История Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 18:06, курс лекций

Описание работы

Первобытное общество на территории современной Беларуси, как и на территории других стран, прошло в своем развитии каменный, бронзовый и железный века. Каменный век делится на палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век). Палеолит, в свою очередь, подразделяется на ранний, средний и поздний. Каменный век по времени соответствует существованию первобытного общинного стада и расцвету родового общества.

Файлы: 1 файл

История Беларуси Конспект.doc

— 937.50 Кб (Скачать файл)

Ведущую роль в социально-экономической  жизни общества постепенно занимал  слой предпринимателей. Буржуазия росла  за счет дворянства и купечества, а также мещан. Основная масса мануфактур и фабрик принадлежала дворянам. Владельцами мелких предприятий в городах и местечках были обычно мещане, в большинстве своем еврейской национальности. В конце столетия население Беларуси по социально-классовому составу распределялось следующим образом: крупная буржуазия, помещики, высшие чиновники составляли 2,3%, средняя зажиточная буржуазия – 10,4%, мелкие хозяева – 30,8%, полупролетарии и пролетарии – 56,5%.

 

Промышленный подъем 90-х годов сменился мировым экономическим кризисом 1900 – 1903 гг. и депрессией до 1908 г. Кризис затронул промышленность Беларуси. В 1901 г. производство сократилось в сравнении с 1900 г. на 10%. Однако кризис не имел решающего значения для развития края. По-прежнему промышленность развивалась главным образом на базе использования лесных богатств, переработки сельскохозяйственного и минерального сырья. Преобладали небольшие и мелкие предприятия, где в 1905 г. было занято 137 тыс. ремесленников, рабочих и производилось 58,3% всей промышленной продукции.

Экономический кризис усилил процесс концентрации капитала, способствовал  росту акционерных товариществ  и обществ. В 1900 – 1908 гг. в Беларуси образовалось 13 акционерных товариществ  и обществ с участием местного, российского и иностранного капиталов. Семнадцать крупных промышленных предприятий, в том числе Витебская льнопрядильная фабрика, Минская конно-железная дорога, табачная фабрика в Гродно и др., в 1908 г. принадлежали акционерным товариществам. Возникли монополистические объединения. В 1905 – 1907 гг. были созданы синдикат спичечной промышленности при Минском отделении Северного банка, дрожже-винокуренный синдикат, Союз лесопромышленников Северо-Западного края и др. Крупный, преимущественно иностранный капитал, проникал в текстильную промышленность. За 1900 – 1908 гг. появилось 8 новых текстильных фабрик, которые давали три четверти всей продукции отрасли. Количество винокуренных заводов увеличилось с 470 в 1900 г. до 603 в 1908 г. Они производили 10% спирта в общем объеме его производства в России.

Рабочий класс Беларуси был многонациональным по своему составу. В него входили белорусы, русские, украинцы, поляки, евреи и  др. Социально-экономическое положение  рабочих было тяжелым, жизненный  уровень – низким. Около 50% их было неграмотными. В условиях кризиса рабочие опасались бастовать, потому что каждый боялся потерять работу и заработок. Стачки носили вынужденный, оборонительный характер.

В начале ХХ в. углубляются  связи сельского хозяйства с  рынком. Главными отраслями торгового земледелия в Беларуси являлись мясо-молочное производство и винокурение. Расширились посевы технических культур, особенно картофеля. Увеличилось число помещичьих хозяйств, которые использовали наемный труд, сельскохозяйственную технику, агрономическую науку. В 1905 г. дворянство белорусских губерний имело 41% всей земли. Однако большинство из них не смогли приспособиться к новым капиталистическим отношениям. Значительное число помещичьих хозяйств из-за своей нежизнеспособности пришло в упадок, разорялось, закладывалось в банках и продавалось на аукционах за долги. Процесс купли-продажи ускорился в период революции 1905 – 1907 гг., когда дворяне, чиновники, офицеры продали в 5-и западных губерниях 1,5 млн. десятин земли. Крестьяне купили 714,1 тыс. десятин, купцы и мещане – 241,6 тыс. десятин земли.

Крестьянам принадлежало 33,2% земель. Однако их землевладение  не было свободной буржуазной собственностью, оно было опутано ограничениями  различного характера. Крестьяне несли  три вида податей и повинностей: казенные, земские и мирские. К первым относились выкупные платежи и государственный поземельный налог. Ко вторым – земский поземельный налог, а также дорожная, транспортная и полицейская повинности. За счет третьих, мирских сборов, которые платили только крестьяне, содержались волостные правления, суды, сельские старосты, школы, медпункты и т.п. Крестьяне приписывались к сельской общине, без разрешения которой они не могли продать свой земельный надел, уйти на отхожие промыслы.

В 1905 г. около 12% крестьянских хозяйств были зажиточными, около 50% крестьянских дворов владели от 1 до 10 десятин земли. Такое количество земли не обеспечивало прожиточный минимум средней крестьянской семьи. В 1900 г. в 5 западных губерниях аграрное перенаселение составляло 2039,8 тыс. человек, что составляло более половины трудоспособного населения деревни. Это вызывало его миграцию в слабо населенные районы России, а также в США, Канаду, Австралию и другие страны. Крестьяне были наиболее бесправными из всех сословий. До 1904 г. за определенные провинности суд и земский начальник могли приговорить крестьянина даже к публичной порке розгами.

 

 

Общественно-политическое движение во второй половине XIX – начале XX в. в Беларуси: народники и формирование политических партий.

Подавление восстания 1863 г., развернувшиеся затем репрессии по отношению к его участникам, фактическое запрещение белорусской печати надолго задержали развитие национального движения. Оно оживилось вновь только в конце 70-х годов, когда в борьбу вступило новое, народническое поколение. Во главе его оказались разночинцы-народники, сторонники теории крестьянского социализма, разработанного А. Герценом и Н. Чернышевским. Народничество Беларуси идейно и организационно явилось частью общероссийского движения. Известными представителями этого движения были уроженцы Беларуси М. Судзиловский, А. Бонч-Осмоловский, будущий цареубийца И. Гриневицкий и др. В 1874 – 1884 гг. землячества и нелегальные группы белорусских студентов существовали во многих высших учебных заведениях России. Члены этих организаций часто были руководителями народнических кружков в Минске, Могилеве, Гродно, Пинске, Слуцке и других городах. Идейно и организационно они были связаны с «Землей и волей», созданной в Петербурге в 1876 г. После ее раскола в 1879 г. большинство белорусских кружков поддержало сторонников «Черного передела». Лидер его Г. Плеханов дважды посещал Беларусь. В Минске в 1881 г. были изданы три номера газеты «Черный передел» и газета для рабочих «Зерно». После распада «Черного передела» в 1882 г. белорусские народники перешли на позиции «Народной воли». «Народовольцы» пытались объединиться в единую региональную Северо-Западную организацию «Народной воли», но в конце 1882 г. аресты привели к ее распаду.

В начале 80-х гг. центром белорусских народников был Петербург. Белорусское землячество при Петербургском университете в 1881г. обратилось с призывом «К белорусской молодежи», «Письмо про Беларусь», «К белорусской интеллигенции», «Послание к землякам-белорусам». В начале 1884 г. с инициативой объединения в единую организацию всех народнических кружков выступила группа «Гомон», которой руководили А. Марченко и Х. Ратнер. Были изданы два номера газеты «Гомон», которая пропагандировала идеи областной автономии Беларуси в федеративной республиканской России. «Гомоновцы» впервые заявили о существовании белорусской нации, отстаивали ее права на национальную самостоятельность. Однако создать единую организацию в Беларуси гомоновцы не смогли, что объясняется репрессиями властей и кризисом народничества, которое сходило с исторической арены и уступало дорогу марксизму.

В последующие годы народничество  приобретало либеральный характер. Отказавшись от революционной борьбы с правительством, либеральные народники  сконцентрировали внимание на укреплении крестьянского землевладения, надеясь задержать процесс обезземеливания крестьян. Они предлагали укрепить общинное землепользование, дать крестьянам льготные  кредиты, развивать крестьянские промыслы и т.д.

Развитие капитализма привело  к формированию значительных кадров рабочего класса Беларуси. В силу наличия здесь множества мелких предприятий положение рабочего класса Беларуси было более тяжелым, чем в России. 13 – 14-часовой рабочий день, низкая зарплата,  штрафы, отсутствие страхового и пенсионного обеспечения толкало рабочих к разным формам борьбы. Вначале это было бегство, а в 70-е гг. основной формой социального протеста становиться стачка. В 70-х – первой половине 80-х состоялось 23 забастовки. Принятое в          80 – 90-х гг. законодательство об ограничении использования детского и женского труда, размеров штрафа, продолжительности рабочего дня, введение фабричной инспекции существенно не повлияло на положение рабочих Беларуси, ибо его сфера была ограничена лишь частью промышленных предприятий.

В 80-е годы стали создаваться кружки среди рабочих, где изучались произведения К. Маркса и Ф. Энгельса. Первый кружок был создан в Минске студентом Э. Абрамовичем. Летом 1885 г. в марксистских кружках занималось 130 рабочих. Качественно новый этап в распространении марксизма связан с возникновением группы «Освобождение труда», возникшей в 1883 г. в Женеве. Рабочее движение Беларуси сливается с общероссийским социал-демократическим движением. Членами группы были уроженцы Беларуси И. Гецев, А. Гуринович, С. Левков, А. Трусов и др. На активизацию социал-демократического движения в Беларуси оказал влияние созданный в 1895 г. в Петербурге «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Его членами были уроженцы Беларуси: Л. Лепешинский, М. Левашкевич, Т. Максимов и др. В сентябре 1895 г. в Вильно для переговоров с местными социал-демократами приезжал В.И. Ленин. Во второй половине 90-х гг. социал-демократические организации действовали в Минске, Гомеле, Витебске, Сморгони, Ошмянах, Брест-Литовске, Гродно, Пинске. Члены социал-демократических организацией проводили политическую агитацию среди рабочих, распространяли листовки и революционную литературу, руководили стачечной борьбой рабочих.

Активизация революционного движения, количественный рост социал-демократических  организаций делали насущным создание единой всероссийской организации. В марте 1898 г. в Минске состоялся I съезд социал-демократических организаций России, и было провозглашено создание Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП).

В рабочем и социал-демократическом движении Беларуси в конце 90-х гг. появились свои специфические черты: стремление еврейских, литовских и польских социал-демократов создавать рабочие организации по национальному признаку. Были созданы социал-демократические организации Королевства Польского (в 1900 г. социал-демократия Королевства Польского и Литвы), «Всеобщий еврейский союз в Литве, Польше, России» (Бунд).

 

 

Формирование белорусской  нации.

Нации возникают на базе феодальных народностей в период становления капитализма. Решающую роль в преобразовании народности в нации играет общность территории и экономической жизни, общие черты национального характера, самосознания, культуры и единого литературного языка, а также становления государственности..

В конце XIX в. на территории  пяти белорусских губерний проживало 8,5 млн. человек, в том числе 5,4 млн. белорусов, 1,2 млн. евреев, 493 тыс. русских, 424 тыс. поляков, 377 тыс. украинцев, около 8 тыс. татар.   Согласно переписи 1897 г. удельный вес жителей коренной национальности превышал 73%. Абсолютное большинство белорусов проживало в сельской местности. В составе городского населения доля белорусов составляла 14,5% . Примерно 40-50% городского населения составляли евреи. Белорусы в Могилевской губернии составляли 82,4%, в Минской – 76%, в Виленской – 56%, в Витебской – 52% и в Гродненкой – 44%. Значительная доля белорусов была в Велижском (87,5%), Усвятском (84,0%) уездах Витебской губернии, Сокольском (83,9%) уезде Гродненской губернии, Красненском (90,0%) уезде Смоленской губернии, Суражском (около 70%) уезде Черниговской губернии и некоторых других, которые находятся за пределами современного белорусского государства.

Особенностью белорусского этноса был раздел их по вероисповеданию  на православных и католиков, что  не способствовало консолидации белорусского этноса. Православная церковь и католический костел не признавали белорусов как народ, а исходили из того, что православные – это русские, а католики – поляки. Однако такое разделение по религиозному признаку не помешало становлению общности экономической и культурно-духовной жизни белорусского этноса, ибо позади у белорусов была тысячелетняя история. Все это время они проживали на одной территории, в объективно существующих здесь природно-климатических условиях. Здесь вырабатывались характер трудовой деятельности белорусов, их материальная и духовная культура, складывался и развивался язык, формировались особенности быта, обычаев, традиций и норм морали. Веками у белорусов, независимо от их государственно-политических отношений с соседними народами складывался свой, отличный от других народов исторический менталитет. Все это вместе взятое явилось основой для возникновения и развития национального самосознания белорусского народа. Объективно засвидетельствовали факт существования самостоятельного белорусского этноса, его языка и культуры работы И. Носовича, М. Никифоровского, А. Сементовского, особенно трехтомное исследование «Белорусы» Е. Карского и др. Работы этих исследователей способствовали формированию национального самосознания белорусского народа.

В конце XIX в. термин «Белорусы» и этноним «белорусы» окончательно закрепились за всей этнической территорией  белорусов. Однако термин «белорусы» не приобрел еще общенационального  содержания. Существовали региональные названия (полешуки), конфессионализмы (русские и поляки), жители некоторых частей Беларуси называли себя «тутэйшыми».

Ускорение темпов экономического развития, расширение капиталистического предпринимательства, развитие торговли и путей сообщения, интенсивное  железнодорожное строительство способствовали созданию на территории Беларуси единого экономического региона, что сыграло основополагающую роль в формировании белорусской нации, хотя этот процесс тормозился рядом факторов. Запрещение евреям селиться вне городов, невозможность найти в них работу для большого количества безземельных и малоземельных крестьян деформировали национальный и социальный состав городского населения. Белорусская национальная буржуазия представляла лишь небольшую прослойку в местной многонациональной буржуазии. Земельный, торговый, промышленный и банковский капиталы находились в собственности польских, русских и еврейских промышленников и купцов. 84,5% купцов пяти западных губерний составляли евреи, 10,7% - русские и только 1,7% были белорусами. 51% фабрик и заводов являлись собственностью еврейской буржуазии. Белорусская аграрная буржуазия, разделенная по вероисповеданию на православных и католиков, в значительной  степени полонизированная, не осознавала своей национальной принадлежности и часто враждебно относилась к проявлениям национального движения. Буржуазия сформировалась под патронажем государственной власти и царской бюрократии, поэтому экономическая и политическая независимость ее мало интересовали. Слабость национальной экономической элиты – буржуазии и дворянства – стала причиной немногочисленности и замедленного созревания национальной интеллигенции.

Процесс формирования белорусской  нации сдерживался общим направлением политики правительства. После подавления восстания 1863 г. царизм окончательно перешел на путь интенсивной русификации. Основой ее стало создание социальной базы этой политики – расширение русского землевладения, продажи земли на льготных условиях приглашенным на службу в Беларусь российским чиновникам. Школа целиком была переведена на русский язык обучения. Православный священник, государственный чиновник, школа, официальная печать настойчиво доказывали белорусам, что они -  русские и не имеют никаких отличий, кроме локально-диалектных. В этом направлении важную роль сыграла идеология «западнорусизма», которую во второй половине XIX в. возглавил профессор Петербургской академии, белорус по происхождению, М. Коялович.

Информация о работе История Беларуси