Истоки современного балканского кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 14:21, реферат

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе анализа исторической литературы и новейших научных публикаций раскрыть процесс распада СФРЮ и СРЮ, а также влияние на международные отношения в конце XX – начале XXI века.

Содержание работы

Введение

Глава I. Истоки современного балканского кризиса

Глава II. Распад Югославии

Глава III. Конфликт в Косово

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

балканский кризис.docx

— 71.35 Кб (Скачать файл)

 Все попытки мирного  урегулирования по разным причинам  не привели к должному результату. В октябре 1991 г. мусульманские  и хорватские депутаты Скупщины  приняли меморандум о суверенитете  республики. Сербы же сочли неприемлемым  для себя оставаться со статусом  меньшинства за пределами Югославии,  в государстве, где преобладает  мусульмано-хорватская коалиция.

 В январе 1992 г. республика  обратилась к Европейскому сообществу  о признании ее независимости,  депутаты-сербы покинули парламент,  бойкотировали его дальнейшую  работу и отказались от участия  в референдуме, на котором большинство  населения высказалось за создание  суверенного государства. В ответ  местные сербы создали свою  Скупщину, а когда независимость  Боснии и Герцеговины признали  страны ЕС, США, Россия, сербская  община объявила о создании  Сербской республики в Боснии. Противостояние переросло в вооруженный  конфликт, с участием различных  вооруженных формирований, начиная  от мелких вооруженных групп  и заканчивая ЮНА. Босния и Герцеговина на своей территории имела огромное количество техники, вооружения и боеприпасов, которые находились там на хранении или были оставлены покинувшей республику ЮНА. Все это стало прекрасным горючим для разгоревшегося вооруженного конфликта.

 В своей статье бывший  премьер-министр Великобритании  М. Тэтчер писала: «В Боснии  происходят страшные вещи, и, похоже, будет еще страшней. Сараево подвергается  непрерывному обстрелу. Горажде осаждено и вот-вот будет занято сербами. Там, вероятно, начнется массовая резня… Такова сербская политика «этнической чистки» то есть изгнания из Боснии несербского населения…

 С самого начала  якобы независимые сербские военные  формирования в Боснии действуют  в тесном контакте с главным  командованием сербской армии  в Белграде, которое фактически  содержит их и снабжает всем  необходимым для ведения войны.  Западу следует предъявить правительству  Сербии ультиматум, потребовав, в  частности, прекратить экономическую  поддержку Боснии, подписать соглашение  о демилитаризации Боснии, способствовать  беспрепятственному возвращению  в Боснию беженцев и др.»7 

 Прошедшая в августе  1992 г. в Лондоне международная  конференция привела к тому, что  лидер боснийских сербов Р.  Караджич обещал вывести войска с оккупированной территории, передать под контроль ООН тяжелое вооружение, закрыть лагеря, в которых содержались мусульмане и хорваты. С. Милошевич согласился допустить международных наблюдателей в подразделения ЮНА, находившихся в Боснии, обязался признать независимость Боснии и Герцеговины, уважать ее границы. Стороны свои обещания выполнили, хотя миротворцам еще не раз приходилось призывать враждующие стороны к прекращению столкновений и перемирию.

 Очевидно, что международное  сообщество должно было потребовать  от Словении, Хорватии и затем  Боснии и Герцеговины дать  определенные гарантии национальным  меньшинствам, проживающим на их  территории. В декабре 1991 г., когда война шла в Хорватии, ЕС приняло критерии признания новых государств в Восточной Европе и в бывшем Советском Союзе, в частности, «гарантий прав этнических и национальных групп и меньшинств в соответствии с обязательствами, принятыми в рамках СБСЕ; уважение нерушимости всех границ, которые не могут быть изменены иначе как мирными средствами с общего согласия»8. Этот критерий не очень строго соблюдался, когда речь шла о сербских меньшинствах.

 Интересно, что Запад  и Россия на этом этапе могли  предотвратить насилие в Югославии,  сформулировав четкие принципы  для самоопределения и выдвинув  предварительные условия признания  новых государств. Юридическая база  имела бы огромное значение, поскольку  оказывает решающее влияние на  такие серьезные вопросы, как  территориальная целостность, самоопределение,  право на самоопределение, права  национальных меньшинств. Россия, безусловно, должна была быть заинтересована  в выработке таких принципов,  поскольку она сталкивалась и  до сих пор сталкивается с  подобными проблемами на пространстве  бывшего СССР9.

 Но особенно поразительно  то, что после кровопролития в  Хорватии ЕС, а за ним США  и Россия повторили ту же  ошибку в Боснии, признав ее  независимость без каких-либо  предварительных условий и без  учета позиции боснийских сербов. Необдуманное признание Боснии  и Герцеговины сделало неизбежной  там войну. И хотя Запад заставил  боснийских хорватов и мусульман  сосуществовать в одном государстве  и совместно с Россией пытался  оказать давление на боснийских  сербов, структура этой федерации  все-таки искусственна, и многие  не верят, что она продержится  долго.

 Заставляет задуматься  и предвзятое отношение ЕС  именно к сербам как самым  главным виновникам конфликта.  В конце 1992 – начале 1993 гг. Россия  несколько раз поднимала в  Совете Безопасности ООН вопрос  о необходимости повлиять на  Хорватию. Хорваты инициировали  несколько вооруженных столкновений  в Сербской Крайне, сорвав встречу по проблеме Краины, организованную представителями ООН, они пытались взорвать гидроэлектростанцию на территории Сербии, - ООН и другие организации не сделали ничего, чтобы их остановить.

 Та же терпимость  отличала отношение международного  сообщества к боснийским мусульманам.  В апреле 1994 г. боснийские сербы  были подвергнуты НАТО ударам  с воздуха за свои атаки  на Горажде, истолкованные как угроза для безопасности личного состава ООН, хотя некоторые из этих атак были спровоцированы мусульманами. Поощряемые снисходительностью международного сообщества, боснийские мусульмане прибегли к той же тактике в Брчко, Тузле и других мусульманских анклавах под защитой сил ООН. Они старались спровоцировать сербов атаками на их позиции, поскольку знали, что сербы опять будут подвергнуты налетам натовской авиации, если только попытаются предпринять ответные действия.

 МИД России к концу 1995 г. находился в крайне трудном положении. Политика государства на сближение с Западом привела к тому, что практически все начинания западных стран по урегулированию конфликтов Россия поддерживала. Зависимость российской политики от очередных валютных займов вела к быстрому продвижению НАТО в роли руководящей организации. И все же попытки России по урегулированию конфликтов не пропали зря, заставляя периодически садиться противоборствующие стороны за стол переговоров. Осуществляя политическую активность в дозволенных ей западными партнерами границах, Россия перестала быть фактором, определяющим ход событии на Балканах. Россия в свое время голосовала за установление мира военным путем в Боснии и Герцеговине с применением сил НАТО. Имея на Балканах военный полигон, НАТО уже не представлял иного пути решения любой новой проблемы, кроме вооруженного. Это оказало решающую роль на разрешение косовской проблемы, наиболее драматичного из балканских конфликтов.

 

 

Глава III. Конфликт в Косово

 

 Истоки косовской проблемы  уходят в глубь истории Балкан на несколько столетий. И с каждым поворотом колеса истории косовский вопрос получал новое содержание.

 Кочевые скотоводы  – албанцы составляли ничтожно  малую часть (около 2%) населения  Балкан и до XVIII века мирно жили  сербами, даже участвовали на  их стороне в сражении на  Косовом поле. Неблагоприятные климатические  условия вынудили албанцев мигрировать  на территорию Сербии. К тому  времени они уже были исламизированы  турками. Проникнув на сербскую  территорию, албанцы принялись активно  сотрудничать с турками, нередко  выступая на их стороне при  подавлении сербских восстаний  (например, во время восстания  1804-1813 годов)10. В то время сербы  еще составляли около половины  населения Косово и Метохии. Наиболее крупные столкновения между сербами и албанцами имели место в 1876-1878 годах.

 Окончательно этническое  равновесие в Косово и Метохии нарушилось в период с 1878 по 1912 год, когда край покинуло около полумиллиона сербов. Интересно, что в то время Албании как государства не существовало. Она была образована на основе решения Лондонской конференции 28 ноября 1912 года, а в 1913 официально приобрела независимость. Уже в то время Албания предъявляла претензии к Сербии на часть территорий, преимущественно населенных албанцами.

 После окончания балканских  войн 1912 — 1913 гг. Косово так и  осталось в составе Сербии, а  после первой мировой войны  – в составе Югославии. В  это же время появились нелегальный  ирредентистский «Косовский комитет», позже «Революционное движение  за объединение албанцев» и  другие албанские организации,  находившиеся не только в Косово, но и по всему миру: («Союз косоваров» (Рим, позже — Турция), «Призренская лига» (Нью-Йорк, филиалы в Турции, Австралии, Канаде, Франции, Бельгии, ФРГ)11. Эти организации ставили своей задачей подготовку условий для воссоединения с Албанией.

 Во время Второй  мировой войны почти вся территория  Косово вошла в оккупационную  зону Италии, позже Германия заявила  о создании «Великой Албании». Это привело к тому, что на  территории края антифашистское  движение было слабее, чем в  других районах Югославии. Зато  созданные албанские военные  формирования (Косовский полк, дивизия  СС «Скандер бей») активно терроризировали неалбанское население.12 И если практически вся территория Югославии была освобождена партизанскими отрядами и собственными вооруженными силами, то в Косово албанские формирования оказывали сопротивление, воюя на стороне фашисткой Германии.

 После второй мировой  войны Косово получило статус  национальной области в составе  Сербии13, но уже в 1963 г. становится  автономным краем. Конституция  1974 г. наделила край такими  широкими полномочиями, что он  фактически стал самостоятельным  субъектом федерации (конституционные  изменения означали бюрократическую  децентрализацию, проведенную в  пользу новых лояльных политических  руководств, с восстановлением однопартийной  системы на уровне республик  и краев и лишением союзных  органов властных полномочий  Югославия превратилась в своеобразную  конфедерацию из восьми государств). Представители Косово были членами  Президиума СФРЮ, в который входили  представители всех республик.  Среди прав и обязанностей  этого государственного образования  были и такие, которые позволяли  блокировать решения органов  власти республиканского уровня. Руководство Косово со своей  стороны могло не считаться  с мнением Сербии, подчиняясь  республиканским органам только, когда считало выгодным для  себя. Автономный край обладал  равными правами с республиками  кроме одного, самого важного, - невозможностью  отделения от Сербии.

 По Конституции социалистической  Югославии 1974 г. Косово, формально  оставаясь автономией в составе  Сербии, фактически получило статус  федеральной единицы и неограниченную  самостоятельность во внутренних  делах. Была принята программа  ускоренного социально-экономического  развития края и создан федеральный  фонд для ее финансирования, открыта  Косовская Академия наук и  искусств, университет в Приштине. По доле студентов к общему  числу населения Косово превосходило  остальные регионы страны, албанский  язык был уравнен с языками  других югославских народов. Этому  способствовало и тесная связь  с албанской школьной системой, между краем и Албанией шел  интенсивный обмен учителями  и профессорами. По уровню доходов  и ВВП на душу населения  Косово, сильно отставая от среднеюгославских показателей, значительно превосходило Албанию. Однако большой прирост населения (первое место в Югославии) «съедал» все капиталовложения Сербии, поэтому по экономическому развитию в стране край занимал последнее место. Занимая небольшую площадь, Косово обладает солидными запасами полезных ископаемых, наиболее ценные из которых: висмут, свинцово-цинковые руды и уголь.

 Численность албанцев  в крае до сих пор установить  тяжело, так как они отказываются  в переписи населения, но в  любом случае большую часть  населения составляют албанцы  (по последним данным около  917 тыс. (66%)), сербов и черногорцев  менее 250 тыс., около 100 тыс. цыган,  остальные турки и румыны14.

 В СФРЮ националистическая  деятельность в Косово началась  сразу после войны и не прекращалась  ни на день. В 1956 г. Служба  безопасности вскрыла несколько  диверсионных групп, заброшенных  из Албании для создания нелегальных  националистических организаций.  Конечной целью была подготовка  восстания, отделение от Сербии  и присоединение к Албании. 

 Поставленные задачи  осуществлялись сепаратистами поэтапно  на протяжении 60-х – 70-х гг., все выступления тщательно планировались  и не менее тщательно готовились. А в 1981 г. в Косово вспыхнуло  восстание, на целое десятилетие определив развитие ситуации в крае. Требование у восставших было одно - предоставление Косово статуса союзной республики. Все, что предполагал такой статус, край фактически уже имел, поэтому истинная цель акции - очередной шаг к полной независимости. «Уличная» борьба сопровождалось саботажем на предприятиях, распространением листовок, активизацией деятельности по превращению Косово в «этнически чистый» край. Националисты использовали любые методы, вплоть до угроз физического истребления в адрес сербов, черногорцев и миролюбивых албанцев, оскверняли православные кладбища, церкви, насиловали и убивали детей, поджигали дома, уничтожали скот, занимали чужую землю, ограничивали свободу передвижения. На протяжении 10 лет здесь царил албанский террор. Албанский национализм практически неограниченно использовал все краевые структуры власти – милицию, суды, систему школьного и университетского образования, Академию наук, писательскую организацию. Рупором идеи национального обособления края стал Союз писателей Косово, возглавлявшийся с 1988 г. И. Руговой. Непрекращающийся процесс выселения из края жителей сербской и черногорской национальностей стал важнейшим индикатором кризиса.

 Руководство Сербии  в 80-е гг. использовало разные  методы урегулирования ситуации. Введения военного положения  и комендантского часа сменялись  периодами разработки новых программ  решения «проблем Косово», которые  включали экономические (преодоление  замкнутости края, изменение экономической  структуры, укрепление материальной  основы самоуправления) и политические (попытки формирования единства  на классовых, а не на национальных  основах) меры. Однако достичь  хоть каких-то результатов так  и не удалось.

Информация о работе Истоки современного балканского кризиса