Исторический портрет Александра Невского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 16:35, реферат

Описание работы

Время не сохранило для нас сколько-нибудь точного портрета князя Александра. Неизвестно, был ли он высок ростом или низок, красив или уродлив, строен или кривобок. Но часто случается, что добрая память о человеке заставляет самых отдаленных потомков представить его прекрасным. Слава Святого Александра Невского столь велика, что иконописцы и живописцы, ничего не зная о его настоящем облике, из века в век творят образ могучего воина с совершенными чертами лица.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...………2
1. Эпоха Александра Невского…………………………………………………3
2. Происхождение и родословная Александра Невского. Его детство…......4
3. Невская битва 1240 года……………………………………………………...7
4. Ледовое побоище 1242 года ………………………………………………..10
5. Набеги Литвы………………………………………………………………...13
6. Александр Невский и русско-ордынские отношения……………………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..18
Приложения……………………………………………………………………..21
Список используемой литературы…………………………………………….24

Файлы: 1 файл

0981817_3BD19_istoricheskii_portret_aleksandra_nevskogo.docx

— 597.51 Кб (Скачать файл)

     В последние  дни своей беспокойной жизни,  когда часы его были сочтены  “Александр захотел принять великую  схиму - самый полный вид монашеского  пострижения. Разумеется, постриг  умирающего, да еще в высшую монашескую степень – противоречило самой идеи иночества. Однако для Александра было сделано исключение. Позднее, следуя его примеру, многие русские князья перед кончиной принимали схиму. Это стало своего рода обычаем.” Изменились и методы борьбы за власть. “...борьба приняла невиданно жестокий, низменный характер. И если раньше главным средством решения княжеских споров было сражение “в чистом поле” , то теперь все чаще применялось новое, страшное оружие - донос Батыю или самому Великому хану на своего недруга.” Договор с Батыем способствовал слиянию этносов, а следовательно и слиянию характерных черт монгольского и русского народов.

     Прижизненные заслуги – далеко не все, чем славен образ Великого князя. “Князю Александру суждено было обрести вторую, посмертную жизнь. Его имя стало символом боевой доблести. Окружавший князя ореол святости, созданный митрополитом Кириллом, позволял ждать от Невского и небесного заступничества. Там, где люди истово просили чуда, - оно непременно случалось. Князь - святой вставал из гробницы и ободрял соотечественников накануне Куликовской битвы и во время страшного набега крымских татар в 1571 г. В 1547 г. он был включен в число святых, память которых отмечалась во всех без исключения храмах русской церкви. 
Особенно часто вспоминали об Александре Невском тогда, когда шла война со шведами или немцами...

 

      Почти утратив  реальные черты, Александр Невский превратился в своего рода историко-патриотическую икону. Историков, робко пытавшихся напомнить о здравом смысле, никто не желал слушать. Однако любая крайность с неизбежностью порождает другую, противоположную крайность. Создавая кумиров, люди со временем испытывают острую потребность их разрушать. По мере преодоления доверчивого идолопоклонства, как формы усвоения исторических знаний, все чаще будут появляться желающие “развенчать” Александра Невского. Что ж, каждый волен по-своему понимать то, о чем умалчивают источники...

    И все же не следует забывать, что в истории нашей страны существуют как бы два Александра Невских: умерший поздней осенью 1263 г. в Городце-на-Волге усталый, измученный болезнью человек и отброшенная им в будущее огромная тень. Человек этот был, конечно, не безгрешным, но при этом и отнюдь не худшим сыном своего жестокого века. Завершая рассказ о нем, мне хотелось бы предложить три положения, в истинности которых едва ли можно усомниться:

  • Это был полководец, успехи которого стали результатом соединения богатого военного опыта, накопленного его предками, с выдающимися личными бойцовскими качествами.
  • Это был далекий от сентиментальности политический деятель средневекового типа
  • Это был правитель, в тяжелейшее время обеспечивший своей стране десять лет мирной жизни.”

 

 

Приложения

 

Приложение 1. Послание папы Иннокентия IV князю Александру Ярославичу 15.11.1248 г. (перевод).

   Александру, сиятельному королю Новгорода. Господь отверз очи души твоей и наполнил тебя сиянием света своего, ибо, как узнали мы от нашего благословенного брата, архиепископа Прусского, легата Апостольского престола, ты преданно искал и прозорливо обрел путь, который позволит тебе весьма легко и весьма быстро достичь врат райских. Однако ключи от этих врат Господь вверил блаженному Петру и его преемникам, Римским папам, дабы они не впускали не признающих Римскую церковь, как Матерь нашей веры, и не почитающих Папу - наместника Христа, с сердцем, исполненным послушанием и радости. А потому ты, дабы не быть удаленным им от врат, не угодив Богу, всячески высказывал рвение, чтобы путем истинного послушания приобщиться к единой главе Церкви. В знак этого ты предложил воздвигнуть в граде твоем Плискове соборный храм для латинян.

   За это намерение твое мы воздаем искреннейшую хвалу Спасителю всех людей, который, никому не желая погибели, искупил грехи наши, пожертвовав собой, и смертью своей подарил нам жизнь, а множеством своих унижений даровал нам защиту от несправедливости. Мы, нежно заключая тебя как избранного сына Церкви в объятия наши, испытываем чувство умиления, равное тому чувству сладости Церкви, что ощутил ты, обретающийся в столь отдаленных краях, там, где множество людей смогут по примеру твоему достичь того же единения.

   Итак, мужайся, дражайший сын наш. Забудь прошлое, устреми все помыслы к цели более совершенной, дабы, непоколебимо и решительно храня верность Церкви, о чем мы уже говорили, и усердствуя в лоне ее, ты взрастил бы цветы сладостные, кои принесут плоды, навеки избавленные от тлена. И не думай, что подобное послушание чем-то принудительным для тебя будет. Ведь требуя его, мы ждем от человека одной только любви к Богу и возрастания праведности. Ибо, покинув тело, он, по заслугам своим, будет причислен к лику праведных и внимет туда, где сияет свет неземной и где яства сладкие, коими нельзя пресытиться, и где крепки объятия милосердной любви, коей нельзя насытиться.

   Кроме того, вышеупомянутый архиепископ желает навестить тебя. Поэтому мы обращаемся к твоему Королевскому величеству с молениями, предостережениями и настойчивыми просьбами, дабы ты подобающим образом принял его как выдающегося члена Церкви, дабы ты отнесся к нему благосклонно и с уважением воспринял то, что он посоветует тебе ради спасения твоего и твоих подданных. Мы же, следуя совету того же архиепископа, позволяем тебе воздвигнуть упомянутый храм.

Писано в Лионе, в XVII Календы октября, года VI.

Приложение 2. Послание папы Гонория III королям Руси 17.01.1227 г. (перевод).

    Всем королям Руси привет и всяческие плоды благодати [шлет] Гонорий епископ, раб рабов Божиих. Радуемся во Господе, ибо, как вы слышали, послы ваши, отправленные к достопочтенному брату нашему, епископу Моденскому, нашему легату апостольского престола, смиренно просили его посетить края ваши, ибо, желая здраво внимать спасительному учению, вы готовы полностью отказаться от всех заблуждений, которые совершили, как было сказано, из-за недостатка проповедников, за что Господь, разгневавшись на вас, доныне подвергал вас многим бедствиям, и ждет вас еще более тяжелое несчастье, если не сойдете с тропы заблуждений и не вступите на путь истины. Ведь чем дольше будете коснеть в заблуждении, тем больших напастей вам следует страшиться. Потому, даже если и не гневается Господь ежедневно, то все же над теми, кто пренебрегает крещением, навис, наконец, меч его возмездия. Итак, желая от вас получить подтверждение, хотите ли вы принять легата Римской церкви, чтобы под воздействием его здравых наставлений вы постигли истину католической веры, без которой никто не спасется, всех вас настойчиво просим, увещеваем и умоляем, чтобы об этом желании вашем сообщили нам в посланиях и через надежных послов. Пока же, поддерживая прочный мир с христианами Ливонии и Эстонии, не мешайте распространению веры христианской и тогда не вызовете негодования божественного апостольского престола, который при желании легко может воздать вам возмездием. Но лучше, если бы, соблюдая истинное послушание и божественные обряды, при всепрощении Господнем вы заслужили бы от обоих милость и любовь.

Дано в Латеране, XVI Календы февраля, год XI [понтификата  нашего].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3. Карта Невской битвы 1240 года

 

Приложение 4. Карта ледового побоища 1242 года

Список используемой литературы

 

  1. Гумилев Л. Н. От Руси до России: Очерки этнической истории. - Спб: Юна, 1992.
  2. ЖИТИЕ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра.
  3. Ипатьевская летопись//Полное собрание русских летописей.               М.: Изд-во вост. лит., 1962. - Т. 2.
  4. Кирпичников  А.Н. Статья:  «НЕВСКАЯ БИТВА 1240 ГОДА И ЕЕ ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ»
  5. Летопись по Лаврентьевскому списку: Повесть временных лет//Полное собрание русских летописей. - М., 1962.
  6. Матузова В.И., Назарова Е.Л.  Крестоносцы и Русь.

М., 2002. С. 219-220

  1. Нечволодов А. СКАЗАНИЯ О РУССКОЙ ЗЕМЛЕ; Москва, ЗАО «Сварог и  К»,  1997.Ч.1, 2; К.1
  2. НОВГОРОДСКАЯ ПЕРВАЯ ЛЕТОПИСЬ Издательство Академии Наук СССР Москва — Ленинград 1950
  3. Памятники литературы Древней Руси. XIII век / Пер. В.И. Охотниковой. М., 1981. С. 426-439.
  4. Послание папы Гонория III королям Руси 17.01.1227 г.
  5. Послание папы Иннокентия IV князю Александру Ярославичу 15.11.1248 г.
  6. Энциклопедия для детей, том 5. ИСТОРИЯ РОССИИ. От древних славян до Петра Великого. Москва, «Аванта+», 1997

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Исторический портрет Александра Невского