Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:56, контрольная работа
В середине XIX века Германия была экономически менее развитой страной, в отличие от Англии и Франции. Она, так долго страдавшая из-за отсутствия сильного централизованного государства и грезившей идеями его создания, сулившими мир, прочную безопасность и стабильность экономического развитии, получает новое направление экономической мысли, получившее название исторической школы.
Введение.
В середине XIX века Германия была экономически менее развитой страной, в отличие от Англии и Франции. Она, так долго страдавшая из-за отсутствия сильного централизованного государства и грезившей идеями его создания, сулившими мир, прочную безопасность и стабильность экономического развитии, получает новое направление экономической мысли, получившее название исторической школы.
Чтобы понять идеи
школы, надо обратиться к этой эпохе,
ибо оправдание и объяснение критики
исторической школы находятся в
тогдашнем состоянии
Актуальность
темы заключается в значимости идей
исторической школы в Германии для
политической экономии. Изучение школ
политэкономии поможет
Целью данной работы является изучение особенностей исторической школы в политической экономии.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Историческая школа по сути
олицетворяет не столько историческое,
сколько социально-историческое направление,
потому что ее авторы, в отличие от классиков,
включили в поле исследований политической
экономии (предмет изучения) наряду с экономическими
и неэкономические факторы, впервые начав
тем самым одновременное рассмотрение
в историческом контексте всего многообразия
социально-экономических проблем, всей
совокупности общественных отношений.
В своей критике немецкие авторы единодушны
в том, что классики чрезмерно увлекаются
абстракциями и обобщениями и недооценивают
значение фактов и наблюдений, связанных
с прошлым и настоящим. Они также обвиняют
классиков за абсолютизацию принципов
экономического либерализма, приверженность
некой универсальной экономической науке
и узость индивидуалистских доктрин и
настаивают на целесообразности исследования
реального, а не мнимого изображения конкретной
действительности.
О характерной
особенности исторической школы Германии
свидетельствует то обстоятельство, что
ее главные идеи были сформулированы теоретическими
предшественниками данного направления
экономической мысли - А.Мюллером и Ф.Листом.
А суть этих идей, вытекающая из сочинений
Адама Мюллера под названием "Основы
искусства управления государством"
(1809) и Фридриха Листа под названием "Национальная
система политической экономии" (1841),
сводится к таким положениям, как:
1. Общее и специфика в экономике стран. Не отрицая общих экономических законов, “историки” считали их делом будущего. Пока время для этого не наступило. Главная задача учесть специфику страны с тем, чтобы защитить ее интересы в борьбе с иностранными конкурентами. Поэтому надо разрабатывать не общую теорию экономики, а учение о национальной экономике. Лист утверждал, что экономика каждой конкретной страны развивается по собственным законам, которые зависят от истории, традиции и законодательства. Поэтому для каждой страны следует писать особую “национальную экономику” в противоположность универсальной политэкономии классиков. По мнению историков бессмысленно искать общие законы в экономике всех стран.
По мнению учеников Листа (представителей “старой исторической школы) — В Рошера (1817-1894), Б. Гильденбранда (1812-1878 и К. Книса (1821-1898) классики политэкономии в сущности производили подтасовку в науке, перенося сделанные на опыте Англии выводы на весь мир и объявляли эти выводы “универсальными экономическими законами”.
В данной позиции сторонников исторической школы имеется важная идея: уровень развития экономики страны имеет значение, и его не следует игнорировать. В этом они правы, но они ошибочно — чрезмерно отрицали важность универсальных законов развития, как и значение опыта более развитых стран для определения стратегии развития менее развитых стран.
2. Важным направлением исследований исторической школы стала периодизация всеобщей экономической истории. Так, Ф. Лист выделял в ней пять стадий: дикость, пастушество, земледельческую, мануфактурную, коммерческую... Б. Гилденбранд выделял три стадии: натуральную, денежную и кредитную стадию. Бюхер — замкнутое домашнее хозяйство, городское хозяйство, народное хозяйство. Все эти подходы рациональны и акцентируют те или иные аспекты развития экономики.
В целом, достоинство “историков”
состоит в указании существенных
различий экономических систем. Сейчас
эту версию разрабатывает особая
экономическая школа —
3. Противоположна классической политэкономии их позиция и по вопросу роли государства в экономике. Первая в целом стояла на позиции либерализма — невмешательства государства в экономику. Это вытекало из сравнительных преимуществ этих стран в историческом развитии. Что же касается Германии, то её отсталость от других стран требовала использования возможностей государства для защиты своей экономики и содействия её развитию. Поэтому представители германской исторической школы считали необходимым условием активную государственную политику — вмешательство государства в экономику, проведение политики протекционизма. В Германии государство активно вмешивалась в экономику, и это защищала историческая школа Германии.
4. Расходилась Германская историческая школа с классической и по вопросу внешнеэкономической политики. Классики в целом отстаивали политику фритредерства: этому служила теория сравнительных издержек и преимуществ Рикардо. “Историки” были сторонниками политики протекционизма, то есть защиты интересов предпринимателей своей страны с помощью внешнеэкономической политики.1
Историческая школа Германии
является фактом того, что экономическая
наука представляет собой ядро идеологии.
Идеологическая функция экономической
науки закономерна. В обществе имеются
разные сословия, классы и их интересы
противоположны. Для их защиты разрабатывают
теории, которые становятся идеологией
соответствующих групп
Как уже упоминалось, главные идеи исторической школы были сформулированы одним из ее основоположников Фридрихом Листом (1798–1846) в книге «Национальная система политической экономии» (1841).
Ф. Лист опубликовал свой труд будучи широко известным и авторитетным экономистом, к мнению которого прислушивались не только в Германии. Листа интересовала в первую очередь организация и система внешнеэкономических связей, но не сами по себе, а как средство поддержки и защиты молодой германской промышленности.
Основные положения, выдвинутые Ф. Листом в «Национальной системе политической экономии», можно свести к трем.
Первое – теория производительных сил. Считал, что рост общественного богатства достигается не через разрозненную, а через согласованную деятельность людей, которые должны сохранять и умножать произведенное усилиями предшествующих поколений. Истинное богатство заключается в развитии производительных сил, а не в количестве меновых ценностей.
Задача политики – объединить
людей, обеспечить экономическое воспитание
нации. Это обеспечит подъем производительных
сил. Увеличение производительных сил
«начинается с отдельной
Второе - концепция экономического прогресса нации в соответствии с учением Листа о последовательно сменяемых стадиях производства. Предложенные им стадии достаточно условны: «состояние дикости», «пастушеский быт», «земледельческое», «земледельческо-ремесленное» состояние. В итоге нации переходят в заключительную стадию, в которой гармонично развиваются сельское хозяйство, промышленность и торговля.
Смысл «теории стадий» состоит, в частности, в том, что каждой стадии должна соответствовать присущая ей экономическая политика, направленная на подъем производства, развитие производительных сил нации. Этот тезис направлен против универсальных рецептов классиков: их проповедь свободы торговли отвечала интересам Англии, но противоречила нуждам экономически не окрепшей, политически раздробленной в то время Германии.
Третье – обоснование активной политики государства. Лист писал, что нельзя понять народное хозяйство как органическое целое, если исключить из него государственное хозяйство. Народная экономия становится национальной экономией в том случае, если государство охватывает целую нацию, обладающую самостоятельностью, способностью приобрести устойчивость и политическое значение. Государственная власть согласует и направляет усилия отдельных звеньев национального хозяйства во имя долгосрочных, коренных интересов нации.2
3. Сопоставление основных положений «старой» и «молодой» исторических школ.
Конец первой половины XIX в., когда историческая школа вышла на авансцену, представлял собой переломный период в истории Германии. По уровню экономического развития страна значительно отставала от своих соперников — Англии и Франции. Лишь в 40 — 60-е гг. начался промышленный переворот, приведший к быстрой индустриализации страны. Развитие рыночного хозяйства значительно ускорилось после франко-прусской войны в результате получения Германией многомиллионной контрибуции и присоединения промышленно развитых территорий Эльзаса и Лотарингии.
Вместе с тем стала
проявляться тенденция к
В этих условиях в 40-е годы в Германии возникла историческая школа, которая в своем развитии прошла два этапа. Различают «старую» (40 —60-е годы XIX в.) и «новую» (70-е годы XIX в. — 20-е годы XX в.) исторические школы.
«Старая» историческая школа основной упор делала на критике предшествовавших ей теорий и разработке новых методологических подходов к исследованию рыночной экономики. Основателями ее были Вильгельм Георг Фридрих Рошер (1817-1894), Бруно Гилъдебранд (1812-1878), Карл Книс (1821-1898).
Представители «старой» исторической школы отрицали продуктивность логического метода в политэкономии. Они подчеркивали необходимость шире использовать методы эмпирического, статистического и сравнительного анализа. «Абстрактной науке» они противопоставили «эмпирическую политэкономию», связанную с подробным описанием, детальной характеристикой, «фотографированием» явлений.
В. Рошер – профессор Геттингенского университета, автор таких сочинений, как «Краткие основы курса политической экономии с точки зрения исторического метода» (1843) и «Начала народного хозяйства» (в 4-х томах, 1854-1886). Рошер предлагал дополнить общую концепцию, которую он излагал в весьма гуманном и несколько эклектическом виде, историей эклектического развития. Это своего рода приложение к теоретическому разделу. Он настаивал на необходимости только эволюционного развития общества, сравнивая всякую потребность в революционном изменении с «величайшим несчастьем и нередко смертельным недугом народной жизни». Именно ему принадлежит осуждающее учение классиков аллегорическое изречение о том, что «одного экономического идеала не может быть для народов, точно так же как платье не шьется по одной мерке».
Бруно Гильдебранд (1812 – 1878)- профессор университетов в Марбурге, Цюрихе, Берне и Йене, автор крупной работы «Политическая экономия настоящего и будущего» (1848), не менее активно, но порой тенденциозно придерживается исторического метода в экономической науке. Он ставит под сомнение существование экономических законов, обосновываемых классиками. Он считал, что политическая экономия призвана изучать процессы экономического развития нации.
Карл Густав Адольф Книлс (1821 – 1898)- профессор Фрайбургского и Гейдельбергского университетов настаивал на приоритете исторического метода в экономической науке, в том числе со страниц своей книги «Политическая экономия, рассматриваемая с исторической точки зрения» (1853). Он считал, что экономическая наука способна описывать возникновение и развитие экономических процессов, но не в состоянии дать адекватные им обобщения.
Между тем главная заслуга представителей «старой» исторической школы заключается прежде всего в формировании альтернативных классической школе методологических положений, которых впоследствии придерживались все авторы последующих этапов социально-исторического направления и которые затем легли в основу методологии социально-институционального направления экономической мысли - американского институционализма.3
В начале 70-х годов проявилась «новая», или «молодая», историческая школа, лидером которой стал профессор Галльского, Страсбургского и Берлинского университетов Густав Шмёллер (1838—1917). Он считал, что созданию экономической теории должно предшествовать конкретно-историческое исследование хозяйственных индивидов, развития техники, социальных институтов, природных условий.
Основные его произведения: «История мелкого ремесленного производства в Германии в XIX веке» (1870) и «Народное хозяйство, наука о народном хозяйстве и ее методы» (1897).