Историческая роль римского права и его значение для современной юриспруденции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 13:13, контрольная работа

Описание работы

Римское право, как и римская республиканская государственность, принадлежит к тем культурным, политическим и юридическим ценностям, которые появились на свет в нашем общем европейском доме около двух с половиной тысяч лет тому назад. По меткому выражению Ф.Энгельса, “римское право является настолько классическим выражением жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствует чистая частная собственность, что все позднейшие законодательства не могли внести в него никаких существенных изменений”.

Файлы: 1 файл

РП.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

1.Историческая роль  римского права и его значение  для современной юриспруденции

 

Римское право, как и римская  республиканская государственность, принадлежит к тем культурным, политическим и юридическим ценностям, которые появились на свет в нашем  общем европейском доме около двух с половиной тысяч лет тому назад. По меткому выражению Ф.Энгельса, “римское право является настолько классическим выражением жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствует чистая частная собственность, что все позднейшие законодательства не могли внести в него никаких существенных изменений”.

Эти особенности римского права способствовали его рецепции в Средние века и в Новое  время, с тем, чтобы спустя столетия пронизать последующие кодификации  средневековой Европы, сделаться основой десятков буржуазных кодификаций гражданского права, бесконечным терминологическим источником, собранием понятий и определений, сохранившим свой авторитет до наших дней.

Действительно, римское право пережило своего создателя – античное рабовладельческое общество. Оно непосредственно или опосредованно легло в основу гражданского, а частью - уголовного и государственного прав многих феодальных, а затем буржуазных государств (например,  послужило одним из источников образцового свода законов – Гражданского кодекса Наполеона 1804 года).1

Римское право становится предметом  изучения: оно начинает применяться  в судах, переходит в местные  и национальные законодательства. Совершается  то, что носит название рецепции. Слово receptio (лат.) означает “восприятие, усвоение, заимствование”, имеется в виду заимствование положений римского права другими государствами более позднего периода, в основном – западноевропейскими, когда не только романо-германская, англо-саксонская, позже – российская, но что парадоксально – и современная китайская правовые системы впитали в себя основные положения римско-правового юридического искусства, того юридического тезауруса, значение которого не может умалить даже время.

Все правовое развитие Западной Европы вплоть до настоящего времени идет под знаком римского права, его материальное действие не исчезло и теперь: все самое ценное из него перелито в параграфы и статьи современных кодексов многих государств мира и действует под именем этих последних.

Россия же получила римское правовое наследие, если можно так выразиться, из вторых рук – из Византии. Изучая римское право, различая особенности Востока и Запада, мы не можем не задумываться об истоках, состоянии и судьбах российского права. Проходившая в нашей стране в течение длительного времени и по разным каналам рецепция римского права, была прорывом западной цивилизации на просторы российской государственности. Хотя в России и не было рецепции римского права в западном варианте, но все, же имел место тонкий, неуловимый процесс культурного заимствования. Римское право постепенно становилось элементом русской культуры.

Римское право занимает в истории человечества совершенно исключительное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир.

Зародилось оно в далекой глубине времен - тогда, когда Рим представлял еще едва заметное пятно на территории земного шара, маленькую общину среди многих других подобных же общин средней Италии. Как и весь примитивный склад жизни этой общины, римское право являло собою тогда несложную, во многом архаическую систему, проникнутую патриархальным и узконациональным характером. И если бы оно осталось на этой стадии, оно, конечно, было бы давным-давно затеряно в архивах истории.2

Но судьба вела Рим к иному  будущему. Борясь за свое существование, он постепенно растет и крепнет в своей внутренней организации. Чем далее, тем все более и более расширяется его территория, распространяется на всю Италию, захватывает близлежащие острова, перебрасывается на все побережье Средиземного моря, - и на сцене истории появляется огромное государство, объединяющее под своею властью почти весь тогдашний культурный мир; Рим стал синонимом мира.

Возникало то римское право, которое стало затем общим правом всего античного мира. По существу, творцом этого права был, таким образом, весь мир; Рим же явился лишь тем лаборантом, который переработал рассеянные обычаи международного оборота и слил их в единое, поразительное по своей стройности, целое. Универсализм и индивидуализм - основные начала этого целого.

Мастерски разработанное в деталях  беспримерной юриспруденцией классического  периода римское право нашло  себе затем окончательное завершение в знаменитом своде - "Corpus Juris Civilis" императора Юстиниана, и в таком виде было завещано новому миру.

Римское право делается предметом изучения; оно начинает применяться в судах; оно переходит в местное и национальное законодательство - совершается то, что носит название рецепции римского права. Во многих местах "Corpus Juris Civilis" Юстиниана делается прямо законом. Все правовое развитие Западной Европы идет под знаком римского права вплоть до настоящего времени: лишь со времени вступления в действие нового общегерманского гражданского уложения - лишь с 1 января 1900 г. исчезло формальное действие Юстиниановского Свода в тех частях Германии, в которых оно еще сохранялось. Но материальное действие его не исчезло и теперь: все самое ценное из него перелито в параграфы и статьи современных кодексов и действует под именем этих последних.3

Римское право определило не только практику, но и теорию. Непрерывное многовековое изучение римского права, в особенности остатков римской юридической литературы, формировало юридическое мышление Западной Европы и создавало сильный класс юристов, руководителей и деятельных помощников во всякой законодательной работе. Объединяя Европу на практике, римское право объединяло ее и в теоретических исканиях: юриспруденция французская работала все время рука об руку с юриспруденцией немецкой или итальянской, говорила с ней на одном и том же языке, искала разрешения одних и тех же проблем. Так возникала на почве римского права дружная общая работа всей европейской юриспруденции, продолжавшая работу мыслителей античного мира: факел, зажженный каким-либо римским Юлианом или Папинианом, через бесконечную цепь сменявшихся рук дошел до современных ученых всех наций.

Такова историческая судьба римского права. Явившись синтезом всего юридического творчества античного мира, оно легло  затем в качестве фундамента для  правового развития новых народов, и в качестве такого фундамента, общего для всех народов Западной Европы, оно изучается повсеместно - в Германии, Франции, Италии, Англии и т.д. Явившись базисом, на котором веками формировалась юридическая мысль, оно изучается и теперь как теория гражданского права, как правовая система, в которой основные юридические институты и понятия нашли себе наиболее чистое от всяких случайных и национальных окрасок выражение.

Но изучение римского права отнюдь не должно приводить к слепой вере в его непогрешимость, к вере в то, что дальше идти некуда. Такая вера была бы противна истории, была бы противна и тому духу свободного исследования, которым были проникнуты самые творцы римского права - римские юристы. Лозунгом современной юриспруденции является знаменитое изречение Иеринга: "durch das römische Recht, aber über dasselbe hinaus" - "через римское право, но вперед, дальше его".4 Усвоив то, что было создано предками, потомки должны работать дальше сами, ибо правовые проблемы не таковы, чтобы они могли быть решены раз навсегда.

Римское право представляет исключительный по своим особенностям и значению предмет юридического изучения. Восходя  в своем историческом становлении  к давно минувшим временам античности (и в этом смысле представляя феномен  исчезнувшей цивилизации, даже принимая во внимание многовековую повторную жизнь римского права в науке и юридической практике позднего Средневековья, Возрождения и Нового времени), в современной юридической культуре и в современных системах права римское право не имеет непосредственно действительного, практического значения. Внимание, которое заслуженно принято уделять римскому праву в рамках юридического образования или общего научного познания права, объясняется не только огромным влиянием римского права в свое историческое время на становление национальных .правовых культур всей так называемой романо-германской семьи (к которой принадлежит большинство стран Европы, а также Латинской Америки, Африки, Азии), но особыми непреходящими внутренними качествами собственно римского права, обязанными как многовековой работе над ним ученых-юристов и правоведов-практиков, так и особым культурным условиям его первоначального возникновения. По словам видного современного французского правоведа Р. Давида, «Римская империя знала блестящую цивилизацию, и римский гений создал юридическую систему не имеющую прецедентов в мире».5

Для правовых систем романо-германского  типа, к которому, с оговорками, принадлежит  и традиционное российское право, римское  право имеет особую философскую, историческую и культурную значимость Многие черты общей правовой традиции, многие правовые институты и догматические категории современных правовых систем непосредственно восходят к принципам и структуре римского права, вырабатывались или на его основе, или с учетом критического восприятия. Отдельные сопряжения и догматические требования, восходящие к римскому праву продолжают жить в современном праве — явно или неявно, в прямо заимствованном виде или будучи преломленными через собственную национальную традицию. И эта генетическая связь с римским правом сформировала едва ли не главную качественную особенность всего названного типа правовых систем, представляющего к тому же наиболее развитый — в научном отношении — тип, сравнительно с другими известными мировой юридической практике.

Сравнительно с другими, историческими или современными, системами права, римское право  в наибольшей степени отмечено началом  индивидуализма, сосредоточенности  на регуляции свободного и самостоятельного в хозяйственном и гражданском  отношении положения индивида, признанного обществом и государством за полноправного субъекта. Индивидуальная гарантированность соответствующей правовым началам общежития деятельности, индивидуальная же и правовая ответственность за нарушение этих начал составили основу римского права. Политическая, правовая и культурная ценность индивидуализма в истории человеческого общества оказывается, как о том свидетельствуют многократные безуспешные попытки социальных унификаций и тоталитарного сплочения, непреходящей, единственно плодотворной в социальной перспективе. Внутренние качества римского права приобретают в этом отношении значение классического ориентира всякий раз, когда возникает общественная и юридическая потребность в правовом воплощении индивидуальной свободы гражданина. Хотя это вовсе не означает, что конкретные юридические достижения римского права и связанной с ним правовой культуры в целом представляют идеально-законченный образец. «Путем римского права, но превзойдя его, дальше через него — вот девиз, в котором для меня, — писал один из крупнейших знатоков римского права всех времен Р. Иеринг, — заключается значение римского права нового мира».6

Исключительность римского права еще и в том, что оно продолжило свою юридическую жизнь даже после распада и перерождения государства и народа, давшего ему первую жизнь. Это сформировало почти двухтысячелетний опыт правовой культуры, юридической практики и науки. За многие века римские и неримские юристы, оставаясь в рамках единых начал, разработали и переосмыслили многие стороны правовой жизни общества, многие юридические проблемы и казусы. Вероятно, в некоторых вопросах таким путем была достигнута своего рода беспробельность юридического знания, и римское право стало подобно Евклидовой геометрии обязательностью своих аксиом (при условии обыденных требований человеческого общежития). Конечно, многое из этого спекулятивного опыта осталось самозамкнутой схоластикой, простой игрой юридического разума. Что-то будет только примерами и опытом юридических тупиков, что-то составило основы всей логики права. Хотя логичность и доскональность традиции римского права — не единственные ее достоинства. «Именно непоследовательность римских юристов и преторов следует считать одним из их величайших достоинств, которое позволяло им отступать от несправедливых и отвратительных институтов».7

Наконец, безотносительно  к содержанию правовых принципов  и институтов римскому праву в  большинстве обязана своим происхождением современная терминология философии права и юридической практики. Многие понятия и термины современной правовой культуры представляют прямые заимствования: «республика», «конституция», «мандат», «виндикация», «облигация» и т.д. И хотя смысл этих понятий бывает уже значительно отдален от своего первоисточника, изучение исторических сопоставлений оказывается небесполезным. И в этом отношении римское право оказывается частью познания уже вполне современной юридической практики и правовой культуры.

 

 

 

 

 

2. Некто назначил раба  своим наследником. Может ли  раб отказаться? Можно ли сделать  раба наследником без отпущения  на свободу?

 

Пункт 22 раздела 1 Фрагментов Домиция Ульпиана предусматривал, что  тот, кому по завещанию приказано  быть свободным, вскоре после того, как даже один из наследников примет наследство, становится свободным.8

В данной норме рассматривается  случай, когда господин раба, составляя  завещание, предусматривает в нем  своего раба в качестве наследника и таким образом дарует ему свободу. Но римское право также предусматривало освобождение раба по завещательному отказу, когда на наследника возлагалась обязанность освободить раба.

В 531 году Юстиниан издал  закон, согласно которому, завещая рабу имущество, господин тем самым отпускал его на волю. 9

Закон, который предусматривал, что, завещая рабу имущество, господин делал последнего свободным, уточнял  соотношение правовых норм, регулирующих освобождение рабов и наследование по завещанию. Поскольку раб не являлся  физическим лицом, значит, он не мог быть наследником. Следовательно, если господин завещал рабу имущество, логично предположить, что он намеревался дать этому же рабу свободу, поскольку иначе последний не сможет воспользоваться правом наследования по завещанию.

В этом отношении римское право от самого начала различало два вида наследников.

Первую категорию составляли domestici heredes10, то есть те, которые входили в состав familia покойного, его дома. Они приобретают наследство ipso jure - тотчас же без всякого акта с их стороны; наследство само переходит к ним, даже без их ведома: сын покойного, находящийся где-нибудь во время путешествия вдали от дома, в самый момент смерти своего отца, еще ничего не зная о ней, делается ipso jure наследником. Но более того, он делается наследником даже против своей воли: отказаться от наследства по цивильному праву он не может, как не может перестать быть сыном покойного, членом его семьи, участником семейного сакрального союза.

Информация о работе Историческая роль римского права и его значение для современной юриспруденции