Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 12:52, контрольная работа
Временем просвещенного абсолютизма называют обычно несколько десятилетий европейской истории перед Французской революцией 1789 года.
Представители просвещенного абсолютизма - Иосиф II в Австрии, Фридрих II в Пруссии, Екатерина II в России (до начала 70-х гг. XVIII в.) и др., используя популярность идей французского Просвещения, изображали свою деятельность как «союз философов и государей». Просвещенный абсолютизм был направлен на утверждение господства дворянства, хотя некоторые реформы способствовали развитию капиталистического уклада. Важной чертой политики просвещенного абсолютизма было стремление монархов ослабить остроту социальных противоречий путем совершенствования политической надстройки [4].
Изменив областные границы,
учреждение о губерниях изменило
и устройство областного управления.
До 1775 года главным органом управления
в губерниях, провинциях и уездах
были губернаторы и воеводы со
своими канцеляриями. Земский элемент,
введенный в областное
В каждом губернском городе были установлены :
1. Губернское правление во главе с губернатором. Имело административный характер, представляло правительственную власть, являлось ревизором всего управления.
2. Палаты уголовная и гражданская - высшие органы суда в губернии.
3. Палата казенная - орган финансового управления.
Все эти учреждения имели коллегиальный характер, но реально вся власть принадлежала губернатору.
4. Верхний земской суд - судебное место для дворянских тяжб и для суда над дворянами.
5. Губернский магистрат
- судебное место для лиц
6. Верхняя расправа - судебное
место для однодворцев и
Эти суды имели коллегиальный характер, состояли из председателей -коронных судей и заседателей, представителей того сословия, делами которых занималось учреждение. Эти учреждения считались сословными, но действовали под руководством коронных чиновников.
7. Совестной суд - для решения тяжб и для суда над невменяемыми преступниками и непреднамеренными преступлениями .
8. Приказ общественного призрения - для устройства школ, богаделен, приютов и т.п.
В обоих этих местах председательствовали коронные чиновники, заседали представители всех сословий и ведались лица всех сословий. Так, не будучи сословными, эти учреждения не были бюрократическими.
В каждом уездном городе находились:
1. Нижний земский суд
- ведавший уездную полицию и
администрацию, состоявший из
исправника (капитана-исправника) и
заседателей; и тот, и другие
избирались из дворян уезда.
Исправник считался
2. Уездный суд - для дворян, подчиненный Верхнему земскому суду.
3. Городской магистрат
- судебное место для горожан,
подчиненное губернскому
4. Нижняя расправа - суд для государственных крестьян, подчиненный верхней расправе.
Все эти учреждения по своему составу были коллегиальными и сословными местами (из лиц того сословия, дела которого ведали); только председатель нижней расправы был назначаем от правительства.
Такова была система местных учреждений Екатерины Второй. При обилии новых учреждений выдерживается модный в XVIII веке принцип разделения ведомств и властей: администрация в них отделена от суда, суд - от финансового управления. Местные общества получили на сословном принципе широкое участие в делах местного управления. Местная администрация приняла вид земского самоуправления, под контролем немногих правительственных лиц и бюрократических органов. Екатерина думала, что она достигла своих целей: усилила состав администрации, правильно распределила ведомства между органами управления и дала широкое участие земству в новых учреждениях. О самоуправлении говорили в комиссии 1767-1768. Но недостатком местного учреждения 1775 года явилось прежняя система в центральном управлении, обязанность руководства и общего наблюдения. Падение прежней системы в управлении центральном произошло при правлении Павла Первого и закончилось учреждением Министерств при Александре Первом.
Таковы были главные меры Екатерины относительно управления. За исключением двух учреждений (совестного суда и приказа общественного призрения), все остальные были органами какого-нибудь одного сословия. Самоуправление получило строго сословный характер: оно не было новостью для горожан, зато громадной новостью было для дворянства.
Становясь привилегированным
и обособленным сословием, дворянство
не имело ещё сословной
Так как громадное число чиновников принадлежало к дворянству, то не только уездное, но и губернское управление вообще сосредоточивалось в дворянских руках. Дворянство из своих рядов поставляло главных деятелей в центральные учреждения. Таким образом, с 1775 года вся Россия от высших до низших ступеней управления (кроме разве городовых магистратов) стала управляться дворянством: вверху они действовали в виде бюрократии: внизу - в качестве представителей дворянских самоуправляющихся обществ. Такое значение имели для дворянства имели реформы 1775 года, они дали ему сословную организацию и первенствующее административное значение в стране. В «Учреждениях для управления губерний», организация данная дворянству и её влияние на местное самоуправление рассматриваются как факты, созданные в интересах государственного управления, а не сословий. В 1785 году Екатерина издала Жалованную грамоту дворянству. Здесь уже начала сословного самоуправления рассматриваются как сословные привилегии, наряду со всеми правами и льготами, какие дворяне имели раньше. Таким образом Жалованная грамота 1785 года явилась подтверждением закона о дворянстве и в ней было добавлено - признание дворянства уже не одного уезда, но и целой губернии за отдельное общество с характером юридического. Грамотой 1785 года завершен был процесс сложения и повышения дворянского сословия.
При Екатерине Второй дворянин стал членом губернской дворянской корпорации, привилегированной и державшей в своих руках местное самоуправление. Грамота 1785 года установила, что дворянин не может иначе, как по суду, лишиться своего звания, передает его детям и жене, судится только равным себе, свободен от податей и телесных наказаний, владеет как неотъемлемой собственностью всем, что находится в его имении, свободен от государственной службы, но не может принимать участия в выборах на дворянские должности, если не имеет «офицерского чина». Таковы главнейшие права всякого дворянина. Помимо этого дворянские общества имели все права юридических лиц. К таким результатам дворянство пришло к концу XVIII века; исключительные личные права, широкое право сословного самоуправления и сильное влияние на местное управление - вот результаты, к каким привела дворянское сословие политика императрицы. К этим результатам следует причислить и прогресс крепостного права. Мы видели, что положение крестьян непрерывно ухудшалось в XVIII веке. Екатерина мечтала о крестьянском освобождении, строила его проекты, но она взошла на престол и правила с помощью дворянства и не могла нарушить союз свой с господствующим сословием. При Екатерине крепостное право росло и в смысле его силы и широты его распространения. Но вместе с тем росли и думы о его уничтожении и в самой императрице, и в людях, шедших за течением века. Законодательство о крестьянах времени Екатерины по-прежнему направлялось к дальнейшему ограничению крестьянских прав и усилению власти над ними помещика. Но такой взгляд на крестьянство не повёл к полному уничтожению гражданской личности крестьян: они продолжали считаться податным классом общества, имели право искать в судах и быть свидетелями на суде, могли вступать в гражданские обязательства и даже записываться в купцы с согласия помещика. Казна даже допускала их к откупам за поручительством помещика. В глазах закона, таким образом, крестьянин одновременно был и частным рабом и гражданином. Такая двойственность законодательства в отношении крестьян указывала на отсутствие твёрдого взгляда на них у правительства. У правительства было уже два известных нам направления в вопросе о крестьянах: императрица хотела их освобождения, окружающие её - дальнейшего развития помещичьих прав. Вот почему в положении крестьянского вопроса при Екатерине наблюдается ряд противоречий.
Заключение.
В желании «видеть все отечество свое на самой высшей ступени благополучия, славы и спокойствия» Екатерина II серьезно заблуждалась, посчитав свою страну стоящей на одной ступени гражданского развития с западными странами. Россия только начала формироваться как “общество”.
Екатерина II
опередила свой век, это очевидно
– ведь она, самодержица, была настроена
более либерально в предполагаемом
законодательном
Екатерина по вступлении на престол мечтала о широких внутренних преобразованиях, а в политике внешней отказалась следовать за своими предшественниками, Елизаветой и Петром III. Она сознательно отступала от традиций, сложившихся при Петербургском дворе, а между тем результаты её деятельности по своему существу были таковы, что завершили собой именно традиционные стремления русского народа и правительства. В делах внутренних законодательство Екатерины II завершило собой тот исторический процесс, который начался при временщиках. Равновесие в положении главных сословий, во всей силе существовавшее при Петре Великом, начало разрушаться именно в эпоху временщиков (1725-1741), когда дворянство, облегчая свои государственные повинности, стало достигать некоторых имущественных привилегий и большей власти над крестьянами - по закону. При Екатерине дворянство становиться не только привилегированным сословием, имеющим правильную внутреннюю организацию, но и сословием, господствующим в уезде (в качестве землевладельческого сословия) и в общем управлении (как бюрократия). Параллельно росту дворянских прав и в зависимости от него падают гражданские права владельческих крестьян. Расцвет дворянских привилегий в ХVIII веке необходимо соединялся с расцветом крепостного права. Поэтому время Екатерины II было тем историческим моментом, когда крепостное право достигло полного и наибольшего своего развития. Таким образом деятельность Екатерины II в отношении была прямым продолжением и завершением тех уклонений от старорусского строя, какие развивались в XVIII веке. Екатерина в своей внутренней политике действовала по традициям, завещанным ей от ряда ближайших её предшественников, и довела до конца то, что они начали.
Итак, Екатерина - традиционный деятель, несмотря на отрицательное отношение к русскому прошлому, несмотря, наконец на то, что она внесла новые приёмы в управление, новые идеи в общественный оборот. Двойственность тех традиций, которым она следовала, определяет и двоякое отношение к ней потомков. Если одни не без основания указывают на то, что внутренняя деятельность Екатерины узаконила ненормальные последствия тёмных эпох XVIII в., то другие преклоняются перед величием результатов её внешней политики. Как бы то ни было, историческое значение екатерининской эпохи чрезвычайно велико именно потому, что в эту эпоху были подведены итоги предыдущей истории, завершились исторические процессы, раньше развивавшиеся. Эта способность Екатерины доводить до конца, до полного разрешения те вопросы, какие ей ставила история, заставляет всех признать в ней первостепенного исторического деятеля, независимо от её личных ошибок и слабостей.
.
Список литературы.