Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 16:53, курсовая работа
Объектом исследования курсовой работы являются источники права и их влияние на социальные, экономические и политические отношения Шумера и Аккада.
Источниками для исследования в курсовой работе были выбраны расшифрованные древневосточные акты, дошедшие до настоящего времени, научные труды выдающихся отечественных и зарубежных историков и востоковедов.
По своей структуре курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, и списка используемой литературы.
Введение................................................................................................................3
Глава 1. ЗАРОЖДЕНИЕ ШУМЕРСКОЙ И АККАДСКОЙ
ЦИВИЛИЗАЦИИ. ПОЯВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА ИПРАВА.......................5
1.2.Древнейший и-сточник права Шумеров. Реформы Уруинимгины..............................................................................................8
1.3. Кодекс Ур-Намму...............................................................................11
1.4. Свод законов Липит-Иштар..............................................................13
1.5. Итоги Шумерской цивилизации........................................................16
Глава 2. АККАДСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ, ЕЕ ЗАКОНЫ И СИСТЕМА ПРАВЛЕНИЯ.......................................................................................................18
2.1. Сборник законов царя Эшнунны – Билаламы..................................21
Заключение...........................................................................................................23
Список используемой литературы.....................................................................27
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
"Пермский государственный
национальный
Юридический факультет
Кафедра теории и истории
государства и права
ИСТОЧНИКИ ПРАВА ОТ ШУМЕРСКОЙ ДО АККАДСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Курсовая работа
студентки 2 курса
дневного отделения
направления "юриспруденция"
Кузнецовой Дарьи
Александровны
Научный руководитель:
Кандидат юридических наук
Доцент
Ефимовских Василий Леонидович
Пермь 2012
Содержание
Введение......................
Глава 1. ЗАРОЖДЕНИЕ ШУМЕРСКОЙ И АККАДСКОЙ
ЦИВИЛИЗАЦИИ. ПОЯВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА ИПРАВА.......................5
1.2.Древнейший и-сточник права
Шумеров. Реформы Уруинимгины...................
1.3. Кодекс Ур-Намму...............
1.4. Свод законов Липит-Иштар.....
1.5. Итоги Шумерской цивилизации...
Глава 2. АККАДСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ,
ЕЕ ЗАКОНЫ И СИСТЕМА ПРАВЛЕНИЯ...........
2.1. Сборник законов царя
Эшнунны – Билаламы......................
Заключение....................
Список используемой литературы....................
Введение
Шумеро-аккадская цивилизация - древнейшая из известных цивилизаций, располагавшихся на территории Междуречья, и развивавшейся с IV по II тысячелетие до н.э. В эпоху ее становления намного раньше других древних цивилизаций возникли политические общества, объединившие людей системой властных, правовых и административных отношений.
Актуальность выбранной темы обусловлена продолжающимися до сих пор научными спорами о значении исследуемых клинописных архивов. Само изобретение письменности и письменного права уже было, несомненно, одним из крупнейших и наиболее значительных достижений шумерской цивилизации, которое подлежит тщательному изучению, так же, как и его роль в процессе развития общества.
Причиной выбора данной темы был непосредственный интерес к культуре Шумера и Аккада как религиозно-правовому явлению, к самому процессу их становления, и значению для последующего развития права. Анализ и критика этого процесса, существование различных взглядов и мнений вызывают интерес исследователя к данной теме и требуют анализа как самого явления, так и фактов, которые приводят историки при выдвижении мнений.
Целью данной курсовой работы
является изучение источников права
Шумерской и Аккадской
Объектом исследования курсовой работы являются источники права и их влияние на социальные, экономические и политические отношения Шумера и Аккада.
Источниками для исследования в курсовой работе были выбраны расшифрованные древневосточные акты, дошедшие до настоящего времени, научные труды выдающихся отечественных и зарубежных историков и востоковедов.
В данной работе стоит опираться на книгу востоковеда-шумеролога В. В. Емельянова, в которой подробно и увлекательно рассказывается об одной из древнейших цивилизаций в истории человечества - Древнем Шумере. В отличие от других монографий, посвященных этой проблематике, здесь составные части шумерской культуры - цивилизация, художественная культура и этнический характер - впервые представлены в единстве.
Кроме того, в настоящей работе используются монографии востоковеда, одного из ведущих шумерологов мира С. Крамера, профессора Чикагского университета, А. Л. Оппенхейма, советских и российских востоковедов И. Дьяконова, Л. Липина, В. Афанасьевой и М. Белицкого.
По своей структуре курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, и списка используемой литературы.
Во введении сформулированы задачи и цели, преследуемые в данной работе.
В первой главе внимание уделено шумерской цивилизации, анализу ее истории и основных законодательных актов, таких как реформы царя Уруинимгины, Кодекс Ур-Намму, законы Липит-Иштар.
Вторая глава посвящен аккадской цивилизации, ее системе правления и законам Билаламы (царя Эшнунны).
Глава 1. Зарождение Шумерской и Аккадской цивилизаций.
Появление государства и права.
Понятия Шумер и шумеры (шумерийцы) впервые вошли в научный обиход в конце 80-х годов XIX века. Шумерская цивилизация имела все признаки высокоразвитой, (достаточно упомянуть, что шумеры пользовались двоичной системой счета и знали числа Фибоначчи). Кроме того, в шумерских текстах содержится информация о происхождении, развитии и строении Солнечной системы.
Шумерская цивилизация возникла
в 4-3 тыс. до н. э. в южной части
Двуречья на территории современного
Ирака. Ее история делится на 2 этапа:
период Убайдской культуры, который
характеризуется началом
Шумерская цивилизация по характеру была преимущественно городской, хотя и основывалась скорее на сельском хозяйстве, нежели на промышленности. Страна Шумер в 3-м тысячелетии до н. э. состояла из дюжины городов-государств, в каждом из которых был обнесенный высокой стеной город, окруженный прилегающими деревнями и поселениями.
Главными городами Шумера были Эриду, Ур, Урук, Лагаш, Умма и Ниппур. Отличительной особенностью каждого города был главный храм, расположенный на высокой террасе, постепенно перерастающей в массивную башню с уступами, зиккурат, самый характерный шумерский вклад в культовую архитектуру2.
При разборе темы шумерского города переходя к более материальным его аспектам, следует начать с попытки установить численность населения. Это едва ли возможно сделать с достаточной степенью точности, т. к. не было официальной переписи населения, по крайней мере, свидетельств таковой не найдено. Что касается города Лагаша, то на основании изучения довольно неполных и косвенных данных, приведенных в экономических текстах, И. Дьяконов подсчитал, что свободное население этого города составляло порядка 100 тысяч человек.
В Уре примерно 2000 г. до н. э., т. е. в бытность его столицей Шумера в третий раз, проживало приблизительно 360 тысяч душ, пишет ведущий английский археолог первой половины XX века Чарльз Вулли в своей статье «Урбанизация общества». Данная цифра основана на незначительных сравнениях и сомнительных предположениях, и было бы разумно сократить ее примерно вдвое, но даже после этого население Ура составит число, близкое к 200 тысячам.
В мирное время у Шумеров
правил совет старейшин, а на время
войны избирался верховный
Стоит отметить, что икакого писаного права в шумерское время не было. Обычаи естественным образом возникали в общине, ритуалы разрабатывались храмами, правительственные указы исходили из дворца. В самом конце шумерской цивилизации стали создаваться своды законов, которые, впрочем, не играли роль обязательных для исполнения документов, а носили, скорее, рекомендательный характер, являясь эталонами правовой деятельности.4
Экономически государство Ур-Намму оставалось все тем же двухсекторным хозяйством (хотя и с властью царя над значительной частью земли). Политически государство это было деспотическим, ориентированным на объединение номов, (административных единиц) под властью единого центра и в социальном плане опиралось на царских чиновников. Считать государство Ур-Намму (также оно называется в науке “царство Шумера и Аккада”) шумерским было бы неверно. Шумерским языком пользовались в школах, храмах и канцеляриях, но общались уже только по-аккадски. Что же касается идеологии и религии, то она тоже была смешанной шумеро-аккадской. Но шумерское начало в ней все же превалировало.5
Мировоззренческой основой права в Шумере были категории ни-ги-на («истинность, постоянство») и ни-си-са («справедливость, равенство»). Категории эти возникают в общине и рассматриваются как неотъемлемые атрибуты мироздания, без которых невозможен мировой порядок. Несомненно, желание постоянства и равенства должно быть связано с особенностями земледельческого труда на стадии поздней первобытности — с работой на одном месте, собиранием с этого места результатов труда, равной обеспеченностью орудиями труда и имуществом. В общем виде это желание может быть сформулировано так: «Существует нечто одно, которым должны быть обеспечены все». Парадоксальным образом из этого следует и второе утверждение: «Все хотят одного», а за ним идет и третье: «Поскольку все хотят одного, то каждый человек подобен другому». Отрицается право другого человека, во-первых, на иное желание, во-вторых, на отличие от других людей. Но с развитием государства появляются люди, требующие всей полноты власти и стремящиеся установить свой порядок. Возникает конфликт между большинством, живущим «как все», и одиночкой, которому «больше всех надо». Враждующие стороны пытаются достигнуть компромисса, и результатом такого компромисса являются правовые представления, основанные на сочетании обычного общинного права и установлений царской власти.6
1.2.Древнейший источник права Шумеров.
Реформы Уруинимгины.
Уруинимгина (Урукагина) – царь шумерского государства Лагаш, правил приблизительно в 2319 — 2311 годах до н. э., представитель I династии Лагаша. Приход к власти Уруинимгины связан был с насильственным, (хоть и бескровным) переворотом. Предыдущий энси, (правитель города-государства, обладающий жреческими и административными полномочиями, чья власть как правило, была ограничена советом старейшин, а также народным собранием) Лугальанда, разоривший страну поборами и присвоивший себе большую часть храмовых и государственных богатств, был низложен (хотя и сохранил жизнь), а энси стал Уруинимгина, как видно, его свойственник.
Уруинимгина, очевидно, получил чрезвычайные полномочия с титулом лугаля. Он взялся за проведение реформ, и кроме них, нового законодательства. Дошедшие до нас надписи, три из которых, очевидно принадлежат Уруинимгине, но одна, возможно, Энметене (правитель (энси) шумерского государства Лагаш, правил приблизительно в 2360 - 2340 годах до н. э., из I династии Лагаша). не предоставляют самого текста новых законов, - скорее всего, они были провозглашены лишь в устной форме, - а только их изложение, которое, к сожалению, весьма неясно, и с точки зрения правовой науки составлено крайне неумело. К тому же, исследователям еще не достаточно хорошо известен старошумерский язык, поэтому все попытки связного перевода надписей о реформ пока не очень убедительны.
Реформы Уруинимгины выполнены
на глиняных конусах. Имеется еще
один фрагмент надписи на так называемое
"Овальной пластине", в отношении
которой на протяжении долгого времени
идет спор, принадлежала ли она Уруинимгине
или Энметене, из-за того, что начальный
и заключительный ее разделы разрушены,
а в сохранившейся части
Тексты "Овальной пластины" упоминают поборы, собиравшиеся на свадьбе и при разводе в пользу энси и его личных чиновников; похищение рыбы из частных рыболовных садков; случаи полиандрии и др.
Помимо того, в текстах указываются законы, которые были установлены против долговой кабалы, грабежа, воровства и убийства, отменено самовольное взимание в свою пользу доходов со стад, рыбной ловлей и ладей чиновниками, заведовавшими этими отраслями хозяйства, - очевидно, сверх нормы официальных поставок храмовому хозяйству; держателям служебных наделов (шуб-лугала) было предоставлено неограниченное право отчуждения имущества, (но только движимого имущества и домов, а не земли, которая была собственностью храма) с запретом начальникам шуб-лугалы произвольно отбирать у подчиненных имущество или принуждать их к его продаже. Также было предоставлено неограниченное право пользования колодцами на служебных наделах с запретом работникам храма и членам храмового персонала, не имеющим своих наделов пользоваться оттуда водой для своих нужд или нужд храма. Позже было восстановлено право собственности богов на те храмовые хозяйства, которые ранее присвоили энси и члены их семей. Кроме того, были введены некоторые уголовные законы, охранявшие частную собственность и устои патриархальной семьи, отмена долговых сделок и других форм "несправедливости". Стоит заметить, однако, что при сокращении поборов в пользу заупокойных жрецов и плакальщиков устанавливаются некоторые новые поборы в пользу разных других, главным образом мелких, жрецов, а так же на содержание людей иги-ну-ду (рабов евнухов, служивших при храмах богинь)7.
Информация о работе Источники права от шумерской до аккадской цивилизации