Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 12:34, доклад
Внутренний Китай орошается тремя крупными реками -- Сыцзянь, Янцзы (голубая) и Хуанхэ (желтая), они текут с запада на восток, впадая в Тихий океан. Первые города-государства возникли в долине реки Хуанхэ (длина 3000 миль), где проживали иньские племена, руководимые племенными вождями -- ванами. В начале китайцы (название от средневекового названия племени киданей, самоназвание китайцев -- хани) жили обособленно в силу природных барьеров, что способствовало формированию самобытной и продолжительной речной цивилизации.
Государственный строй Древнего Китая
1. Периодизация истории Древнего Китая
История Древнего Китая обычно делится на периоды, обозначаемые по именам царствующих династий.
· Период Шан (Инь): XVI--XI вв. до н.э. (1583--1027 гг. до н.э.).
· Период Чжоу (Срединная империя): XI--III вв. до н.э. (1027--258 гг. до н.э.).
· Период Цинь: 258--207 гг. до н.э.
· Период Хань: 206 г. до н.э. -- 220 г. н.э.
История Древнего Китая.
Государственный строй Древнего Китая
1. Периодизация истории Древнего Китая
История Древнего Китая обычно делится на периоды, обозначаемые по именам царствующих династий.
· Период Шан (Инь): XVI--XI вв. до н.э. (1583--1027 гг. до н.э.).
· Период Чжоу (Срединная империя): XI--III вв. до н.э. (1027--258 гг. до н.э.).
· Период Цинь: 258--207 гг. до н.э.
· Период Хань: 206 г. до н.э. -- 220 г. н.э.
Внутренний Китай орошается тремя крупными реками -- Сыцзянь, Янцзы (голубая) и Хуанхэ (желтая), они текут с запада на восток, впадая в Тихий океан. Первые города-государства возникли в долине реки Хуанхэ (длина 3000 миль), где проживали иньские племена, руководимые племенными вождями -- ванами. В начале китайцы (название от средневекового названия племени киданей, самоназвание китайцев -- хани) жили обособленно в силу природных барьеров, что способствовало формированию самобытной и продолжительной речной цивилизации.
С 1583 г. до н.э. правила династия Шан (Инь) (ван -- царь -- победившего племени во главе государства). В иньском Китае вследствие разложения родопле-менных связей, прогрессирующего разделения труда выделяется управляющий слой родовой аристократии: правитель-ван и его приближенные, родственники, сановники, племенные вожди и рядовые соплеменники, а также чужаки-иноплеменники, превращаемые, как правило, в рабов.
Создание первоначального примитивного государственного образования в Шан (Инь) было связано с необходимостью организации производства, орошения земель, предотвращения пагубных последствий разлива рек, защиты территорий. Это выразилось, во-первых, в превращении племенного вождя в обожествляемого правителя иньского царства -- вана, обладавшего значительной властью, во-вторых, в образовании административного аппарата, состоящего из многочисленных управителей, военачальников, жрецов и прочих, противостоящих массе общинников.
В эпоху Инь утверждается верховная собственность царя-вана на землю, этому способствовали представления о ване как о земном божестве. Основные формы собственности в этот период -- царская и общинная. Общинное землевладение было организовано таким образом, чтобы распределять его плоды между разными секторами потребления -- царским, общинным и частным.
Земли делились на две категории -- общественное и частное поле. Частные поля не являлись частной собственностью, и продукция с них шла на обеспечение свободных общинников и тех семей, которые их непосредственно обрабатывали. Общественное поле возделывалось совместно, и весь собранный урожай поступал старосте общины для последующей передачи царю.
В 1027 г. до н.э. царство Шан попало под власть правителя царства Чжоу, которые жили вдоль западной границы. Они объявили, что ван -- это сын Неба, а империю -- Поднебесной (Срединной) империей -- империя была без четких границ. Территория была увеличена, но территориальный контроль был слабый вследствие возвышения местных феодалов -- князей, владевших укрепленными городами с прилегавшими землями, население облагалось повинностями. Чжоусский ван был поставлен перед необходимостью организации управления огромной территорией. С этой целью он передал завоеванные земли в наследственные владения своим родственникам и приближенным, которые вместе с землей получали и соответствующие титулы.
Первоначально власть титулованных владельцев уделов сдерживалась силой центральной власти. Однако в VIII в. до н.э. удельные правители, бывшие верные подданные вана, начинают приобретать фактически полную независимость. Власть вана ограничивается пределами его владения-домена. Становясь местными царьками, удельные правители сами начинают жаловать земли за службу, обрастая своими вассалами, своим аппаратом управления.
Таким образом, в чжоусском Китае господствует раздробленность с характерной ей междуусобицей, приводящей к захвату то одним, то другим местным царством позиций гегемона, к поглощению им более мелких царств.
Долголетние непрерывные
войны привели к экономическому
упадку, к разрушению ирригационных
сооружений и, наконец, к осознанию
необходимости мира, сближения народов
Китая. Выражением новых настроений
стали проповедники конфуцианской
религии, призывающие к объединению
страны "без пристрастия и
В последние века
до н.э. в Китае проявляется
258 г. до н.э. -- начало правления Циньской династии в результате замещения Чжоусского императора наиболее могущественным из феодальных владык.
Складывается централизованная империя по типу «восточной деспотии». Империя разделена на провинции. Местные владыки проживали в столицах. На роль управителей провинций царь назначал доверенных лиц. Для защиты границ от набегов варварских народов и племен (например, гуннов) начато строительство Великой китайской стены. Ее длина -- 5 тыс. км при высоте и ширине от 6 до 10 м (по стене могли проехать 5-6 всадников), через каждые 200 метров расположены сторожевые башни. Стену строили 2 млн. человек.
Правитель Цинь Ши-Хуанди ввел единое законодательство для всей империи, единые меры веса в торговле. Однако его наследники быстро утратили власть и уступили правителям Ханьской династии. В 221 году до н.э. Циньская династия победоносно закончила борьбу за объединение страны.
В период царства Цинь намечаются два пути дальнейшего развития Китая:
· через победу крупной частной собственности на землю, что означало путь раздробленности;
· через упрочение государственной собственности на землю и создание единого централизованного государства.
Второй путь развития утверждается до буржуазных революций 1911--1913 гг.
В период правлении Ханьской династии (206 г. до н.э. -- 221 г. н.э.) введена экзаменационная система испытаний для претендентов на государственные должности; оживился интерес к конфуцианскому учению (551--497 гг. до н.э. -- Конфуций), в I в. до н.э. в Китай проникает буддизм, а в 124 г. до н.э. открывается императорский университет, который готовит чиновников-администраторов. Расширяются торговые связи с Индией, Сирией и Римской республикой. Император У-ди (14--87 гг. до н.э.) ввел призыв-девиз, обозначавший годы правления, фиксировавшийся в официальных документах и не менявшийся во все время правления императора.
2. Формирование китайской государственности и эволюция системы управления в центре и на местах
Древний Китай, управляемый ваном-царем и огромной массой иерархически организованного чиновничества, является типичным примером восточной деспотии. Со времени императора Цинской династии Цинь Шихуанди (III в до н.э.) Китай был разделен на области и уезды, которые возглавляли гражданский и военные чиновники-губернаторы. Инспекторы центрального правительства, выезжая из центра, контролировали деятельность местных властей. Казначейство выпускало единую монету (металлическую). Налоговое обложение и налоговая политика были хорошо разработаны.
В следующий период, при правителях Ханьской династии (II в. до н.э. - II в. н.э.) в государственую практику была введена продажа должностей и продолжавшаяся в течение многих веков система замещения должностей после сдачи экзамена. Это облегчало купцам, ростовщикам, разбогатевшим ремесленникам проникать в государственный аппарат в ущерб старой знати и навсегда закрывало доступ к управлению людям из народа. Было принято новое положение о рангах знатности, которые присваивались не в связи с аристократическим происхождением, а за заслуги перед правителем -- 9 рангов и 18 степеней. В конце III в. до н.э. в империи Хань было 20 рангов чиновников: 1 ранг владел от 10 тыс. даней зерна (1 дань -- 103,5 л) и денежными средствами; 20 ранг -- 100 данями.
Как уже отмечалось, Древний Китай являлся типичным примером восточной деспотии. Эта форма государства была наиболее распространенной в странах Древнего Востока.
Когда говорят о «восточной деспотии», имеют в виду обыкновенно такую форму государственной власти и одновременно такой политический режим, когда:
а) полномочия главы государства неограниченны;
б) светская и церковная власть объединены в одном лице;
в) осуществление власти является делом многочисленного бюрократического аппарата;
г) подавление личности,
отсутствие свобод, самое унизительное
раболепие делают всякого человека,
в том числе формально
Своеобразие восточной деспотии создается, прежде всего, ее социальной базой - сельской общиной, тесно связанной со своей ирригационной системой и от нее зависящей. Своей консервативностью и оторванностью от внешнего мира сельская община способствовала превращению центральной власти в деспотию.
Военное, финансовое
и публичных работ ведомства
составляли государственный
Циньско-ханьский
Китай делился на области или округа, те
-- на уезды, уезды -- на волости, а волости
-- на общины -- низшие административно-
Община, несмотря
на разрушение общинного землевладения,
продолжала играть роль относительно
обособленной единицы. Руководство
общиной осуществляли староста и "отцы-старейшины".
Низший административный персонал, начиная
с волостных старейшин, не входил
в состав чиновничества. Его представители,
как и другие общинники, выплачивали
налоги и несли трудовые повинности,
но пользовались большой властью, вплоть
до мобилизации общинников-
3. Судебное устройство
В Циньской империи существовало специальное судебное ведомство, что свидетельствует о выделении судебных функций из общеадминистративных.
Судебное ведомство следило за применением уголовных законов. Все дела о наиболее тяжких преступлениях проходили через его руки, особенно дела, связанные с превышением власти чиновниками. Во главе этого ведомства стоял тинвэй.
Вместе с тем в ханьском Китае почти все административные органы обладали судебной властью. Пресечение злоупотреблений чиновников возлагалось также на представителя верховного цензора в провинциях. Провинциальный судья был одновременно и начальником тюрем в округе. Низшим судом по гражданским делам была уездная администрация. Если в уезде дело не было разрешено, оно направлялось губернатору провинции, который в случае его сложности мог адресовать дело в центр, начальнику судебного или другого ведомства. Имелись чиновники, обязанные разыскивать преступников, вести борьбу с ворами и разбойниками, начальники тюрем, лица, приводившие в исполнение судебные решения. В качестве последней инстанции выступал сам император, который мог непосредственно разбирать судебные дела.
В периоды Инь и Западного Чжоу процесс носил обвинительно-со- стязательный характер, но начиная с периода Цинь в судебном процессе усиливаются элементы розыскного процесса. Позднее этот вид процесса стал основным.
4. Армия
В Древнем Китае армия играла огромную роль, что определялось частыми войнами и крестьянскими восстаниями. Войны, в частности завоевание чжоусцами значительных территорий шаньско-иньской эпохи, оказали непосредственное влияние на становление китайского государства.
Основу военной силы чжоусцев составляли воины-полупрофессионалы, входившие в армейские группы и размещенные в военных поселениях и лагерях. Военным лагерям выделялись земельные угодья, составлявшие их хозяйственную базу. Существовало примерно 14 армий, находящихся в распоряжении вана. Должности командующих группой армий передавались по наследству.
Воинские повинности в империи Цинь существовали наряду со строительными и гужевыми. В армию брали мужчин от 23 до 56 лет, которые должны были пройти годичную подготовку, нести гарнизонную службу в течение года и месяц в году служить в ополчении по месту жительства. На охрану государственных границ без указания сроков службы направлялись прежде всего провинившиеся чиновники, преступники, потерявшие свободу за долги заложники, бродячие торговцы и только в последнюю очередь свободные земледельцы.