Источники права древнейшего периода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 15:46, контрольная работа

Описание работы

Первая римская кодификация права восходит к середине V столетия до н. э. Она получила название «Законов XII таблиц». В течение многих веков они считались в Риме основным источником права - публичного и частного (fons omnis publici privatique juris).
Свое название Законы получили в связи с тем, что были написаны на 12 деревянных досках, выставлявшихся на городской площади. Никто поэтому не мог «отговариваться незнанием закона». По некоторым сведениям, от всякого вступающего в ряды Граждан юноши требовалось знание законов наизусть. Считалось, что без этого нельзя выполнять обязанности гражданина, в особенности судейские.

Содержание работы

1. Источники права древнейшего периода
3
2. Вещное право. Манципация.
6
3. Обязательства из договоров, деликтов
10
4. Брак и семья по Законам XII таблиц
14
5. Легисакционный процесс
17
Источники и литература
19

Файлы: 1 файл

12 таблиц.docx

— 34.73 Кб (Скачать файл)

Содержание

1. Источники права древнейшего периода

3

2. Вещное право. Манципация.

6

3. Обязательства из договоров, деликтов

10

4. Брак и семья по Законам XII таблиц

14

5. Легисакционный процесс

17

Источники и литература

19


 

 

1. Источники права древнейшего периода.

Первая римская кодификация  права восходит к середине V столетия до н. э. Она получила название «Законов XII таблиц». В течение многих веков они считались в Риме основным источником права - публичного и частного (fons omnis publici privatique juris).

Свое название Законы получили в связи с тем, что были написаны на 12 деревянных досках, выставлявшихся на городской площади. Никто поэтому  не мог «отговариваться незнанием закона». По некоторым сведениям, от всякого вступающего в ряды Граждан юноши требовалось знание законов наизусть. Считалось, что без этого нельзя выполнять обязанности гражданина, в особенности судейские.

Законы XII таблиц были в своей  основе записью обычного права. Больше всего в ней нуждались плебеи (для защиты от произвола патрицианских  судей). Кодификация права была для  них этапом в борьбе за уравнение  с патрициями.

Сами законы до нас не дошли. Они известны лишь в отрывках, которые сохранились в сочинениях древних авторов, в особенности  юристов, - Цицерона, Ульпиана, Гая и  др.

Среди этих источников особое место занимает сочинение юриста II века н. э. Гая, автора «Институций», - учебника для римских юридических школ. Его случайно обнаружил историк Нибур в 1816 году в итальянском городе Вероне. «Институций» Гая были найдены под текстом сочинения богословского содержания.

Существует предание, будто  Нибур опрокинул чернильницу  и, стирая на рукописи пятно, обнаружил  сочинение Гая.

От слова «цивитас», что значит «город», «городская община», право Таблиц называли «цивильным», то есть принадлежащим данной совокупности граждан; от слова «квирит» (как любили называть себя сами римляне в честь бога войны Януса Квирина) – «квиритским».

От «цивитас» происходит доныне существующий термин «цивилистика», означающий «гражданское право», совокупность институтов, служащих регулированию имущественных отношений.

Вплоть до середины III в. до н.э. безраздельно господствующей правовой системой было квиритское право. Оно  отличалось сакральным характером, большой  степенью традиционности, связью с  древнеримским правом (квиритскими  обычаями и ритуалами), нашедшим свое отражение и в Законах XII таблиц. Квиритское, или цивильное (буквально - гражданское, т.е. связанное с римским  гражданством) право несло на себе следы своего происхождения в  условиях небольшого земледельческого государства - общины. Оно на всех этапах применялось только к лицам, обладавшим римским гражданством (но не к перегринам - иностранцам), и рассматривалось  как особая привилегия римского гражданина.

Совокупность правомочий, которые цивильное право предоставляло  римскому гражданину, открывало перед  ним возможность (во всяком случае, формально) участвовать в политической жизни республики, претендовать на определенные преимущества, в том  числе на выделение земельного участка  из государственного фонда. Борьба плебеев  с патрициями за равноправие, красной  нитью проходящая через всю историю  ранней республики, завершилась в  конечном счете их приобщением ко всем привилегиям, предусмотренным  в цивильном праве.

Квиритское право отражало сравнительно примитивные отношения  раннеклассового общества. Оно долгое время было связано с деятельностью  жрецов-понтификов. И даже с постепенным  усилением в нем светского  начала оно многое сохранило от религиозной  торжественности и ритуальности. Вместе с тем оно отличалось строгостью, суровостью, подчеркнутой точностью. Особенно четко в архаическом римском  праве регулировались уже имущественные  отношения и в первую очередь - право частной собственности (dominium ex jure quiritium), которое рассматривалось  как полное господство собственника над своей вещью (plena in re potestas). Однако гражданская община долгое время сохраняла право верховного контроля за распоряжением землей и другим хозяйственно важным имуществом, которое имело семейный характер.

Большое значение в квиритском праве имело строжайшее соблюдение торжественных судебных обрядов, в  силу чего форма в этот период превалировала  над его содержанием, а судебный процесс - над материальным правом. Формализм был одним из условий  поддержания в раннеклассовом обществе устойчивого правопорядка, способствовавшего  сохранению и воспроизводству патриархального  уклада жизни. Но объективно он тормозил развитие не только частнособственнических отношений, но и демократических  форм общественной и политической жизни. К III веку до н.э. консервативное по своей  социальной роли цивильное право  стало превращаться в определенное препятствие на пути роста торгового  оборота и пришло в противоречие с потребностями быстро развивающейся  рабовладельческой системы.

 

Вещное право. Манципация.

В древнейшем римском праве  отсутствовало представление о  частной собственности как об абсолютном праве лица распоряжаться  своей вещью. Законы XII таблиц сохранили  представления об общности имущества. Частная собственность была во многом обусловлена собственностью общественной, от которой вела свое происхождение. Поэтому большинство правовых предписаний  посвящались запретам.

Однако уже в древнейший период в Риме сложился порядок, согласно которому вещь могла быть приобретена  в собственность в силу фактического владения ею в течение определенного  времени (usucapio). Законы XII таблиц запрещали  приобретение права собственности  по давности лишь в отношении краденых вещей. Для движимых вещей срок приобретательной давности устанавливался в один год, для недвижимых вещей - в два года. Этим способом пользовался приобретатель  вещи в тех случаях, когда, например, при совершении манципации допускались  неточности в формальностях, а поэтому  при строгости квиритского права  приобретатель не получал права  цивильного собственника на вещь и  квиритский собственник сохранял право  требовать возвращения последней  через суд.

Законы XII таблиц строго ограничивали способы приобретения вещных прав, среди них:

1) манципация - воображаемая  продажа, происходившая в присутствии  5 свидетелей и весовщика. Нарушение  обряда манципации влекло за  собой признание сделки недействительной;

2) традицио - простая передача  неманципируемой собственности  за деньги, под поручительство  или залог;

3) спецификация - создание  новой вещи из чужого материала  или соединение нескольких вещей  в одной - главной;

4) уступка права -фиктивный  судебный спор перед претором, при котором покупатель заявлял  о своем праве собственности  на отчуждаемую вещь, а ее владелец  не возражал;

5) наследование;

6) давность владения.

Особым видом вещного  права, возникшим уже в древнейший период, были сервитуты - фиксированное  в обычаях или законе и строго ограниченное право пользования  чужой вещью. Сервитуты вырастали  вместе с частной собственностью в связи с необходимостью юридического урегулирования взаимоотношений собственников (или владельцев) соседних участков. В силу их хозяйственной важности древние сервитуты относились к  категории манципируемых вещей. существенными из них были следующие: право прохода через соседний участок, право прогона скота, право  провозить груженые повозки, право  отвести воду с участка соседа. Эти сервитуты прямо предусматривались  Законами XII таблиц.

Манципация. Уже в древнейший период в Риме большое внимание уделялось способам приобретения вещных прав и классификации самих вещей. Вещи, находившиеся в общем пользовании (воздух, море и т.п.), а также ряд других хозяйственно важных вещей (общественная земля - ager publicus) рассматривались как находящиеся вне имущественного, торгового оборота (res extra com-mercium). Однако государственные земли расхищались патрицианской знатью, что вело к появлению крупного землевладения, а поэтому по вопросу о выделении участков земли из общественного фонда в течение значительной части республиканского периода шла острая борьба между плебеями и патрициями. Эта борьба была несколько смягчена законом Лициния (около 367 года до н.э.), по которому были предусмотрены равные права плебеев и патрициев на пользование землей и устанавливался максимальный размер участка, выделяемого из общественного фонда - 500 югеров (около 125 га).

В цивильном праве наиболее значительным делением вещей, которые  находились в хозяйственном обороте  и могли быть объектом права собственности, было их деление на манципируемые (res mancipi) и неманципируемые (res пес mancipi) вещи. К первой группе относились земли  в Италии, рабы, крупный домашний скот, земельные сервитуты, т.е. экономически наиболее важные объекты вещного права, которые в архаический период выступали в качестве коллективной семейной собственности; ко второй - все остальные вещи, обладание которыми могло быть индивидуализировано.

Согласно традиционной точке  зрения, восходящей к римскому юристу Гаю, отчуждение вещей, составлявших первую группу, могло осуществляться только путем манципации - процедуры, требовавшей  особо сложной и торжественной  обрядности. Манципация относилась к  числу строго формальных сделок, заключаемых  «посредством меди и весов». Она предполагала приглашение пяти свидетелей и весодержателя. Покупатель, держа в руках кусок меди, произносил торжественную формулу: «Утверждаю, что этот раб по праву квиритов принадлежит мне и что он должен считаться купленным мною за этот металл и посредством этих медных весов». Затем он ударял этим металлом о весы (этот обряд возник, когда еще не было чеканной монеты) и передавал его в качестве покупной суммы тому, от кого приобретал вещь посредством манципации. Неманципируемые вещи продавались путем простой их передачи (традиции) за медь или за деньги без каких-либо особых формальностей.

Древнейшему праву был  известен еще один формальный способ передачи права собственности путем  сложного обряда, который мог применяться  как к манципируемым, так и  неманципируемым вещам (in jure cessio). Данная процедура представляла собой фиктивный  судебный спор, который разыгрывался в присутствии претора. Покупатель делал вид, что отчуждаемая вещь принадлежит ему и торжественно заявлял о своем праве собственности («данная вещь по праву квиритов принадлежит мне»), отчуждатель не возражал против такого утверждения, и претор присуждал данную вещь приобретателю, как будто являющуюся его собственностью.

Уже в древнейший период в Риме сложился порядок, согласно которому вещь могла быть приобретена в  собственность в силу длительного  владения ею (usucapio). Законы XII таблиц запрещали лишь приобретение права собственности по давности в отношении краденых вещей. Для движимых вещей срок приобретательной давности устанавливался в один год, для недвижимых вещей - в два года. Этим способом пользовался приобретатель вещи в тех случаях, когда, например, при совершении манципации допускались неточности в формальностях, а поэтому при строгости квиритского права покупатель не приобретал права собственности на вещь, и квиритский собственник мог даже требовать возвращения последней через суд.

Сервитуты. Особым видом вещного права, возникшим уже в древнейший период, были сервитуты - фиксированное в обычаях или законе и строго ограниченное право пользования чужой вещью. Сервитуты вырастали вместе с частной собственностью и необходимостью четкого юридического урегулирования взаимоотношений собственников (или владельцев) соседних участков. В силу их хозяйственной важности сервитуты относились к категории манципируемых вещей. Наиболее древними и существенными из них были следующие: право прохода через соседний участок, право прогона скота, право провозить груженые повозки, право отвести воду с участка соседа. Отдельно сервитуты предусматривались и Законами XII таблиц. Так, предписывались меры к тому, чтобы деревья на высоте 15 футов обрезались кругом для того, чтобы их тень не причиняла вреда соседнему участку, разрешалось собирать желуди, падающие с соседнего участка.

 

3. Обязательства из договоров, деликтов.

В древнейший период при  неразвитости товарно-денежных отношений  договоры (контракты) были еще немногочисленными  и отличались ярко выраженным формализмом. Именно внешняя оболочка, а не содержание определяли природу того или иного  контракта, в форме которого могли  быть выражены самые различные обязательственные  отношения. Другая черта древнейших договоров — их односторонний  характер. Правом требования наделялась в договоре лишь одна сторона (кредитор), на другую сторону (должник) возлагались  только обязанности.

В числе контрактов, наиболее ярко отражавших черты раннерабовладельческого  права, был нексум, в форме которого выражались самые различные обязательственные  отношения, в том числе аренда, отчуждение собственности, заем. Этот договор (подобно манципации) заключался в присутствии пяти свидетелей и  весовщика посредством «меди и весов». Он состоял в фиктивном обряде отвешивания меди (до появления денег это, видимо, имело вполне реальное значение) и в произнесении особой словесной формулы кредитором, в которой определялась суть обязательства должника (размер долга и т.д.).

Информация о работе Источники права древнейшего периода