная компания, до 1935 — АПНК; срок концессии был продлён на 60 лет англо-иранским договором 1933).
В целях разгрома демократического движения было совершено (4 февраля 1949) провокационное покушение на шаха, после чего НПИ была объявлена вне закона, запрещены прогрессивные газеты, произведены массовые аресты. Однако в 1950 — начале 1951 движение против АИНК усилилось; массовые митинги и демонстрации проходили под лозунгами аннулирования договора 1933, национализации предприятий АИНК и всех других империалистических концессий, предоставления права деятельности демократическим организациям и прессе. Движение за национализацию нефтяной промышленности возглавил созданный в 1949 Национальный фронт во главе с М. Мосаддыком. Народные выступления против АИНК сочетались с массовым движением за мир (в 1950 организовано Иранское общество сторонников мира). 15 марта 1951 меджлис принял закон о национализации нефтяной промышленности. 29 апреля 1951 было сформировано правительство во главе с Мосаддыком. Основным пунктом программы нового правительства было осуществление закона 29 апреля 1951. Американские империалисты пытались сначала использовать движение за национализацию нефтяной промышленности для подрыва английских позиций и захвата иранской нефти; однако рост антиимпериалистического движения заставил их действовать совместно с Великобританией и оказывать нажим на Иран с целью принудить правительство Ирана к отказу от осуществления закона о национализации. Но правительство Мосаддыка не приняло требования США и Великобритании. В октябре 1951 оно удалило всех английских специалистов с нефтепромыслов и нефтеперегонных заводов. Интриги империалистов (дипломатическое и экономическое двление, различные провокации) и их попытки в июле 1952 сместить Мосаддыка провалились в результате бурных народных демонстраций. 22 октября 1952 дипломатические отношения с Великобританией были разорваны, и все её представители высланы из Ирана. В то же время, стремясь не допустить усиления демократического рабочего и крестьянского движения, правительство Мосаддыка, отражавшее интересы национальной буржуазии, не приняло радикальных мер против наступления империалистов и иранской реакции. 19 августа 1953 произошёл государственный переворот; правительство Мосаддыка было свергнуто. Премьером стал генерал Захеди. Правительство Захеди в декабре 1953 восстановило дипломатические отношения с Великобританией. В 1954 оно подписало соглашение с Международным нефтяным консорциумом (МНК) о передаче ему в эксплуатацию южноиранской нефти. В 1955 Иран вступил в агрессивный Багдадский пакт (с 1959 — СЕНТО, Организация центрального договора). Были подписаны новые соглашения с иностранными компаниями о нефти. Усилилось проникновение капиталов ФРГ в экономику Ирана. Количество американских и других иностранных советников (в армии, государственном аппарате и экономические советники) достигло к 1958 нескольких тыс. чел. Сумма иностранных займов к началу 1961 составила около 700 млн. долл. Стоимость жизни увеличилась в 16 раз по сравнению с 1936. Сельское хозяйство не обеспечивало продовольствием население. Иран вынужден был ежегодно ввозить большое количество пшеницы и др. продуктов питания.
В 1960—61 усилилась борьба народных масс Ирана против проникновения в Иран иностранного империализма, против феодальных пережитков, за демократические свободы. Под давлением народного движения дважды отменялись фальсифицированные властями выборы в меджлис (август 1960 и май 1961). Стремясь выйти из экономического и политического кризиса, правительство Ирана приступило к проведению с начала 60-х гг. ряда социально-экономических реформ, известных в Иране под общим названием «Белая революция». Аграрная реформа ограничила размер крупной земельной собственности; излишки помещичьих земель продавались через сельскохозяйственный банк крестьянам, ранее их арендовавшим. Несмотря на ограниченный характер, аграрная реформа явилась ударом по крупному феодально-помещичьему землевладению и открыла более широкие возможности для развития капиталистических отношений в сельском хозяйстве Ирана. Важные сдвиги наметились и в области промышленности (см. раздел Экономико-географический очерк). Наряду с изменениями в сельском хозяйстве и промышленности осуществлены некоторые меры по улучшению системы образования и здравоохранения (созданы так называемые корпусы просвещения и здравоохранения). В 1963 женщинам были предоставлены избирательные права.
С 60-х гг. начался постепенный отход Ирана от односторонней ориентации на США и западноевропейские капиталистические страны.
Советское правительство систематически принимало меры к улучшению советско-иранских отношений; по его инициативе в 1954 подписано соглашение об урегулировании пограничных и финансовых вопросов, в 1957 — весьма выгодное для Ирана соглашение о транзите, а также договор о режиме границы и порядке урегулирования пограничных конфликтов. Однако срыв правительством Эгбаля (1957—60) в 1959 советско-иранских переговоров о заключении пакта о ненападении и подписание Ираном 5 марта 1959 двустороннего военного соглашения с США мешали полной нормализации советско-иранских отношений. Обмен нотами между Ираном и СССР 15 сентября 1962 и заверения иранского правительства в том, что оно не разрешит никакому иностранному государству иметь ракетные базы на территории Ирана и не позволит сделать Иран средством агрессии против СССР, способствовали значительному улучшению советско-иранских отношений.
В 1963—72 между СССР и Ираном был подписан ряд соглашений об экономическом, техническом, научном, культурном сотрудничестве, о сотрудничестве в области производственно-технического обучения и др. При участии Советского Союза осуществлено и осуществляется строительство ряда важных промышленных и др. объектов. В расширении и укреплении добрососедских отношений между СССР и Ираном важную роль играют взаимные контакты руководящих государственных деятелей обеих стран. Экономические соглашения подписаны Ираном в 60-е гг. и с другими социалистическими странами. Вместе с тем Иран продолжает оставаться членом СЕНТО; действует также двустороннее военное соглашение 1959 между Ираном и США.
(
С 1997 г.)
Последнее десятилетие принесло Ирану очевидные успехи в укреплении политической системы и экономического базиса общества. В период президентства Хашеми-Рафсанджани (в 1997 году его сменил Мохаммад Хатами) идеи иранской шиитской революции, т.е. идея и идеология "третьего пути" построения социально направленного государства на основе верховенства духовной власти и исламских принципов социальной справедливости, были проявлены в наиболее выраженной форме и стиле, получили свой отчетливый образ и реализацию. При сохранении наиболее консервативных общественных ценностей - частной собственности, свободы предпринимательства, устоев семьи и национальных традиций - во многом решены задачи по борьбе с нищетой и бедностью.
Иране в условиях частичной международной экономической изоляции и определенного сопротивления консервативных кругов осуществлена радикальная экономическая реформа. Принятый в 1990 году пятилетний план развития обеспечил ежегодный прирост ВВП на 6,5 процента. Второй пятилетний план уже дал не менее 10% ежегодного прироста ВВП. Дефицит госбюджета за этот период снизился с 50% до 0,5%. Государственные доходы увеличились на 13 процентов, налоговые поступления - на 46,9 процента. Норма капиталовложений увеличилась с 12,35 до 16,3 процента ВВП при опережающем роста частных инвестиций. В 1996-1997 годах она составила уже 23,7 процентах, т.е. почти четверть ВВП реинвестируется в экономику, что является достаточно серьезным признаком инвестиционной привлекательности Ирана За эти годы число занятых граждан в целом по стране выросло с 11,5 до 14,1 миллиона человек. Уровень бедности с 47 процентов снизился до 17 процентов от общей численности населения.
С 1989 по 1996 год производство
стали в Иране возросло с 1,5 до 6,0 миллионов
тонн, меди - на 350 процентов, алюминия -
вдвое. По производству продуктов химической
и нефтехимической промышленности Иран
приблизился к двадцатке промышленно
развитых стран. Опережающее развитие
получили машиностроение и производство
военной техники. Рост основной продукции
сельского хозяйства составил за эти годы
от 30 до 45 процентов.
Преобладающая часть прироста реальной
экономики получена в ненефтяном секторе,
чья доля в доходах государства составляет
уже менее 50%.
В 1998 году меджлисом (парламентом)
принята рассчитанная на 20 лет программа
под названием "Экономика без опоры
на доходы от экспорта нефти".
Она предусматривает постепенное их увеличение
за счет ненефтяных источников. Согласно
программе, ежегодные валютные доходы
увеличатся с нынешних 25 миллиардов долларов
до 62 миллиардов долларов в 2016 году. В конце
осуществления программы 41 миллиард долларов
предполагается получить от экспорта
промышленной продукции (в том числе товаров
нефтехимии, горнодобывающей промышленности)
и традиционных ремесел, 7 миллиардов -
за счет продажи сельскохозяйственной
продукции и только 14 миллиардов долларов
- от сбыта нефти.
В стране преодолена централизация управления хозяйством, что имело место в первые годы после революции и во время войны. Приватизированы сотни средних и тысячи мелких предприятий. Во многом благодаря деятельности фондового рынка акционирование приобрело характер "народной капитализации", что сыграло важную роль в укреплении позиций среднего класса. Наиболее радикальному реформированию подверглись системы ценообразования и кредитно- банковская сфера. Осуществлена политика либерализации цен на промышленные и иные товары, однако, под достаточно действенным контролем государства, что предотвратило нежелательные скачки в ценовых пропорциях. Либерализован кредит, что стало важнейшим стимулом активизации предпринимательства.
Иран на сегодняшний день обладает динамичной экономикой и весьма заинтересован в развитии добрососедских и взаимовыгодных отношений с Россией.
Стабильность экономики Ирана
позволяет ему аккуратно расплачиваться
со своими внешними кредиторами. Одной
только Германии Иран выплачивает в год
600 миллионов долларов. Иран израсходовал
на уплату долга в 1996 году 5,6 миллиарда
долларов, в 1997 году - 3,4 миллиарда долларов.
Страны Европы принадлежат к числу крупнейших
экспортеров ИРИ. Возглавляет этот список
Германия, двусторонний торговый оборот
которой составил 2,1 миллиарда долларов
в 1997 году. Франция стала вторым по величине
поставщиком Ирана.
Италия открыла Ирану новый экспортный
кредит. Возрос экспорт
Великобритании. Объем торговли между
Японией и Ираном превысил 3,8 миллиарда
долларов (1998 г.), причем на Японию приходится
35% экспортированной Ираном нефти.
Иран стал членом Социально-экономического
совета ООН, важнейшего органа
ООН после Генеральной Ассамблеи и Совета
Безопасности. Он состоит из 54 членов и
каждый год обновляется на одну треть.
Иран был избран в его состав в числе 18
новых стран.
Нефтегазовая промышленность.
Разведанные запасы сырой нефти
Ирана составляют 90 миллиардов баррелей,
что делает его одной из крупнейших нефтедобывающих
стран мира. Для всех нефтяных месторождений
характерна высокая производительность
и низкая себестоимость добычи. Иран стоит
на втором месте по объему производства
нефти среди стран ОПЕК. Соблюдая квоты
для этих стран, Иран в настоящее время
добывает 3,6 миллиона баррелей нефти в
день (1 баррель = 159 литров).
65 действующих месторождений находятся
на суше, 70 - в море. Пробурено в общей сложности
две тысячи скважин.
Иран занимает второе место
в мире (после России) по запасам газа.
В настоящее время его разведанные и готовые
к разработке резервы составляют
21 триллион кубометров, что превышает
14% мировых запасов.
Исламская Республики Иран намеревается применить новую формулу при заключении договоров buy - back с иностранными компаниями, что увеличит их заинтересованность на участие в нефтяных проектах на территории Ирана. При заключении договоров будет использовано понятие "вознаграждение": если добыча нефти превысит предварительно зафиксированные показатели, то большая доля её достанется компании, сотрудничающей с Ираном. Ожидается, что новая формула будет опробована при разработке нефтяного месторождения Бангестан на юге страны.
Лондонский еженедельник "Петролеум Аргус" расценивает это сообщение, как самое важное положительное изменение в иранской торгово-экономической политике с 1997 года, когда Иран открыл двери для иностранных компаний.
Несмотря на критическое отношение международных нефтяных компаний к применяемой ныне формуле buy - back и заявления об отсутствии её привлекательности для иностранного бизнеса, общая сумма заключенных на этой основе договоров составила 19 млрд. долларов. Новый порядок заключения нефтяных соглашений, считают специалисты, будет более выгоден для иранской экономики.
Нефть и газ - это основное богатство, на которое опирается Иран, но в настоящее время упор делается на развитие и расширение ненефтяных источников доходов.
Автомобилестроение.
В Иране 12 автозаводов. Самый
крупный из них "Ходро" в Тегеране.
Строился он, в основном, на средства, вырученные
от продажи нефти, при содействии германской
фирмы "Мерседес-Бенц" (1962г.). В 1967
году по разработкам иранских автомобилестроителей
была выпущена первая модель легкового
"Пейкана". Потом появились различные
грузовые, легковые, автобусные модификации.
В 1988 году компания "Ходро" подписала
соглашение о партнерстве с французским
концерном "Пежо-Ситроен", а в 1990 году
в стране начали продавать первые "Пежо-405"
иранской сборки. В 1998 году выпущено 25
тысяч автомобилей, 60% комплектующих этой
машины поставляет иранская сторона. В
1999 году запущена новая серия автомашин
"Пежо-205".
Предполагается, что из стен завода будут
выходить до 50 тысяч таких машин в год.
Но основным автомобилем завода "Ходро"
является "Пейкан". Когда-то эталоном
для него послужили некоторые британские
модели. Сейчас автомобиль полностью модернизирован,
95 процентов его комплектующих деталей
производится на месте. Компания выпускает
до 500 машин в день
В 2002 году на рынках появится "Пейкан" полностью сконструированный и произведенный в Иране.
Иран не только на собственных колесах, но и экспортирует более, чем в 30 стран грузовики, автобусы, миниавтобусы, легковые автомашины.
В 1997-1998 финансовом году в Иране
выпущено 250 тысяч автомобилей.
Руководитель Организации развития и
модернизации иранской промышленности
Акбар Торкан заявил, что в недалеком будущем
ежегодно из цехов автозаводов будут выходить
500 тысяч машин, и тогда доля Ирана составит
одну сотую часть их мирового производства.