Исторический портрет Алексея Михайловича

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 16:12, реферат

Описание работы

Многие исследователи рассматривают XVII век как подготовительный период к кардинальному перелому российской истории, совершившемуся при Петре I. Особо важную роль в этом вопросе сыграло царствование Алексея Михайловича, длившееся с 1645 г. по 1676 г.

Содержание работы

Введение 3
Основная часть. 4
Воспитание Алексея Михайловича. 4
Темперамент и характер Алексея. 5
Взгляды Алексея. 10
Заключение. 14
Список использованных источников. 15

Файлы: 1 файл

история.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)

      Мягкость  характера и желание угодить  окружающим очень часто проявлялись в поступках Алексея. Например, очень хорошо зная цену своему тестю, боярину Милославскому, но не желая огорчать свою любимую жену, царь не удалял тестя ни от двора, ни от дел.

      Очень сильно нерешительность Алексея  проявилась в его отношениях с  патриархом Никоном. Последний переступил в своем стремлении к власти всякие границы, и царь вполне соглашался с близкими боярами, что пора положить конец стремлениям святителя, но в то же самое время он писал Никону очень любезные письма, в которых оправдывал свои действия.

      "Тишайший  царь" был очень похож на  своего отца в том отношении,  что очень легко попадал под  влияние сильной и энергичной  личности из числа приближенных. Наибольшим влиянием за время  царствования Алексея Михайловича  пользовались: царский воспитатель и друг, боярин Морозов; патриарх и "собинный" (особенно близкий) друг царя Никон; тесть царя, боярин Милославский; затем Ртищев, Ордин-Нащокин и Артамон Сергеевич Матвеев, дядя и опекун второй супруги царя, Натальи Кирилловны Нарышкиной. Следует отметить что все преречисленные личности, кроме Милославского являлись передовыми и наиболее просвещенными людьми московского общества семнадцатого века.

      В домашней жизни как с первой, так  и со второй супругой Алексей был  примерным семьянином и любящим  мужем. Во время вынужденных отлучек из дома вся его переписка с членами семьи указывает на его чрезвычайно теплое отношение к ним. B ноябре 1654 года во время первой польской кампании, назначив свидание со своей семьей в Вязьме, он пишет им: "Я радуюсь свиданию с вами как слепой радуется увидеть свет". [3.,C.353]

      

  • Взгляды Алексея.
  •       Во  взглядах Алексея на жизнь также  проявлялась двойственность. С одной  стороны он был приверженцем старинных  традиций и этого требовал от своих  подчинненых, а с другой постепенно втекающая в жизнь страны западноевропейская мысль тянула его к чуждым для древнерусского монарха развлечениям. Многое в мировозрении Алексея объясняется его воспитанием, в котором уже присутствовала эта двоякость.

          Свято почитая все заветы старины, Алексей  Михайлович любил древнерусский уклад жизни, и мог служить блестящим примером исполнителя всех традиций и обычаев старинного московского общества. Алексей Михайлович отличался глубокой и искренней религиозностью, которая выражалась удивительно точным знанием и строгим исполнением всех предписаний церковного устава. Он досконально знал церковный устав. Историки описывают один случай, подтверждающий его ревностное исполнение всех правил богослужений.

          В один из приездов в Савво-Сторожевский монастырь царя с ним вместе прибыл антиохийский патриарх Макарий. Это был праздник в честь Св.Саввы - покровителя обители. Перед чтением жития Св.Саввы чтец произнес обычные слова: "Благослови, отче!" - обращаясь таким образом к священнику. Однако по уставу, если в храме находится высшее духовное лицо, патриарх, митрополит или архиерей, чтец должен испрашивать благословения у него, а не как обычно, у священника. Внимательно слушая все произносимое на богослужении, Алексей Михайлович, не выдержал такого нарушения и крикнул чтецу: "Что ты говоришь, мужик: благослови, отче!? Говори: благослови, владыко!"

          Соловьев  очень подробно описывает порядки  празднования церковных торжеств в  Москве, в которых непосредственно  принимал участие Алексей. В царствование Алексея Михайловича ни один большой праздник в Москве не проходил без участия самого царя. В Великие праздники, как Пасха, Рождество царь обязательно присутствовал на службах, устраивал званные обеды, дарил подарки патриарху. В Вербное воскресенье был очень интересный обычай, в некотором смысле повторявший описанный  в Евангелие вход Господень в Иерусалим. Царю приводили осла и патриарх в полном святительском облачении салился на него. "Царь ведет осла по конец повода, подле несут царский жезл, вербу, свечу, полотенце; …по обе стороны стрельцы несут сукна разноцветные и постилают по пути". [6.,C.258] На Крещенье Алексей Михайлович, окруженный многочисленными служилыми людьми и боярами, в пышных праздничных нарядах из года в год совершал торжественный выход на Иордань.

          Кроме того, Алексей Михайлович старался не пропустить праздничные службы в подмосковных монастырях. Например, он обязательно ездил в Чудов монастырь на 20 мая, день Алексия митрополита; в Троицкий монастырь на праздник св.Сергия; на свои именнины непременно бывал Алексеевском монастыре. Так же как пишет Соловьев "великий государь ходил часто на богомолье в города: Можайцск, Боровск, Звенигород, Кашин, Углич, к Николе на Угрешу…" [Там же,C.259]

          Религиозность царя проявлялась однако не только в доскональном знании устава и в непосредственном участии в церковных торжественных службах, но и в повседневной жизни Алексей Михайлович соблюдал правила, предписанные церковью.  Царь много молился и посещал службы. Когда он жил в Москве, то ежедневно, с самого раннего утра был в храме как на заутрене, так и на обедне. "В церкви он стоял часов по пяти а то и по шести сряду, клал по тысяче земных поклонов, а в иные дни и полторы тысячи" [4.,C.110] Находясь в храме, царь принимал участие в церковных чтениях и пении, ставил свечи и следил за правильностью богослужения.

          Кроме того, Алексей Михайлович очень строго соблюдал церковные посты. " …  в великий и успенский пост по воскресеньям, вторникам, четвергам  и субботам царь вкушал раз в день, и кушанье его состояло из капусты, груздей и ягод - все без масла; по понедельникам, средам и пятницам во все посты он не ел и не пил ничего"[Там же] - так пишет о нем Ключевский.

          Его концепция мира была исключительно  религиозная. Обо всем он судил с  этой точки зрения. Среди всех забот, волновавших его, Алексея Михайловича больше всего волновала забота о спасении души. Он очень часто, по словам Валишевского, говорит о своих грехах, испытывает постоянные угрызения совести. [3.,C.350].

          Набожность  Алексея оказывала влияние и  на его отношение к власти, которая, по его мнению была ему завещана, как наместнику Божьему, причем он обязан судить людей по справедливости. Ключевский приводит следующие слова Алексея: "Бог благословил и предал нам, государю, править и рассуждать люди своя на востоке и на западе и на юге и на севере вправду". [4.,C.110]

          Из  этих слов понятно, что царь заботился  не только о спасении своей собственной  души, но и о душах своих подданных. Соловьев приводит целый ряд приказаний царя относительно следования церковным  правилам. Например: в 1659 году было приказано всем соблюдать пост на Страстной седмице; в 1660 году соблюдать Филиппов пост и каждый день ходить на службу в церковь. Был также издан указ еще в начале царствования о запрете работать в воскресные и праздничные дни. Нужно было заканчивать всю работу вечером в субботу, до вечерней службы в храмах. "В воскресенье, господские праздники  и великих святых приходить в церковь и стоять смирно…"[6.,C.343]. Кроме этого запрещалось гадать, играть в карты и шахматы, качаться на качелях, петь непристойные песни и многое другое. За все грозило наказание: "если не послушаются, бить батогами…" [Там же, С.344] Был даже такой случай, когда царь от слов перешел к делу. В 1669 году князя Григория Оболенского царь велел послать в тюрьму за то, что у него в воскресный день крестьяне работали, а сам князь говорил скверные слова.

            Несмотря на приверженность старинному жизненному укладу, Алексей Михайлович был весьма восприимчив к новым веяниям западной культуры. Например, одной из любимых забав царя была соколиная охота. При дворе содержался многочисленный штат разных ловчих, кречетников и их помощников. На дворцовых голубятнях имелось до 100 тыс. гнезд на корм "охотной" птице. Специально для содержания кормчих был установлен налог. Охота была для Алексея Михайловича настоящим праздником. На царскую "потеху" сокольники выезжали в нарядных одеждах: в ярких цветных кафтанах, в дорогих горностаевых и лисьих шапках.

          Общаясь с приверженцами западного образа жизни, Алексей Михайлович попадал  под их влияние. Особое место среди них занимал Артамон Сергеевич Матвеев. С ним Алексей близко сошелся после смерти своей первой жены. Среди русских людей второй половины семнадцатого века Матвеев был несомненно самым горячим приверженцем европейского образования и европейского уклада жизни. Он был едва ли не первым среди дворян женившимся на шотландке из московской немецкой слободы, урожденной Гамильтон, принявшей православие под именем Евдокии Григорьевны.

          В доме Матвеева, где часто бывал  царь после семейного горя, были другие порядки, непохожие на обычаи, предписанные московской стариной. Обычно женщины проводили жизнь в теремах и очень редко встречались с мужчинами, в доме же Матвеева его жена, иностранка по всем своим взглядам, нисколько не стеснялась показываться в мужском обществе. В таких же понятиях воспитывалась и будущая жена царя - Наталья Кирилловна Нарышкина.

          Брак  с Нарышкиной внес большие перемены во весь строй придворной жизни. Царица позволяла себе появляться на улицах Москвы в открытом экипаже, что было ранее непозволительно. С ее приходом во дворце появились театральные представления. В комедиях играли немцы и люди Матвеева, под предводительством Иогана Годфрида. Соловьев пишет об этом: "в 1673 году Матвеев приказал в Новомещанской слободе из мещанских детей выбрать 26 человек в комидианты и отвести в Немецкую слободу к магистру Годфриду" [6.,C.:354-355]. Так образовалось первое театральное училище.

          Кроме театральных забав царь часто  устраивал шумные вечера. И хотя, как было сказано выше, он запрещал праздную жизнь своим подданным, есть сведения, что сам царь любил повеселиться. Вот как описывает один из таких вечеров у государя 21 октября 1674 года Соловьев: "… ели все бояре без мест, думные дьяки и духовник. После кушанья изволил себя тешить всякими играми, играл в органы немчин, и в сурну, и в трубы трубили, и в суренки играли, и по накрам, и по литаврам били; жаловал духовника, бояр и дьяков думных, напоил их всех пьяных, поехали в двенадцатом часу ночи". [Там же,С.345]

          По  своим взглядам на жизнь Алексей  был безусловным оптимистом. Алексей любил, чтобы вокруг него все были веселы. В светских разлечениях, которые он себе позволял, в театре или в охоте он видел лишь полезное средство для разгона скуки. По его мнению, Бог хочет, чтобы люди были довольными и они оскорбляют его, если предаются неумеренной печали. Он отказывался от мысли, что жизнь - это тяжелейшее испытание. Наоборот, гармонично сочетая посты и посещение церковных служб с веселыми вечерами, возможно было, по его мнению, достичь врат вечности. 

          Заключение.

          Рассмотрев характер и мировоззрение Алексея Михайловича, можно сделать следующий вывод: двойственность, присутствовавшая в его воспитании и различные течения в русском обществе семнадцатого века несомненно повлияли и на него самого. Он проявлял и приверженность старому образу жизни, и тяготел к новшествам одновременно, стараясь это гармонично сочетать в своей жизни.

          Не  смотря на свою нерешительность и  пассивный характер, он во многом способствовал  подготовке России к реформам Петра. Сравнивая личные качества Алексея Михайловича и Петра, самые разные исследователи отмечали незаурядные черты характера первого; некоторые (В. О. Ключевский и С. М. Соловьев, например) рассматривали Алексея Михайловича как наиболее выдающегося и привлекательного по своим личным качествам представителя древней Руси, признавая одновременно, что столь недюжинная натура мало проявила себя в государственной деятельности. 

          Конечно, благодаря своему мягкому характеру  Алексей Михайлович часто попадал  под влияние приближенных к нему людей, приверженцев западной мысли. Но так же и будучи человеком очень любознательным, он не мог быть в стороне от новых течений в обществе. Западноевропейские порядки его привлекали. Он ездил на немецкой карете, брал с собой жену на охоту, развлекался театральными представлениями. Но, как очень точно описывает Ключевский поведение царя: "Он был не прочь срывать цветки с иноземной культуры, но не хотел марать рук в черной работе ее посева на русской почве". [4.,C.116]

          Список  использованных источников.

    1. Трехсотлетие дома Романовых. 1613-1913: Репринтное воспроизведение юбилейного издания 1913 года. - М.: Современник, 1990. - 300с.
    2. Божерянов, И.Н. Романовы. 300 лет служения России. - М.: Белый город, 2007. - 672с.
    3. Валишевский, К. Первые Романовы. - М.: СП "Квадрат", 1993. - 373с.
    4. Ключевский, В.О.  Исторические портреты. - М.: Правда, 1990. - 623с.
    5. Платонов, С.Ф. Учебник русской истории. - М.: Прогресс, 1992. - 400с.
    6. Соловьев, С.М. Чтения и рассказы по истории России. - М.: Правда, 1989. - 766с.

    Информация о работе Исторический портрет Алексея Михайловича