Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:42, реферат
Образование межплеменных этнических общностей обычно сопровождалось серьезными изменениями не только в политической жизни людей, но и в жизни духовной. Значительным событием в ранней истории большинства европейских народов стало их приобщение к христианству. Состоящая из различных северогерманских, славянских и финских элементов, древнерусская (восточнославянская) общность в конце I тыс. По Р. Х стала превращаться в народ, сплоченный не только политически, но и духовно, т.е. религиозно. Медленное распространение христианства среде варяжских и славянских дружинников началось в IX веке. Первоначально крещение принимали немногие воины, участвовавшие в набегах на Византию, и в торговли с христианами-греками (профессии воина и купца в то время очень часто совпадали) .
1) . Первые христиане
2) . Крещение Руси: крещение Владимира. Крещение городов и сел.
3) . Историческое значение крещения Руси.
4) . Библиография
Князь Владимир личным примером содействовал окончательному утверждению на Руси моногамного брака. Он создал Церковный устав. При нем стали действовать княжеский и церковный суды (от архиерея до низкого служителя судил церковный суд, но и некоторые гражданские люди подлежали церковному суду за совершение безнравственных поступков).
При Владимире были заложены основы народного образования, стали основываться школы для обучения детей грамоте. Летопись сообщает, что Владимир "посылал… собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное". Шла подготовка и священнослужителей. Был организован перевод богослужебных и святоотеческих книг с греческого на славянский и их размножение. Уже к середине ХI в. был создан поистине великий образец христианской литературы "Слово о законе и Благодати" митрополита Киевского Илариона – древнейшее из дошедших до нас творений отечественной письменности. Отмечается небывалый рост грамотности особенно городского населения.
Больших успехов достигло церковное строительство. Во Владимире из дубового леса был построен Успенский собор. В Киеве был построен подобный Константинопольскому собор святой Софии, вслед которому поднялась София Новгородская. Зарождалась Киево-Печерская лавра – светоч новой веры, уже в ХI в. давший таких людей, как преподобные Антоний, Феодосий, Никон Великий, Нестор и др.
Принятие христианства как строго монотеистической религии восточных славян, явилось одним из важных завершающих шагов в процессе формирования общества и государства. За великий подвиг просвещения земли нашей православной верой Русская Церковь причислила Владимира к лику святых и нарекла его равноапостольным.
Крещение Руси было прогрессивным явлением. Оно способствовало объединению разрозненных славянских племен в единое государство, его укреплению и духовному расцвету. Установление христианства как истинной веры содействовало упрочению власти великих князей, расширению международных связей древнерусского государства и утверждению мира во взаимоотношениях с соседними державами. Русь получила большую возможность познакомиться с высокой византийской культурой, воспринять наследие античности и мировой цивилизации.
А.П. Литвинов , кандидат исторических наук,
член Закарпатского областного общества русской культуры "Русь"
Российский гуманитарный энциклопедический словарь
← назад вперед →
ВЛАДИ́МИР СВЯТОСЛА́ВИЧ (ок. 960—1015) — вел. кн. Киевский (980—1015), креститель Руси, канонизир. правосл. Церковью. В. С. был младшим сыном вел. кн. Киевского Святослава Игоревича от Малуши Любечанки, ключницы княгини Ольги. В 969 он получил от отца новгородское княжение. После смерти Святослава (972) и убийства старшим братом В. С. Ярополком их среднего брата Олега бежал в Скандинавию, через неск. лет вернулся, убил Ярополка и стал вел. кн.
Видный полководец и крупный гос. деятель-реформатор, в 981 после войны с Польшей он присоединил Червенскую землю (Червонная Русь, совр. Львовская обл. Украины), затем покорил ятвагов и успешно ходил в землю вятичей (басс. р. Оки и Угры). Б. значение имел поход В. С. на В., фактически повторивший поход Святослава, когда войско прошло по р. Итиль (совр. Волга) и Камской Болгарии к Саркелу на Дону, а оттуда — через побережье Каспийского м. в Абхазию к Тмутаракани и Сурожскому м. В. С. также нанес поражение печенегам, после чего построил ряд крепостей на р. Стугне, Суле и Десне, создав т. о. оборонит. линию на подступах к Киеву с Ю. В 988 имп. Василий II обратился к В. С. за помощью в борьбе с восставшим Вардой Фокой. Союз скреплен браком В. С. с сестрой имп. Анной, что было сделано после захвата В. С. Херсонеса Таврического.
В 980 В. С. провел первую религ. реформу,
попытавшись заменить традиц. многобожие
единым официальным языч. пантеоном,
в к-ром устанавливалась
До женитьбы на Анне В. С. имел 5 жен, из к-рых наиб. известна Рогнеда, бывш. матерью Ярослава Мудрого. Два его младших сына, Борис и Глеб, канонизированы как святые.
Святой Владимир и крещение Руси
Ольга Богданова
Христиане были на Руси и до правления Владимира. Однако именно при нем Русь официально стала православной. Как же проходило крещение Руси?
Наша страна и Православие в сознании многих тесно связаны между собой. Если Русь, то непременно «Святая», если русский - то обязательно православный (кстати сказать, и по сей день, например, крымские татары отождествляют славянскую внешность с православной религией).
988 год - крещение Руси. Эта дата
есть во всех учебниках
Наверное, немногие смогут описать даже свой путь к вере так просто и определенно. Что уж говорить о целом народе?
Князь Владимир, крестивший Русь, был внуком святой равноапостольной княгини Ольги. Сложно сказать, насколько это повлияло на его выбор. Возможно, уже став взрослым, он вспоминал что-то из того, чему его учила бабушка. В юности же Владимир скорее подражал отцу - князю Святославу -и славным воинам - дружинникам, которые были язычниками.
Христианское мировоззрение
Пока Владимир воевал против старшего брата Ярополка, были потеряны многие русские земли. Естественно, князь решил вернуть эти территории. Перед крымским походом (987(988) г.), согласно «Повести временных лет», княжеский двор посетили миссионеры от мусульман, иудеев, латинян и византийцев. Неизвестно, действительно ли все было так, как описано в «Повести».
Вероятнее всего, князь почувствовал, что языческая религия с ее большим количеством богов, демонов и прочих мифических существ не очень соответствовала его государственным планам. Князь стремился объединить земли вокруг Киева, централизовать власть. Важным моментом процесса централизации было изменение мировоззрение. Сначала князь решил систематизировать почитание языческих богов, впоследствии решил выбрать для государства одну из монотеистических религий.
Конечно, нельзя сказать, что религиозный выбор князя был полностью обусловлен этими прагматическими целями. Так или иначе, ему предстояло строить по религиозным канонам и свою собственную жизнь.
Как рассказывается в «Повести временных лет», магометан Владимир слушал магометан с удовольствием, поскольку «был он такой же женолюбец, как и Соломон». Не очень понятно было князю обрезание и запрет на свинину, а особенно не понравилось то, что магометане не пьют вина. «Руси есть веселие пить: не можем без того быть», - сказал князь.
Католичество князь не принял, потому что эту религию не принимали его предки. В рассказе иудеев киевского правителя насторожил тот факт, что за грехи Бог отнял у евреев их землю ( «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?»).
Византийский философ поведал Владимиру содержание книг Ветхого и Нового Заветов, рассказал о том, зачем Христос пришел на землю и как искупил первородный грех, а в заключение рассказал о Страшном суде и показал князю завесу, на которой было изображено судилище Господне. «Хорошо тем, кто справа, горе же тем, кто слева», - вздохнув, рассудил Владимир, однако креститься повременил. Посоветовавшись со старейшинами, он отправил в разные земли послов - 10 премудрых мужей, чтобы они посмотрели на обряды разных религий и посоветовали ему, какую из них все-таки выбрать.
Ни магометансткая, ни католическая службы посланным не понравились. О греческом же богослужении они рассказали следующее:
«И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, - знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать».
Надо полагать, русичей поразили и величественные храмы, и прекрасные священнические облачения, и иконы и знаменитые мозаики, и необычное, удивительно красивое византийское пение.
«Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей», - сказали бояре. И спросил Владимир: «Где примем крещение?» Они же сказали: «Где тебе любо».
Решив принять христианство, Владимир, следуя несколько необычной логике, решил, что просто так стать православным он не может, а должен непременно завоевать право на эту веру оружием. Поэтому князь пошел на Херсонес. Покорив Корсунь (как иначе называется этот город), князь отправил к византийским императорам Василию и Константину послов. Посланники передали государям, что князь Владимир взял Корсунь и если византийские императоры не согласятся выдать за Владимира их сестру Анну, он возьмет и Константинополь.
Можно представить себе ужас девицы, которая ради спасения родного города должна была выйти замуж за незнакомого ей северного варвара, к тому же некрещеного! Однако согласие на брак было дано, но с условием, что князь крестится. Владимир только этого и ждал.
Византийская царевна
Князя крестил епископ Корсунский. Едва только он возложил руку на голову князя и стал погружать его в купели, как Владимир прозрел. «Ныне познал я Бога истинного», - с радостью воскликнул князь. Навсегда останется тайной, что было явлено Владимиру в момент крещения.
Дружина князя и бояре дивились чудесному исцелению своего повелителя, и многие из них, уверовав, крестились.
Вскоре после крещения Владимир повенчался с Анной, которая больше не страшилась стать женой русского князя, видя, что над ним и над его землей пребывает Божия благодать.
Перед тем как покинуть Херсонес, князь поставил церковь в честь святого Василия (это имя он получил при крещении) и в благословение испросил себе от местного епископа честную главу Климента Папы Римского (пострадал в Херсонесе в I веке) и часть мощей его ученика Фива.
Заметим, некоторые историки полагают, что князь крестился в Киеве, и получается, что рассказ из «Повести временных лет» не совсем правдив.
Вернувшись в Киев, князь отпустил всех прежних жен и наложниц.
Тогда же произошло знаменательное событие - крещение Руси. Князь повелел всем жителям в назначенный день войти в Днепр. Сотни людей вошли в воду, и князь со священниками вышли на берег и крестили русский народ. «И была радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ», - говорит предание.
Почему вдруг сотни людей без предварительной подготовки, фактически без осмысления сущности христианства, вдруг взяли и приняли эту веру. Не совсем ясно. Конечно, крещение очень важно. Вот только настоящие его причины были, думается, менее благочестивыми, чем может показаться. С одной стороны, исполняли княжий приказ. С другой (как замечал в своих лекциях Н.И. Либан) при крещении выдавали крестильную рубаху. А новая рубаха - вещь очень нужная. Вот люди и шли креститься. Кто по два. А кто и по три раза. Разве ж можно было это проконтролировать?
Крестики наши предки часто воспринимали как обереги (их даже не всегда клали в могилу, хотя при этом не забывали про языческих идолов). Необходимо было провести большую просветительскую работу, чтобы люди стали мыслить по-христиански.
Стали переводить книги, строить школы, обучать людей грамоте. Так крещение послужило началом просвещения Руси. Именно началом, а не завершением, великих перемен, которые не завершились и сегодня.
Святой Владимир умер 15 (28 н. ст.) июля 1015 года.
«То новый Константин великого Рима; как тот крестился сам и людей своих крестил, так и этот поступил так же... Удивления достойно, сколько он сотворил добра Русской земле, крестив ее. Мы же, христиане, не воздаем ему почестей, равных его деянию. Ибо если бы он не крестил нас, то и ныне бы еще пребывали в заблуждении дьявольском, в котором и прародители наши погибли»», - написано о Владимире в «Повести временных лет».
ПЕРЕСТАЛИ ПОНИМАТЬ русские люди, что такое Русь! Она есть подножие Престола Господня. Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский". Эти слова всенародного российского пастыря, святого праведного отца Иоанна Кронштадтского как нельзя более злободневны сегодня, когда решается судьба Отчизны. Наше будущее зависит от того, сумеем ли мы ныне восстановить историческую преемственность русской жизни, осознать себя продолжателями великого русского дела, хранителями и защитниками духовных сокровищ тысячелетней российской истории.