Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 07:55, курсовая работа
Одним из наиболее болезненных воспоминаний человечества
печальнейшей страницей истории, безусловно, останется нацизм.
Нацизм продемонстрировал "черную сторону" человеческой натуры,
заставил задуматься человека над собственной сущностью, над
поставленными целями и средствами их достижения. Утвердившаяся в
общественном сознании начала XX века мысль о том, что жестокость и
вероломство - это черта "отсталых" "слаборазвитых" народов, не имеющих
представления об этических приоритетах цивилизованного европейца,
оказалась отчаянным заблуждением. Нацизм, возник в "сердце" человеческой
цивилизации - в Европе и оказался причиной массовой гибели многих
миллионов людей и крупнейшей за всю историю войны
Была еще и огромная масса вчерашних фронтовиков, помимо чиновников, представляющих собой резервуар воинственной энергии. Гитлер придает этим чувствам недовольства, как среди гражданских, так и среди военных, единение, руководство и направляющую силу6». Его появление окажется синтезированным продуктом всех этих страхов. Гитлер, в психозном состоянии, видит Германию объектом некоего всемирного заговора, осаждаемую со всех сторон большевиками, масонами, капиталистами, иезуитами, вступившим в союз. В сознании немцев укрепились мифы о спящем герое, который проснувшись, придет и наведет порядок. Мысль о фюрере в том виде, как она развивалась в нацизме, обрела актуальность благодаря войне. Гитлер претендовал на исцеление всего мира; ставку он делал на внутреннее обновление. По сути, нацизм претендовал на не классовую, а культурную революцию.
То, что это движение обогнало прочих конкурентов объясняется и тем, что Гитлер острее осознал суть кризиса времени, чьим симптомом он был сам. Успех объяснялся тем, что Гитлер высказывал пренебрежение к материальным интересам и рассматривал «политику как сферу самоотречения и жертвы индивидуума ради идеи»7. В Германии произошло, можно сказать, стихийное восстание за авторитет сильного государства. И по всей Европе наблюдались сомнения в способности либеральной системы к функционированию. К 1939 г. осталось лишь 9 государств с парламентской формой правления. Поэтому тут дело не в агрессивности одной нации, стремящейся перевернуть ситуацию в мире. Широкое настроение усталости, презрения к этой форме предвещало расставание с веком либерализма. Оно происходило под знаком реакции и прогресса. В Германии уже вначале 1921г. не было в рейхстаге большинства, которое бы было по утверждению привержено либерализму. Либеральная мысль почти не имела поборников, зато много потенциальных противников. Нужен был только толчок, зажигательные лозунги и вождь. И они нашлись.
Все эти
тенденции вкупе создали
Нацистская идеология. Ее истоки и социальное содержание
Национал – социалистическая идеология демонстрировала высокую степень готовности приспосабливаться, хотя отдельные части учения противоречат друг другу. Прагматичная смена одних лозунгов другими, осуществлявшаяся по мере изменения курса, ещё более запутывала картину. «Критика - не может быть применена к идеологии правого крыла, ибо у неё нет рациональной сердцевины, которую можно было бы подвергнуть критике… Задача этой идеологии не убеждать людей, а организовывать их. Критика показала, что эта сторона дела сыграла большую роль в успехах, достигнутых нацистами. Неясная прагматика позволила нацистам выступать одновременно и в антикапиталистическом и в антипролетарском облачении, изображать себя в качестве и реставраторской и революционной силы, провозгласившей себя националистами и в тоже время социалистами. В результате партия сумела приобрести себе сторонников во всех социальных слоях немецкого народа»8.
Существенной чертой нацистской идеологии была особая приверженность к примитивизации, рассчитанной на эффектное воздействие на массы. Сама идеология, рассчитанная на элиту, во многом отличалась «от массовой продукции». В одной из своих речей, произнесенных в конце 20-х годов в Гамбургском национальном клубе перед представителями крупной буржуазии, Гитлер излагал взгляды на массовую идеологию: «Прежде всего необходимо покончить с мнением, будто толпу можно удовлетворить с помощью мировоззренческих построений. Познание – это неустойчивая платформа масс. Стабильное чувство – ненависть. Его гораздо труднее поколебать, чем оценку, основанную на научном познании…Массе нужен человек с кирасирскими сапогами, который говорит: этот путь правилен!9».
Идеологи нацизма
заявили, что их мировоззрение
является законным наследником
почти всего возвышенного и
высокоидейного, что существовало
в интеллектуальной жизни
В то же
время нацистскую идеологию
Пангерманисты
перемешаны со специфической
формой феодальной критики
Как я уже обозначил выше в идеологию нацистов вошли и теории из-за рубежа: расовая теория Ж. П. Гобино, де Ляпужа. Внезапно вначале не привившиеся расовые теории нашли благодатную почву в Германии. «Садовником» стал принявшей германское подданство англичанин Х.С.Чемберлен, смешав германские идеи со взглядами французских расистов, соорудив тем самым мостик между взглядами старой реакции и последующим нацизмом. Он уверял о не пригодности парламентской системы: «Немцы для парламента, бог свидетель, совершенно не пригодны»11 – писал он Гитлеру. Взгляды Чемберлена на христианскую религию, противопоставляющей ей идею «немецкого Христа», «освобожденного от европейского духа», легли в основу религиозного движения «немецкий Христос» и оказали влияние на одного из главных теоретиков национал-социалистов, Розенберга.
На формирование
взглядов самого Гитлера
Отдельные
идеи нацистов были
Нации особое внимание уделял Ницше. Как всякий крупный философ, Ницше сложен и противоречив. На протяжении жизни взгляды его претерпели глубокую эволюцию, и тем не менее, многие стороны учения Ницше – антидемократизм, отрицательное отношение к парламентаризму, презрение к слабым, – сыграли немалую роль в формировании атмосферы, благоприятной распространению нацизма. Ницше воспринимался главным образом через призму последователей и толкователей. Важную роль среди них играл О.Шпенглер. Благодаря ему, из философии аристократических салонов учение Ницше стало составной часть идеологии больших аудиторий. Шпенгелевские работы стали составной частью идейного багажа национал-социалистов и сыграли роль в подготовке значительной части немецкого бюргерства и принятию нацистской идеологии. Шпенглер спустил с небес ницшеанского сверхчеловека, придав земную стать, которой выпала «задача историческая» - взять на себя ответственность за судьбы цивилизации в условиях «заката Европы». Несколько абстрактные призывы Ницше приобрели конкретный смысл. Шпенглер дополняет критику Ницше капитализма программой, взятой у «феодальных социалистов» в итоге – «прусский социализм». «Задача состоит в том, чтобы освободить немецкий социализм от Маркса. Немецкий, ибо другого не существует»13. Если Шпенглер делает основной упор на «социалистическую сторону» своих идеологических настроений, то у его современника Миллера ван де Брука любимым коньком был гипертрофированный национализм. В нем больше преобладала ненависть к Франции, он предлагал повернуться к «молодому», динамическому Востоку. Миллер создал школу энергичных крайне правых, объединявших публицистов вроде Э.Юнгера и Эд.Юнга. Деятельность этой школы сыграла важную роль в подготовке идейной почвы для распространения нацизма. Особое место среди идеологов нацизма занимает Фридрих Ратцель, географ. Наряду с ценными научными работами, он выпустил книгу «Политическая география», положив начало системе географических оправданий политике экспансий. Особо важна теория «роста пространственных размеров государства».
«Майн кампф» содержит все элементы национал-социалистского мировоззрения: стремления к расширению пространства, антимарксизм, антисемитизм, сцепление друг с другом дарвинистской идеологией борьбы, константы его картины мира и определяют его все высказывания, хотя попытка неудачна в литературном отношении сформулировать какое-то мировоззрение. Это был сборник многочисленных теорий; оригинальность Гитлера тут в том, что он смог соединить соединить едва ли совместимое и придавать этому единство. Мировоззрение Гитлера уловило все кошмары и интеллектуальные моды века, ужас перед революцией, психоз австрийского немца перед засилием чужих в облике расово-биологического страха – немцы проиграют в состязании народов, страх буржуа, что время ее проходит.
Война и уничтожение были изначально необходимы, чтобы восстановить основы миропорядка. Все застои, состояния слабости, катастрофы великих систем господства можно объяснить смешением рас, биологической изменой. Единственная причина умирания всех культур, ибо люди гибнут не из-за проигранных войн, а из-за потери той сопротивляемости, которая присуща только чистой крови. А за всем этим стояло учение о творческих расовых ядрах, согласно которому испокон веков многочисленные арийские элиты подчиняли себе тупее и прозябающие вне истории массы неполноценных народов, чтобы с помощью покоренных развивать свои гениальные возможности. И когда арийское расовое ядро начинало смешиваться с покоренными народами, наступало нисхождение и упадок. Ибо «Вся человеческая культура и цивилизация на нашей земле неразрывно связаны с существованием арийца. Если бы арийцы постепенно вымерли или сразу погибли, то это означало бы, что весь земной шар был бы вновь обречен на полное бескультурье»14. Именно в этом и заключалась опасность грозящая человечеству.
Коммунизм, пацифизм
и лига наций и др. международные
движения и учреждения, равно
как и еврейско-христианская
В системе видится след Гобино; Гитлер сузил его учение, поставил его на службу своей демагогии и превратил в систему легкодоступных объяснений для отрицательных эмоций, кризисных явлений. За этим скрывался тот, кто был зачинщиком – доведенный до мифологических размеров образа Вечного жида. Еврей «виновен во всем» – в диктатуре бирж, большевизме, идеях гуманности. Для Гитлера еврей был проекцией того, что ненавидел Гитлер. Ещё в мае 1923г. Гитлер, выступая в цирке «Кроне», провозглашал: «Еврей – это, пожалуй, раса, но не человек. Он просто не может быть человеком в смысле образа и подобия Бога Вечного. Еврей - это образ и подобие дьявола. Еврейство означает расовый туберкулёз народов».
Жизненное пространство, об обретении которого повторялось с религиозной настойчивостью отнюдь не мыслилось, как необходимость дать пропитание, восстановить крестьянское сословие. В значительной мере жизненное пространство должно было послужить в качестве исходной базы для покорения мира. Народ без большого пространства просто не способен выдвигать великие цели. Мировая империя будущего будет континентальной державой. Поспешность Гитлера связана с его боязнью, что Германия при разделе мира опять опоздает, и он вновь натыкается на Россию.
Тут сходилось всё: расовый, политический, географический и исторический аспект и все они указывали на Восток. Разумеется, поворот на Восток не отменял идеи войны с Францией.
Свою вершину
и универсальное оправдание
И в 1933г. он
приступает к осуществлению
Теперь о
содержании социальном. В мае 1933г.
на конгрессе немецкого
Т.о. нацисты осуществляли своеобразную аккумуляцию националистических настроений, которые подпитывали настроения порожденные Версальским договором и обостренных экономическими потрясениями к 20-30 гг. Учитывая это нацистские идеологи сделали ставку на осуществление справедливых национальных чаяний «решительными методами». Именно культ силы как средства решения проблемы стал отличительной чертой нацистов. Попранное чувство национального достоинства, связанное с проигранной войной и бесцеремонным обращением победителей, способствовали созданию атмосферы культа силы. Расовые идеи, из которых вытекал тезис о «недочеловеке», одним из сторонников которого был руководитель СС Гиммлер, приобретал сторонников. Гитлер утверждал, что «заслуга, национал-социалистов состоит в том, что он мог одержать победу мировоззрению, отражавшему истинные потребности германской крови»18. В данном случае расовая теория заняла место в идеологическом багаже нацистов и потому, что она соответствовала чувствам той части населения, которая и составляла базу национал-социалистов.