История 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 14:15, реферат

Описание работы

Отечественная теория государства и права всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму национально-государственного и административно-территориального устройства, политический режим.
Вопрос о форме государства - это не только вопрос о форме правления и политическом режиме, но это еще вопрос о национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства.

Содержание работы

Введение

Понятие государственное устройство

Формы государственного устройства
2.1. унитарная
2.2. федеративная
2.3.Конфедеративная и ассоциативная

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат амальWord.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)


 

План

 

 

Введение

 

  1. Понятие государственное устройство

 

  1. Формы государственного устройства

2.1. унитарная

2.2. федеративная

2.3.Конфедеративная и ассоциативная

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Отечественная теория государства и права всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму национально-государственного и административно-территориального устройства, политический режим. 

Вопрос о форме государства - это  не только вопрос о форме правления и  политическом режиме,  но это еще вопрос о национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства.

Здесь, прежде всего, следует обратить внимание на многозначность понятия «устройство государства» в теории государства и права. Говорится об устройстве государства - как форме государства, об устройстве - как форме правления, об устройстве - как территориальной организации. И это не случайно. Действительно во всех этих случаях речь идет именно об устройстве (строении, организации) государства, но только в разных аспектах: политическом, структурном, территориальном.

Система территориальных составных частей (единиц) образует территориальное деление государства. Оно представляет собой географическую основу территориального устройства. Проблема территориального устройства возникла после того, как увеличившиеся размеры территории государства, далеко вышедшей за рамки города с окрестностями, потребовали создания специальных органов и учреждений для управления периферией. Не вдаваясь далеко в историю, отметим, что в период, абсолютизма центральная власть в лице монарха определяла административно-территориальное деление страны — систему единиц, на которые делилась ее территория и в которых действовали назначенные из центра должностные лица или органы власти (губернаторы, префекты со своими ведомствами и др.).

После определенного порога численности граждан и размеров территории возникает необходимость разделить территорию на округа, штаты, земли, области, края, кантоны, районы, губернии, уезды и т.д., а также создать на этих территориальных образованиях местные (территориальные) органы власти. Возникает потребность  распределить полномочия между центральными и местными органами власти и управлениями.   Как и форма правления, территориальное устройство также уходит своими корнями в глубокую древность. Уже древние восточные деспотии - империи - делились на провинции, города, сатрапии, завоеванные территории и т.д. Имели эти территориальные образования и свои органы власти и управления.   Разумеется, государство - это не сумма его территориальных образований, но без этой структуры государство функционировать не может.  

Вопрос о форме государственного устройства имеет важное практическое и теоретическое значение, особенно на современном этапе.

В юридической литературе данный вопрос всегда рассматривался через призму формы государства вообще. В советской литературе долгое время проблеме формы государства уделялось недостаточное внимание, только в шестидесятые годы данная проблема стала анализироваться не только в учебной литературе, стали появляться специально посвященные ей работы в связи с заметно возрастающим интересом к проблеме государственных форм вообще, и социалистических форм государства в частности(1).

Среди современных исследователей, занимающихся этой проблемой, хотелось бы отметить следующих: Чиркин В.Е., Умнова И.А., Тепс Д., Лысенко В.Н., Карапетян Л.М., Иванов В.В., Венгеров А.Б. и др. Кроме того этот вопрос освещается в учебных пособиях для студентов правовых вузов. Например, это учебники под редакцией Магницкой Е.В., Шкатуллы В.И., Марченко М.Н., Матузова Н.И., Пиколкина А.С. и.т.д.

Цель исследования:

- Изучение категории «форма государственного управления», как важнейшей составляющей формы государства.

Для реализации цели исследования были сформулированы следующие задачи исследования:

1.       рассмотреть категорию «форма государственного устройства», понять ее сущность и значение;

2.       раскрыть виды государственного устройства.

На вопрос об общем понятии формы государства тогда, как и сейчас, нет единой точки зрения. Но, так или иначе, все их можно свести к трем направлениям в зависимости от сочетания традиционно выделяемых элементов: формы правления, формы государственного устройства, государственного (или политического) режима.

Говоря о государственном устройстве, следует обратить внимание на многозначность этого понятия. В литературе говориться об устройстве государства как о форме государства в целом, об устройстве как о форме правления, об устройстве как территориальной организации. А.Б. Венгеров и Т.В. Кашанина считают, что действительно, во всех этих случаях речь идёт именно об устройстве (строении, организации) государства, только в разных аспектах: политическом, структурном, территориальном(11). Очевидно поэтому, говоря о форме государства и всех её элементах, при определении понятий Венгеров использует термин «устройство», причём каждый раз применяя разные смысловые оттенки, что может привести к смешению традиционно выделяемых и определенных категорий.

В последние годы само понятие «форма государственного устройства» подвергается критике, намечается тенденция к исключению его из научного оборота, замене более адекватным термином. Чиркин В.Е. указывает, что в политической литературе понятию «государственное устройство» придавалось излишне широкое содержание: нередко имелся в виду государственный строй в целом, а иногда включались и некоторые важнейшие элементы общественного строя (например, партии). Поэтому в последние годы этот термин стремятся заменить формулировкой «политико-территориальное», «территориально-политическое устройство» государства. Внутреннее деление государства, правовое положение его частей, их взаимоотношение друг с другом и с центральными органами власти охватываются понятием «территориальное устройство государства».

Исходя из определения и характеристики можно выделить следующие признаки формы государственного устройства. Во-первых, это один из элементов, характеризующий форму государства. Во-вторых, этот элемент показывает из каких частей состоит внутренняя структура государства. В-третьих, определяет правовое положение частей государства и взаимоотношение их органов. В-четвертых, показывает как строятся отношения между центральными органами государственной власти и органами власти частей государства.

Форма государственного устройства наиболее полного раскрывает и показывает внутреннюю структуру государства, как образования, имеющие черты, отличающие его от любого другого образования.

 

 

Раздел I.

Государственное устройство

как основа формы государства.

 

Вопрос о форме государственного устройства имеет важное практическое и теоретическое значение, особенно на современном этапе. С практической точки зрения важно определиться с формами новых государственных объединений, поскольку это влияет не только на внутренне устройство, но и международное положение государств и государственных образований.

Государственное Устройство – это внутренняя территориальная (или национально-территориальная) организация государства, т. е. деление его на области, губернии, провинции и другие единицы. Государственное  устройство в федеративном государстве - это деление его на субъекты федерации. В таких случаях понятие "федеративное устройство" является равнозначным понятию "государственное устройство" (например, в Российской Федерации).

Независимо от национально-государственного устройства территории государств подразделяются на административно-территориальные единицы. При этом в основу административно-территориального разделения территории страны положены следующие три принципа:

1) экономический — учитываются естественно-климатические и производственные особенности страны, размеры ее территории, численности и плотности населения, размещение производительных сил по территории государства;

2) национальный — учитывается плотность размещения народа той или иной национальности по территории страны;

3) политический — предполагает приближение государственной системы власти, а также системы местного самоуправления к населению, к местным особенностям.

Административно-территориальное устройство каждой страны имеет свои особенности, однако во всех федерациях происходит деление территории отдельных субъектов, а во всех унитарных государствах — деление территории целого государства.

История существования государства свидетельствует о том, что во всех века разные государства отличались друг от друга внутренним строением, т.е. способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Все выше перечисленные явления в современной юридической теории принято объединять в один термин - форма государственного устройства, под которой понимается «территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями»[1]

Как указывалось выше, под формой государственного устройства понимается территориальная организация государства, а именно — национально-государственное и административно-территориальное устройство, экономическое и специальное районирование.

Форма государственного устройства раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами и государственной власти. Иными словами, государственное устройство — это соотношение целого и частей. Форма государственного устройства показывает:

- из каких частей состоит внутренняя структура государства;

-каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов;

- как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

- в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства. [2]

При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. По форме национально-государственного устройства все мировые государства разделяются на унитарные и федеративные, которые одинаково распространены на практике. Третья форма государственного устройства - конфедерация, но на современной политической карте мира она фактически не встречается. Традиционно конфедерацию и иные формы объединения государств рассматривают в рамках государственного устройства с оговоркой, что в этих случаях речь идет не об устройстве государства, а о территориальной организации союза государств[3]. Однако в последнее время появилась тенденция к выделению из формы государственного устройства форм международных объединений государств.[4]

Необходимо выделить и определить новое понятие – форма межгосударственного устройства объединений государств, так как в последнее десятилетие на международной арене появилось достаточно большое количество новых межгосударственных образований, вокруг которых постоянно идут дискуссии относительно их формы, правового статуса, международной правосубъектности.

Теория государства и права, как и любая наука, должна идти в ногу со временем и анализировать новые явления, а не только систематизировать накопленных опыт. Для того, чтобы наиболее наглядно показать специфику форм межгосударственных объединений, необходимо дать краткую характеристику традиционному явлению – классическим формам государственного устройства.

                 

                 Раздел 2. Формы государственного устройства

2.1.Унитарная форма государственного устройства

 

Унитарные государства (от лат. unit — единство) — это государства, которые в своем составе не имеют каких-либо других государств либо государственных образований. На территории унитарного государства, как правило, создаются лишь административно-территориальные единицы: области, округа, районы и др. которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственности не обладают.

При этом унитарное государство может иметь в своем составе и автономные, т. е. самоуправляющиеся, образования.

Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

-На территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство

- При унитаризме все решения, как внутригосударственной, так и во внешней сфере являются прерогатива одной единой, центральной власти.

- Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют руководство соответствующими местными органами.

-В нем функционирует единая денежная система,

-Проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.

-Территория государства, в отличии от федерации не имеет в своем составе федеративных единиц, а подразделяется на административно-территориальные единицы (области районы, департаменты, округа, провинции, графства), которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью.

Информация о работе История 19 века