История Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 00:55, реферат

Описание работы

Цели работы: Донести до студентов знания по теме «История Древнего Рима»
Объект исследования: Древний Рим
Задачи: Задача данной работы заключается в том, что бы охарактеризовать и описать ход исторических действий и событий.
Характеристика источников: Источники, из которых была взята информация, были опубликованы с 1900 по 2000г. И гарантируют достоверность информации указанной в них.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Предпосылки возникновения государства в Древнем Риме
1.1 История возникновения Древнего Рима
1.2 Теория зарождения государства применительно к Древнему Риму
1.3 Предпосылки возникновения государства в Древнем Риме
Глава II. Борьба сословий
2.1 Причины борьбы
2.2 Временное затихание сословной борьбы
2.3 Прекращение сословной борьбы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Referat_po_Istorii_Rim.docx

— 81.47 Кб (Скачать файл)

Также в древности возникла патриархальная теория происхождения государства. Ее основателем был Аристотель (III в. до н.э.). Однако, подобные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена (Фильмер, Михайловский и другие).

Смысл этой теории заключается в том, что  государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства - монархом. Его власть, таким образом - это продолжение  власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории (как и из теологической) естественно вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти.6

Некоторые элементы патриархальной теории происхождения  государства, можно отнести и  к зарождению древнеримского государства, а, именно, тот факт, что в легендах о появлении Рима содержатся неоднократные  утверждения о семейных узах его  образователей. Так, легенда гласит: "…Через несколько поколений после Юла царем стал Нумитор. Но его свергнул с трона младший брат Амулий. Дочь Нумитора Рею Сильвию он отдал в жрицы, которые давали клятву безбрачия. Однако Рея родила от бога Марса двух близнецов, за что была осуждена Амулием на смерть. Близнецов царь приказал бросить в Тибр. Но рабы, которым это было поручено, оставили корзину с близнецами на мелком месте. На плач близнецов прибежала волчица и накормила их своим молоком. Вскоре детей нашел царский пастух Фаустул. Он принес их домой и отдал на воспитание своей жене Ларенции. Близнецам дали имена Ромула и Рема. В конце концов, тайна происхождения братьев раскрылась, они убили Амулия и восстановили на троне своего деда Нумитора. Сами они решили основать новый город в тех местах, где были найдены. Римляне название Roma (Рим) производили от имени Romulus…"

С успехами естествознания в XIX в. связывают  возникновение органической теории. Подобные идеи высказывались значительно  раньше. Так, некоторые древнегреческие  мыслители, в их числе Платон (IV-III вв до н.э.), сравнивали государство с организмом, а законы государства - с процессами человеческой психики.

Появление дарвинизма привело к тому, что  многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы. В соответствии с органической теорией человечество возникло как  результат эволюции животного мира - от низшего к высшему. Дальнейшее развитие привело к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм - государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы - внешние (оборона, нападение).

Некорректность  органической теории происхождения  государства определяется следующим. Все сущее имеет различные  уровни проявления, бытия и жизнедеятельности. Развитие каждою уровня определяется свойственными этому уровню законами (квантовой и классической механики, химии, биологии и т п.). И так  же, как нельзя объяснять эволюцию животного мира, исходя лишь из законов  физики или химии, невозможно распространять биологические законы на развитие человеческою общества.7

Теория  насилия также возникла в XIX в. Ее представителями были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и другие. Они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политическою характера завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимались законы. Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному. В своих рассуждениях сторонники данной теории опирались на известные исторические факты, когда многие государства появились именно в результате завоевания одним народом другого.

Происхождение древнеримского государства также  можно описывать с точки зрения теории насилия. Развивающееся несоответствие между большой ролью, которую  в жизни Рима стал играть плебс, и  его бесправным положением породило борьбу плебеев за уравнение в  правах с членами ослабленной  внутренними противоречиями римской  родовой общины, представленной ее ведущей силой - патрициями. Она закончилась  победой, разрушившей замкнутую  римскую родовую организацию  и расчистившей тем самым путь к образованию государства.

В новое время появилась договорная теория происхождения государства, которая в немалой степени  способствовала формированию современных  демократических государств и до сих пор оказывает глубокое воздействие  на политические представления их граждан.

В соответствии с этой теорией государство  возникло в результате сознательного  и добровольного соглашения людей, которые прежде пребывали в естественном, догосударственном состоянии, но потом для того, чтобы надежно обеспечить свои основные права и свободы, решили создать государственные институты.8

 
1.3 Предпосылки возникновения государства в Древнем Риме

Кроме общих причин возникновения государства, можно выделить несколько факторов, также ускорявших появление государственных  структур и придававших им определенную специфику. К ним относятся:

1.  завоевания (скажем, одного племени другим) и необходимость создания механизма власти для сохранения покорности порабощенных;

2.  наличие внешней угрозы, требовавшей создания вооруженных формирований и регулярного сбора средств на их содержание;

3.  необходимость проведения крупных хозяйственных работ (например, ирригационных, строительных и т.д.), немыслимых без мобилизации значительных материальных и человеческих ресурсов и создания аппарата для их рационального распределения и использования.

В качестве предпосылок возникновения  государства в Древнем Риме можно  выделить следующие:

·  благоприятные для скотоводства и земледелия климатические условия, выгодное с точки зрения обмена и торговли географическое положение;

·  объединение путем войн трех племен древних латин, сабин и этрусков, приведшее к образованию в Риме общины;

·  развитие скотоводства и земледелия, повлекшее за собой появление частной собственности;

·  возникновение рабства, источниками которого становятся войны, а вместе с тем и зачатков классового деления общества.

Рассмотрим  более подробно каждый из них.

Одной из главных причин быстрого роста  и возвышения Рима было его исключительно  выгодное местоположение. Вот, что сообщает об этом знаменитый римский историк  Тит Ливий: "Не без веских причин боги и люди выбрали именно это место для основания города: тут есть и благодатные холмы, и удобная река, по которой можно из внутренних областей подвозить различное продовольствие, а можно принимать морские грузы. Есть тут и море, оно достаточно близко, чтобы пользоваться его выгодами, но все же и достаточно далеко, чтобы не подвергать нас опасности со стороны вражеских кораблей. Наша область лежит в середине Италии это место исключительно благоприятствует городам".9

И, действительно, Рим расположен в  центре Апеннинского полуострова, на левом берегу Тибра, в 20 километрах от моря, у самой удобной переправы через реку. Наиболее ранние поселения на месте будущего Рима были на холмах с отвесными склонами, стоявшими посреди болотистой равнины недалеко от берега, поэтому его и называют Город на семи холмах.11

Город располагался на границе Лация с соседними областями: Этрурией и землей сабинов. Не удивительно поэтому, что Рим очень быстро превратился из небольшого поселения в один из крупнейших городов Италии и с ранних пор включал в себя, кроме латинов, также и жителей других областей.

Вторая  причина - объединение путем войн трех племен древних латин, сабин и этрусков - подробно была описана нами в первом параграфе. Слияние это, с одной стороны, конечно, увеличило материальную силу соединенной общины и ее значение среди соседей, а, с другой стороны, должно было отозваться некоторым усложнением государственной, т.е. общинной, организации.

Третьей причиной было развитие земледелия и  скотоводства. Земледелие, ставшее  одним из регулярных занятий общинников, по мере

усиления  его значения стало накладывать  свой отпечаток на их деятельность, нормы жизни, обычаи. И чем большую, более значительную роль играло земледелие в жизни общинно-родового общества, тем большее изменение претерпевало оно. Земля, которую обрабатывали общинники, как и вся та земля которую они не обрабатывали, на которой они по-прежнему охотились, занимались собирательством и т.д., находилась в общественной, коллективной собственности всего племени. Ввиду этого вследствие исторической традиции на протяжении какого-то времени возникшее земледелие основывалось на совместном, коллективном труде. Однако со временем выяснилось из практического опыта земледельцев, что индивидуальное, семейное ведение земледельческого производства является более эффективным, чем коллективное.

Замена  коллективного земледельческого хозяйства  индивидуальным и возникновение  скотоводства еще более усиливают  общественное разделение труда и  являются предпосылкой возникновения  частной собственности.

Развитие  сельского хозяйства и скотоводства в Древнем Риме, а также частые военные походы объясняют четвертую  предпосылку возникновения государства. В частных хозяйствах применялся труд членов семьи, а кроме того, труд рабов и наемных работников. Рабы комплектовались из захваченных  плен чужеземцев, как воинов, так  и гражданских лиц. Наемные работники  комплектовались из обедневших общинников.

Во-первых, увеличилась численность населения, что усиливало военную и экономическую  мощь государства. Во-вторых, на захваченной

земле жителей-чужеземцев становилось меньше, что уменьшало опасность их восстания  против поработителей.10

Понятие государства, его характеристика конкретизируется при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так  и от негосударственных организаций  общества. Иными словами, "анализ признаков государства углубляет  знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой  формы организации общества и  важнейшего общественно-политического  института". Каковы же эти признаки?

·  Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенно территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровно-родственный принцип организаций населения потерял свое значение. На смену пришел принцип его территориальной организации. Данный признак имеет место быть в Древнем Риме. По мнению многих современных историков, в Риме накануне его перехода к цивилизации и государственности господствовал родовой строй. Римлянами считались лишь те, кто входил в родовые подразделения, включавшие в себя три трибы, 30 курий (по 10 в каждой трибе) и 300 родов (по 10 в каждой курии).

·  Публичная власть. Публичной она называется потому, что, не совпадает с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.

Власть  существовала и в догосударственном обществе, но это было непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалось им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения. Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию. Наличие публичной власти также имелось в Древнем Риме. Во главе римской общины стояли правители, называвшиеся царями (reges), но непохожие на монархов более поздних эпох. Римский царь являлся верховным жрецом, главным судьей и командующим армии.

·  Государственный суверенитет. Понятие "государственный суверенитет" появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Суверенитет как свойство государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости. Сложно11 говорить о наличии в Древнем Риму суверенитета государственной власти. Цари Древнего Рима являлись патриархальными владыками своего народа, в руках царя сосредоточивалось начальство над народом во всех сторонах его существования кроме религии и общественного мнения. Это свидетельствует о том, что в Царский период в Риме было не зрелое, а раннее государство. В своем зрелом законченном виде римское государство сложилось гораздо позднее эпохи царей.12

Общественные отношения

Уже в древнейшую эпоху истории Древнего Рима мы не находим в нем чистого  родового строя, то есть, строя, в котором  роды были бы суверенны, независимы от какой бы то ни было высшей организации. Уже на пороге своей истории Рим  является общиной - и даже, как мы видели, сложной общиной. Тем не менее следы недавнего родового строя еще очень многочисленны.

Так, прежде всего, род сохраняет все  свое значение, как союз религиозный: члены рода связаны единством  религиозного культа. В связи с  этим находится моральный контроль рода над своими сочленами: род блюдет за чистотой нравов, может издавать относящиеся сюда постановления, налагать на провинившихся сочленов те или  другие наказания вплоть до полного  отлучения и т.д.

В области гражданских, имущественных  отношений в более древнее  время, по-видимому, существовала родовая  общность имуществ, по крайней мере, недвижимых, общность землевладения. В  историческую эпоху, однако, этой общности в чистом виде мы уже не находим. Она уже разложилась на собственность  семейную (собственность отдельных  семейств), оставив лишь следы своего прежнего существования в праве  родового наследования и праве родовой  опеки. По законам XII таблиц, если умерший не оставил родственников, индивидуальное родство которых можно доказать, - т.н. агнатов, - то наследство и опека переходят в род, к лицам, принадлежащим, к одному роду с покойным.

Информация о работе История Древнего Рима