Укрепление вертикали государственной
власти в России способствовало тому,
что к концу 1999 г. заключение новых
договоров было приостановлено, а
с 2002 г. начался процесс прекращения
действия заключенных договоров
по соглашению сторон (в настоящее
время большая часть из заключенных
договоров отменена).
Действующее законодательство изменило
и порядок реализации договорного
способа разграничения предметов ведения
и полномочий между федеральными и региональными
органами государственной власти. Федеральный
закон «Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации»,
во-первых, закрепляет предметный
ограничитель, т. е. предмет договора могут составлять
лишь конкретные полномочия федеральных
и региональных органов государственной
власти, обусловленные исключительно
экономическими, географическими и иными
особенностями субъекта РФ и в той мере,
в какой этими особенностями определено
иное, чем это установлено в федеральных
законах, разграничение полномочий (предметом
соглашений между федеральными и региональными
органами исполнительной власти может
быть только делегирование части имеющихся
полномочий). Во-вторых, Законом закрепляется временной
ограничитель, т. е. договор (соглашение) не может быть
бессрочным, предельный срок действия
договора составляет десять лет с возможностью
досрочного расторжения (прекращения
действия) как по соглашению сторон, так
и по решению суда. В-третьих, Закон закрепляет
концепцию несамоисполняющегося договора
во внутрифедеративных отношениях, что
предопределяет усложнение процедуры
заключения и вступления в силу договоров
и соглашений – договоры подлежат предварительному
(до подписания договора Президентом РФ
и главой региона) одобрению в законодательном
органе субъекта РФ и утверждению подписанного
договора федеральным законом. Таким образом,
двусторонними такие договоры можно называть
с большой долей условности, так как по
существу имеет место согласованная (преобладающая)
воля десятков субъектов законодательного
процесса, включая все субъекты РФ. Соглашения
между федеральными и региональными органами
исполнительной власти вступают в силу
после их утверждения постановлениями
Правительства РФ. Такая процедура позволит
исключить из договоров и соглашений положения,
нарушающие принцип равноправия субъектов
РФ (органы государственной власти любого
субъекта РФ вправе по своему запросу
получить проект договора или соглашения
и высказать свои предложения и замечания).
Для заключенных ранее и пока
действующих договоров и соглашений
установлено, что если до 8 июля 2005 г.
они не будут утверждены федеральным
законом или постановлением Правительства
РФ соответственно, то прекратят свое
действие.
С разграничением властных полномочий
между центром и регионами
нормативно смысл заключения договоров
в значительной степени утрачивается.
Основное назначение внутригосударственных
(равно как и внутрирегиональных)
договоров и соглашений – конкретизация,
уточнение, делегирование нормативно
разграниченных властных полномочий при
безусловном приоритете нормативного
способа разделения власти по вертикали.
Современный федерализм: понятие, принципы,
признаки, критерии
Федерализм – это система основных признаков и
принципов определенной формы государственного
устройства, совокупность структур, норм
и методов государственного управления,
которые устанавливают взаимодействие
центра и субъектов и обеспечивают рациональное
и эффективное функционирование государства
в интересах как федерации в целом, так
и ее субъектов.
К сущностным признакам
федерализма относятся:
- государствоподобный характер объединенных в единое государство территориальных единиц – субъектов федераций;
- конституционное разграничение компетенций между субъектами и центром;
- недопустимость изменений границ без согласия субъектов;
- территория федерации состоит из территорий субъектов федерации (штатов, республик, земель и т. д.) и в политико- административном отношении не представляет собой единое целое, но существует единая система границ и ее охраны;
- субъекты федерации не обладают суверенитетом в полном объеме, не имеют право на сецессию (односторонний выход из федерации);
- субъекты федерации имеют свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов власти, но по отношению к федеральной системе федеральных органов государственной власти они являются подсистемами, пределы их юрисдикции определяются федеральными конституцией и законами;
- субъекты федерации разрабатывают свою конституцию (устав), систему законов, соблюдая приоритет, соответствие федеральным конституции и законодательству;
- в федерации нет единого государственного бюджета, а есть федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации;
- гражданство в федерации обычно двойное: каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего субъекта федерации;
- законодательно регулируется, гарантируется равноправие всех граждан на территории федерации;
- субъекты не обладают полным верховенством на своей территории и ограничиваются в правах самостоятельно действовать в сфере международных отношений;
- федеральный парламент обычно двухпалатный, верхняя палата состоит из представителей субъектов федерации, нижняя – является органом общенародного представительства и избирается всенародно.
К основным принципам федерализма
относятся: добровольность объединения
государств и подобных образований в единое
государство; принятие федеральной конституции
и конституций субъектов федерации; однопорядковый
(симметричный) конституционный статус
субъектов федерации и их равноправие;
конституционно-правовые разграничения
суверенитета федерации и суверенности
ее субъектов; общие территория и гражданство;
единая денежная и таможенная системы,
федеральная армия и другие институты
государства, которые обеспечивают его
безопасное существование и функционирование.
Формы федерации отражают варианты
взаимоотношений между федеральной
властью и субъектами федерации.
Принято считать, что федеративные
государства должны соответствовать
следующим условным критериям:
- федеральное правительство (власть) обладает правом исключительного контроля над проведением внешней политики;
- государства – субъекты федерации неправомочны выйти из федерации или в одностороннем порядке прекратить связи с национальным союзом (федерацией);
- федеральное правительство может использовать свою власть независимо от государств – членов федерации и проводить свою волю без их прямого одобрения;
- никакие поправки не могут быть внесены в федеральную конституцию без одобрения государств – членов федерации;
- федеральное правительство неправомочно в одностороннем порядке изменить границы субъектов федерации;
- государственная власть разделена между федеральным правительством и правительствами государств – субъектов федерации;
- определенные и достаточно значительные полномочия должны быть оставлены за государствами-членами;
- главный законодательный орган страны должен быть бика- меральным, а государства – субъекты федерации должны иметь равное представительство, по крайней мере в одной из его палат;
- суд должен быть организован по дуальному принципу: каждый уровень имеет свои суды для обеспечения действенности законов;
- федеральный суд толкует конституцию и может разрешить конфликты между федеральным правительством и правительствами государств – членов федерации.
- Верховенство Конституции и федеральных законов
В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2
ст. 4), «Конституция Российской Федерации
и федеральные законы имеют верховенство
на всей территории Российской Федерации».
Верховенство федеральной Конституции
и федеральных законов на всей территории
РФ обеспечивает единство, согласованность
и стабильность всей ее правовой системы.
Причем понятие «федеральные законы»
в контексте данной статьи следует понимать
в его широком значении, т. е. и как собственно
федеральные законы, и как федеральные
конституционные законы.
«Верховенство федеральных законов предполагает
точное и неуклонное их соблюдение, исполнение
и применение»1, - отмечает Окуньков
Л. А. Из этого вытекает требование точного
соответствия Конституции и федеральным
законам всех нормативных правовых актов,
принимаемых федеральными органами исполнительной
власти, а также законов и иных нормативных
правовых актов, принимаемых субъектами
Российской Федерации по предметам совместного
ведения Федерации и ее субъектов. Если
же противоречие обнаруживается, то применяется
норма Конституции или федеральный закон.
Акты, не соответствующие им, подлежат
в установленном порядке опротестованию,
приостановлению, отмене. Как следует
из смысла данной статьи Конституции,
это правило действует на всей территории
Российской Федерации.
В ч. 1 ст. 76 говорится, что «по предметам
ведения Российской Федерации принимаются
федеральные конституционные законы и
федеральные законы, имеющие прямое действие
на всей территории Российской Федерации».
1 Постатейный комментарий к Конституции
РФ / Под ред. Л. А. Окунькова. Москва, 1996.
Ч. 5 ст. 76 Конституции РФ устанавливает
гарантии и пределы действия и применения
федеральных законов, а также законов
и иных актов субъектов Федерации, изданных
по предметам ведения Российской Федерации,
а также по предметам совместного ведения
Федерации и ее субъектов. В данной статье
указано, что «законы и иные нормативные
правовые акты субъектов Российской Федерации
не могут противоречить федеральным законам,
принятым в соответствии с частями первой
и второй настоящей статьи. В случае противоречия
между федеральным законом и иным актом,
изданным в Российской Федерации, действует
федеральный закон».
Из данного положения вытекают два практических
последствия.
Во-первых, любой акт субъекта Федерации,
в том числе и закон республики в составе
Российской Федерации, противоречащий
федеральному закону, изданному по предметам
исключительного ведения Российской Федерации
и ее совместного ведения с субъектами
Федерации, не подлежит применению, так
как согласно Конституции в этом случае
действует федеральный закон.
Во-вторых, приоритет федерального закона
относится также и ко всем иным нормативным
правовым актам, изданным в Российской
Федерации; актам федеральных органов
– Правительства, федеральных министерств,
государственных комитетов и иных ведомств,
поскольку они также изданы в Российской
Федерации.
Из данной формулы вытекает также то, что
приоритет федерального закона распространяется
и на указы Президента Российской Федерации,
поскольку его указы и распоряжения не
должны противоречить
Конституции Российской Федерации и федеральным
законам (ч. 3 ст.90).
Ч. 6 ст. 76 устанавливает важную гарантию
приоритета нормативного правового акта
субъекта Федерации в случае противоречия
между федеральным законом и нормативным
правовым актом субъекта Российской Федерации,
изданным в соответствии с ч. 4 той же статьи.
Это означает, что при наличии такого противоречия
действует нормативный правовой акт субъекта
Российской Федерации.
Такого ясного признания приоритета не
только законов, но и иных актов (например,
уставов) субъектов Федерации не содержалось
в текстах прежних российских конституций.
Признание приоритета актов субъектов
Федерации по вопросам их собственного
регулирования полностью соответствует
ст. 73 Конституции и юридически гарантирует
положение о том, что субъекты Федерации
вне пределов, указанных в данной статье,
«обладают всей полнотой государственной
власти».
Разумеется, и по этим вопросам возможны
споры о компетенции в Конституционном
Суде Российской Федерации, однако такие
споры могут разрешаться только с сохранением
приоритета действия нормативного акта
субъекта Федерации вне пределов ведения
Российской Федерации и ее субъектов,
указанных в ч. 4 ст. 76 Конституции.
Следует также добавить, что индивидуальные
правовые акты должны соответствовать
нормативным, а если федеральный закон
имеет приоритет перед тем или иным нормативным
актом, то ему должен соответствовать
и ненормативный акт. В случае его расхождения
с законом действует закон.
Несмотря на то что в Конституции Российской
Федерации определены основные принципы
верховенства Конституции и федеральных
законов, «данный основополагающий государственный
принцип нарушается»1. Так, во многих
республиках Российской Федерации закреплено
юридическое верховенство их конституций
по отношению к федеральной Конституции
(Ингушетия, Калмыкия, Татарстан, Башкортостан,
Тыва, Кабардино-Балкарская Республика).
Некоторые субъекты установили в одностороннем
порядке приоритет республиканского законодательства
над федеральным, закрепили право приостановления
на территории республики действия законов
и иных нормативных актов Российской Федерации,
если они противоречат Конституции или
законам субъектов Российской Федерации
(Саха, Коми, Тыва, Татарстан, Башкортостан).
Все эти установления-нарушения разрушают
единое правовое пространство Российской
Федерации и ведут к возникновению правового
сепаратизма.
2.2 Равноправие субъектов федерации
Конституция Российской Федерации в ч.
1 ст. 5 закрепляет, что «Российская Федерация
состоит из республик, краев, областей,
городов федерального значения, автономной
области, автономных округов – равноправных
субъектов Российской Федерации».
Это равноправие также состоит в предоставлении
всем субъектам Российской Федерации
прав принятия законов (ст. 76 К. РФ).
Объем принадлежащих исключительно Российской
Федерации предметов ведения и полномочий
должен быть достаточным для защиты интересов
всего многонационального народа России.
А они не могут быть защищены, если Федерация
не обеспечит единого правового регулирования
в сфере экономики, социального, культурного
развития, если не будут гарантированы
права и свободы человека и гражданина
в рамках всего исторически сложившегося
государства, не будет выработана единая
политика в сфере межнациональных отношений.
Необходимым условием для решения этих
задач в масштабе всей Федерации является
предоставление ей права устанавливать
систему федеральных органов законодательной,
исполнительной и судебной власти, а также
обеспечивать их эффективную деятельность.
П. «н» ч. 1 ст. 72 К. РФ гласит, что «в совместном
ведении Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации находится … установление
общих принципов организации системы
органов государственной власти и местного
самоуправления».
«Масштабы нашей страны и разнообразие
условий в ней столь велики, - говорит Окуньков
Л. А., - что управление ею только из единого
центра не представляется возможным»1.
Она занимает более 17
1 Вишняков В. Г. Конституционное
регулирование федеративных отношений
// Государство и право, 1998, №12, с. 27.
млн. кв. км, расположена в нескольких природных
зонах с различными климатическими условиями.
На ее территории проживает более 140 народов,
находится более тысячи городов и несколько
тысяч поселков. Поэтому важным фактором,
оказывающим решающее воздействие на
распределение предметов ведения между
Федерацией и ее субъектами, является
необходимость учета органами государственной
власти и управления условий, в которых
проживает население субъекта Федерации.
В силу этого, например, именно субъектам
Федерации принадлежит право устанавливать,
причем самостоятельно, систему органов
государственной власти. Эти органы должны
лишь соответствовать основам конституционного
строя Российской Федерации и общим принципам
организации представительных и исполнительных
органов государственной власти, устанавливаемым
федеральным законом в интересах всего
многонационального российского народа.
Для того чтобы не допустить какого-либо
нарушения законных прав и интересов Российской
Федерации и ее многонационального народа,
Конституция закрепила принцип, согласно
которому законы и иные правовые акты
субъектов Российской Федерации не могут
противоречить федеральным законам, принятым
в соответствии с полномочиями Федерации,
причем в случае противоречий между ними
действует федеральный закон.
Равноправие субъектов Российской Федерации
состоит также в равном представительстве
всех субъектов в Совете Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации: «В Совет
Федерации входят по два представителя
от каждого субъекта Российской Федерации:
по одному от представительного и исполнительного
органов государственной власти» (ч. 2
ст. 95 Конституции РФ).
Также равноправие субъектов РФ состоит
и в том, что «во взаимоотношениях с федеральными
органами государственной власти
1 Постатейный комментарий к Конституции
РФ / Под ред. Л. А. Окунькова. Москва, 1996.
все субъекты Российской Федерации между
собой равноправны» (ч. 4 ст. 5 К. РФ). Тем
самым действующая Конституция положила
конец претензиям руководителей отдельных
субъектов Федерации на особое положение
этих субъектов в Федерации.
В то же время между субъектами Федерации
имеются определенные различия в государственной
организации субъектов, в частности:
· Республика является государством в
составе Федерации (ч. 2 ст. 5
К. РФ). Она обладает всей полнотой государственной
власти на своей территории, кроме тех
полномочий, которые находятся в ведении
федеральных органов государственной
власти. Государственная власть республики
исходит от ее народа, реализовавшего
свое право на самоопределение в форме
государства в составе РФ.
· За республиками закреплено право на
принятие Конституций, в то время как остальные
субъекты Федерации принимают Уставы:
«Республика (государство) имеет свою
конституцию и законодательство. Край,
область, город федерального значения,
автономная область, автономный округ
имеет свой устав и законодательство»
(ч.2 ст. 5 К. РФ).
· Республики в составе РФ самостоятельно
определяют систему
своих органов государственной власти
в соответствии с основами конституционного
строя, общими принципами организации
представительных и исполнительных органов
государственной власти в РФ и законодательством
республики. Помимо этого республики имеют
право на именование своих органов государственной
власти высшими. Так, каждая республика
имеет свой законодательный (представительный)
орган – Парламент; главу исполнительной
власти или главу республики (Президента);
свое Правительство; Верховный Суд и Высший
Арбитражный Суд.
· Только республики наделены правом устанавливать
свои
государственные языки: «Республики вправе
устанавливать свои государственные языки.
В органах государственной власти, органах
местного самоуправления, государственных
учреждениях республик они употребляются
наряду с государственным языком Российской
Федерации» (ч. 2 ст. 68 К. РФ). «Централизованно
регламентировать эти вопросы – значит
вторгаться, вмешиваться в их внутренние
национальные дела»1.
Провозглашение национальных языков государственными
в республиках идет весьма интенсивно.
В ряде республик государственными провозглашены
несколько языков. Так, в Кабардино-Балкарской
Республике государственными кроме русского
являются кабардинский и балкарский, а
в Республике Марий Эл – марийский луговой
и марийский горный языки. Во многих республиках
наряду с национальным (национальными)
в качестве государственного определен
также русский язык – в Бурятии, Хакасии,
Саха (Якутии) и др. Едва ли верно употреблять
в официальной деятельности республик
только свой национальный язык. Ведь в
республиках проживает много русскоязычного
населения. Кроме того, государственно-правовая
деятельность республик предполагает
их отношения с центральными органами
Федерации, другими ее субъектами.
Закон РФ от 25.10.1991 «О языках народов Российской
Федерации» устанавливает, что «республики
вправе устанавливать в соответствии
с Конституцией Российской Федерации
свои государственные языки» (ст. 3).
· Различие и в наличии республиканского
гражданства;
· Каждая республика имеет право на государственную
символику,
· которая включает Государственный герб,
Государственный флаг и Государственный
гимн, а также право на столицу.
· Каждая республика самостоятельно утверждает
Государственный герб, Государственный
флаг и Государственный гимн – официальные
символы государства, выражающие его самобытность
и исторические традиции народов, населяющих
эти республики, а также имеет столицу.
1 Постатейный комментарий к Конституции
РФ / Под ред. Л. А. Окунькова. Москва, 1996.
Здесь следует отметить, что важным компонентом
конституционно-правового статуса РФ
являются ее государственные символы
– Государственный флаг, Государственный
герб и Государственный гимн.
Согласно ФКЗ от 25.12.2000 «О Государственном
флаге РФ», «Государственный флаг Российской
Федерации является официальным государственным
символом Российской Федерации. Государственный
флаг Российской Федерации представляет
собой прямоугольное полотнище из трех
равновеликих горизонтальных полос: верхней
– белого, средней – синего и нижней –
красного цвета. Отношение ширины флага
к его длине 2:3» (ст. 1).
Согласно
ФКЗ от 25.12.2000 «О Государственном
гербе РФ», «Государственный герб Российской
Федерации является официальным
государственным символом Российской
Федерации» (ст. 1).
Согласно
ФКЗ от 25.12.2000 «О Государственном
гимне РФ», «Государственный гимн Российской
Федерации является официальным
государственным символом Российской
Федерации» (ст. 2).
- «В подавляющем большинстве
стран, – отмечает Вишняков В. Г., –
конституционное регулирование
федерации строится на принципе равноправия
субъектов»1, преобладает общая
тенденция/
- Государственная целостность
Федеративное устройство Российской Федерации
основано на ее государственной целостности.
Ч. 3 ст. 4 Конституции РФ говорит, что «РФ
обеспечивает целостность и неприкосновенность
своей территории».
А ч. 3 ст. 5 К. РФ, что «федеративное устройство
РФ основано на ее государственной целостности
…».
Российская Федерация состоит из государств,
государственно-территориальных и национально-государственных
образований, созданных для достижения
общих целей с помощью федеральной власти.
Это предполагает стремление субъектов
РФ к государственному, политическому
и социально-экономическому единству,
которое выражается в государственной
целостности Российской Федерации.
Каждому подлинно федеративному государству
свойственно унитарное начало. Это начало
не противоположно федерализму. Такой
противоположностью является абсолютно
единое государство. Унитаризм и федерализм
есть те две основные силы, которые действуют
внутри федеративного государства и определяют
его действительный облик в зависимости
от преобладания одной из них. Однако ни
одна из этих составляющих не теряет своего
влияния полностью. Если исчезнет унитарное
начало, то федеративное государство подвергнется
опасности дезинтеграции, и наоборот,
если нежизненным оказывается федерализм,
федеративное государство превращается
в полностью единое.
Государственная целостность Российской
Федерации обеспечивается целостностью
и неприкосновенностью ее территории;
единством экономического пространства,
которое не допускает установления таможенных
границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий
для свободного перемещения товаров, услуг
и финансовых средств (ч.1 ст. 8
Конституции РФ); верховенством Конституции
РФ и федеральных законов на всей территории
Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 К. РФ); единым
гражданством Российской Федерации (ст.
6 К. РФ); отсутствием у субъектов Российской
Федерации права выхода из состава Федерации
или иного изменения своего статуса без
согласия Российской Федерации, поскольку
одностороннее решение такого рода вопросов
представляет угрозу государственной
целостности России, единству системы
государственной власти.
Здесь следует привести следующий правовой
акт.
ФКЗ от 17.12.2001 «О порядке принятия в Российскую
Федерацию и образования в ее составе
нового субъекта Российской Федерации»
устанавливает основные условия и процедуру
принятия в Российскую Федерацию и образования
в ее составе нового субъекта Российской
Федерации. В нем сказано, что «при принятии
в Российскую Федерацию и образовании
в ее составе нового субъекта должны соблюдаться
государственные интересы Российской
Федерации, принципы федеративного устройства
Российской Федерации, права и свободы
человека и гражданина, а также учитываться
сложившиеся исторические, хозяйственные
и культурные связи субъектов Российской
Федерации, их социально-экономические
возможности» (п. 1 ст. 3).
Целостность и неприкосновенность территории
является одним из основных элементов
безопасности государства, а их защита
и обеспечение – одной из важнейших его
функций.
«Активизация деятельности России в области
международного сотрудничества и партнерства,
важные шаги, предпринятые Россией для
ядерного разоружения мирового сообщества»1,
другие активные действия на пользу мира
и безопасности свидетельствуют о новых
приоритетах в военной доктрине Российской
Федерации. Однако до тех пор, пока будет
оставаться потенциальная угроза вооруженного
нападения на нашу страну другого государства
(или группы государств), Россия вынуждена
будет поддерживать достаточный уровень
обороноспособности для защиты жизненно
важных интересов государства, в том числе
для обеспечения целостности и неприкосновенности
своей территории.
1 Постатейный комментарий к Конституции
РФ / Под ред. Л. А. Окунькова. Москва, 1996.
Российская Федерация располагает для
этого всеми необходимыми силами и средствами:
Вооруженными Силами, которые согласно
приоритетам военной политики России
должны быть предназначены исключительно
для защиты независимости и территориальной
целостности Российской Федерации, а также
для выполнения ее международных обязательств;
федеральными органами внешней разведки
и контрразведки; пограничными, железнодорожными
и другими войсками.
Безопасность Российской Федерации, включающая
обеспечение целостности и неприкосновенности
ее территории, достигается единой государственной
политикой в данной области, соответствующими
краткосрочными и долгосрочными федеральными
программами, системой мер экономического,
политического, организационного и иного
характера, адекватных угрозам жизненно
важным интересам личности, общества и
государства.
О важности территориальной целостности
Российского государства говорит сам
факт помещения данного конституционного
положения в гл. 1 Конституции.
2.4 Единство системы государственной власти
Закрепляя принцип разделения государственной
власти на законодательную, исполнительную
и судебную, Конституция Российской Федерации
в то же время подчеркивает, что федеративное
устройство Российской Федерации основано
на единстве системы государственной
власти.
«Федеративное устройство Российской
Федерации основано на … единстве системы
государственной власти» (ч. 3 ст. 5 К. РФ).
Указание на то, что федеративное устройство
Российской Федерации основано на единстве
системы государственной власти означает,
что Российская Федерация берет на себя
обязательство руководствоваться основными
принципами федерализма, в соответствии
с которыми субъекты Федерации, как бы
они ни назывались, имеют право на им принадлежащие
и за ними закрепленные предметы ведения
и полномочия.
Единство системы государственной власти
– одна из гарантий государственной целостности
Российской Федерации. «Одновременно
это единство выступает в качестве одного
из важнейших проявлений суверенитета
Российской Федерации»1.
Единство системы государственной власти
выражается в наличие единого органа или
системы органов, составляющих в своей
совокупности высшую государственную
власть. Юридические признаки единства
системы государственной власти состоят
в том, что совокупная компетенция государственных
органов охватывает все полномочия, необходимые
для осуществления функций государства,
а те или иные органы этой системы не могут
предписывать одновременно одним и тем
же субъектам при одних и тех же обстоятельствах
взаимоисключающие правила поведения.
В Российской Федерации государственная
власть реализуется системой, в которую
входят федеральные государственные органы
– Президент, законодательные, исполнительные
и судебные органы, а также государственные
органы всех субъектов Федерации (ст. 11
Конституции РФ).
«Федеральная государственная власть
распространяется на всю территорию Российской
Федерации и осуществляется Президентом
РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством
РФ, Конституционным Судом РФ, Верховным
Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ
и Генеральным прокурором РФ. Федеральные
органы государственной власти в рамках
Конституции и законов Российской Федерации
обеспечивают единство системы государственной
власти в Российской Федерации»,– утверждает
Барциц И. Н. Следует также сказать, что
государственная власть субъектов Российской
Федерации является неотъемлемой составной
частью единой
1 Бахлов И. В. Современное федеративное
государство. Саранск, 1999, с. 54.
системы государственной власти в Российской
Федерации и распространяется на территорию
субъектов Российской Федерации. Она осуществляется
органами законодательной, исполнительной
и судебной власти субъектов Российской
Федерации.
Органы государственной власти субъектов
Российской Федерации несут ответственность
за соблюдение Конституции и законов Российской
Федерации, за действия, нарушающие единство
системы государственной власти в Российской
Федерации.
Местная государственная власть является
неотъемлемой составной частью единой
системы государственной власти в Российской
Федерации. Она осуществляется представительными,
исполнительными и судебными органами,
созданными в городах и районах, а также
иных административно-территориальных
единицах, непосредственно входящих в
состав субъектов Российской Федерации,
и распространяется на территорию городов
и районов, а также иных административно-территориальных
единиц, непосредственно входящих в состав
субъектов Российской Федерации.
Местная государственная власть взаимодействует
с местным самоуправлением в формах, определенных
федеральными законами и законами субъектов
Российской Федерации. Местные органы
государственной власти осуществляют
контроль за деятельностью органов местного
самоуправления по вопросам обеспечения
законности и правопорядка, а также использования
материальных и финансовых средств, выделяемых
местному самоуправлению в соответствии
с решениями федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и местных
органов государственной власти.
Единство государственной власти в системе
представительных и законодательных органов
государственной власти обеспечивается:
1 Барциц И. Н. О единстве государственной
власти в Российской Федерации // Законодательство,
2001, №9, с. 20.
· правом участия представительных и законодательных
органов
субъектов Российской Федерации в федеральном
законодательном процессе;
· правом участия местных представительных
органов в
законодательном процессе субъектов Российской
Федерации;
· правом отмены Федеральным Собранием
РФ по заключению
Конституционного Суда РФ законов субъектов
Российской Федерации, нарушающих Конституцию
и законы Российской Федерации;
· правом отмены представительными и законодательными
органами субъектов Российской Федерации
по заключению конституционных (уставных)
судов субъектов Федерации решений местных
представительных органов, нарушающих
Конституцию и законы Российской Федерации,
конституции (уставы) и законы субъектов
Российской Федерации.
Единство государственной власти в системе
исполнительных органов государственной
власти обеспечивается:
· подчинением органов исполнительной
власти субъектов
Российской Федерации решениям федеральных
органов исполнительной власти в пределах,
установленных Конституцией и законами
Российской Федерации;
· подчинением местных органов исполнительной
власти решениям
органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в пределах, установленных
конституциями (уставами) и законами субъектов
Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов
Российской Федерации несут конституционную
ответственность за действия, нарушающие
единство системы государственной власти
в Российской Федерации. Президенты и
главы администраций (губернаторы) субъектов
Российской Федерации могут быть отстранены
от занимаемой должности за неоднократное
грубое нарушение Конституции и законов
Российской Федерации, а также иные действия,
нарушающие единство системы государственной
власти в Российской Федерации. Президенты
и главы администраций (губернаторы) отстраняются
от должности указом Президента РФ на
основе решения Конституционного Суда
РФ.
Представительные и законодательные органы
субъектов Российской Федерации могут
быть распущены за неоднократное грубое
нарушение Конституции и законов Российской
Федерации, принятие законов и иных нормативно-правовых
актов, подрывающих суверенитет и территориальную
целостность Российской Федерации, наносящих
ущерб обороноспособности государства
и разрушающих единую денежную и бюджетно-финансовую
систему Российской Федерации. Представительные
и законодательные органы субъектов Российской
Федерации распускаются указом Президента
РФ по представлению Федерального Собрания
РФ и на основе заключения Конституционного
Суда РФ.
Местные органы государственной власти
несут конституционную ответственность
за действия, нарушающие единство системы
государственной власти в Российской
Федерации. Формы ответственности местных
органов государственной власти за действия,
нарушающие единство системы государственной
власти в Российской Федерации устанавливаются
конституциями (уставами) и законами субъектов
Российской Федерации.
Ответственность властей субъекта Федерации
за нарушение федеральной Конституции
и федерального законодательства надлежит
определить как «последствия нарушения
федеративной дисциплины»1. Это
– ответственность за ненадлежащее осуществление
публичной власти. Очевидно, что при систематическом
и грубом нарушении органами государственной
власти и управления субъектов Федерации
требований федеральной Конституции и
федерального законодательства в отношении
них должны быть применены соответствующие
меры ответственности. Отличительной
чертой мер ответственности властей субъектов
Федерации является то обстоятельство,
что она может применяться как за совершение
конституционного правонарушения, так
и в том случае, когда невыполнение субъектом
Федерации, его органами и должностными
лицами своих обязанностей обуславливается
неспособностью обеспечить стабильность
в субъекте Федерации, выполнить все федеральные
предписания, реализовать политический
курс на укрепление государственно-правового
единства страны.
Как показывает практика государственно-правового
развития России, договорные, согласительные,
координационные и иные механизмы, направленные
на достижение взаимопонимания между
Федерацией и ее субъектами, далеко не
всегда достигают поставленных целей.
В условиях игнорирования властями ряда
субъектов Федерации требований и законных
интересов Федерации последняя вынуждена
прибегать к принудительным мерам обеспечения
государственного и правового единства
страны. Подобное обращение к мерам федерального
принуждения вполне допустимо и является
нормальным правовым инструментом в том
случае, если меры подобного принуждения
предварительно прописаны в конституционном
законодательстве, и все субъекты федеративных
правоотношений осведомлены о возможных
инструментах правового воздействия.
Барциц И. Н. считает, что «несовершенство
системы государственного управления,
прежде всего институциональных структур,
призванных обеспечить однородность правового
пространства, представляет собой одну
из фундаментальных проблем современного
российского государства»1. По его
мнению, данное утверждение объясняется
следующими причинами:
во-первых, законодательно закрепленным
отказом от
· вертикального единства системы государственной
власти сверху донизу;
·
во-вторых, безудержным ростом количества
нормативно-правовых актов субъектов
РФ, противоречащих федеральному
1 Барциц И. Н. О единстве государственной
власти в Российской Федерации // Законодательство,
2001, №9, с. 22.
законодательству.Согласно п. «п» ст. 71
Конституции РФ, в ведении Российской
Федерации находится федеральное коллизионное
право. Таким образом, определение процедур
разрешения юридических споров, коллизий
является исключительной прерогативой
Федерации. Именно федеральные органы
государственной власти и управления
признаются субъектами, принимающими
окончательное решение в коллизионных
ситуациях.