Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 09:15, курсовая работа
Цель моей работы – выявление определенных аспектов и определение влияния времени создания на содержание в генеалогиях студенчества.
Чтобы добиться поставленной цели мне необходимо выполнить ряд задач:
Знакомство с понятиями национальность, этнос, этническое самосознание и др.
Описание источника по генеалогии
Выделение признаков и систематизация их в форме таблицы
Выводы по таблице
Введение……………………………………………………2
Глава I. Источники по генеалогии и выделение критерий исследования………………………………………………………5
Что такое источник по генеалогии? Формулировка понятия…5
Выделение критериев исследования, понятия национальность, этническое самосознание, этногенез…........................8
Глава II. Интерпретация источников…………………13
Заключение……………………………………………..16
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………2
Глава I. Источники по
генеалогии и выделение критерий исследования………………………………………………
Глава II. Интерпретация источников…………………13
Заключение……………………………………………..
Введение
Источники генеалогии и их интерпретация - очень интересная и актуальная тема исследования. Чтобы понимать то, что написано на листе бумаги нас учат читать, также и здесь, источники по генеалогии нужно уметь «читать». Многим людям нравится заниматься генеалогиями своей семьи, и, имея древо длинной в 10,а то и более поколений, уже необходимо иметь такой навык.
Этой проблемой занимается достаточно много исследователей и учёных. Кто-то занимается генеалогиями знатных родов различных губерний России, а я в своей работе хотела бы показать то, как можно интерпретировать данные по генеалогиям студенчества.
Цель моей работы – выявление определенных аспектов и определение влияния времени создания на содержание в генеалогиях студенчества.
Чтобы добиться поставленной цели мне необходимо выполнить ряд задач:
Объект моего исследования – это комплекс источников, состоящий их генеалогий студенчества, а предметом моей курсовой является такой фактор как национальность и этническое самосознание.
Литература, которую я использовала – это словари по социологии и этнографии, а также некоторые монографии, в которых рассматриваются генеалогии социальных слоев или групп. А также я использовала статьи по интерпретации генеалогических источников из журналов и интернет-сайтов.
Глава 1. Источники по генеалогии и выделение критерий исследования.
Генеалогическим источником
может являться любой источник, содержащий
какие-либо сведения о конкретном человеке.
Первую классификацию источников по генеалогии
дал Л. М. Савелов. Он разделил генеалогические
источники на:
Позже, сам Савелов, увидев недостатки своей классификации, изменил ее, и поделил источники по генеалогии на два широких спектра: прямой и косвенный.1
В данный момент под прямыми источниками понимаются все произведения письменности и изобразительного искусства, которые созданы с целью отметить, описать или представить какое-нибудь событие из жизни того или другого лица, т.е. это источники, которые прямо относятся к данному лицу.
К косвенным мы можем отнести все сведения о той или иной интересующей нас личности, будь то письменный памятник или вещественный. Круг косвенных генеалогических источников достаточно широк. Для Руси разрядные книги, существовавшие с XV века до отмены местничества в 1682 г. Там содержались сведения о назначениях на важные государственные должности. Это Тысячная книга XVI века - список лиц, которым предполагалось раздать подмосковные поместья. Это Дворцовая тетрадь — список высшего слоя класса феодалов. Все они содержат важные сведения по генеалогии дворянства. Для более позднего периода в качестве косвенных генеалогических источников большую важность приобретают метрические свидетельства, брачные договоры, завещания, материалы переписей, послужные списки, автобиографии, анкеты и т. п. Имеется группа документов, которая характеризует имущественное положение отдельных семей, - акты купли-продажи, долговые расписки, бухгалтерские документы и т. д. Важное значение имеют мемуары, дневники, даже надписи на могильных памятниках. Материальные памятники - монеты, печати, гербы, различная утварь - представляют безусловную ценность.
Косвенные генеалогические
источники особенно важны для
восстановления истории
К письменным источникам по генеалогии можно отнести:
- писцовые, переписные и дозорные книги – документы имущественного учета;
- отказные книги – документы (юридические акты) об «отказе» земельных угодий;
- ревизские сказки – переписные документы именной переписи податного населения;
- церковные метрические книги – книги регистрации рождения, браков и смертей;3
- посемейные и призывные
списки – документы, в которых
указаны состав семьи и лица,
обязанные пройти военную
В данный момент, каждый исследователь изобретает свою классификацию, в зависимости от предмета исследования и круга источниковой базы.
В общем, говоря, источник по генеалогии – это такой вид источника, в котором содержится информация о личных данных определённых людей, определённого сословия и должности.
Данное исследование будет
проводиться на основе генеалогий студентов.
Для этого мне потребуется выделить ряд
критериев, на которых и будет основан
анализ источников. Такими критериями
стали: национальность, этническое самосознание
и второстепенный признак – этногенез.
Для начала, я решила дать определения
этих понятий.
Национальность – это 1) принадлежность
к какой-либо нации, народности;5
Первоначально данный термин использовался для обозначения народности - этнических общностей, исторически предшествующих нации. Позже используется также для обозначения наций и других этнических общностей, населяющих страну, которая обладает той или иной формой национально-территориальной автономии. Позволяет выявить принадлежность человека или группы людей к определенной народности или нации (например, в переписи населения, анкетном опросе, системе паспортного учета). В западноевропейских языках понятие "Национальность" используется главным образом для обозначения государственной принадлежности (подданства) людей, в отличие от обозначения этнической принадлежности, для чего, как правило, используется другой термин - этническая национальность. В традиционном понимании человек может принадлежать только одной национальности. Однако миграционные процессы внутри страны, эмиграция за рубеж, расширение сферы межнациональных браков меняют эти представления, расширяют и размывают рамки национальной идентичности, не ставят проблему выбора национальности, создают условия для множественной или смешанной национальной идентичности.10
В большинстве современных справочных изданий понятие "национальности" трактуется как синоним "гражданства", т.е. как условие членства в национальном государстве. Однако ни формально, ни по существу эти понятия полностью не совпадают. В качестве примера формального несовпадения можно привести положение в Российской Федерации, где статус "российского гражданства" подразумевает легально закрепленные различия "национальностей": русской, татарской и т.д. По сути же дела отождествление национальности и гражданства скрывает определяющую роль национальности по отношению к гражданству. Для получения, к примеру, французского паспорта (т.е. гражданства) необходимо доказать свою французскую (а не русскую, британскую, немецкую и т.д.) "национальность". Эта последняя не является столь же очевидным фактом, как, например, внешность человека или субъективно переживаемая им национальная идентичность. В европейской политико-юридической практике был выработан целый ряд принципов отнесения людей к определенной национальности, что стало условием получения ими гражданских прав и привилегий в рамках данного национального государства. Исторически основными концепциями национальности стали, следующие две: консервативный принцип - закон крови, который придает понятию национальности почти онтологический, натуральный статус, когда гражданство определяется фактом рождения от лиц соответствующей национальности. Такой принцип позволяет, к примеру, получить германское гражданство этническим немцам, родившимся за пределами ФРГ. Более либеральный принцип - закон почвы, который делает национальность зависимой от факта рождения на территории данного национального государства. Такой принцип был, к примеру, традиционно типичен для Франции. Указанные принципы получения гражданства могут действовать как по отдельности, так и в различных сочетаниях, а также могут быть ограничены дополнительными условиями. Практическое применение различных концепций национальности варьируется не только от государства к государству, но и в рамках истории отдельного национального государства.11
Этническое самосознание – это 1) (в узком смысле) сомоотнесение себя к тому или иному этносу; (в широком смысле) не только самоотнесение, но и осознание всего комплекса этнической культуры, то есть осмысление человеком культурного окружения;12
2) представление народом
собственной сущности, своего положения
в системе взаимодействий с
другими народами, своей роли
в истории человечества, в том
числе, осознание своего права
на свободное независимое
3) понимается как осознание принадлежности людей к нациям, которое объединяет представителей этнической группы разных социальных классов под одним понятиям (немцев, американце, японцев); это такая система взглядов, представлений, идей этнической группы , которые отображают знание о собственной этнической группе и отношении к этой группе.
Человек, который признал свою этническую принадлежность, не изменяет ее на протяжении всей жизни. Проявлением этнического самосознания есть способность этнической группы к самовыражению: язык, систематически традиционная кухня, стиль. Этническое самосознание может оказываться и как осознание себя субъектом этнической общности, или говоря об этнической самоидентификации. Оно возникает тогда, когда снует противопоставление этнической группы мира, который ее окружает, возникает в ситуации приобщения к культуре предков. В этом случае срабатывает фактор коллективного, несознательного.
Этногенез – 1) исторический процесс происхождения этносов от их зарождения до формирования целостных этносоциальных организмов и их специфических этнокультурных систем;14
2) (от греч. éthnos — племя,
народ и ...генез), процесс сложения
этнической общности на базе
различных этнических
Этногенез — начальный этап этнической истории: по его завершении может происходить включение в сложившийся этнос других ассимилируемых им групп, дробление и выделение новых этнических групп. Исторически различаются два типа этногенеза. Первый относится к этнической истории первобытнообщинного и докапиталистического обществ и завершается образованием народностей (преимущественно в раннефеодальный период). В этногенетических процессах второго типа при сложении современных этнических общностей (например, современных народов Америки) решающую роль играли представители уже сформировавшихся народов и процессы аккультурации.16
Современная наука предполагает несколько основных механизмов образования новых этносов:
- интеграция, когда этнос формируется путем объединения различных племенных общностей, смешения пришлых завоевателей или колонистов с аборигенным населением или за счет интеграции разноэтничных групп иммигрантов;
- дифференциация, когда от
крупного этноса по каким-то
причинам откладывается его
- трансформация, когда прежний этнос в новых исторических условиях, как правило, ассимилируя в себе новые иноэтничные включения, преобразуется в новую этнокультурную общность.17
Дав понятия, я могу смело приступать к исследованию источников и их интерпретации.
Глава II. Интерпретация источников
Для начала мной была произведена отборка наиболее интересных генеалогий. Из имеющихся 123 генеалогий, мной было отобрано 29 штук. На основе этой базы и строилось мое исследование. В базу источников, предоставленную мне, входят генеалогии студенчества. Источник представляет собой рукописный текст на листах различных форматов. Точный год создания генеалогий не известен, можно предположить их датировку - примерно 2000-2003гг.
Информация о работе Источники по генеалогии и выделение критерий исследования