Истоки нацизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 07:55, курсовая работа

Описание работы

Одним из наиболее болезненных воспоминаний человечества
печальнейшей страницей истории, безусловно, останется нацизм.
Нацизм продемонстрировал "черную сторону" человеческой натуры,
заставил задуматься человека над собственной сущностью, над
поставленными целями и средствами их достижения. Утвердившаяся в
общественном сознании начала XX века мысль о том, что жестокость и
вероломство - это черта "отсталых" "слаборазвитых" народов, не имеющих
представления об этических приоритетах цивилизованного европейца,
оказалась отчаянным заблуждением. Нацизм, возник в "сердце" человеческой
цивилизации - в Европе и оказался причиной массовой гибели многих
миллионов людей и крупнейшей за всю историю войны

Файлы: 1 файл

Истоки нацизма.docx

— 71.62 Кб (Скачать файл)

Была еще и огромная масса вчерашних фронтовиков, помимо чиновников, представляющих собой резервуар воинственной энергии. Гитлер придает этим чувствам недовольства, как среди гражданских, так и среди военных, единение, руководство и направляющую силу6». Его появление окажется синтезированным продуктом всех этих страхов. Гитлер, в психозном состоянии, видит Германию объектом некоего всемирного заговора, осаждаемую со всех сторон большевиками, масонами, капиталистами, иезуитами, вступившим в союз. В сознании немцев укрепились мифы о спящем герое, который проснувшись, придет и наведет порядок. Мысль о фюрере в том виде, как она развивалась в нацизме, обрела актуальность благодаря войне. Гитлер претендовал на исцеление всего мира; ставку он делал на внутреннее обновление. По сути, нацизм претендовал на не классовую, а культурную революцию.

     То, что это движение обогнало прочих конкурентов объясняется и тем, что Гитлер острее осознал суть кризиса времени, чьим симптомом он был сам. Успех объяснялся тем, что Гитлер высказывал пренебрежение к материальным интересам и рассматривал «политику как сферу самоотречения и жертвы индивидуума ради идеи»7. В Германии произошло, можно сказать, стихийное восстание за авторитет сильного государства. И по всей Европе наблюдались сомнения в способности либеральной системы к функционированию. К 1939 г. осталось лишь 9 государств с парламентской формой правления. Поэтому тут дело не в агрессивности одной нации, стремящейся перевернуть ситуацию в мире. Широкое настроение усталости, презрения к этой форме предвещало расставание с веком либерализма. Оно происходило под знаком реакции и прогресса. В Германии уже вначале 1921г. не было в рейхстаге большинства, которое бы было по утверждению привержено либерализму. Либеральная мысль почти не имела поборников, зато много потенциальных противников. Нужен был только толчок, зажигательные лозунги и вождь. И они нашлись.

     Все эти  тенденции вкупе создали благодатную  почву для зарождения экстремистского  движения, сильного особенно в  послевоенное время и не только  в Германии, но особо ярко проявившейся  именно в ней.

 

 

 

Нацистская идеология. Ее истоки и социальное содержание

Национал – социалистическая идеология демонстрировала высокую степень готовности приспосабливаться, хотя отдельные части учения противоречат друг другу. Прагматичная смена одних лозунгов другими, осуществлявшаяся по мере изменения курса, ещё более запутывала картину. «Критика - не может быть применена к идеологии правого крыла, ибо у неё нет рациональной сердцевины, которую можно было бы подвергнуть критике… Задача этой идеологии не убеждать людей, а организовывать их. Критика показала, что эта сторона дела сыграла большую роль в успехах, достигнутых нацистами. Неясная прагматика позволила нацистам выступать одновременно и в антикапиталистическом и в антипролетарском облачении, изображать себя в качестве и реставраторской и революционной силы, провозгласившей себя националистами и в тоже время социалистами. В результате партия сумела приобрести себе сторонников во всех социальных слоях немецкого народа»8.

Существенной чертой нацистской идеологии была особая приверженность к примитивизации, рассчитанной на эффектное воздействие на массы. Сама идеология, рассчитанная на элиту, во многом отличалась «от массовой продукции». В одной из своих речей, произнесенных в конце 20-х годов в Гамбургском национальном клубе перед представителями крупной буржуазии, Гитлер излагал взгляды на массовую идеологию: «Прежде всего необходимо покончить с мнением, будто толпу можно удовлетворить с помощью мировоззренческих построений. Познание – это неустойчивая платформа масс. Стабильное чувство – ненависть. Его гораздо труднее поколебать, чем оценку, основанную на научном познании…Массе нужен человек с кирасирскими сапогами, который говорит: этот путь правилен!9».

     Идеологи нацизма  заявили, что их мировоззрение  является законным наследником  почти всего возвышенного и  высокоидейного, что существовало  в интеллектуальной жизни Германии  на протяжении её истории. В  схеме официальных и полуофициальных  классиков «третьей империи»  мы встречаем и крупнейших  философов Германии от Гегеля  до Ницше и просветителей типа  Ульриха фон Гуттена и таких всемирно известных деятелей национальной культуры, как Гердер, Вагнер, братья Гримм и т.д. А ведь большинство исторических личностей, возведенных в ранг своих классиков, не имели отношения к фашистской идеологии.

     В то же  время нацистскую идеологию действительно  нельзя понять, не учитывая той  национальной почвы, на которой  она возросла и которая в  значительной степени предопределила  её специфику в отличие от других идеологических течений в фашизме. Прямая преемственная связь существует между нацизмом как мировоззрением и традиционным пангерманизмом – шовинизмом, возникшем в 80 – 90 гг. XIX века идейное выражение имперских устремлений германской буржуазии. Три основных идеи определяли деятельность пангерманистов – господствующее положение Германии в Европе, объединение всех немецкоговорящих в рамках Германской империи и расширение германских колониальных владений – были приняты на вооружение нацизмом без существенных корректив10.

     Пангерманисты  перемешаны со специфической  формой феодальной критики капитализма, получившей распространение в  Германии ещё в первой половине  XIX века и ставшей с течением времени традиционным направлением в идейной жизни Германии. Источникам бед страны феодальные критики, иногда называющие себя социалистами считали развитие общественных отношений после революции 1848г. и особенно после 1841г. Приветствуя политику Бисмарка, они все же обвиняли политику «железного канцлера» в излишнем либерализме и торгашитском духе, источником которого была Англия. В начале XX в. этот комплекс популизируют «почвенные движения» – «фелькише» (от нем. das Volk – народ). «Фёлькише» трактовали народ как культурно-биологическую и мистическую общность «крови и почвы» и пропагандировали превосходство «германского духа» и немецкой культуры над бездушной либеральной цивилизацией остальной Европы. Они не только воспевали древнегерманское прошлое и Средневековье, но и соединяли идеализацию старины с «расовыми теориями» Хустона Стюарта Чемберлена (1855–1927), графа Гобино и др., идеями социал-дарвинизма и господства сильных, а также с мистическими и оккультными учениями (теософией, ариософией и т.д.). Все эти старые и новые учения использовались для того, чтобы обосновать изначальное биологическое «превосходство» германской или «арийской» расы. Движение «фёлькише» составляли многотысячные общественные организации – молодежные, крестьянские, приказчицкие, рабочие и иные союзы, а также интеллигентские группы, которые занимались разработкой идеологии немецкого расизма и национализма. Среди этих последних особое место занимали оккультные ордена – «Германский орден», «Орден рыцарей святого Грааля» и «Общество Туле», избравшее своей эмблемой древний знак «свастики», который затем заимствовали национал-социалисты.

Как я уже обозначил выше в идеологию нацистов вошли и теории из-за рубежа: расовая теория Ж. П. Гобино, де Ляпужа. Внезапно вначале не привившиеся расовые теории нашли благодатную почву в Германии. «Садовником» стал принявшей германское подданство англичанин Х.С.Чемберлен, смешав германские идеи со взглядами французских расистов, соорудив тем самым мостик между взглядами старой реакции и последующим нацизмом. Он уверял о не пригодности парламентской системы: «Немцы для парламента, бог свидетель, совершенно не пригодны»11 – писал он Гитлеру. Взгляды Чемберлена на христианскую религию, противопоставляющей ей идею «немецкого Христа», «освобожденного от европейского духа», легли в основу религиозного движения «немецкий Христос» и оказали влияние на одного из главных теоретиков национал-социалистов, Розенберга.

     На формирование  взглядов самого Гитлера решительное  воздействие оказали теории австрийских  расистов и в первую очередь  теория австрийского бургомистра  К. Пюэгера. Само австрийское влияние на национал-социалистскую идеологию было широким. Австро-Венгерская монархия со специфической для неё остротой национальной проблемы породила своеобразную форму националистического рабочего движения, давшего затем германскому фашизму его имя и основной набор инструментов социальной демагогии. К началу XX в. в результате слияния различных политических групп в Австрии образовалась партия, первой принявшая название национал-социалистов, систему взглядов которой отразил Рудольф Юнг.

     Отдельные  идеи нацистов были заимствованы  у итальянских коллег. Однако  в целом влияние чернорубашечников  на НСДПП носили не столько  идеологический, сколько политический  характер. «Не верно, что события  в Италии не оказали на нас  влияние. Движение коричневорубашечников  не смогло бы возникнуть без движения чернорубашечников…Я не уверен, смогли бы мы удержаться, если бы марксистам удалось бы тогда взять верх над Муссолини»12.

     Нации особое  внимание уделял Ницше. Как всякий  крупный философ, Ницше сложен  и противоречив. На протяжении  жизни взгляды его претерпели  глубокую эволюцию, и тем не менее, многие стороны учения Ницше – антидемократизм, отрицательное отношение к парламентаризму, презрение к слабым, – сыграли немалую роль в формировании атмосферы, благоприятной распространению нацизма. Ницше воспринимался главным образом через призму последователей и толкователей. Важную роль среди них играл О.Шпенглер. Благодаря ему, из философии аристократических салонов учение Ницше стало составной часть идеологии больших аудиторий. Шпенгелевские работы стали составной частью идейного багажа национал-социалистов и сыграли роль в подготовке значительной части немецкого бюргерства и принятию нацистской идеологии. Шпенглер спустил с небес ницшеанского сверхчеловека, придав земную стать, которой выпала «задача историческая» - взять на себя ответственность за судьбы цивилизации в условиях «заката Европы». Несколько абстрактные призывы  Ницше приобрели конкретный смысл. Шпенглер дополняет критику Ницше капитализма программой, взятой у «феодальных социалистов» в итоге – «прусский социализм». «Задача состоит в том, чтобы освободить немецкий социализм от Маркса. Немецкий, ибо другого не существует»13. Если Шпенглер делает основной упор на «социалистическую сторону» своих идеологических настроений, то у его современника Миллера ван де Брука любимым коньком был гипертрофированный национализм. В нем больше преобладала ненависть к Франции, он предлагал повернуться к «молодому», динамическому Востоку. Миллер создал школу энергичных крайне правых, объединявших публицистов вроде Э.Юнгера и Эд.Юнга. Деятельность этой школы сыграла важную роль в подготовке идейной почвы для распространения нацизма. Особое место среди идеологов нацизма занимает Фридрих Ратцель, географ. Наряду с ценными научными работами, он выпустил книгу «Политическая география», положив начало системе географических оправданий политике экспансий. Особо важна теория «роста пространственных размеров государства».

     «Майн кампф» содержит все элементы национал-социалистского мировоззрения: стремления к расширению пространства, антимарксизм, антисемитизм, сцепление друг с другом дарвинистской идеологией борьбы, константы его картины мира и определяют его все высказывания, хотя попытка неудачна в литературном отношении сформулировать какое-то мировоззрение. Это был сборник многочисленных теорий; оригинальность Гитлера тут в том, что он смог соединить соединить едва ли совместимое и придавать этому единство. Мировоззрение Гитлера уловило все кошмары и интеллектуальные моды века, ужас перед революцией, психоз австрийского немца перед засилием чужих в облике расово-биологического страха – немцы проиграют в состязании народов, страх буржуа, что время ее проходит.

Война и уничтожение были изначально необходимы, чтобы восстановить основы миропорядка. Все застои, состояния слабости, катастрофы великих систем господства можно объяснить смешением рас, биологической изменой. Единственная причина умирания всех культур, ибо люди гибнут не из-за проигранных войн, а из-за потери той сопротивляемости, которая присуща только чистой крови. А за всем этим стояло учение о творческих расовых ядрах, согласно которому испокон веков многочисленные арийские элиты подчиняли себе тупее и прозябающие вне истории массы неполноценных народов, чтобы с помощью покоренных развивать свои гениальные возможности. И когда арийское расовое ядро начинало смешиваться с покоренными народами, наступало нисхождение и упадок. Ибо «Вся человеческая культура и цивилизация на нашей земле неразрывно связаны с существованием арийца. Если бы арийцы постепенно вымерли или сразу погибли, то это означало бы, что весь земной шар был бы вновь обречен на полное бескультурье»14. Именно в этом и заключалась опасность грозящая человечеству.

     Коммунизм, пацифизм  и лига наций и др. международные  движения и учреждения, равно  как и еврейско-христианская модель  и ее космополитичные варианты настраивают человека против законов природы.

     В системе  видится след Гобино; Гитлер сузил его учение, поставил его на службу своей демагогии и превратил в систему легкодоступных объяснений для отрицательных эмоций, кризисных явлений. За этим скрывался тот, кто был зачинщиком – доведенный до мифологических размеров образа Вечного жида. Еврей «виновен во всем» – в диктатуре бирж, большевизме, идеях гуманности. Для Гитлера еврей был проекцией того, что ненавидел Гитлер. Ещё в мае 1923г. Гитлер, выступая в цирке «Кроне», провозглашал: «Еврей – это, пожалуй, раса, но не человек. Он просто не может быть человеком в смысле образа и подобия Бога Вечного. Еврей - это образ и подобие дьявола. Еврейство означает расовый туберкулёз народов».

Жизненное пространство, об обретении которого повторялось с религиозной настойчивостью отнюдь не мыслилось, как необходимость дать пропитание, восстановить крестьянское сословие. В значительной мере жизненное пространство должно было послужить в качестве исходной базы для покорения мира. Народ без большого пространства просто не способен выдвигать великие цели. Мировая империя будущего будет континентальной державой. Поспешность Гитлера связана с его боязнью, что Германия при разделе мира опять опоздает, и он вновь натыкается на Россию.

Тут сходилось всё: расовый, политический, географический и исторический аспект и все они указывали на Восток. Разумеется, поворот на Восток не отменял идеи войны с Францией.

     Свою вершину  и универсальное оправдание концепция  обрела, включив в свою орбиту  представление истории рас –  круг замкнулся.

     И в 1933г. он  приступает к осуществлению своего  плана. Либо власть над миром, либо гибель. «Каждое существо  стремится к экспансии и каждый  народ стремится к мировому господству»15, что следовала из закона природы: побеждает более сильный, а слабый уничтожается или подчиняется. Вот по этому в конце второй мировой войны он сказал, что «нет никакой необходимости заботиться об основах, которые нужны (немецкому) народу для его дальнейшей примитивной жизни», ибо он оказался слабым, и будущее принадлежит более сильному восточному народу»16. Германия проиграла больше, чем войну.

     Теперь о  содержании социальном. В мае 1933г. на конгрессе немецкого трудового  фронта в Берлине «Гитлер говорил: «14-15 лет тому назад я заявил  немецкой нации, что вижу свою  историческую задачу в том, чтобы  уничтожить марксизм. С тех пор  я постоянно повторяю сказанное»17. Именно такие антимарксистские лозунги позволили заработать популярность нации среди части дворянства и высшего кайзеровского чиновничества, т.е. тех, кто был ранее связан со «второй империей» и для кого Веймарская республика была «незаконным детищем» и «марксистским экспериментом».

     Т.о. нацисты осуществляли своеобразную аккумуляцию националистических настроений, которые подпитывали настроения порожденные Версальским договором и обостренных экономическими потрясениями к 20-30 гг. Учитывая это нацистские идеологи сделали ставку на осуществление справедливых национальных чаяний «решительными методами». Именно культ силы как средства решения проблемы стал отличительной чертой нацистов. Попранное чувство национального достоинства, связанное с проигранной войной и бесцеремонным обращением победителей, способствовали созданию атмосферы культа силы. Расовые идеи, из которых вытекал тезис о «недочеловеке», одним из сторонников которого был руководитель СС Гиммлер, приобретал сторонников. Гитлер утверждал, что «заслуга, национал-социалистов состоит в том, что он мог одержать победу мировоззрению, отражавшему истинные потребности германской крови»18. В данном случае расовая теория заняла место в идеологическом багаже нацистов и потому, что она соответствовала чувствам той части населения, которая и составляла базу национал-социалистов.

Информация о работе Истоки нацизма