Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 18:06, курс лекций
Первобытное общество на территории современной Беларуси, как и на территории других стран, прошло в своем развитии каменный, бронзовый и железный века. Каменный век делится на палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век). Палеолит, в свою очередь, подразделяется на ранний, средний и поздний. Каменный век по времени соответствует существованию первобытного общинного стада и расцвету родового общества.
Ведущую роль в социально-экономической жизни общества постепенно занимал слой предпринимателей. Буржуазия росла за счет дворянства и купечества, а также мещан. Основная масса мануфактур и фабрик принадлежала дворянам. Владельцами мелких предприятий в городах и местечках были обычно мещане, в большинстве своем еврейской национальности. В конце столетия население Беларуси по социально-классовому составу распределялось следующим образом: крупная буржуазия, помещики, высшие чиновники составляли 2,3%, средняя зажиточная буржуазия – 10,4%, мелкие хозяева – 30,8%, полупролетарии и пролетарии – 56,5%.
Промышленный подъем 90-х годов сменился мировым экономическим кризисом 1900 – 1903 гг. и депрессией до 1908 г. Кризис затронул промышленность Беларуси. В 1901 г. производство сократилось в сравнении с 1900 г. на 10%. Однако кризис не имел решающего значения для развития края. По-прежнему промышленность развивалась главным образом на базе использования лесных богатств, переработки сельскохозяйственного и минерального сырья. Преобладали небольшие и мелкие предприятия, где в 1905 г. было занято 137 тыс. ремесленников, рабочих и производилось 58,3% всей промышленной продукции.
Экономический кризис усилил процесс концентрации капитала, способствовал росту акционерных товариществ и обществ. В 1900 – 1908 гг. в Беларуси образовалось 13 акционерных товариществ и обществ с участием местного, российского и иностранного капиталов. Семнадцать крупных промышленных предприятий, в том числе Витебская льнопрядильная фабрика, Минская конно-железная дорога, табачная фабрика в Гродно и др., в 1908 г. принадлежали акционерным товариществам. Возникли монополистические объединения. В 1905 – 1907 гг. были созданы синдикат спичечной промышленности при Минском отделении Северного банка, дрожже-винокуренный синдикат, Союз лесопромышленников Северо-Западного края и др. Крупный, преимущественно иностранный капитал, проникал в текстильную промышленность. За 1900 – 1908 гг. появилось 8 новых текстильных фабрик, которые давали три четверти всей продукции отрасли. Количество винокуренных заводов увеличилось с 470 в 1900 г. до 603 в 1908 г. Они производили 10% спирта в общем объеме его производства в России.
Рабочий класс Беларуси
был многонациональным по своему
составу. В него входили белорусы,
русские, украинцы, поляки, евреи и
др. Социально-экономическое
В начале ХХ в. углубляются связи сельского хозяйства с рынком. Главными отраслями торгового земледелия в Беларуси являлись мясо-молочное производство и винокурение. Расширились посевы технических культур, особенно картофеля. Увеличилось число помещичьих хозяйств, которые использовали наемный труд, сельскохозяйственную технику, агрономическую науку. В 1905 г. дворянство белорусских губерний имело 41% всей земли. Однако большинство из них не смогли приспособиться к новым капиталистическим отношениям. Значительное число помещичьих хозяйств из-за своей нежизнеспособности пришло в упадок, разорялось, закладывалось в банках и продавалось на аукционах за долги. Процесс купли-продажи ускорился в период революции 1905 – 1907 гг., когда дворяне, чиновники, офицеры продали в 5-и западных губерниях 1,5 млн. десятин земли. Крестьяне купили 714,1 тыс. десятин, купцы и мещане – 241,6 тыс. десятин земли.
Крестьянам принадлежало 33,2% земель. Однако их землевладение не было свободной буржуазной собственностью, оно было опутано ограничениями различного характера. Крестьяне несли три вида податей и повинностей: казенные, земские и мирские. К первым относились выкупные платежи и государственный поземельный налог. Ко вторым – земский поземельный налог, а также дорожная, транспортная и полицейская повинности. За счет третьих, мирских сборов, которые платили только крестьяне, содержались волостные правления, суды, сельские старосты, школы, медпункты и т.п. Крестьяне приписывались к сельской общине, без разрешения которой они не могли продать свой земельный надел, уйти на отхожие промыслы.
В 1905 г. около 12% крестьянских хозяйств были зажиточными, около 50% крестьянских дворов владели от 1 до 10 десятин земли. Такое количество земли не обеспечивало прожиточный минимум средней крестьянской семьи. В 1900 г. в 5 западных губерниях аграрное перенаселение составляло 2039,8 тыс. человек, что составляло более половины трудоспособного населения деревни. Это вызывало его миграцию в слабо населенные районы России, а также в США, Канаду, Австралию и другие страны. Крестьяне были наиболее бесправными из всех сословий. До 1904 г. за определенные провинности суд и земский начальник могли приговорить крестьянина даже к публичной порке розгами.
Общественно-политическое движение во второй половине XIX – начале XX в. в Беларуси: народники и формирование политических партий.
Подавление восстания 1863 г., развернувшиеся затем репрессии по отношению к его участникам, фактическое запрещение белорусской печати надолго задержали развитие национального движения. Оно оживилось вновь только в конце 70-х годов, когда в борьбу вступило новое, народническое поколение. Во главе его оказались разночинцы-народники, сторонники теории крестьянского социализма, разработанного А. Герценом и Н. Чернышевским. Народничество Беларуси идейно и организационно явилось частью общероссийского движения. Известными представителями этого движения были уроженцы Беларуси М. Судзиловский, А. Бонч-Осмоловский, будущий цареубийца И. Гриневицкий и др. В 1874 – 1884 гг. землячества и нелегальные группы белорусских студентов существовали во многих высших учебных заведениях России. Члены этих организаций часто были руководителями народнических кружков в Минске, Могилеве, Гродно, Пинске, Слуцке и других городах. Идейно и организационно они были связаны с «Землей и волей», созданной в Петербурге в 1876 г. После ее раскола в 1879 г. большинство белорусских кружков поддержало сторонников «Черного передела». Лидер его Г. Плеханов дважды посещал Беларусь. В Минске в 1881 г. были изданы три номера газеты «Черный передел» и газета для рабочих «Зерно». После распада «Черного передела» в 1882 г. белорусские народники перешли на позиции «Народной воли». «Народовольцы» пытались объединиться в единую региональную Северо-Западную организацию «Народной воли», но в конце 1882 г. аресты привели к ее распаду.
В начале 80-х гг. центром белорусских народников был Петербург. Белорусское землячество при Петербургском университете в 1881г. обратилось с призывом «К белорусской молодежи», «Письмо про Беларусь», «К белорусской интеллигенции», «Послание к землякам-белорусам». В начале 1884 г. с инициативой объединения в единую организацию всех народнических кружков выступила группа «Гомон», которой руководили А. Марченко и Х. Ратнер. Были изданы два номера газеты «Гомон», которая пропагандировала идеи областной автономии Беларуси в федеративной республиканской России. «Гомоновцы» впервые заявили о существовании белорусской нации, отстаивали ее права на национальную самостоятельность. Однако создать единую организацию в Беларуси гомоновцы не смогли, что объясняется репрессиями властей и кризисом народничества, которое сходило с исторической арены и уступало дорогу марксизму.
В последующие годы народничество
приобретало либеральный
Развитие капитализма привело к формированию значительных кадров рабочего класса Беларуси. В силу наличия здесь множества мелких предприятий положение рабочего класса Беларуси было более тяжелым, чем в России. 13 – 14-часовой рабочий день, низкая зарплата, штрафы, отсутствие страхового и пенсионного обеспечения толкало рабочих к разным формам борьбы. Вначале это было бегство, а в 70-е гг. основной формой социального протеста становиться стачка. В 70-х – первой половине 80-х состоялось 23 забастовки. Принятое в 80 – 90-х гг. законодательство об ограничении использования детского и женского труда, размеров штрафа, продолжительности рабочего дня, введение фабричной инспекции существенно не повлияло на положение рабочих Беларуси, ибо его сфера была ограничена лишь частью промышленных предприятий.
В 80-е годы стали создаваться кружки среди рабочих, где изучались произведения К. Маркса и Ф. Энгельса. Первый кружок был создан в Минске студентом Э. Абрамовичем. Летом 1885 г. в марксистских кружках занималось 130 рабочих. Качественно новый этап в распространении марксизма связан с возникновением группы «Освобождение труда», возникшей в 1883 г. в Женеве. Рабочее движение Беларуси сливается с общероссийским социал-демократическим движением. Членами группы были уроженцы Беларуси И. Гецев, А. Гуринович, С. Левков, А. Трусов и др. На активизацию социал-демократического движения в Беларуси оказал влияние созданный в 1895 г. в Петербурге «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Его членами были уроженцы Беларуси: Л. Лепешинский, М. Левашкевич, Т. Максимов и др. В сентябре 1895 г. в Вильно для переговоров с местными социал-демократами приезжал В.И. Ленин. Во второй половине 90-х гг. социал-демократические организации действовали в Минске, Гомеле, Витебске, Сморгони, Ошмянах, Брест-Литовске, Гродно, Пинске. Члены социал-демократических организацией проводили политическую агитацию среди рабочих, распространяли листовки и революционную литературу, руководили стачечной борьбой рабочих.
Активизация революционного движения, количественный рост социал-демократических организаций делали насущным создание единой всероссийской организации. В марте 1898 г. в Минске состоялся I съезд социал-демократических организаций России, и было провозглашено создание Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП).
В рабочем и социал-
Формирование белорусской нации.
Нации возникают на базе феодальных народностей в период становления капитализма. Решающую роль в преобразовании народности в нации играет общность территории и экономической жизни, общие черты национального характера, самосознания, культуры и единого литературного языка, а также становления государственности..
В конце XIX в. на территории пяти белорусских губерний проживало 8,5 млн. человек, в том числе 5,4 млн. белорусов, 1,2 млн. евреев, 493 тыс. русских, 424 тыс. поляков, 377 тыс. украинцев, около 8 тыс. татар. Согласно переписи 1897 г. удельный вес жителей коренной национальности превышал 73%. Абсолютное большинство белорусов проживало в сельской местности. В составе городского населения доля белорусов составляла 14,5% . Примерно 40-50% городского населения составляли евреи. Белорусы в Могилевской губернии составляли 82,4%, в Минской – 76%, в Виленской – 56%, в Витебской – 52% и в Гродненкой – 44%. Значительная доля белорусов была в Велижском (87,5%), Усвятском (84,0%) уездах Витебской губернии, Сокольском (83,9%) уезде Гродненской губернии, Красненском (90,0%) уезде Смоленской губернии, Суражском (около 70%) уезде Черниговской губернии и некоторых других, которые находятся за пределами современного белорусского государства.
Особенностью белорусского этноса был раздел их по вероисповеданию на православных и католиков, что не способствовало консолидации белорусского этноса. Православная церковь и католический костел не признавали белорусов как народ, а исходили из того, что православные – это русские, а католики – поляки. Однако такое разделение по религиозному признаку не помешало становлению общности экономической и культурно-духовной жизни белорусского этноса, ибо позади у белорусов была тысячелетняя история. Все это время они проживали на одной территории, в объективно существующих здесь природно-климатических условиях. Здесь вырабатывались характер трудовой деятельности белорусов, их материальная и духовная культура, складывался и развивался язык, формировались особенности быта, обычаев, традиций и норм морали. Веками у белорусов, независимо от их государственно-политических отношений с соседними народами складывался свой, отличный от других народов исторический менталитет. Все это вместе взятое явилось основой для возникновения и развития национального самосознания белорусского народа. Объективно засвидетельствовали факт существования самостоятельного белорусского этноса, его языка и культуры работы И. Носовича, М. Никифоровского, А. Сементовского, особенно трехтомное исследование «Белорусы» Е. Карского и др. Работы этих исследователей способствовали формированию национального самосознания белорусского народа.
В конце XIX в. термин «Белорусы» и этноним «белорусы» окончательно закрепились за всей этнической территорией белорусов. Однако термин «белорусы» не приобрел еще общенационального содержания. Существовали региональные названия (полешуки), конфессионализмы (русские и поляки), жители некоторых частей Беларуси называли себя «тутэйшыми».
Ускорение темпов экономического развития, расширение капиталистического предпринимательства, развитие торговли и путей сообщения, интенсивное железнодорожное строительство способствовали созданию на территории Беларуси единого экономического региона, что сыграло основополагающую роль в формировании белорусской нации, хотя этот процесс тормозился рядом факторов. Запрещение евреям селиться вне городов, невозможность найти в них работу для большого количества безземельных и малоземельных крестьян деформировали национальный и социальный состав городского населения. Белорусская национальная буржуазия представляла лишь небольшую прослойку в местной многонациональной буржуазии. Земельный, торговый, промышленный и банковский капиталы находились в собственности польских, русских и еврейских промышленников и купцов. 84,5% купцов пяти западных губерний составляли евреи, 10,7% - русские и только 1,7% были белорусами. 51% фабрик и заводов являлись собственностью еврейской буржуазии. Белорусская аграрная буржуазия, разделенная по вероисповеданию на православных и католиков, в значительной степени полонизированная, не осознавала своей национальной принадлежности и часто враждебно относилась к проявлениям национального движения. Буржуазия сформировалась под патронажем государственной власти и царской бюрократии, поэтому экономическая и политическая независимость ее мало интересовали. Слабость национальной экономической элиты – буржуазии и дворянства – стала причиной немногочисленности и замедленного созревания национальной интеллигенции.
Процесс формирования белорусской
нации сдерживался общим