Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 14:15, реферат
Отечественная теория государства и права всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму национально-государственного и административно-территориального устройства, политический режим.
Вопрос о форме государства - это не только вопрос о форме правления и политическом режиме, но это еще вопрос о национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства.
Введение
Понятие государственное устройство
Формы государственного устройства
2.1. унитарная
2.2. федеративная
2.3.Конфедеративная и ассоциативная
Заключение
Список использованной литературы
Заключение
Таким образом, при характеристике формы государственного устройства, необходимо различать виды форм именно государственного устройства, не смешивая их с формами межгосударственных объединений, поскольку, как было показано, государства и объединения государств имеют разные признаки и правовую природу. В теории государства и права вопрос о формах объединений государств никогда не рассматривался как самостоятельный институт. О нем говорилось как о территориальной организации государств, образующих союз при определении формы государственного устройства[29].
Подводя итоги отметим, что исторически сложились три "классических" формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство ( федерация ), конфедерация. Впрочем, в последнее время взгляд на конфедерацию, как на один из видов формы государственного устройства начал меняться. Многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких - либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д. ).
Исторически унитарная форма государственного устройства сложилась самой первой, вместе с самим государством . Все без исключения государственные образования древности и средних веков обладали этой формой государственного устройства. Примером тому могут служить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства.
Позднее, с развитием идей просвещения и гуманизма, появилось немало прогрессивных идей, что и привело к появлению в области государственного строительства многих стран иных форм государственного устройства - федераций и конфедеративных государственных союзов.
Так, любая республика в составе Российской Федерации является государством с унитарной формой правления.
Федерация как особая форма государственного устройства начала возникать вместе с появлением в XVII - XVIII веках республик, вместе с волной буржуазно - демократических революций. Пожалуй, наиболее известным примером федерации могут послужить Соединенные Штаты Америки.
Вышеперечисленные три формы государственного устройства являются основными, однако существует еще особая форма ассоциированного государственного объединения, именуемая содружеством. Здесь суверенные, независимые государства выступают по отношению к объединениям в качестве "ассоциированных участников". Эта форма показала свою жизнеспособность в Западной Европе в виде Европейского Сообщества.
При существовании экономических предпосылок ( общего рынка ) и единой правовой среды ( создаваемой, в частности, судом ЕС в Люксембурге ), происходит углубление государственной интеграции, что может выразиться в переходе к конфедеративному государственному устройству, а то и к федеративному государственному образованию ( интеграционные процессы последних лет в рамках Европейского Сообщества говорят о том, что его страны шаг за шагом приближаются к уровню государственной интеграции, характерной для федерации).
Список использованной литературы.
1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 года.
2. Венгеров А.Б. “Теория государство и права”, М.: Юрист, 1994.
3. Иванов В.В. Вопросы теории государственного устройства. // Журнал российского права. - 2002. - №1.
4. Теория государства и права /под редакцией Марченко М.Н. - М.: Зерцало, 1998.
5. Теория государства и права./Под редакцией Матузова Н.И., Малько А.В. - М.: ЮРИСТЪ, 1997.
6. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М., 1998.
7. Тепс Д. Конституционные основы федерализма. /Д. Тепс. – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002. – С.18-19.
[1] Венгеров А.Б. “Теория государство и права”, Москва: Юрист, 1994, с. 119.
[2] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. С. 117-118
[3] Например: Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие доя высшых учебных заведений/ Под ред. профессора В.Г. Стрекозова. – М.: «Дабахов, Ткачев, демидова», 1995. – 382с.; Лазарев В.В. Липень С.В. Теория государства и права. Учебник./ В.В. Лазарев, С.В. Липень. М. – С.127.
[4] Чиркин. В.Е. Государствоведение. – С. 159.; Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М «ФОРУМ», 2000. – 483с.
[5] Тепс Д. Конституционные основы федерализма. /Д. Тепс. – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002. – С.18-19.
[6] Клименко С.В., А.Л. Чичерин А.Л. Основы государства и права. - М., 2000. С. 27.
[7] Венгеров А.Б. “Теория государство и права”, Москва: Юрист, 1994, с. 121.
[8] Венгеров А.Б. «Теория государство и права», Москва: Юрист, 1994, с. 121.