История Древней Спарты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 22:05, реферат

Описание работы

Спарта VIII – VI вв. до н. э. представляла собой воинственное государство. Проблемы демографии и социально-экономической напряженности, она решала в основном не за счет колонизации, как это делали большинство полисов Греции, а за счет ближнего соседа. Таким же образом реализовывались военно-политические амбиции и организационные способности спартанского полиса.

Файлы: 1 файл

Доклад для Дена.docx

— 684.26 Кб (Скачать файл)

Это публичное  испытание являлось одной из наиболее важных форм уже упомянутого выше принципа «общественного контроля» над воспитанием и, имея в своей основе идею соперничества - основной принцип всего спартанского образования - являлось своеобразной формой состязания в терпении и выносливости.

Его суть заключалась в том, что в определенные дни перед алтарем богини Артемиды юношей секли зелеными ивовыми лозами. Бичевание было суровым, и молодой  спартанец должен был его выдержать  без единого стона. Иначе не только он, но и вся его семья навлекли бы на себя общественное презрение.

В своих  исторических свидетельствах Лукиан так  пишет об этом празднике: «Не смейся, если увидишь, как спартанских юношей бичуют перед алтарями и они обливаются кровью, а их матери и отцы стоят  здесь же и не жалеют их, а угрожают им, если они не выдерживают ударов, и умоляют их дольше терпеть боль и сохранять самообладание. Многие умерли в этом состязании, не желая  при жизни сдаться на глазах у  своих домашних или показать, что  они ослабели.» И далее писатель дает очень высокую оценку провидению подобных испытаний: «Попав в плен, такой юноша не выдаст тайн отечества, даже если враги будут его мучить, и с насмешкой будет переносить удары бича, состязаясь с бьющим его, кто из них первым устанет.» Возможно,  сечение  у алтаря - это эффективный способ  развития мужества и выдержки у детей. Однако, очевидна также и антигуманность как этого, так и многих других методов спартанского воспитания.

 В   возрасте 15 лет юноши вступали  в так называемый “испытательный год» своей  военной подготовки.   Начиная с этого возраста подростки получали право ношения оружия, которым они награждались по окончании праздника в честь Артемиды Орфии. Год испытаний (или криптия) протекал для молодежи вне Спарты. Из подростков формировали отряды и рассылали их во все части страны для несения полицейской и военной службы. Древние философы дают очень лестные отзывы о подобных мероприятиях: «С нею (криптией) связано и хождение зимой босиком,  спанье без постелей,  обслуживание самого  себя без помощи слуг, скитание ночью и днем по всей стране...что способствовало укреплению тела и духа ибо соответствовало условиям настоящего военного похода.» А чтобы максимально приблизить эту иллюзию к действительности правительство ежегодно объявляло «войну» илотам, закабаленному коренному населению Лаконики. Многочисленные физические упражнения, коллективные военные игры, состязания, изучение военной тактики и умение владеть копьем и мечом - все это формировало не только физически сильных воинов, привыкших к железной дисциплине, но и вырабатывало у детей чувство собственного превосходства над более слабыми, а вместе с тем и рабскую идеологию. В государстве, где грабеж, убийство и воровство считались доблестью и благородством, побежденный неприятель рассматривался как существо неполноценное и достойное презрения. И именно поэтому воспитанные в подобной среде юные спартиаты восприняли свое право во время криптии убивать любого илота, кажущегося подозрительным, не соблюдая никаких правовых формальностей, с необычайным максимализмом. Ежегодно в стране погибали сотни невинных рабов, повсюду царил террор, который полностью поддерживался законами государства.

Таким образом, в возрасте 15 лет мальчиков уже  вводили в атмосферу военных  действий, приучая их равнодушно относиться к смерти и к убийствам, дав  прочувствовать всю радость победы над противником.

«Пробный  год» завершался по возвращению в  Спарту новым публичным агоном по аналогии с сечением у алтаря Артемиды Орфии, после чего молодежь зачислялась в состав иренов - помощников руководителей воспитания. Основной задачей иренов было  физическое наказание младших членов агелы, и справлялись они с ней крайне старательно, ибо если порка не была достаточно суровой, то тогда уже сам старший преподаватель сек своего помощника.

Кроме того, в обязанности ирена входило развитие речи и мышления у детей. Военная идеология не требовала большой грамотности  и употребления сложных фраз и оборотов в общении между людьми. На поле боя ценились краткие и четкие ответы. И такая способность прививалась детям с самого раннего возраста. «Ирен предлагал воспитанникам вопросы, требующие размышления и сообразительности, вроде таких, как: «Кто лучший среди мужей?» В ответе полагалось назвать причину того или иного суждения и привести доказательства, облекши мысль в самые краткие слова... Детей учили говорить так, чтобы в их словах едкая острота смешивалась с изяществом, чтобы краткие речи вызывали пространственные размышления». Позднее понятие «лаконическая» речь (от названия государства - Лаконика) становится именем нарицательным для обозначения краткости и логичности в передаче мысли.

Период  с 7 до 15 лет оказывался для спартанских  подростков наиболее насыщенным и трудным.

На втором этапе государственного военного воспитания его содержание несколько меняется: если до 15 лет спартанскому мальчику прививались только лишь общие навыки по выживанию в условиях постоянной боевой готовности, причем обучение проходило  под постоянным наблюдением старших  преподавателей, то по достижении зрелости юноши должны были опробовать все  полученные навыки на практике реальных военных действий. И кроме того, начиная с этого возраста государство впервые начинает проявлять некоторую заботу об интеллектуальном развитии детей: в программу обучения теперь входят не только физические упражнения, но также и занятия грамматикой и музыкой.

С возрастом  система воспитания становится менее  суровой, и период жизни от 21 до 30 лет является некоторым переходным временем: молодой человек уже  имеет право жить семейной жизнью и характер его занятий приближается к военно-лагерной жизни общины. Особенно высоко ценилось полученное в этом возрасте право принимать  участие в праздниках и совместных трапезах мужчин, на которых велись беседы о государственных и военных  делах. Иногда молодым людям даже позволялось высказать свою мысль, хотя в большинстве случаев они  должны были сидеть молча и набираться опыта.

 

 Только  в тридцать лет заканчивается  период обязательного военного  образования, и спартиат становится  полноправным гражданином, обладающим  всем спектром социальных и  политических прав.

 В  возрасте от 7 до 30 лет спартанские  юноши проходили период интенсивной  военной подготовки, причем основной  акцент при этом делался именно  на развитие физической силы  человека. Однако, выдвинув на первый  план заботу о теле, спартанцы  игнорировали многие науки, что  дало возможность некоторым философам  называть их «абсолютно безграмотными»  людьми. На сколько верна эта мысль, можно судить по нижеприведенным фактам.

 

4.3 Место грамматики и музыки в системе образования.

Обучение военным навыкам, действительно, играло ведущую роль в системе спартанского воспитания. Забота же об интеллектуальном развитии детей была сведена к минимуму. Так, например, грамоте мальчиков учили только в пределах необходимости: чтобы умели прочитать приказ и подписать свое имя. Дальнейшее углубление в предмет считалось роскошью и его целесообразность отрицалась.

В противовес этому большое внимание спартанские  власти уделяли хоровому пению. Уже  древними философами было замечено, что  «ритм и мелодия содержат в  себе ближе всего приближающиеся к реальной действительности отображения  гнева и кротости, мужества и умеренности... а также прочих нравственных качеств.». Хором пели мальчики в агелах, мужчины на праздниках, воины на поле боя. Музыка сплачивала людей, создавала настроение единства и силы и была возведена спартанцами до уровня культа. «В песнях было заключено своего рода жало, будившее мужество, нечто, увлекавшее душу восторженным порывом к действию». Все песни носили военный характер и были либо хвалебными, прославлявшие павших за Спарту, либо порицавшие трусов и призывающие к подвигу.

Грамота и музыка были единственными предметами, помимо физических упражнений, преподаваемые  детям в период государственного образования. Таким образом мы видим, что в спартанских гимназиях большого внимания ни наукам, ни искусству не уделялось. Однако это не дает право называть спартанцев «абсолютно безграмотными» по той причине, что они оказались невежественными только в тех областях знаний, которые не касались  их военно-лагерного образа жизни. В области же воспитания силы тела и духа и других вопросах, связанных с военной политикой государства (куда спартанское правительство отнесло также грамматику и музыку, полностью милитаризовав эти науки и подчинив их своим целям), спартанцев упрекнуть в невежественности нельзя.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Андреев Ю.В. Архаическая Спарта: культура и политика / Раннегреческий полис (архаический период). СПб., 2003.

2 История государства и права зарубежных стран : Учеб. для вузов: В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Н. А. Крашенинниковой и О. А.Жидкова. – М., 1999.

3 Федоров К. Г., Лисневский Э. В.  История государства и права зарубежных стран. Ч.1. Ростов на/Д., 1994.

4 Федоров К. Г., Лисневский Э. В.  История государства и права зарубежных стран. Ч.1. Ростов на/Д.,1994.

5 Андреев Ю.В. Архаическая Спарта: культура и политика / Раннегреческий полис (архаический период). СПб., 2003.


Информация о работе История Древней Спарты