Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 22:20, реферат
Данные современной науки позволяют показать важное историческое значение в далёкой древности одной из величайших стран мира — Индии, установить истоки её цивилизации. Уже во второй половине III тысячелетия до н.э. в Индии существовало рабовладельческое общество, была известна письменность, был достигнут относительно высокий уровень культуры.
Название Индия произошло от наименования крупнейшей реки на северо-западе этой страны. Древние индийцы называли её Синдху; это слово у древних персов звучало — Хинду, а у древних греков — Индос. Страну, расположенную в бассейне этой реки и к востоку от неё, в Европе уже в древности стали называть Индией. (На языке хинди — Бхарат). У самих древних индийцев общепринятого названия для всей страны не было.
Исторические условия
возникновения
Данные современной науки
Название Индия произошло от наименования крупнейшей реки на северо-западе этой страны. Древние индийцы называли её Синдху; это слово у древних персов звучало — Хинду, а у древних греков — Индос. Страну, расположенную в бассейне этой реки и к востоку от неё, в Европе уже в древности стали называть Индией. (На языке хинди — Бхарат). У самих древних индийцев общепринятого названия для всей страны не было.
Раскопки в долине Инда показали, что здесь уже в III-II тысячелетиях до н. э. существовала яркая и самобытная цивилизация. В 20-х годах XX в. здесь было обнаружено несколько поселений городского типа, имеющих ряд сходных черт. Культура этих поселений была названа культурой Хараппы, по имени населённого пункта в провинции Пенджаб, вблизи которого было открыто первое из этих городских поселений. Раскопки проводились также в Мохенджо-Даро (провинция Синд), археологическое изучение которого дало наиболее значительные результаты.
Расцвет культуры Хараппы относится к концу III тысячелетия до н. э. Предшествующие этапы её развития почти неизвестны, так как нижние культурные слои основных поселений ещё не исследованы. Можно предположить лишь, что к началу III тысячелетия до н.э. уже начался процесс хозяйственного освоения долины Инда.
В Индии во второй половине II тысячелетия до н.э. наряду с упадком древней цивилизации в долине Инда возникают и развиваются классовые общества в долине Ганга и в областях, примыкающих к ней с юга и юго-запада. Рассматриваемый период ознаменовался новыми крупнейшими достижениями в области производства и созданием величественных памятников духовной культуры.
Развитие производительных сил
неизбежно повлекло за собой коренные
изменения в общественных отношениях.
Они сказались в том, что пахотная
земля начала переходить во владение
отдельных семей, причём племенная
верхушка захватывала большие и
лучшие участки. Военнопленных уже
не истребляли, а превращали в рабов.
Даже в Ригведе упоминается иногда
большое количество рабов. Всё более
обогащавшаяся общинная верхушка стала
закабалять и порабощать обедневших
общинников. Дальнейшее развитие неравенства
привело общество к расколу на
классы — рабов и рабовладельцев.
Владение рабами стало одним из важнейших
показателей богатства и
Термином для обозначения раба стало слово даса, основное значение которого первоначально было «враг», «чужак». Происхождение этого термина, несомненно, указывает на то, что первыми рабами были военнопленные. Рабство постепенно распространялось всё шире, число рабов росло. Обращение военнопленных в рабство стало делом самым обычным. Существовало, по-видимому, и долговое рабство, но оно было ещё очень редким явлением. Иногда обнищавшие свободные продавали в рабство своих детей или самих себя. Дети рабынь считались рабами; впрочем, если они были рождены от хозяина, то часто ничем не отличались по своему положению от других его детей.
Данные о применении труда рабов очень скудны. Чаще всего рабы упоминаются как домашние слуги, но это объясняется, видимо, характером источников (религиозная литература, эпос).
Рабы находились на положении, мало отличающемся от положения домашнего скота. Их продавали, дарили, передавали вместе с другим имуществом как приданое. Они передавались зависимыми царями в качестве дани. В источниках сохранились воспоминания о человеческих жертвоприношениях, причём в жертву приносились также рабы. Слова «раб», «сын рабыни» считались ругательствами. Рабы исполняли самые тяжёлые работы, подвергались избиениям, заковывались в цепи и т. п. Судя по данным ведической литературы, в Северной Индии на рубеже I тысячелетия до н. э. существовало большое число племенных союзов, а также мелких примитивных государств. О частых войнах индийских племён свидетельствует ещё Ригведа. Все члены данного племени именовались в гимнах арья, что значит «благородный»; людей же враждебных племён, независимо от их этнической принадлежности, называли дасью или даса, что значило «враг». Основная масса рядовых общинников сражалась в пешем строю; племенная знать — на колесницах.
С усилением общественного
Вместе с тем органы племенной
администрации постепенно превращаются
в органы господства и угнетения.
Возникает государство с его
аппаратом управления и принуждения
— с правительством, судом, армией.
Позже искусство
Можно высказать предположение, что ранние государства в долине Ганга возникают во второй половине II тысячелетия до н. э. Более точная датировка при настоящем уровне изучения древней истории Индии невозможна.
Постепенно стало определяться деление всех прежде равноправных свободных на группы, неравные по своему общественному положению, правам и обязанностям. Эти общественные группы назывались варнами. Родоплеменная аристократия, захватившая монополию на прежде выборные общественные должности, составила две привилегированные варны — брахманов, в которую вошли знатные жреческие роды, и кшатриев, в которую вошла военная знать. Этим двум варнам противостояла основная масса свободных общинников, составлявшая третью варну— вайшьев. В источниках сохранились упоминания о борьбе между брахманами и кшатриями за политическое преобладание, так же как и о сопротивлении, которое вайшьи оказывали брахманам и кшатриям, пытавшимся поставить племенное управление на службу интересам богатого меньшинства.
Всё более частые войны и усиление
имущественного и общественного
неравенства привели к
Процесс образования варн был длительным. Ещё в период Ригведы варн не было; упоминание об их происхождении находится только в одном из гимнов её позднейшей (X) книги. Когда окончательно сложилось рабовладельческое государство, деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком, результатом божественного промысла и, таким образом, было освящено религией. По наиболее распространённой богословской версии, бог-творец всего существующего — Брахма — сотворил брахманов из своих уст, кшатриев — из рук, вайшьев— из бёдер и шудр — из ступней.
Границы между варнами, особенно между
первыми тремя, резко обозначились
только с течением времени. Это выразилось
в ограничении возможности
Для каждой варны идеологами господствующего класса была сформулирована своя дхарма, т.е. закон образа жизни. Государственное управление оставалось в ведении двух высших варн, причем исполнение жреческих обязанностей было привилегией брахманов, военное дело—кшатриев. Вайшьям было предписано заниматься земледелием, скотоводством, ремёслами и торговлей. Шудрам предписывалось находиться в услужении у трёх высших варн. Позднее вайшьи стали мало отличаться от шудр вследствие дальнейшего падения роли свободных общинников в общественной жизни. Линия раздела стала тогда проходить уже между знатью — брахманами и кшатриями, с одной стороны, и простонародьем — вайшьями и шудрами — с другой.
Значительные изменения
Для изучения истории Северной Индии с середины II—до середины I тысячелетия до н. э. основным источником являются древнейшие памятники литературного творчества — «Веды» (ставшие позже священными книгами), составленные на языке индоевропейской языковой семьи, условно называемом в науке «ведийским санскритом», а также материалы эпических сказаний «Махабхараты» и «Рамаяны».
Слово веда значит «знание», в смысле
«священное знание». К Ведам обычно
относят ряд разнообразных
Ригведа — древнейший и наиболее важный источник — в окончательном виде сложилась, как показывают встречающиеся в ней географические наименования, в Пенджабе и в верхней части долины Ганга. Самхита Ригведы в том виде, в каком она дошла до нас, сложилась в конце II тысячелетия до н.э., но основная масса содержащихся в ней гимнов (всего более тысячи), вероятно, уже существовала в середине II тысячелетия до н.э., а некоторые из них, возможно, являются ещё более древними. Более поздняя ведическая литература свидетельствует, что ко времени составления Ригведы центр индийской культуры переместился из долины Инда несколько к юго-востоку — в район междуречья Ганга и Джамны.
Период жизни населения Индии, нашедший своё отражение в ведической литературе, охватывает много сотен лет, поэтому данные об экономике и общественной жизни, содержащиеся в Ригведе, в некоторых отношениях существенно отличаются от более поздних данных, содержащихся в Брахманах, которые, по всей вероятности, были составлены уже в первые века I тысячелетия до н. э.
В индийской философии веды описываются так. Веды являются древнейшими памятниками человеческого разума, которыми мы располагаем. Вильсон пишет: «Когда тексты Риг и Яджурведы будут полными, мы будем иметь достаточно материалов для уверенной оценки полученных результатов и действительных условий политической и религиозной жизни индусов в период существования самой древней из известных нам социальных организаций, более древней, чем начало греческой цивилизации, предшествующей той, о которой свидетельствуют ныне обнаруженные древнейшие следы Ассирийской империи, современной, быть может, периоду составления древнейших памятников еврейской письменности и уступающей по давности лишь периоду египетских династий, о которых, однако, нам известно немного, за исключением ничего не говорящих имен; веды дают нам обильный материал, касающийся всего самого интересного в мышлении древности».