Исторические условия возникновения рабовладельческого государства и права в Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 22:20, реферат

Описание работы

Данные современной науки позволяют показать важное историческое значение в далёкой древности одной из величайших стран мира — Индии, установить истоки её цивилизации. Уже во второй половине III тысячелетия до н.э. в Индии существовало рабовладельческое общество, была известна письменность, был достигнут относительно высокий уровень культуры.
Название Индия произошло от наименования крупнейшей реки на северо-западе этой страны. Древние индийцы называли её Синдху; это слово у древних персов звучало — Хинду, а у древних греков — Индос. Страну, расположенную в бассейне этой реки и к востоку от неё, в Европе уже в древности стали называть Индией. (На языке хинди — Бхарат). У самих древних индийцев общепринятого названия для всей страны не было.

Файлы: 1 файл

Исторические условия возникновения рабовладельческого государства и права в Индии.docx

— 18.93 Кб (Скачать файл)

Исторические условия  возникновения рабовладельческого государства и права в Индии

 

Данные современной науки позволяют  показать важное историческое значение в далёкой древности одной  из величайших стран мира — Индии, установить истоки её цивилизации. Уже  во второй половине III тысячелетия до н.э. в Индии существовало рабовладельческое общество, была известна письменность, был достигнут относительно высокий уровень культуры.

Название Индия произошло от наименования крупнейшей реки на северо-западе этой страны. Древние индийцы называли её Синдху; это слово у древних  персов звучало — Хинду, а у  древних греков — Индос. Страну, расположенную в бассейне этой реки и к востоку от неё, в Европе уже в древности стали называть Индией. (На языке хинди — Бхарат). У самих древних индийцев общепринятого  названия для всей страны не было.

Раскопки в долине Инда показали, что здесь уже в III-II тысячелетиях до н. э. существовала яркая и самобытная цивилизация. В 20-х годах XX в. здесь было обнаружено несколько поселений городского типа, имеющих ряд сходных черт. Культура этих поселений была названа культурой Хараппы, по имени населённого пункта в провинции Пенджаб, вблизи которого было открыто первое из этих городских поселений. Раскопки проводились также в Мохенджо-Даро (провинция Синд), археологическое изучение которого дало наиболее значительные результаты.

Расцвет культуры Хараппы относится  к концу III тысячелетия до н. э. Предшествующие этапы её развития почти неизвестны, так как нижние культурные слои основных поселений ещё не исследованы. Можно предположить лишь, что к началу III тысячелетия до н.э. уже начался процесс хозяйственного освоения долины Инда.

В Индии во второй половине II тысячелетия до н.э. наряду с упадком древней цивилизации в долине Инда возникают и развиваются классовые общества в долине Ганга и в областях, примыкающих к ней с юга и юго-запада. Рассматриваемый период ознаменовался новыми крупнейшими достижениями в области производства и созданием величественных памятников духовной культуры.

Развитие производительных сил  неизбежно повлекло за собой коренные изменения в общественных отношениях. Они сказались в том, что пахотная земля начала переходить во владение отдельных семей, причём племенная  верхушка захватывала большие и  лучшие участки. Военнопленных уже  не истребляли, а превращали в рабов. Даже в Ригведе упоминается иногда большое количество рабов. Всё более  обогащавшаяся общинная верхушка стала  закабалять и порабощать обедневших общинников. Дальнейшее развитие неравенства  привело общество к расколу на классы — рабов и рабовладельцев. Владение рабами стало одним из важнейших  показателей богатства и высокого положения в обществе.

Термином для обозначения раба стало слово даса, основное значение которого первоначально было «враг», «чужак». Происхождение этого термина, несомненно, указывает на то, что первыми рабами были военнопленные. Рабство постепенно распространялось всё шире, число рабов росло. Обращение военнопленных в рабство стало делом самым обычным. Существовало, по-видимому, и долговое рабство, но оно было ещё очень редким явлением. Иногда обнищавшие свободные продавали в рабство своих детей или самих себя. Дети рабынь считались рабами; впрочем, если они были рождены от хозяина, то часто ничем не отличались по своему положению от других его детей.

Данные о применении труда рабов  очень скудны. Чаще всего рабы упоминаются  как домашние слуги, но это объясняется, видимо, характером источников (религиозная  литература, эпос).

Рабы находились на положении, мало отличающемся от положения домашнего  скота. Их продавали, дарили, передавали вместе с другим имуществом как приданое. Они передавались зависимыми царями в качестве дани. В источниках сохранились  воспоминания о человеческих жертвоприношениях, причём в жертву приносились также  рабы. Слова «раб», «сын рабыни» считались  ругательствами. Рабы исполняли самые  тяжёлые работы, подвергались избиениям, заковывались в цепи и т. п. Судя по данным ведической литературы, в Северной Индии на рубеже I тысячелетия до н. э. существовало большое число племенных союзов, а также мелких примитивных государств. О частых войнах индийских племён свидетельствует ещё Ригведа. Все члены данного племени именовались в гимнах арья, что значит «благородный»; людей же враждебных племён, независимо от их этнической принадлежности, называли дасью или даса, что значило «враг». Основная масса рядовых общинников сражалась в пешем строю; племенная знать — на колесницах.

С усилением общественного неравенства  военный вождь племени (раджа), который  ранее выбирался собранием и  мог быть смещён им, все более  возвышался над племенем, подчиняя себе органы племенного управления, в  то время как главы общин по своему значению в общественной жизни  отходили на второй план, превращаясь  в одно из низших звеньев аппарата управления в нарождающемся государстве. Опираясь на родо-племенную аристократию, раджа отныне имел возможность заставить  племенное собрание провести угодное  ему решение. В источниках имеются  упоминания о кровавой борьбе за эту  должность между представителями  знатных и могущественных родов  в племени. Со временем должность  раджи становится наследственной. Одновременно росла роль брахманов, ранее бывших в общине простыми исполнителями  религиозного ритуала и магических обрядов, а теперь постепенно превращавшихся в профессиональных жрецов.

Вместе с тем органы племенной  администрации постепенно превращаются в органы господства и угнетения. Возникает государство с его  аппаратом управления и принуждения  — с правительством, судом, армией. Позже искусство государственного управления стало называться данданити  — «наука о наказании». Занятие  высших должностей в государственной  администрации — царского жреца, сборщика налогов и дани, казначея, астролога, а также командных  постов в войске и т. д.— было привилегией  рабовладельческой знати.

Можно высказать предположение, что  ранние государства в долине Ганга  возникают во второй половине II тысячелетия до н. э. Более точная датировка при настоящем уровне изучения древней истории Индии невозможна.

Постепенно стало определяться деление всех прежде равноправных свободных  на группы, неравные по своему общественному  положению, правам и обязанностям. Эти  общественные группы назывались варнами. Родоплеменная аристократия, захватившая монополию на прежде выборные общественные должности, составила две привилегированные варны — брахманов, в которую вошли знатные жреческие роды, и кшатриев, в которую вошла военная знать. Этим двум варнам противостояла основная масса свободных общинников, составлявшая третью варну— вайшьев. В источниках сохранились упоминания о борьбе между брахманами и кшатриями за политическое преобладание, так же как и о сопротивлении, которое вайшьи оказывали брахманам и кшатриям, пытавшимся поставить племенное управление на службу интересам богатого меньшинства.

Всё более частые войны и усиление имущественного и общественного  неравенства привели к появлению  большого количества людей, не являвшихся членами общин. Этих людей называли шудрами. Это были отбившиеся от своего племени люди, потомки побежденных  в обычных в этот период межплеменных войнах, вытесненных с мест, где  они ранее жили, и лишённых, таким  образом, основного средства производства — земли, и т.д. В период расцвета первобытно-общинного строя подобные «чужаки» или просто не принимались  в общину и этим обрекались на гибель, или принимались и становились  равноправными общинниками. Когда  появилось общественное неравенство, чужаки если и принимались в общину, то равных со свободными общинниками  прав не получали. Они не допускались  к решению общественных дел и  не участвовали в племенном собрании, так же как и в племенном  культе: они не проходили обряда посвящения — «второго рождения», на которое имели право только свободные  члены общины, называвшиеся «дважды  рожденными», в отличие от «единожды  рожденных» шудр. Шудры составляли четвёртую, низшую варну.

Процесс образования варн был длительным. Ещё в период Ригведы варн не было; упоминание об их происхождении находится  только в одном из гимнов её позднейшей (X) книги. Когда окончательно сложилось рабовладельческое государство, деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком, результатом божественного промысла и, таким образом, было освящено религией. По наиболее распространённой богословской версии, бог-творец всего существующего — Брахма — сотворил брахманов из своих уст, кшатриев — из рук, вайшьев— из бёдер и шудр — из ступней.

Границы между варнами, особенно между  первыми тремя, резко обозначились только с течением времени. Это выразилось в ограничении возможности смешанных  браков даже между «дваждырожденными» различных варн, тогда как первоначально  вступать в брак между собой запрещалось, по-видимому, только шудрам и «дважды  рожденным». Основой системы варн являлось закрепление уже сложившегося общественного неравенства и  установление порядка привилегированности, согласно которому высшей считалась  варна брахманов, за ней шла варна  кшатриев, затем — вайшьев и, наконец, — шудр. Так, если за убийство брахмана полагалось определённое материальное возмещение, как искупление греха, то за убийство кшатрия полагалась одна четвёртая его часть, за убийство вайшьи — одна восьмая, а за убийство шудры — одна шестнадцатая. За проступки  члена высшей варны по отношению  к члену низшей полагалось наказание  несравненно более мягкое, чем  в обратном случае. Переход из одной  варны в другую запрещался, так  как принадлежность к варне определялась рождением. Впрочем, фактический переход  из варны в варну всё же имел место.

Для каждой варны идеологами господствующего  класса была сформулирована своя дхарма, т.е. закон образа жизни. Государственное  управление оставалось в ведении  двух высших варн, причем исполнение жреческих  обязанностей было привилегией брахманов, военное дело—кшатриев. Вайшьям  было предписано заниматься земледелием, скотоводством, ремёслами и торговлей. Шудрам предписывалось находиться в  услужении у трёх высших варн. Позднее  вайшьи стали мало отличаться от шудр вследствие дальнейшего падения  роли свободных общинников в общественной жизни. Линия раздела стала тогда  проходить уже между знатью —  брахманами и кшатриями, с одной  стороны, и простонародьем — вайшьями и шудрами — с другой.

Значительные изменения произошли  и в семейных отношениях. Пережитки  материнского рода сохраняются у  некоторых народов Индии до сих  пор, но в долине Ганга уже в  ведический период существовала патриархальная семья. Слово пати («муж») имело значение — господин, владыка. В царских  семьях обычным явлением было многоженство. Если в первобытной общине женщина, и в частности мать, занимала видное положение, то с течением времени  она потеряла право участвовать  в племенном собрании, так же как  и право наследования имущества. Положение даже жены и матери хозяина  дома стало мало чем отличаться от положения рабыни. Столь же бесправными  перед лицом деспотической власти мужчины — главы семьи— стали  и дети, которых отец мог как  угодно наказать, продать, прогнать из семьи и т. д.

Для изучения истории Северной Индии  с середины II—до середины I тысячелетия до н. э. основным источником являются древнейшие памятники литературного творчества — «Веды» (ставшие позже священными книгами), составленные на языке индоевропейской языковой семьи, условно называемом в науке «ведийским санскритом», а также материалы эпических сказаний «Махабхараты» и «Рамаяны».

Слово веда значит «знание», в смысле «священное знание». К Ведам обычно относят ряд разнообразных литературных памятников религиозного содержания. Основными из них являются четыре сборника (самхиты): «Риг-веда» —  Ведагимнов, «Самаведа» — Веда напевов, «Яджурведа» — Веда молитв и жертвенных формул, «Атхарваведа»—Веда заклинаний. Каждая из самхит имеет свои ритуальные комментарии — Брахманы, составленные много позже, когда религиозный  культ значительно усложнился, а  многие из текстов Вед стали уже  непонятными. Одновременно комментарии  эти имели целью приспособить Веды к меняющимся общественным отношениям. К ведической литературе относятся  также и более поздние религиозно-философские  комментарии — Араньяки и Упанишады.

Ригведа — древнейший и наиболее важный источник — в окончательном  виде сложилась, как показывают встречающиеся  в ней географические наименования, в Пенджабе и в верхней части  долины Ганга. Самхита Ригведы в  том виде, в каком она дошла  до нас, сложилась в конце II тысячелетия до н.э., но основная масса содержащихся в ней гимнов (всего более тысячи), вероятно, уже существовала в середине II тысячелетия до н.э., а некоторые из них, возможно, являются ещё более древними. Более поздняя ведическая литература свидетельствует, что ко времени составления Ригведы центр индийской культуры переместился из долины Инда несколько к юго-востоку — в район междуречья Ганга и Джамны.

Период жизни населения Индии, нашедший своё отражение в ведической литературе, охватывает много сотен  лет, поэтому данные об экономике  и общественной жизни, содержащиеся в Ригведе, в некоторых отношениях существенно отличаются от более  поздних данных, содержащихся в Брахманах, которые, по всей вероятности, были составлены уже в первые века I тысячелетия до н. э.

В индийской философии веды описываются  так. Веды являются древнейшими памятниками  человеческого разума, которыми мы располагаем. Вильсон пишет: «Когда тексты Риг и Яджурведы будут  полными, мы будем иметь достаточно материалов для уверенной оценки полученных результатов и действительных условий политической и религиозной  жизни индусов в период существования  самой древней из известных нам  социальных организаций, более древней, чем начало греческой цивилизации, предшествующей той, о которой свидетельствуют  ныне обнаруженные древнейшие следы  Ассирийской империи, современной, быть может, периоду составления  древнейших памятников еврейской письменности и уступающей по давности лишь периоду  египетских династий, о которых, однако, нам известно немного, за исключением  ничего не говорящих имен; веды дают нам обильный материал, касающийся всего самого интересного в мышлении древности».

Информация о работе Исторические условия возникновения рабовладельческого государства и права в Индии