Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 12:34, доклад
Внутренний Китай орошается тремя крупными реками -- Сыцзянь, Янцзы (голубая) и Хуанхэ (желтая), они текут с запада на восток, впадая в Тихий океан. Первые города-государства возникли в долине реки Хуанхэ (длина 3000 миль), где проживали иньские племена, руководимые племенными вождями -- ванами. В начале китайцы (название от средневекового названия племени киданей, самоназвание китайцев -- хани) жили обособленно в силу природных барьеров, что способствовало формированию самобытной и продолжительной речной цивилизации.
Государственный строй Древнего Китая
1. Периодизация истории Древнего Китая
История Древнего Китая обычно делится на периоды, обозначаемые по именам царствующих династий.
· Период Шан (Инь): XVI--XI вв. до н.э. (1583--1027 гг. до н.э.).
· Период Чжоу (Срединная империя): XI--III вв. до н.э. (1027--258 гг. до н.э.).
· Период Цинь: 258--207 гг. до н.э.
· Период Хань: 206 г. до н.э. -- 220 г. н.э.
Постепенно формировалась и постоянная армия, находящаяся на содержании казны. Она состояла из телохранителей императора и части, охранявшие столицу. На эти части, численность которых в 140 году до н.э. достигала 20 тыс. человек, возлагались и полицейские функции.. Так, поимка бандитов и разбойников была обязанностью военного ведомства. Начальник императорской гвардии, телохранитель вана, занимал важное место при дворе.
Таким образом, можно
сделать вывод, что история Китая
представляет собой череду сменяющих
друг друга государств, централизованных
империй, распадавшихся на ряд самостоятельных
княжеств и собиравшихся вновь. Эти
государства проходили
Экономика Древнего Китая.
Земледельческие неолитические культуры бассейнов рек Хуанхэ и Янцзы датируют III-II тысячелетиями до нашей эры (Яншао, Луншань). Здесь возделывали местные сорта проса (чумизу), имели домашних животных (собак и свиней). Во втором тысячелетии до нашей эры в Северном Китае возникло раннегосударственное образование Инь, в котором сохранялись значительные черты первобытнообщинных отношений. Иньцы могли изготавливать орудия труда и оружие из бронзы, говорили на языке, который стал основой древнекитайского языка. Большинство ханьцев было занято в сельском хозяйстве; большое развитие получили различные виды ремесел, как хозяйственно-бытовых (ткачество, гончарство, плотничество, плетение), так и художественных (перегородчатая эмаль, резьба по дереву, кости, камню, лепка, расписной и резной лак, парча, вышивки).
Основой экономики Древнего Китая было земледелие. Согласно китайской мифологии, земледелие ввел Шэнь-нун, он считался изобретателем сохи. Уже в шанскую и иньскую эпохи в Китае строились сложные ирригационные сооружения, искусственные каналы и дамбы; в долинах рек Хуанхэ и Янцзы была создана развитая оросительная система. В Китае культивировали просо, пшеницу, пшено, бобы, коноплю. Там начали впервые выращивать чай, разводить тутовые и лаковые деревья. С XIII века до нашей эры стали использовать для обработки соху: произошел переход от мотыжного земледелия к пашенному, более продуктивному. С VIII века до нашей эры стали применять железные сошники и тягловую силу скота. В Китае не получили развития скотоводство и садоводство. Интенсивное развитие пашенного земледелия привело к исчезновению реликтовых лесов в среднем течении реки Хуанхэ уже к XI веку до нашей эры. Помимо земледелия в Древнем Китае развивались различные ремесла. В первую очередь здесь нужно сказать о производстве лаков, которое зародилось еще в неолите. Лак – это сок лакового дерева из семейства анакардиевых; он окрашивался, им покрывали интерьеры и экстерьеры зданий, щиты, ножны мечей, ювелирные изделия, посуду и пр.; лак был водонепроницаем, выдерживал температуру более 250°С, он придавал прочность и долговечность.
Столь же древним было шелководство. Согласно китайской мифологии, шелководство было введено женой Хуанди. Процесс начинался с разведения гусениц тутового шелкопряда, которые свивали коконы. Затем коконы вываривались в чанах, вытягивались в шелковую нить длиной до 1000 метров; затем нити протягивали через нефритовое кольцо, красились, сматывались на специальных нитекрутильных машинах. После этого переходили к ткачеству. Сначала делалась основа из сотканных поперечных (основных) и продольных (уточных) нитей. Затем ткались разнообразные по качеству шелковые материи. Секрет производства шелковых тканей, как, впрочем, и секрет изготовления китайских лаков, хранились в строгой тайне. Тутовые и лаковые деревья и шелкопряды запрещалось вывозить за пределы Китая.
В иньскую эпоху зародилось производство фарфора, который изготавливался из каолиновой глины с добавлением кварца или песка. Производство фарфора совершенствовалось в чжоускую эпоху. В III веке до нашей эры стали изготавливать цин-тао (зеленую керамику), или селадон, для чего использовали каолиновую глину, песок, глазурь зеленого тона. Тайны производства фарфора передавались из поколения в поколение; ремеслом занимались в одних и тех же семьях, строго регламентировались брачные союзы между семьями фарфористов, чтобы ремесленные секреты не стали достоянием конкурентов. Наряду с ремеслом развивалась торговля. Центрами ремесла и торговли были города. Уже в иньскую эпоху насчитывалось более 160 городов. В чжоускую эпоху были основаны 560 новых городов. Китай был самой урбанизированной страной древности. Уже с VIII столетия до нашей эры в Китае были известны деньги, чеканилась монета. Китай вел активную внешнюю торговлю, экспортировал лак, шелк, фарфор, железо, некоторые цветные металлы, косметические средства, а импортировал золото, серебро, коней, ценную древесину, виноград. Со II века до нашей эры начал функционировать Великий Шелковый путь. Он начинался в столице Ханьской империи, в городе Сиань, а заканчивался в Римской империи.
Культура Древнего Китая
Жители Древнего Китая создали очень интересную культуру. Они считали, что жизнь-это творение божественной, сверхъестественной силы. Всё в мире находится в движении и постоянно изменяется в результате столкновения двух противоположных космических сил-Света и Тьмы.
В этот древнейший период китайцам так же, как и другим народам, был свойствен культ природы: они поклонялись духам земли, рек, солнца, луны, дождя, ветра. Одним из наиболее важных был сопровождаемый человеческими жертвами культ священных гор. Этим духам молились, обращались со всевозможными просьбами. Среди них выделялось главное верховное божество, стоящее над всеми духами и над душами умерших людей.
Очень силён был также культ предков. В основе его лежало представление о том, что душа человека после смерти продолжает жить и более того-она может вмешиваться в дела живых. Китайцы верили, что душа умершего сохраняет все свои прежние привычки и наклонности, поэтому вместе с умершим рабовладельцем хоронили его слуг и рабов, в могилу клали окружавшие его при жизни предметы утвари, драгоценности, оружие.
Несколько позднее появилось обожествление царской власти.
Царь был признан сыном Неба, т. е. представителем бога на земле. Уже с XIII в. до н.э. для обозначения царей применяются те же иероглифы, которыми прежде обозначалось только верховное божество.
В середине I тыс.
до н.э. в Китае зародились основные
идеологические направления, которые
впоследствии трансформировались в
философско-религиозные
Наука
Математика зародилась в Китае в глубокой древности. За несколько сот лет до новой эры китайские математики написали сочинения о расчётах при помощи шеста, стоящего в круге. С V в. до н.э. китайцы знали свойства прямоугольного треугольника, в I в. н.э. был создан знаменитый трактат «Математика в девяти главах», суммирующий математические знания, накопленные в Китае за несколько веков. Китайские учёные впервые в истории человечества ввели понятие отрицательных чисел, они знали действия с обыкновенными дробями, которые умели сокращать, решали задачи на проценты, знали арифметическую прогрессию, составляли системы уравнений.
Развивалась астрономия. Уже во II тыс. до н.э. древние жители Китая делили год на 12 месяцев, месяц-на четыре недели. С V в. до н.э. они вели регулярные астрономические наблюдения и дали названия 28 созвездиям, которые к тому времени они выделили из множества звёзд. В IV в. до н.э. ими был составлен первый в мировой истории звёздный каталог на 800 светил. Тогда же ими были написаны две самые первые книги по астрономии, впоследствии сведённые в одно сочинение. В этих книгах имелись карты звёздного неба, составленные впервые астрономом Чжан Хэн, жившим во II в. н.э. Он же впервые создал первый в мире небесный глобус, воспроизводивший движение небесных тел.
Значительный
вклад в мировую медицину внесли
китайские врачи. Одним из самых
крупных достижений китайских лекарей
стало изобретение наркотиков-
Из технических
изобретений следует назвать
магнитный прибор-
Письменность
Наиболее ранние
памятники древнекитайской
Иньские знаки характеризуются тремя особенностями, отличающими их от современных китайских иероглифов. Во-первых, каждый элементарный знак представлял собой изображение контура какого-либо предмета, неразложимого на составные части.
Во-вторых, существовало большое разнообразие в написании одного и того' же знака. В-третьих, ориентация знака относительно направления строки еще не стабилизировалась.
Благодаря заимствованию иньской письменности чжоусцами развитие ее не прервалось и в I тысячелетии до н. э. Существенные изменения происходят в ней лишь во II—I вв. до н. э., когда после унификации местных вариантов иероглифов возникает новый почерк написания знаков. Иероглифы этого времени уже полностью утратили связь со своими первоначальными начертаниями. Письменность ханьского времени в принципе почти не отличается от современной.
Трансформация написания знаков была в значительной мере обусловлена эволюцией материалов, использовавшихся для письма. В Древнем Китае обычно писали на длинных и тонких деревянных или бамбуковых планках, соединявшихся затем шнурком или ремнем. Писали тушью с помощью кисти, а ошибочно написанные знаки подчищали металлическим ножом {отсюда происходит общее название письменных принадлежностей — «нож и кисть»). Начиная с середины I тысячелетия до н. э. древние китайцы писали также на шелке (образцы таких «шелковых» книг найдены в ханьских погребениях). На рубеже новой эры в Китае была изобретена и вошла в употребление бумага. В первых веках новой эры бумага вытесняет все старые материалы для письма
Искусство
Древнекитайская поэзия неотделима от музыки. Не случайно, в частности, название поэтического жанра сун (гимны) восходит к слову «колокол». Характер аккомпанемента определял поэтические особенности и других жанров. Музыка, поэзия, танец — в синкретическом единстве этих трех явлений культуры конфуцианцы видели выражение подлинных норм взаимоотношений между людьми. «Слова могут обманывать, люди могут притворяться, только музыка не способна лгать» — так определялась древними китайцами социальная функция музыки.
Древнекитайские
музыкальные инструменты
В глубокой древности в Китае начинает складываться совокупность строительных приемов, впоследствии придававших характерные черты дворцовой и храмовой архитектуре ханьской эпохи.
Основу конструкции
древнекитайского здания составляли не
стены, а столбы каркаса, принимавшие
на себя главную тяжесть крыши. Без
столбов и соединяющих их балок
здания вообще быть не может — это
представление нашло отражение
в многочисленных метафорах и
сравнениях, встречающихся в
Здание возводилось на приподнятой платформе, отсюда типичные для древнекитайского языка выражения «подняться во дворец», «спуститься из дворца» и т. д. Стены обычно сооружались из утрамбованной глины (кирпич стал применяться в строительстве со II—I вв. до н. э). Крыша покрывалась черепицей, а по фасаду закреплялись концевые декоративные черепичные диски, в ханьское время украшавшиеся иероглифическими надписями с пожеланиями счастья, благополучия и богатства.