Источники права от шумерской до аккадской цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования курсовой работы являются источники права и их влияние на социальные, экономические и политические отношения Шумера и Аккада.
Источниками для исследования в курсовой работе были выбраны расшифрованные древневосточные акты, дошедшие до настоящего времени, научные труды выдающихся отечественных и зарубежных историков и востоковедов.
По своей структуре курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, и списка используемой литературы.

Содержание работы

Введение................................................................................................................3
Глава 1. ЗАРОЖДЕНИЕ ШУМЕРСКОЙ И АККАДСКОЙ
ЦИВИЛИЗАЦИИ. ПОЯВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА ИПРАВА.......................5
1.2.Древнейший и-сточник права Шумеров. Реформы Уруинимгины..............................................................................................8
1.3. Кодекс Ур-Намму...............................................................................11
1.4. Свод законов Липит-Иштар..............................................................13
1.5. Итоги Шумерской цивилизации........................................................16
Глава 2. АККАДСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ, ЕЕ ЗАКОНЫ И СИСТЕМА ПРАВЛЕНИЯ.......................................................................................................18
2.1. Сборник законов царя Эшнунны – Билаламы..................................21
Заключение...........................................................................................................23
Список используемой литературы.....................................................................27

Файлы: 1 файл

ИпоШАдц.docx

— 69.08 Кб (Скачать файл)

Стремясь заручиться поддержкой жречества, Саргониды покровительствовали  различным культам, особенно Абы (бога Аккаде), Забабы (бога Киша) и верховного бога Энлиля (главное святилище находилось в Ниппуре). Велось масштабное строительство, храмы щедро одаривались, однако деспотические стремления аккадских царей сильно охлаждали отношения со жречеством.

Уже ранние правители династии Аккаде иногда неофициально пользовались почестями, подобно героям древности. Но решающие шаги в этом направлении  были сделаны Нарам-Суэном. Он вводит новый титул «бог Аккаде», а перед его именем ставится детерминатив божества. Но в Месопотамии, в отличие от Египта, божественность не была свойством самой царской власти: одни правители могли обожествляться, другие — нет. Царь также являлся главой религиозного культа, он мог назначать верховных жрецов подконтрольных городов. Кроме того, в его полную титулатуру входили жреческие звания, связанные с культами важнейших божеств — Абы, Анума, Эллиля, Эа, Астар (Иштар) и Анунит.

Страна делилась на территориальные  общины или номы — преемники шумерских городов-государств. Во главе их стояли назначаемые ещё со времён Саргона «сыны (то есть граждане) Аккаде» с титулами энси или шагана (наместника). Как правило, это были люди незнатного происхождения, как лагашский энси Лугальушумгаль, обязанные своим положением царю и потому относительно надёжные. Однако на местах продолжали править и представители старых номовых династий, лояльные царю. Некоторой автономией изначально пользовался Киш, где у власти ещё находилась его IV династия, но уже в правление Римуша или Маништушу эта автономия была ликвидирована. Для контроля над территориями, официально не включёнными в состав державы, но находящимися от нее в прямой политической зависимости (таких как Элам), возле их правителей находился специальный посланник — суккаль.

Чтобы удерживать родовую  аристократию в повиновении, Саргон практиковал нахождение в столице заложников из её среды. Нарам-Суэн попытался заменить такой порядок назначением на места своих сыновей и родственников. Кроме того, он ставил своих дочерей жрицами высшего ранга в храмах важнейших номовых божеств.

Обстановка в стране была нестабильной, жречество и аристократия были сильно недовольны царской политикой, а центробежные тенденции имели  устойчивый характер. На протяжении всей истории царства аккадским царям  постоянно приходилось сталкиваться с многочисленными восстаниями16.

 

 

2.1. Сборник законов царя  Эшнунны – Билаламы.

 

Очень много ценных сведений относительно хозяйственного н общественного  строя Аккада после падения III династии Ура сохранилось в сборнике законов  Билаламы, царя Эшнунны роскошный  дворец которого был раскопан на месте  современного Тель-Асмара. Эти законы, относящиеся к XX в. до н. э. регулируют хозяйственную жизнь и взаимоотношения  между свободными людьми, как богатыми рабовладельцами, так и менее  зажиточными и возможно не всегда полноправными представителями  средних слоев населения (мушкену), наконец, бедняками, продававшими свой труд, и рабами. Судя по некоторым  статьям этого сборника законов, многие бедняки, очевидно, выходцы из сельских общин, поступали на работу к зажиточным земледельцам, причём законодатель устанавливал норму заработной платы, материальную ответственность  наймита за невыполненную работу, а также количество прокорма, который  выдавал ему хозяин.

Очевидно, многие обедневшие землевладельцы попадали в экономическую  зависимость от богачей, которые  давали им ссуды серебром и согласно статье 21 законов Билаламы имели  право на получение в погашение  ссуды во время жатвы определённого  количества зерна и процентов  по выданной ссуде. В тексте этого  сборника законов Эшнунны упоминается  дворец, а также принадлежавшие ему  рабыни, что указывает на существование  крупного царского хозяйства, в котором  эксплуатировался труд рабов. Больше того, царь активно вмешивался в торговую жизнь страны, устанавливая стоимость  различных товаров: зерна, масла, шерсти, соли, меди. Особенно характерны статьи, свидетельствующие о довольно значительном развитии рабовладения в средней  части Месопотамии, в частности  в том государстве, центром которого была Эшнунна. В статье 40 говорится  о продаже раба, рабыни, быка или "иного ценного предмета", причём указывается, что если покупатель не может установить, т.е., вернее, указать продавца, то такого покупателя следует считать вором. Иными словами, в данном случае законодатель не делает различия между рабом, домашним животным и вообще имеющим стоимость предметом, предвосхищая норму позднейшего римского права "раб есть вещь". И в то же время закон требует строго установленной формы покупки раба, животного или предмета у определённого человека, для того чтобы установить законность сделки и правоспособность продавца. Особенно строго охраняет закон имущественные интересы, в первую очередь дворца и богачей-рабовладельцев, а затем просто свободных людей, владеющих тем пли иным имуществом. Очень строго карался незаконный захват рабыни. Наконец, статьи семейного права фиксируют формы домашнего рабства, в частности обычай продавать дочь жениху за определённый выкуп.

Кроме того, рабы или рабыни, прогоняемые (на продажу или переселени) через Эшнуну, должны были иметь  на себе "рабский знак" (аббуттум) кандалы, шейную колодку; местные рабы так же не могли выходить за ворота Эшнуны иначе как закованными  с особого разрешения хозяина.

Законы Эшнуны знают особую категорию - мушкенумов; интересы их тесно  связаны с интересами дворца. И  закон защищает их владения, предоставляя защиту имущества полноправных граждан - авилумов - обычному праву. Так человек, вломившийся в дом мушкенума ночью или во время дневной сиесты, должен быть казнен; если в дневное время - должен был расплачиваться серебром, если у вора оно есть. В то же время, считается само собой разумеющимся, что мушкенумы являлись бедняками: в случае займа, предполагается, что он отдаст в залог кредитору жену, в то время, как авилум отдаст рабыню. Но если кредитор дурным обращением доведет жену мушкенума до смерти, он должен быть казнен, в то время, как авилуму он отдает только двойную цену уморенной им рабыни.17

Законы выполнены на глиняных табличках, на аккадском языке. Всего  сохранилось на обеих табличках 59 параграфов, или статей, сожержание которых смогли расшифровать. Что  касается хаотичности расположения статей, то она не должна нас смущать, если мы примем во внимание древность  этих законов. Ведь у их составителя, насколько мы можем правильно  судить по современному состоянию наших  знаний, не было примера. Это были первые писанные законы, поэтому, некоторая  непоследовательность в расположении статей вполне понятна.18

 

 

Заключение

 

Настоящая работа посвящена  изучению источников права Шумерской  и Аккадской цивилизации. Исследование нормативных актов и научных трудов позволяет прийти  к следующим выводам.

С зарождением Шумерской  цивилизации (в 4-3 тыс. до н. э.), и формированием  первых городов государств царило обычное  право. Обычаи естественным образом  возникали в общинах, основываясь  на мировоззренческом аспекте права в Шумере, которому были присущи такие категории, как ни-ги-на («истинность, постоянство») и ни-си-са («справедливость, равенство»), являвшимися основными атрибутами мироздания, и без которых люди не представляли возможности становления мирового порядка. Желание постоянства и равенства было связано с особенностями земледельческого труда на стадиях поздней первобытности — с работой на одном месте, собиранием с этого места результатов труда, равной обеспеченностью орудиями труда и имуществом.

В мирное время у Шумеров  правил совет старейшин, но во время  войны избирался верховный правитель - лугаль, чья власть постепенно  остается и в мирное время, так появляются первые правящие династии.

Именно лугалям, в последствии,  принадлежала роль первых законодателей. В настоящей работе рассмотрено  несколько правовых актов Шумеров  и Аккадов, таких как реформы  царя Уруинимгины, Кодекс Ур-Намму, законы Липит-Иштар.

Основные особенности  этих актов:

- Все обнаруженные документы относятся к периоду заката шумерской цивилизации, но затрагивают нормы и обычаи более ранних периодов;

 - Их исполнение носило, скорее, рекомендательный, нежели   обязательный характер и являлось эталоном правовой деятельности;

- Каждый последующий законодательный акт являлся продолжением или дополнением к предыдущему;

- Как правило, все законы были выполнены на глиняных или каменных таблицах;

-Законы имели сословный характер.

Содержание законов сводится, зачастую, к прологу, нескольким десяткам статей, в которых регулируются нормы административного, уголовного, земельного, семейного, наследственного права, и эпилогу.

Предметом законодательных  актов, в большинстве случаев, является аренда судов, заем скота, недвижимость, особенно фруктовые сады,  рабы, снижение налогов, наследование и брак.

В своих официальных декларациях  правители Шумер и Аккад объявляют о божественном характере своей власти, провозглашают главной функцией своей деятельности в этом мире укрепление законов, установление порядка и справедливости. Их прямой долг - защита бедных от притеснений богатых, слабых от произвола сильных мира сего, искоренение воров и преступников.

На этом основании складывается впечатление, что шумеры унаследовали от предшествующих веков чувство общности людей, стремящихся к добродетели, порядку и закону.

Одно из положений в тексте Реформ Уруинимгины, (самом раннем правовом акте) говорится о том, что особый упор в шумерских судах делался на письменном оформлении всех дел. Было обязательным указание вины и понесенного наказания. Таким образом, мы видим, правовое регулирование и законодательная деятельность была нормой для государств Шумера уже к середине третьего тысячелетия до н.э.

 

 

Издание законов свидетельствуют  об общественном развитии двуречья, о все большем значении, которое приобретали частные хозяйства, и о необходимости правового регулирования как этих отношений, так и особенности взаимоотношений частных лиц с государством.

 

Список используемых источников

 

  1. А. Л. Оппенхейм. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. Изд. 2-е, испр. и доп. – Пер. с англ. М. Н. Ботвинника. Послесл. М. А. Дандамаева. – М.: Наука, 1990. – 319 с.
  2. В.В. Акимов. Правовые памятники Древней Месопотамии и Библия // Труды Минской Духовной Академии. № 4. Жировичи, 2006. С.104-119. 18.
  3. В. В. Емельянов. Древний Шумер. Очерки культу¬ры. — СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2001. — 368 с. («Мир Востока», VII).
  4. В. К. Афанасьева. Законы Ур-Намму. – ВДИ 1960. № 1-2.
  5. Всемирная история. Том 1. под ред. Ю.П. Францева, Государственное издательство политической литературы, 1953.
  6. Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
  7. И. М. Дьяконов. Государственный строй древнейшего Шумера// Вестник древней истории. — 1952. — № 2. — С. 13—37.
  8. И. М. Дьяконов. Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства. ВДИ № 3-5.
  9. История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 1. Месопотамия / Под редакцией И. М. Дьяконова. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1983. — 534 с
  10. Л. А. Липин. Древнейшие законы Месопотамии – ПС (Палестинский сборник) 1954. 1. (Законы Эшнуны)

 

  1. М. Белицкий. Шумеры. Забытый мир. Пер. с польского. — М.: Вече, 2000.— 432 с. («Тайны древних цивилизаций»)
  2. С. Крамер. Шумеры. Первая цивилизация на Земле. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2010. — 383 с. — 3000 экз.

1 См.: В. В. Емельянов. Древний Шумер. Очерки культуры. - СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2001. – С. 217.

2 См.: С. Крамер. Шумеры. Первая цивилизация на Земле. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2010. — 67-68 с.

3 См.: В. В. Емельянов. Древний Шумер. Очерки культуры. - СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2001. – С. 30.

4 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с

5 См.: Всемирная история. Том 1. под ред. Ю.П. Францева, Государственное издательство политической литературы, 1953. С 144-146.

6 А. Лео Оппенхейм. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. Изд. 2-е, испр. и доп. – Пер. с англ. М. Н. Ботвинника. Послесл. М. А. Дандамаева. – М.: Наука, 1990. – С. 319.

7 См.: История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 1. Месопотамия / Под редакцией И. М. Дьяконова. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1983. — С 273-275.

8 См.: В. К Афанасьева. Законы Ур-Намму. – ВДИ 1960. № 1-2.

9 См.: В. К Афанасьева. Законы Ур-Намму. – ВДИ 1960. № 1-2

10 См.: В. В. Емельянов. Древний Шумер. Очерки культуры. - СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2001. – С. 157.

11 См.: История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 1. Месопотамия / Под редакцией И. М. Дьяконова. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1983. — С. 292.

12 См.: В.В. Акимов. Правовые памятники Древней Месопотамии и Библия // Труды Минской Духовной Академии. № 4. Жировичи, 2006. С.104-119.

13 См.: История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 1. Месопотамия / Под редакцией И. М. Дьяконова. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1983. — С. 290.

14 См.: С. Крамер. Шумеры. Первая цивилизация на Земле. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2010. — С. 130.

15 См.: Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 456 с

16 См.:С. Крамер. Шумеры. Первая цивилизация на Земле. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2010. — С. 313.

17 См.: История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 1. Месопотамия / Под редакцией И. М. Дьяконова. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1983. — С. 299.

Информация о работе Источники права от шумерской до аккадской цивилизации