Иран после Второй мировой войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 23:44, сочинение

Описание работы

Разгром нацистской Германии и милитаристской Японии послужил мощным толчком для развития демократического антиимпериалистического движения в Иране в 1945—46 (в Иранском Азербайджане, Иранском Курдистане и других районах Ирана). Сильно выросли авторитет и влияние созданной в 1941 Народной партии Ирана (НПИ). Пришедшее к власти в 1946 правительство Кавама эс-Салтане, опираясь на поддержку США и Великобритании, подавило в конце 1946 развернувшееся в Иране демократическое движение. Демократические силы Ирана в трудных условиях вели борьбу против внутренней реакции и англо-американских империалистов. В 1948 начались активные выступления против АИНК (Англо-иранская нефтяная компания, до 1935 — АПНК; срок концессии был продлён на 60 лет англо-иранским договором 1933).

Файлы: 1 файл

ИРАН.docx

— 57.63 Кб (Скачать файл)

Законодательная власть представлена однопалатным парламентом — Меджлисом (перс. مجلس شورای اسلام‎— «Исламский консультативный совет»). Верхняя палата была расформирована после революции в 1979 г. Меджлис состоит из 290 членов, избираемых всенародным голосованием на четырёхлетний срок. В обязанности парламента входит разработка законопроектов, ратификация международных договоров и составление бюджета. Все кандидаты в депутаты Меджлиса также утверждаются Советом стражей.

Совет стражей конституции состоит из 12 членов, 6 из которых назначает Высший руководитель. Остальные 6 членов назначаются парламентом по представлению председателя Верховного суда. Совет стражей утверждает кандидатов на ключевые посты, в том числе кандидатов в президенты, члены правительства и парламента. Основная обязанность Совета — проверка законопроектов на соответствие исламскому праву. В случае если имеются разногласия с шариатом, законопроект отправляется на доработку. Кроме того, Совет имеет право наложить вето на любое решение Меджлиса.

Совет целесообразности разрешает спорные вопросы, возникающие между Меджлисом и Советом стражей. Совет целесообразности является также совещательным органом при Высшем руководителе. Председатель Совета — бывший президент Ирана Али Акбар Хашеми Рафсанджани — личный советник Рахбара.

Совет экспертов состоит из 86 представителей исламского духовенства и собирается на неделю каждый год. Совет экспертов избирает Высшего руководителя и имеет право сместить его с должности в любое время (хотя такого прецедента ещё не было: нынешний Высший руководитель, Али Хаменеи — всего второй в истории страны, тогда как первый, Хомейни, скончался, будучи ещё на посту). Заседания Совета носят закрытый характер. Члены Совета избираются всенародным голосованием на восьмилетний срок.

Органы местного самоуправления присутствуют во всех городах и деревнях Ирана и избираются всенародным голосованием на четырёхлетний срок. Городские (сельские) советы выбирают мэра, следят за работой чиновничьего аппарата, отвечают за развитие образования, медицины, жилищно-коммунального хозяйства и прочие бытовые вопросы. Впервые выборы в местные советы прошли в 1999 году. Так как деятельность советов носит исключительно административно-исполнительный характер, кандидаты в члены совета не нуждаются в утверждении Советом экспертов.

Судебная система состоит из Народного суда, занимающегося гражданскими и уголовными делами, и Революционного суда, в компетенцию которого входят особые преступления, в том числе против государства. Вердикт Революционного суда не подлежит апелляции. Кроме того, существует Особый духовный суд. Решения этого суда также не подлежат обжалованию, он действует отдельно от общей судебной системы. Высшей инстанцией Духовного суда является Рахбар. Он также назначает и председателей Народного и Революционного судов.

АФГАНИСТАН

После 2-й мировой войны в Афганистане появились оппозиционные движения, требовавшие проведения политико-экономических реформ и демократизации страны. В условиях «холодной войны» началось соперничество СССР и США за доминирующее влияние в стране. Пришедший к власти в 1953 г. двоюродный брат короля Мухаммад Дауд после безуспешных попыток получить военную и экономическую помощь от США обратился к Советскому Союзу. В 1955 г. СССР подписал с Афганистаном соглашение об экономическом сотрудничестве, открыв новый этап в развитии отношений между двумя странами. В рамках проводившейся М. Даудом политики «руководимой экономики» на базе планового развития в стране был создан государственный сектор, представленный рядом крупных экономических объектов, построенных при содействии СССР.

В 1964 г. в Афганистан по инициативе короля Захир Шаха была принята новая Конституция, положившая начало процессу либерализации политической жизни. Однако в условиях возникшего в нач. 1970-х гг. всеобщего кризиса в 1973 г. в стране произошёл государственный переворот. В результате была низложена монархия и провозглашена Республика Афганистан во главе с М.Даудом.

В 1978 г. авторитарный режим Дауда был свергнут. Власть перешла к Народно-демократической партии Афганистана (НДПА), ориентировавшейся на построение социализма. Государство было объявлено Демократической Республикой Афганистан. Попытки форсирования процесса построения нового общества, предпринятые тоталитарным режимом, и внутрипартийная борьба привели страну к кризису. В декабре 1979 г. началось вторжение советских войск в Афганистан в поддержку «дружественного режима». В условиях фактической советской оккупации марионеточный режим НДПА столкнулся с массовым сопротивлением, развернувшимся под знаменем джихада. Афганская оппозиция получила мощную поддержку консервативных режимов региона и стран Запада. Афганский конфликт был интернационализирован, став центром военно-политической и идеологической конфронтации двух мировых систем. Предпринятые во второй половине 1980-х гг. президентом Наджибуллой усилия по либерализации общественно-политической и экономической жизни, а также курс на национальное примирение не могли вывести страну из военно-политического тупика. В этих условиях Советский Союз под давлением мировой общественности и внутренних процессов, происходивших в СССР, к февралю 1989 г. вывел свои войска из Афганистана.

После распада СССР просоветский режим в Кабуле был обречён. В 1992 г. власть в стране захватили моджахеды, провозгласив создание Исламского Государства Афганистан. Началась вооружённая борьба за власть между группировками моджахедов, приведшая страну на грань административно-политической дезинтеграции. В 1994 г. появилось движение «Талибан», объявившее своей целью прекращение гражданской войны и создание «подлинно исламского» государства.

В 1996 г. талибы захватили Кабул и провозгласили контролируемую ими территорию Исламским Эмиратом Афганистан под властью военно-теократического режима. Они навязали народу жёсткие исламские нормы, повлекшие массовое нарушение прав человека. Исламский экстремизм талибов вышел за пределы Афганистана с появлением в стране Осамы бен Ладена и боевиков террористической организации «Аль-Каида», которые при поддержке руководства талибов превратили страну в очаг международного терроризма и крупнейший центр по производству наркотиков.

В ответ на теракты 11 сентября 2001 г. силами международной антитеррористической коалиции во главе с США талибы были разгромлены и отстранены от власти. В декабре 2001 г. в Афганистане начало функционировать временное правительство, а с июня 2002 г. — переходное правительство во главе с президентом Хамидом Карзаем, провозгласившее путь к миру и демократии.

Государственное устройство и политическая система 
Афганистан — унитарное государство с республиканской формой правления, находящееся на переходном этапе политического развития. После ликвидации Исламского Эмирата Афганистан в декабре 2001 г. начался процесс нового государственного строительства. В стране временно, до принятия новой Конституции в январе 2004 г., действовала либеральная Конституция 1964 г., за исключением разделов, касающихся монархии. В апреле 2003 г. был составлен проект новой Конституции. В декабре 2003 г. он поступил на обсуждение и утверждение Конституционной Лоя джирги и после подписания президентом страны стал Основным законом государства. Текст Конституции состоит из 12 разделов и 162 статей. За её основу взяты основные положения Конституции 1964 г.

В Конституции Афганистан провозглашается «исламской республикой», в которой «национальный суверенитет принадлежит народу» (ст. 1). Религией Афганистана, говорится в Конституции, является «священная религия ислам» (ст. 2). Представителям религиозных меньшинств предоставляется свобода вероисповедания (ст. 2). Согласно Конституции, высший орган законодательной власти — двухпалатный парламент, высший орган исполнительной власти — кабинет министров. Верховная исполнительная и законодательная власть принадлежит президенту страны.

Афганистан состоит из 32 провинций (велаятов): Кабул, Парван, Баглан, Кундуз, Тахар, Бадахшан, Саманган, Балх, Джаузджан, Сари-Пуль, Фарьяб, Бадгис, Герат, Гур, Урузган, Заболь, Фарах, Гильменд, Нимруз, Бамиан, Кандагар, Газни, Пактия, Пактика, Хост, Каписа, Логар, Вардак, Нангархар, Лагман, Кунар, Нуристан. Каждая провинция делится на округа (вулусвали), которые соответственно состоят из волостей (алакадари). Наиболее крупные города: Кабул, Кандагар, Герат, Мазари-Шариф, Кундуз, Газни, Пули-Хумри, Джалалабад, Файзабад. Афганистан управляется на принципах формального разделения трёх ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной. До новых выборов в июне 2004 г. высшая законодательная и исполнительная власть сосредоточены в руках президента Хамида Карзая и его правительства. В рамках структуры государственного управления функционирует институциональный (с 1964 г.) традиционный надпарламентский орган — Лоя джирга (общенациональная ассамблея представителей народов, народностей и племён), которая созывается эпизодически для решения важнейших государственных вопросов (принятие Конституции, объявление войны и мира, изменения в Конституции и т.д.).

Высший орган законодательной власти — парламент (маджлес-е мелли). Высший орган исполнительной власти — кабинет министров. Глава государства, глава высшего органа государственной власти, глава высшего органа исполнительной власти — Хамид Карзай. Среди выдающихся государственных деятелей Афганистана: Ахмад-шах (1747—1773) — основатель независимого Афганского государства — империи Дуррани; эмир Дост Мухаммад (1826—1840, 1843—1863) — осуществил попытки объединения разрозненных афганских феодальных владений; эмир Абдуррахман (1880—1901) — создал централизованное афганское государство, осуществил серию реформ; Махмуд-бек Тарзи (1868—1933) — «отец» афганского просветительства, журналист, министр иностранных дел; эмир Аманулла-хан (1919—1929) — добился восстановления полной независимости Афганистана, вывел страну на международную арену, ввёл первую Конституцию, осуществил серию реформ; король Мухаммад Захир Шах (1933—1973) — ввёл Конституцию 1964 г., ставшую основой политической модернизации страны; премьер-министр Мухаммад Дауд (1953—1963) — создал государственный сектор экономики, инициировал плановое социально-экономическое развитие Афганистана, 1973—1978 гг. — президент Республики Афганистан, провёл ряд буржуазных преобразований в социально-экономической и политической жизни страны.

Местные органы власти в Афганистане сохранили традиционный характер. Законодательная власть в провинциях принадлежит консультативным советам, избираемым населением. Исполнительная власть в провинциях принадлежит губернаторам, назначаемым президентом страны (формально по представлению Министерства внутренних дел), в округах — окружным начальникам, в волостях — волостным начальникам, деревни управляются избираемым населением маликом (в зоне племён чаще всего из местных ханов).

 

 

 


Информация о работе Иран после Второй мировой войны