История Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 18:06, курс лекций

Описание работы

Первобытное общество на территории современной Беларуси, как и на территории других стран, прошло в своем развитии каменный, бронзовый и железный века. Каменный век делится на палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век). Палеолит, в свою очередь, подразделяется на ранний, средний и поздний. Каменный век по времени соответствует существованию первобытного общинного стада и расцвету родового общества.

Файлы: 1 файл

История Беларуси Конспект.doc

— 937.50 Кб (Скачать файл)

Важнейшим признаком  нации является наличие единого  языка, посредством которого обеспечивается политическая, экономическая и культурная жизнь народа. Старобелорусский язык фактически стал мертвым. После присоединения к России официальное положение государственного занял русский язык, однако практически до восстания 1863 г. в общественно-культурной жизни господствовал польский язык. Русская, как и польская общественно-политическая жизнь не воспринимала существование белорусов как самостоятельного этноса и отрицательно относилась к попыткам литературного творчества на белорусском языке. Сдерживающим фактором в развитии белорусского языка явился запрет в конце 50-х годов XIX в. печатания белорусских книг латинским шрифтом.

В новых исторических условиях источником развития белорусского языка явилось устное народное творчество, а формирование его происходило  в жанрах художественной литературы и публицистики. Создание экономической общности и развитие хозяйственных связей привели к постепенному стиранию различий местных диалектов, появлению единого, понятного всей нации языка. Помимо этого, он обогащался новыми словами и терминами. Постепенно шел процесс создания графической системы, правописных и грамматических норм, обогащения лексики белорусского литературного языка. В целом процесс этот шел медленно. Только в начале XX в. появилась белорусская периодическая печать. Быстрое развитие белорусского языка, его фонетических, лексических и грамматических норм произошло с приходом в литературу Ф. Богушевича,  Я. Лучины, Л. Гуриновича,  Я. Купалы, Я. Коласа, Тетки и др.

Таким образом, во второй половине XIX – начале XX в., вопреки неблагоприятным политико-историческим условия, сформировались основные признаки белорусской нации, консолидации которой не помешали ни социально-классовые противоречия, ни борьба, обострившаяся с появлением рабочего класса и буржуазии.

С процессом формирования белорусской нации непосредственно связано также развитие культуры Беларуси во второй половине XIX в, отразившей характер и  место национального направления.

 

 

Культура Беларуси во второй половине XIX – начале XX в. Национальное возрождение и газета «Наша Нива».

Школьная  реформа 1864 г. демократизировала и расширила  сферу начального и среднего образования. Однако ее результаты были в Беларуси менее значительны, чем в центральных  губерниях России. После подавления восстания 1863 г.  были закрыты Гори – Горецкий земледельческий институт, Молодечненская, Новогрудская, Свислочская гимназии, а также все школы на польском языке. В Беларуси действовали специальные «Временные правила для народных школ», разработанные Н. Муравьевым и утвержденные царем в мае 1864 г. Согласно им начальные школы отдавались под контроль православного духовенства, чиновников и полиции. Закон божий, духовное пение, церковнославянский язык, русская грамматика и арифметика – этим ограничивался круг изучавшихся в них предметов. С позиций идеологии самодержавия, православия и народности изучалась история родного края.

На содержание школ отпускались  мизерные средства. Развитие школ шло  медленно, с большим трудом. В 1868 г. в Беларуси насчитывалось 1391 учебное  заведение, в том числе 1249 начальных школ. Одна школа приходилась на 8 – 12 деревень. Не хватало учителей. В качестве учителей часто работали священники, псаломщики, писари. Чтобы исправить положение в Молодечно,  Несвиже, Полоцке и Свислочи были открыты учительские семинарии. Но проблемы это не решало, так как в год все семинарии выпускали всего около ста человек. В 1884 г. было издано положение о церковноприходских школах, в соответствии с которым начальные народные школы, учрежденные реформой 1864 г, закрывались. Их место занимали церковноприходские школы, находившиеся в ведении Синода и управлявшиеся местным духовенством.

Медленно развивалось  и среднее образование. В 1868 г. в  Беларуси было восемнадцать  средних  учебных заведений: шесть мужских  и четыре женских гимназии, две прогимназии, четыре духовные семинарии, кадетский корпус в Полоцке и Земледельческое училище. Всего в средних учебных заведениях обучалось 3265 человек. Существовавшая система образования не обеспечивала необходимого общеобразовательного уровня. В 1897 г. грамотным было только 25,7%  всех жителей Беларуси.

Под особым контролем  находилась печать. В 1869 г. в Вильно была учреждена внутренняя и внешняя  цензура. Официальная правительственная  печать была представлена газетами «Губернские  ведомости» и «Епархиальные ведомости», «Виленский вестник» и журналом «Вестник Западной России». В 1886 г. в Беларуси появилась первая независимая газета «Минский листок», которая с 1902г. выходила под названием «Северо-Западный край». В ней печатались материалы по фольклору, этнографии, истории Беларуси  М. Довнар-Запольского,  Н. Янчука, А. Богдановича и др., стихи поэтов Я. Лучины, К. Каганца и др. За четверть века после восстания 1863 г. в легальной печати не появилось ни одного белорусского художественного произведения. На белорусском языке был издан ряд произведений за рубежом. В 1881 г. в Женеве была напечатана брошюра  «Про богатство и бедность». В 1892 г. в Тильзите вышла брошюра «Дядька Антон, или Беседа обо всем, что болит, а почему болит – не знаем». В 1903 г. в Лондоне увидели свет три брошюры:  «Беседа о том, куда мужицкие деньги идут», «Кто правдивый приятель бедного народа», «Как сделать, чтобы стало хорошо на свете». Все они адресовались белорусскому крестьянину и убеждали его в антинародном характере самодержавия, призывали к борьбе.

Новое оживление в  развитии белорусской литературы началось в конце 80-х гг. с приходом в  нее писателей-демократов – Ф. Богушевича (1840 – 1900 гг.), Я. Лучины (1851 – 1897 гг.),  А. Гуриновича (1869 – 1894 гг.), А. Обуховича (1840 – 1898 гг.) и др. Основными темами их произведений были: защита интересов деревенской бедноты, право белорусского народа на самостоятельное историческое и культурное развитие, защита белорусского языка. Ф. Богушевич был первым национальным белорусским поэтом. В условиях царизма он не мог печатать свои произведения в России. Поэтому первый сборник стихотворений «Дудка белорусская» он напечатал в 1891 г. в Кракове, второй сборник – «Смык белорусский» -  в 1894 г. в Познани. Только через шесть лет после смерти Я. Лучины кружок белорусских студентов в Петербурге издал его сборник «Вязынка» (1903 г.). Литературные произведения А. Гуриновича были также изданы после его смерти.

Во второй половине XIX в. более реалистичным, приближенным к народу стало изобразительное искусство. В белорусской живописи на первый план выходит исторический жанр. Виднейшим его представителем был К. Альхимович (1840 – 1916 гг.). Им  были созданы полотна «Похороны Гедымина», «Смерть Глинского в тюрьме», «Смерть в изгнании». Мастером бытового жанра Н. Селивановичем (1830 – 1918 гг.) были написаны картины «Дети во дворе», «В школу», «Старый пастух». Он принимал участие в создании мозаического панно «Тайная вечеря» для Исаакиевского собора в Петербурге. Получили известность картины пейзажиста А. Горовского «Вечер в Минской губернии», «На родине», «Река Березина» и др. Портретную живопись представляли художники Б. Русецкий, А. Ромер, Р. Слизень и др.

На развитие белорусской  культуры большое влияние оказало  театральное искусство русского, украинского и польского народов. В городах Беларуси гастролировали известные мастера русской сцены М. Савина, В. Давыдов, А. Южин и др., исполнители – певцы Л.Собинов, Ф. Шаляпин, пианисты и композиторы С. Рахманинов, Л. Скрябин и др. В 1890г. в Минске был открыт постоянный профессиональный театр, а также «Общество любителей изящных искусств». Большое значение приобрела деятельность музыкальных обществ. Они устраивали публичные концерты и музыкальные вечера, лекции о жизни и творчестве известных композиторов и исполнителей, открывали музыкальные учебные заведения и библиотеки.

Во второй половине XIX в.  произошли заметные изменения  в архитектуре Беларуси. С ростом городов шло их благоустройство, строительство водопроводов, устанавливалось  электроосвещение. В центральных частях городов появились новые площади и бульвары, возводились кирпичные многоэтажные дома. Однако основная масса гражданских  зданий  характеризовалась одноэтажными деревянными постройками. До конца XIX в. в белорусском зодчестве господствовал эклектизм готики, барокко, классицизма и псевдорусского стиля. Обычно банки и учебные заведения оформлялись под классицизм, театры – под барокко, костелы – в стиле неоготики, православные церкви – в псевдовизантийском или псевдорусском стилях. Таковы основные направления развития белорусской культуры во второй половине XIX в.

Таким образом, период вхождения  Беларуси в состав Российской империи  характеризуется качественными  изменениями в политической и  социально-экономической сферах жизни  белорусского народа, дальнейшим становлением его духовного, этнически-национального самосознания, созреванием необходимых предпосылок для собственной национальной государственности.

 

Беларусь в период революции 1905-1907 гг. Деятельность БСГ.

Конец XIX – начало ХХ вв. – время создания и становления политических партий. На территории Беларуси возникали и действовали общероссийские и местные национальные партийные организации. На II съезде РСДРП (1903 г.) была принята программа этой партии. Она предусматривала свержение самодержавия, установление демократической республики, а позже – и диктатуры пролетариата путем социалистической революции. На съезде партия раскололась на большевиков (сторонников В.И. Ульянова (Ленина) и меньшевиков (сторонников Ю. Мартова). Большевики выступали за проведение буржуазно-демократической и сразу социалистической революции и установление диктатуры пролетариата. Меньшевики считали, что в России должна победить буржуазно-демократическая революция и страна будет развиваться по буржуазному пути, а затем путем реформ перейти к социализму. В январе 1904 г. был организован Полесский комитет РСДРП, который объединил социал-демократические группы Гомеля, Могилева, Орши, Шклова, Быхова и др. В марте 1904 г. был создан Северо-Западный комитет, который объединил Минскую, Виленскую, Витебскую, Бобруйскую и другие группы РСДРП.

В конце 1901 – начале 1902 гг. была создана партия социалистов-революционеров. В 1902 г. в ее состав вошла Рабочая  партия политического освобождения России, которая базировалась в Минске. В своей деятельности эсеры выступали за демократическую республику, проведение социализации земли; средством достижения цели считали террор. Эсеровские организации действовали в Минске, Витебске, Вильно, Гомеле, Бобруйске и других городах. В 1904 г. был создан Северо-Западный областной комитет, которому подчинялись эсеровские организации на территории Беларуси и Смоленской губернии.

В начале ХХ в. в Беларуси имела влияние Польская социалистическая партия (ПСП). Ее главной задачей  было возрождение независимого польского государства. Местные группы образовали Польскую социалистическую партию в Литве (1902 – 1906 гг.), которая требовала самостоятельности Литвы-Беларуси с учредительным собранием в Вильно.

Активно действовал Бунд. Его организации существовали по всей Беларуси. С 1901 г. Бунд провозгласил себя единственной национальной партией еврейского пролетариата. В 1905 г. была сформирована «Сионистко-социалистическая рабочая партия», которая имела целью создать «отдельное еврейское социалистическое общество». Параллельно шел процесс формирования партии социал-сионистского направления «Паолей-Цион». Они хотели создать самостоятельное еврейское государство в Палестине. В 1901 г. в Минске была создана Еврейская независимая рабочая партия (ЕНРП), которая должна была защищать самодержавие. Она ставила своей задачей подъем экономического и культурного уровня еврейского пролетариата. Это была попытка властей контролировать еврейское рабочее движение. ЕНРП стала активным проводником сионизма. Неслучайно власти в 1902 г. разрешили провести в Минске Всероссийский съезд сионистов.

Начало ХХ. в. отмечено подъемом белорусского национального  движения. Однако слабость белорусской  буржуазии не позволила ему оказать  решающее влияние на развитие общественно-политических процессов в Беларуси. Особенность Беларуси была в многонациональном составе городов, где белорусы составляли меньшинство населения. Поскольку подавляющую часть белорусского населения составляли крестьяне, развитие национального движения шло под флагом неонароднических идей «крестьянского социализма». Вначале на первый план выдвигались культурно-просветительские идеи, которыми заинтересовалась некоторая часть белорусской молодежи.

В 1902 г. в Петербурге студенты из Беларуси Антон и Иван Луцкевичи создали Кружок белорусского народного просвещения и культуры, который пропагандировал национальную культуру, вел поиск путей ее возрождения. В конце 1902  – начале 1903 гг. представители белорусских народных кружков организовали Белорусскую революционную громаду (БРГ). Братья Луцкевичи, В. Ивановский, Э. Пашкевич (Тетка), К. Кастравицкий, А. Бурбис и др. выступили с идеей создания социально-политической организации трудового народа. В 1903 г. на первом съезде партия была переименована в Белорусскую социалистическую громаду (БСГ). Этот съезд принял программу партии, которая декларировала необходимость ликвидации самодержавия и капиталистического строя. БСГ выступала за переход всех основных средств производства, земли в общественную собственность, право каждого человека на обработку земли без использования наемного труда, восьмичасовой рабочий день, бесплатную медицинскую помощь. В политической области она требовала равноправия людей, прямого, всеобщего, равного избирательного права с тайным голосованием, свободы печати, слова, собраний и т. д. БСГ выступала за национальную свободу, признание прав всех народов на автономию, создание независимых демократических республик.

В 1904 – 1905 гг. на гродненщине  действовала Социалистическая партия Белой Руси, которая распространяла листовки на белорусском языке демократического содержания. Численный состав и ее программные требования нам неизвестны.

Таким образом, основные политические партии первой русской  революции находились в стадии организационного оформления, поиска и определения  своих политических позиций. Наиболее активно о себе заявили РСДРП, Бунд, эсеры. Белорусское национальное движение делало первые шаги на волне культурно-просветительских и неонароднических идей.

Причины первой русской революции имели свои корни в противоречиях российского общества: наличие остатков феодально-крепостнической системы, отсутствие политических свобод, жестокая эксплуатация рабочих, неспособность царских властей решить ряд социальных и национальных проблем. Все эти кризисные черты были усугублены русско-японской войной, в которой русская армия потерпела поражение.

Информация о работе История Беларуси