Источники права от шумерской до аккадской цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования курсовой работы являются источники права и их влияние на социальные, экономические и политические отношения Шумера и Аккада.
Источниками для исследования в курсовой работе были выбраны расшифрованные древневосточные акты, дошедшие до настоящего времени, научные труды выдающихся отечественных и зарубежных историков и востоковедов.
По своей структуре курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, и списка используемой литературы.

Содержание работы

Введение................................................................................................................3
Глава 1. ЗАРОЖДЕНИЕ ШУМЕРСКОЙ И АККАДСКОЙ
ЦИВИЛИЗАЦИИ. ПОЯВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА ИПРАВА.......................5
1.2.Древнейший и-сточник права Шумеров. Реформы Уруинимгины..............................................................................................8
1.3. Кодекс Ур-Намму...............................................................................11
1.4. Свод законов Липит-Иштар..............................................................13
1.5. Итоги Шумерской цивилизации........................................................16
Глава 2. АККАДСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ, ЕЕ ЗАКОНЫ И СИСТЕМА ПРАВЛЕНИЯ.......................................................................................................18
2.1. Сборник законов царя Эшнунны – Билаламы..................................21
Заключение...........................................................................................................23
Список используемой литературы.....................................................................27

Файлы: 1 файл

ИпоШАдц.docx

— 69.08 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Пермский государственный  национальный исследовательский  университет"

 

Юридический факультет

 

Кафедра теории и истории

государства и права

 

 

ИСТОЧНИКИ ПРАВА  ОТ ШУМЕРСКОЙ ДО АККАДСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

 

Курсовая работа

студентки 2 курса

дневного отделения

направления "юриспруденция"

Кузнецовой Дарьи

Александровны

 

Научный руководитель:

Кандидат юридических  наук

Доцент

Ефимовских Василий Леонидович

 

 

Пермь 2012

Содержание

Введение................................................................................................................

Глава 1. ЗАРОЖДЕНИЕ ШУМЕРСКОЙ И АККАДСКОЙ

ЦИВИЛИЗАЦИИ.  ПОЯВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА ИПРАВА.......................5

1.2.Древнейший и-сточник права Шумеров. Реформы Уруинимгины..............................................................................................8

1.3. Кодекс Ур-Намму...............................................................................11

1.4. Свод законов  Липит-Иштар..............................................................13

1.5. Итоги Шумерской цивилизации........................................................16

Глава 2. АККАДСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ, ЕЕ ЗАКОНЫ И СИСТЕМА ПРАВЛЕНИЯ.......................................................................................................18

2.1. Сборник законов царя  Эшнунны – Билаламы..................................21 

Заключение...........................................................................................................23         

Список используемой литературы.....................................................................27      

 

 

 

 

Введение

 

Шумеро-аккадская цивилизация - древнейшая из известных цивилизаций, располагавшихся на территории Междуречья, и развивавшейся с IV по II тысячелетие  до н.э. В эпоху ее становления  намного раньше других древних цивилизаций возникли  политические общества, объединившие людей системой властных, правовых и административных отношений.

Актуальность выбранной  темы обусловлена продолжающимися  до сих пор научными спорами о значении исследуемых клинописных архивов. Само изобретение письменности и письменного права уже было, несомненно, одним из крупнейших и наиболее значительных достижений шумерской цивилизации, которое подлежит тщательному изучению, так же, как и его роль в процессе развития общества.

Причиной выбора данной темы был непосредственный интерес к  культуре Шумера и Аккада как религиозно-правовому  явлению, к самому процессу их становления, и значению для последующего развития права. Анализ и критика этого процесса, существование различных взглядов и мнений вызывают интерес исследователя к данной теме и требуют анализа как самого явления, так и фактов, которые приводят историки при выдвижении мнений.

Целью данной курсовой работы является изучение источников права  Шумерской и Аккадской цивилизаций. Исходя из указанной цели, необходимо определить акты, которые являлись источниками права, уделить внимание на рассмотрение их особенностей на каждом этапе существования государств.

Объектом исследования курсовой работы являются источники права  и их влияние на социальные, экономические  и политические отношения Шумера и Аккада.

Источниками для исследования в курсовой работе были выбраны расшифрованные древневосточные акты, дошедшие до настоящего времени, научные труды выдающихся отечественных и зарубежных историков и востоковедов.

В данной работе стоит опираться  на книгу востоковеда-шумеролога В. В. Емельянова, в которой подробно и увлекательно рассказывается об одной из древнейших цивилизаций в истории человечества - Древнем Шумере. В отличие от других монографий, посвященных этой проблематике, здесь составные части шумерской культуры - цивилизация, художественная культура и этнический характер - впервые представлены в единстве.

Кроме того, в настоящей  работе используются  монографии востоковеда, одного из ведущих шумерологов мира С. Крамера, профессора Чикагского университета, А. Л. Оппенхейма, советских и российских востоковедов И. Дьяконова,  Л. Липина, В. Афанасьевой и М. Белицкого.

По своей структуре  курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, и списка используемой литературы.

Во введении сформулированы задачи и цели, преследуемые в данной работе.

В первой главе внимание уделено шумерской цивилизации, анализу ее истории и основных законодательных актов, таких как реформы царя Уруинимгины, Кодекс Ур-Намму, законы Липит-Иштар.

Вторая глава посвящен аккадской цивилизации,  ее системе правления и законам Билаламы (царя Эшнунны).

 

 

 

Глава 1. Зарождение Шумерской и Аккадской цивилизаций.

Появление государства и  права.

 

Понятия Шумер и шумеры (шумерийцы) впервые вошли в научный обиход в конце 80-х годов XIX века. Шумерская цивилизация имела все признаки высокоразвитой, (достаточно упомянуть, что шумеры пользовались двоичной системой счета и знали числа Фибоначчи). Кроме того, в шумерских текстах содержится информация о происхождении, развитии и строении Солнечной системы.

Шумерская цивилизация возникла в 4-3 тыс. до н. э. в южной части  Двуречья на территории современного Ирака. Ее история делится на 2 этапа: период Убайдской культуры, который  характеризуется началом строительства  оросительной системы, ростом населения  и появлением крупных поселений, которые превращаются в города-государства. Город-государство — это самоуправляющийся  город с прилегающей к нему территорией. Второй этап Шумерской  цивилизации связан с Урукской культурой (от города Урук). Этот период характеризуется: появлением монументальной архитектуры, развитием земледелия, керамики, появление  первой в истории человечества письменности (пиктограммы-рисунки). Эта письменность называется клинописью и производилась  на глиняных табличках. Ей пользовались около 3 тысяч лет, но затем она  была утрачена и расшифрована Генри  Роуленсоном лишь в 1835 году.1

Шумерская цивилизация по характеру была преимущественно  городской, хотя и основывалась скорее на сельском хозяйстве, нежели на промышленности. Страна Шумер в 3-м тысячелетии  до н. э. состояла из дюжины городов-государств, в каждом из которых был обнесенный высокой стеной город, окруженный прилегающими деревнями и поселениями.

Главными городами Шумера были Эриду, Ур, Урук, Лагаш, Умма и Ниппур. Отличительной особенностью каждого города был главный храм, расположенный на высокой террасе, постепенно перерастающей в массивную башню с уступами, зиккурат, самый характерный шумерский вклад в культовую архитектуру2.

При разборе темы шумерского города переходя к более материальным его аспектам, следует начать с  попытки установить численность  населения. Это едва ли возможно сделать  с достаточной степенью точности, т. к. не было официальной переписи населения, по крайней мере, свидетельств таковой  не найдено. Что касается города Лагаша, то на основании изучения довольно неполных и косвенных данных, приведенных в экономических текстах, И. Дьяконов подсчитал, что свободное население этого города составляло порядка 100 тысяч человек.

В Уре примерно 2000 г. до н. э., т. е. в бытность его столицей Шумера в третий раз, проживало приблизительно 360 тысяч душ, пишет ведущий английский археолог первой половины XX века Чарльз Вулли в своей статье «Урбанизация общества». Данная цифра основана на незначительных сравнениях и сомнительных предположениях, и было бы разумно сократить ее примерно вдвое, но даже после этого население Ура составит число, близкое к 200 тысячам.

В мирное время у Шумеров  правил совет старейшин, а на время  войны избирался верховный правитель - лугаль, постепенно их власть остается и в мирное время и появляются первые правящие династии.3

Стоит отметить, что икакого  писаного права в шумерское время  не было. Обычаи естественным образом  возникали в общине, ритуалы разрабатывались  храмами, правительственные указы исходили из дворца. В самом конце шумерской цивилизации стали создаваться своды законов, которые, впрочем, не играли роль обязательных для исполнения документов, а носили, скорее, рекомендательный характер, являясь эталонами правовой деятельности.4

Экономически государство  Ур-Намму оставалось все тем же двухсекторным хозяйством (хотя и  с властью царя над значительной частью земли).  Политически государство  это было деспотическим, ориентированным  на объединение номов, (административных единиц) под властью единого центра и в социальном плане опиралось  на царских чиновников. Считать государство  Ур-Намму (также оно называется в  науке “царство Шумера и Аккада”) шумерским было бы неверно. Шумерским  языком пользовались в школах, храмах и канцеляриях, но общались уже только по-аккадски. Что же касается идеологии  и религии, то она тоже была смешанной  шумеро-аккадской. Но шумерское начало в ней все же превалировало.5

Мировоззренческой основой  права в Шумере были категории ни-ги-на («истинность, постоянство») и ни-си-са («справедливость, равенство»). Категории эти возникают в общине и рассматриваются как неотъемлемые атрибуты мироздания, без которых невозможен мировой порядок. Несомненно, желание постоянства и равенства должно быть связано с особенностями земледельческого труда на стадии поздней первобытности — с работой на одном месте, собиранием с этого места результатов труда, равной обеспеченностью орудиями труда и имуществом. В общем виде это желание может быть сформулировано так: «Существует нечто одно, которым должны быть обеспечены все». Парадоксальным образом из этого следует и второе утверждение: «Все хотят одного», а за ним идет и третье: «Поскольку все хотят одного, то каждый человек подобен другому». Отрицается право другого человека, во-первых, на иное желание, во-вторых, на отличие от других людей. Но с развитием государства появляются люди, требующие всей полноты власти и стремящиеся установить свой порядок. Возникает конфликт между большинством, живущим «как все», и одиночкой, которому «больше всех надо». Враждующие стороны пытаются достигнуть компромисса, и результатом такого компромисса являются правовые представления, основанные на сочетании обычного общинного права и установлений царской власти.6

 

1.2.Древнейший источник права Шумеров.

Реформы Уруинимгины.

 

Уруинимгина (Урукагина) – царь шумерского государства Лагаш, правил приблизительно в 2319 — 2311 годах до н. э., представитель I династии Лагаша. Приход к власти Уруинимгины связан был с насильственным, (хоть и бескровным) переворотом. Предыдущий энси, (правитель города-государства, обладающий жреческими и административными полномочиями, чья власть как правило, была ограничена советом старейшин, а также народным собранием) Лугальанда, разоривший страну поборами и присвоивший себе большую часть храмовых и государственных богатств, был низложен (хотя и сохранил жизнь), а энси стал Уруинимгина, как видно, его свойственник.

Уруинимгина, очевидно, получил  чрезвычайные полномочия с титулом  лугаля. Он взялся за проведение реформ, и кроме них, нового законодательства. Дошедшие до нас надписи, три из которых, очевидно принадлежат Уруинимгине, но одна, возможно, Энметене (правитель (энси) шумерского государства Лагаш, правил приблизительно в 2360 - 2340 годах до н. э., из I династии Лагаша). не предоставляют самого текста новых законов, - скорее всего, они были провозглашены лишь в устной форме, - а только их изложение, которое, к сожалению, весьма неясно, и с точки зрения правовой науки составлено крайне неумело. К тому же, исследователям еще не достаточно хорошо известен старошумерский язык, поэтому все попытки связного перевода надписей о реформ пока не очень убедительны.

Реформы Уруинимгины выполнены  на глиняных конусах. Имеется еще  один фрагмент надписи на так называемое "Овальной пластине", в отношении  которой на протяжении долгого времени  идет спор, принадлежала ли она Уруинимгине  или Энметене, из-за того, что начальный  и заключительный ее разделы разрушены, а в сохранившейся части введения упоминаются события, происходившие  в политической жизни Лагаша во времена  правления Энметены.

Тексты "Овальной пластины" упоминают поборы, собиравшиеся на свадьбе и при разводе в пользу энси и его личных чиновников; похищение рыбы из частных рыболовных садков; случаи полиандрии и др.

Помимо того, в текстах  указываются законы, которые были установлены против долговой кабалы, грабежа, воровства и убийства, отменено самовольное взимание в свою пользу доходов со стад, рыбной ловлей и ладей чиновниками, заведовавшими этими отраслями хозяйства, - очевидно, сверх нормы официальных поставок храмовому хозяйству; держателям служебных наделов (шуб-лугала) было предоставлено неограниченное право отчуждения имущества, (но только движимого имущества и домов, а не земли, которая была собственностью храма) с запретом начальникам шуб-лугалы произвольно отбирать у подчиненных имущество или принуждать их к его продаже. Также было предоставлено неограниченное право пользования колодцами на служебных наделах с запретом работникам храма и членам храмового персонала, не имеющим своих наделов пользоваться оттуда водой для своих нужд или нужд храма. Позже было восстановлено право собственности богов на те храмовые хозяйства, которые ранее присвоили энси и члены их семей. Кроме того, были введены некоторые уголовные законы, охранявшие частную собственность и устои патриархальной семьи, отмена долговых сделок и других форм "несправедливости". Стоит заметить, однако, что при сокращении поборов в пользу заупокойных жрецов и плакальщиков устанавливаются некоторые новые поборы в пользу разных других, главным образом мелких, жрецов, а так же на содержание людей иги-ну-ду (рабов евнухов, служивших при храмах богинь)7.

Информация о работе Источники права от шумерской до аккадской цивилизации