История Древней Спарты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 22:05, реферат

Описание работы

Спарта VIII – VI вв. до н. э. представляла собой воинственное государство. Проблемы демографии и социально-экономической напряженности, она решала в основном не за счет колонизации, как это делали большинство полисов Греции, а за счет ближнего соседа. Таким же образом реализовывались военно-политические амбиции и организационные способности спартанского полиса.

Файлы: 1 файл

Доклад для Дена.docx

— 684.26 Кб (Скачать файл)

    1. Органы управления в Спарте.

  Государственный   строй  Спарты сформировался  в результате преобразования  военной  демократии в государственную  организацию, сохранявшую некоторые  черты  родоплеменной  организации   власти.  Это привело к "ликургову строю",  сложившемуся, к VI в. до н.э. Историки рассматривают его как переворот,  связанный с окончанием завоевания Мессении и установлением илотии,  потребовавшими консолидации общины спартиатов путем уравнения их в экономическом отношении и политических правах,  превращения ее в военный лагерь, господствующий над массами порабощенного населения.

    Во главе государства стояли два архагета,  их часто называют царями. Власть архагетов,  в отличие от власти родоплеменных вождей,  стала наследственной. Каждые 8 лет проводилось гадание по звездам,  в результате которого архагеты могли быть преданы суду или отстранены от должности.

  Но  в  целом  положение архагетов было почетным.  Они получали большую часть военной добычи,  совершали жертвоприношения,  входили в состав совета старейшин,  осуществляли суд по некоторым делам,  имевшим значение для всей общины. Первоначально наиболее  полной  была военная власть архагетов.

Им подчинялось  войско,  в походах они пользовались правом  жизни  и смерти.  Однако в дальнейшем и их военные полномочия были существенно ограничены.               

    Совет старейшин (герусия),  как и архагеты,  - органы власти,  унаследованный от родоплеменной организации. В состав герусии входило 28 геронтов, пожизненно избираемых народным собранием из знатных спартиатов, достигших 60-летнего возраста.  В герусию входили и оба вождя.

Первоначально герусия рассматривала вопросы, выносившиеся на обсуждение народного  собрания, и тем самым имела  возможность  направлять  его  деятельность.  Со временем полномочия герусии расширились. В случае несогласия геронтов и вождей с решением народного  собрания они могли воспрепятствовать  ему, покинув собрание. Герусия участвовала  в переговорах с другими государствами,  рассматривала уголовные дела о  государственных преступлениях  и вела судебные процессы против архагетов.              

Первоначально собрание созывали вожди, они же в  нем председательствовали. Выступать  в народном собрании могли только должностные  лица или послы иностранных  государств, участники же собрания лишь заслушивали выступления и  голосовали.  Голосование проводилось  криком,  а в спорных случаях  участники собрания расходились  в разные стороны.                   

 Созыв  народного собрания (кроме чрезвычайных) производился  раз в месяц.  На собрании принимались законы, избирались должностные лица,  решались вопросы войны и мира,  союза с другими государствами,  рассматривались вопросы о наследовании должности вождя,  определялось, кому из вождей возглавлять войско в походе и т.д. В решении всех этих вопросов роль собрания в силу существовавшей в нем процедуры была меньшей, чем роль народного собрания в Афинах.  Но все же, преуменьшать ее не следует.  Право избрания  должностных лиц,  право отклонять внесенные ими предложения позволяли ему если не контролировать их, то, во всяком случае, оказывать на них влияние,  заставлять считаться с собой.  Только к IV в.  до н.э. оно  становится пассивным,  и роль его падает.     

Эфоры  в Спарте появились  с VIII  в. до н.э. в  результате острых конфликтов между  родоплеменными  вождями  и родовой  аристократией. 

Последняя,  получавшая большую долю военной  добычи и  возможность  угнетать  свободных общинников,  стремилась  ограничить  пожизненную власть вождей властью избираемых на определенный срок представителей аристократии.  Ими стали пять эфоров. Они избирались из "достойных" на один год,  действовали  единой коллегией,  принимавшей  решения  большинством голосов.

 

Рис. Органы управления в Спарте

     Последняя,  получавшая большую долю военной добычи и  возможность  угнетать  свободных общинников,  стремилась  ограничить  пожизненную власть вождей властью избираемых на определенный срок представителей аристократии.  Ими стали пять эфоров. Они избирались из "достойных" на один год,  действовали  единой коллегией,  принимавшей  решения  большинством голосов.

Первоначально эфоры считались как бы помощниками  архагетов  и осуществляли судебное рассмотрение дел по имущественным спорам. С середины VI в. до н.э. власть эфоров  заметно возросла.  Они поставили под свой контроль архагетов - в походе их сопровождали два эфора. Эфоры получили право созывать герусию и народное собрание и руководить их деятельностью. Вместе с герусией  они могли предотвратить принятие народным собранием неугодного им решения.  К ним перешло руководство внешними сношениями Спарты и внутреннее управление страной,  наблюдение за  соблюдением спартиатами установленных порядков,  суд над ними и наказание их, объявление войны и мира, контроль над деятельностью остальных должностных лиц. Деятельность самих эфоров практически не  контролировалась - они отчитывались только перед своими преемниками.  Особое положение эфоров подчеркивалось и их правом не участвовать в общих сисситиях и иметь собственный стол. 

     Господствующий класс Древней Спарты составляли спартиаты, главной обязанностью которых являлось несение военной службы. Единство спартиатов было обеспечено путем уравнения их в экономических и политических правах. Первое было достигнуто путем наделения спартиатов равными земельными наделами (клерами), которые нельзя было продать, подарить или завещать. Что касается политических прав, то все спартиаты, достигшие 30 - летнего возраста, имели право участвовать в народном собрании, которое называлось «апелла».  Апелла, равно как и другие органы власти Древней Спарты – герусия (совет старейшин) и архагеты, были унаследованы от родоплеменной организации. Во главе государства стояли два архагета, власть которых являлась наследственной. Архагеты были наделены, прежде всего, военной властью, а также совершали жертвоприношения, вершили суд и входили в состав герусии. Герусия – это совет старейшин, который избирался народным собранием из знатных спартиатов. Герусия состояла из 28 геронтов и 2 архагетов. Герусия предварительно рассматривала вопросы, которые выносились на народное собрание, и тем самым имела возможность влиять на решение этих вопросов. Герусия участвовала в переговорах с другими государствами, руководила деятельностью должностных лиц, решала вопрос о гражданстве, рассматривала дела по политическим преступлениям и имела право суда над архагетами. К компетенции народного собрания относились вопросы войны и мира, союза с другими государствами, избрание должностных лиц, принятие законов, а также вопрос о наследовании должности архагета. Решения принимались криком, который истолковывала герусия. Со временем власть апеллы была ограничена правом герусии и архагетов распускать собрание за решение, неверное с точки зрения традиции. Таким образом, форма правления, утвердившаяся в Спарте в этот период, получила определение «аристократической республики». Особенностью государственного строя Древней Спарты явилось сохранение элементов военной демократии.5

 

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

4. Система военного воспитания в Спарте.

 

Термин  «воспитание» необычайно многогранен, если рассматривать его в хронологическом  аспекте, ибо на каждом историческом этапе, суть его варьируется в  зависимости от уровня развития и  политики того или иного государства.

В VIII - IV веке до н.э., в связи с вышеописанной напряженной исторической обстановкой, в Спарте была выработана абсолютно новая система воспитания, о которой говорит Аристотель в одном из своих трудов:  «в Лакедемоне ... почти все воспитание граждан и почти вся законодательная система имеют в виду военные цели». Совершенно очевидно, что государство в качестве основной и единственной цели воспитания  видело создание абсолютной военной нации и все свои силы направило на развитие нового поколения, физически сильного и способного к выживанию в условиях воинственной политики, проводимой Спартой. 

В связи  с этим, в полисе был установлен строгий государственный контроль за процессом воспитания и образования. В программу обучения вошли только те предметы, которые способствовали развитию физических навыков и моральную выдержку и стойкость, совершенно вытеснив прочие науки, связанные с развитием эстетической стороны души человека.

Рассмотрим  теперь на конкретных примерах и исторических фактах методы проведения подобной политики.

 

4.1 Воспитание в семье.

Самые главные  качества, которые должны были отличать спартанца от представителей других народов были сила, выносливость и максимальная готовность к жизненным трудностям. Прививание и развитие подобных качеств начиналось с первых дней жизни ребенка: в младенческом возрасте его никогда не пеленали и не укрывали, оставляя на солнце, ветре или дожде. Когда ребенок подрастал, его отучали от страха перед темнотой и одиночеством, запирая в темные помещения на целые сутки, а также отучали от капризов и нытья, наказывая палкой.

Физическое  наказание было неотъемлемой частью воспитания ребенка внутри семьи. И  одним из многочисленных доказательств  тому служит найденная археологами  ваза, на которой изображена древнегреческая  женщина, избивающая ребенка собственной  сандалией - настолько прочно подобное явление было связано с бытовой  жизнью, что его увековечили в  рисунках на ровне с ритуальными праздниками, сценами боев и другими картинами повседневных забот.

Уже с  младенческого возраста спартанских  детей приучали к военной выправке. В семье закладывались основы главных качеств будущего защитника  государства: пренебрежение болью  и страхом.

 

4.2 Период государственного образования.

Существовавшая  в  Спарте система образования  была очень четко спланирована и  рассчитана на граждан в возрасте от 7 до 30 лет и подразделялась на три этапа: от 7 до 15, от 15 до 20 и от 20 до 30 лет. Причем на всех этих трех этапах особенно ярко просматривается доминирующее влияние интересов государства, которое запрещало гражданам воспитывать детей по собственному усмотрению, подчинив этот процесс своим узко-военным нуждам.

 

Основной  задачей в этот период было развитие способности самостоятельно преодолевать жизненные трудности, а также  воспитание основных моральных качеств  настоящего  воина: храбрости, самообладания, выдержки, хладнокровия перед смертью. Причем процесс воспитания проходил под неустанным контролем учителя, государства и всех граждан.

В семь лет  мальчиков отнимали у родителей  и, объединив их в агелы (небольшие отряды), воспитывали сообща, приучая к суровой, военной дисциплине. Во главе каждой агелы стоял мужчина, который прославился мужеством на поле боя и с которого дети могли бы брать пример. Основной задачей этих людей было воспитание храбрости будущих воинов. Наиболее часто для этой цели  использовался прием «натравливания» одного отряда на другой: когда любой малейший повод, искусно преподнесенный учителем, служил для того, чтобы поссорить детей. Мужчины следили за развязавшимися драками с тем, чтобы по окончании похвалить наиболее храбрых и отличившихся и наказать палками тех, кто особо не проявил себя в бою.

Воспитание  детей не вверялось в руки только лишь ограниченного числа людей: вопросы воспитания подрастающей молодежи рассматривались как общее дело всего класса. И этот так называемый принцип «общественного контроля»  являлся одним из основных в общей  системе спартанского государственного образования. Аристотель писал: «Так как  государство в его целом имеет  в виду одну конечную цель, то ясно, что для всех нужно единое и  одинаковое воспитание,  и забота об этом воспитании должна быть  общим, а не частным делом...Что имеет  общий интерес, тем и заниматься следует совместно.» А поэтому, на состязания, проводимые в гимназиях, регулярно приглашали представителей старшего поколения «ибо всякий считает себя до некоторой степени отцом, воспитателем и руководителем любого из подростков». На этом основании каждый старик мог поощрить или  наказать любого из детей.  И это считалось не только его правом, но и обязанностью.

Кроме того, на мужские соревнования нередко  в качестве зрителей приглашали и  девочек, которые своим  присутствием стимулировали юношей к достижению больших успехов.

По мере того, как мальчики подрастали, их  воспитывали во все более суровых  условиях. «С двенадцатилетнего возраста молодые люди ходили почти без  одежды, босые и с обнаженной головой;  летом и зимой  они носили  одну и ту же  одежду, которой им должно было хватать на целый год. Их волосы были коротко острижены. Им запрещалось мыться и принимать  благовония, исключая определенных и редких дней. Они спали без одеяла, на сене, соломе, на тростниках или на камышах», которые приносили себе сами с берегов Еврота, ломая его там руками.

Кроме того, детям умышленно выдавали слишком  скудное питание, чтобы научить их собственными силами бороться с лишениями и сделать из них ловких и сильных людей. Для того, чтобы прокормить себя юные спартиаты должны были воровать, проявляя наибольшую осторожность и хитрость. Попадавшихся избивали плетью и заставляли голодать. Поэтому дети различными способами стремились скрывать свои преступления. Широко известна история об одном мальчике, который украл лисенка и спрятал его под плащом. По дороге домой юноша встретил воинов, которые завязали с ним разговор, а в это время зверек распорол ему зубами живот. Не желая себя выдать, мальчик продолжал беседу, не реагируя на страшную боль ни словом, ни жестом, пока не  упал замертво.

Таким образом, подобные  “уроки жизни” не только приучали детей бороться с лишениями, но также и закаляли в них смелость, самообладание и выдержку - качества столь необходимые для будущего воина.

По исполнении 15 лет мальчики должны были выдержать  несколько своеобразных  экзаменов, для того, чтобы перейти в  следующую  возрастную группу. Одно из них - показательное  сражение спартанской молодежи, на котором в качестве зрителей были обязаны присутствовать все:  начиная  от  царя и заканчивая рядовыми членами  общины - настолько серьезно государство  подходило к вопросам воспитания и его контролю. Показательное  испытание продолжалось два дня: в первый день юные воины приносили  жертву богу войны, на второй день начиналось сражение,  основной целью  которого было уничтожить как можно больше противников. В борьбе разрешалось  пользоваться любыми средствами, за исключением  оружия. В остальном же - полная свобода  действиям и смекалке. Мальчики  дрались ногами, руками,  грызлись   зубами, выцарапывали друг другу глаза, нападали по одиночке или отрядами, стараясь столкнуть противников  в глубокий ров, окружавший площадку для боя. Очень многие юноши погибали или оставались калеками во время  таких сражений, остальные же переходили  к следующему экзамену - сечение  у алтаря на празднике Артемиды Орфии.

Информация о работе История Древней Спарты