Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 04:21, реферат
Фарфор – основной представитель тонкой керамики. Характерные признаки фарфора – белый цвет с синеватым оттенком, малая пористость и высокая прочность, термическая и химическая стойкость, природная декоративность. Его особенности определяются химическим составом и строением черепка, которые зависят от назначения изделия, условий их эксплуатации и предъявляемых к ним требований.
1 Введение.
2 История получения первого фарфорового теста в Китае.
3 Стадии обработки фарфоровых изделий.
4 Китайский фарфор в Венеции.
5 Китайский секрет.
6 Открытие китайского секрета.
7 Саксонский фарфор.
8 Русский фарфор.
9 Заключение.
Август требовал от Бетгера изготовления белой посуды, как в Китае, обещая при этом ему свободу. Бетгер долго искал белую глину. Шло время, и в один прекрасный день пришел к нему парикмахер и принес пудру для парика. И Бетгер заметил, что просыпавшаяся пудра легко скатывалась в шарик, а ведь обычная пудра, как ее ни скатывай, рассыпается. А эта легко склеивалась.
Но Иоганн уже не слушал парикмахера. Выхватив у него из рук коробку с пудрой, он бросился в свою мастерскую. Дрожащими руками стал приготовлять фарфоровое тесто. Только вместо красной положил белую глину.
Эта глина оказалась в точности такой, как китайская. Это был самый настоящий каолин.
Прошло немного времени, и в старинном саксонском замке задымили трубы первого в Европе фарфорового завода. Рекой потекло золото в карманы Августа Сильного. На европейских рынках появился такой же белый фарфор, саксонский.
А как же Бетгер? Ведь курфюрст обещал вернуть ему свободу?
Август не сдержал своего слова. Пуще прежнего охранял Иоганна, боясь, чтобы тот не рассказывал кому-нибудь, как и из чего делают в Саксонии фарфор. Так и умер в неволе, совсем еще молодым, создатель первого в Европе фарфора.
Саксонский фарфор.
Первая фарфоровая посуда, сделанная Бетгером, была темно - красного цвета. На темной поверхности краска плохо видна, поэтому посуду не расписывали. Ее украшали разными узорами, похожими на те, которые серебряных дел мастера делали на серебряной посуде. Вырезанные по блестящей глазури матовые сеточки, квадратики, виньетки были и без разрисовки достаточно хороши. А на ручках чашек часто красовались лепные листочки и веточки.
У Августа Сильного была большая коллекция китайской фарфоровой посуды. И когда Бетгеру удалось сделать белый фарфор, первое время его расписывали теми же красками и теми же рисунками, какие были на китайской посуде. Кроме рисунков, посуду украшали лепные фарфоровые цветы, целые букеты и даже гирлянды цветов.
Иногда посуду оправляли в серебро и золото, а в середину фарфорового цветка вставлялись драгоценные камни. Такая посуда стоила дорого. Делали в Саксонии и другие предметы из фарфора: подсвечники, люстры, статуэтки богато украшенные лепными цветами. Фарфоровые статуэтки чаще всего изображали нарядно, разодетых дам и кавалеров.
Саксонский фарфоровый завод существует и сейчас. И его изделия по-прежнему известны во всем мире. Во всем мире известно и имя создателя первого европейского фарфора – Иоганн Бетгера.
Первую попытку наладить собственное фарфоровое дело в России сделал Петр I , придававший большое значение развитию различных видов отечественной промышленности. В начале XVIII века тайна производства фарфора стала известна немцам, и Петр I послал в Саксонию Юрия Кологривова, дав тайное поручение узнать секрет изобретенного там фарфора.
По распоряжению курфюрста в 1710 году в Мейссене был открыт первый в Европе фарфоровый завод. Мануфактуру разместили в крепости Альбрехтсбург, где были приняты все меры для сохранения в строжайшей тайне процесса производства. Рабочие, поступившие на завод, давали клятву, что не выдадут тайны фарфора. Их называли «арканистами» (владеющей тайной). Но арканисты Мейссенской мануфактуры фактически не владели тайной изготовления фарфора. Все знал Бетгер, который возглавлял производство. Рабочие мануфактур были знакомы с отдельными процессами, которые им было поручено выполнять. Формовщики не знали условий обжига, а те, кто обжигал изделия, не знали, из чего они сделаны. Рабочие двух соседних мастерских никогда не видели друг друга. Никто из этих людей не имел права уйти на другую работу или покинуть страну. Тех, кто пытался вынести кусочек фарфора, били плетьми и бросали в подземелье. Производство фарфора сохранялось в строжайшей тайне, разглашение которой рассматривалось как преступление.
Кологривову не удалось узнать секрет мейссенского фарфора. После смерти Петра I русское правительство продолжало делать попытки выведать тайну. Решено было осуществить его в Китае.
В 1728 году между Китаем и Россией был подписан торговый договор, по которому каждые три года из России в Китай направлять «китайские караваны». Во главе их стоял директор, при нем несколько «целовальников». Среди них были люди, знавшие ремесло, так как в обязанности их входило обучение китайскому искусству.
В 1743 году директор каравана Фирсов доносил в Кабинет ее величества, что удалось обучить русских фарфоровому делу, но потребовал за обучение огромную сумму, и ему пришлось отказать.
В 1746 году в Китай вновь отправились русские купцы под руководством Лебратовского. Из Иркутска Лебратовский писал императрице Елизавете Петровне, что близ Кяхты серебряных дел мастер Андрей Курсин проводил пробы и получил фарфор без глянца. Лебратовский взял Курсина в Пекин. Там был найден мастер, который тайно показал Курсину все секреты и образцы массы и получил за обучение 1933 ланы серебром. Лебратовский прислал Курсина в Петербург, где в 1747 году по указанию Елизаветы Петровны он должен был сделать пробу на местном сырье в Царском Селе. Пробы оказались неудачными. Возможно, что китаец обманул Курсина, сообщив ему ложные свединия.
Одновременно с попыткой узнать секрет у китайцев русское правительство стремилось организовать в России производство фарфора, пригласив на службу европейца. Елизавета Петровна торопила своих подчиненных. Иностранные послы доносили монархам о том, с какой роскошью приходиться сталкиваться в России. Пышностью и богатством отличались резиденции не только императрицы, но и ее подданных. Фарфор привозили из-за границы и платили за него громадные деньги.
В Европе уже работало несколько фарфоровых предприятий. В 1718 году в Вене открылся завод – кто-то из мастеров мейссенской мануфактуры сумел привести секрет производства в Австралию. В 1720 году в Венеции открылась первая в Италии фарфоровая мануфактура. Производство удалось наладить с помощью немецкого керамиста Кондрата Гунгера, похитившего фарфоровую массу с Мейссенской мануфактуры.
В 1744 году к русскому послу в Стокгольме обратился некий Гунгер, назвавший себя арканистом. Гунгер с семьей был тайно привезен в Россию. Русское правительство оплатило все долги, составлявшие значительную сумму.
Гунгер был назначен директором Императорского фарфорового завода, который начали строить на топком берегу Невы, в десяти километрах от Петербурга. За свою работу Гунгер потребовал жалования в тысячу рублей, обещав научить русских мастеров фарфоровому производству. Надзор за работай был возложен на управляющего личной канцелярией императрицы барона Черкасова.
К Гунгеру для обучения и ознакомления с делом был приставлен русский ученый Виноградов, с именем которого связана история русского фарфора.
Почти два года работал Гунгер на заводе, а опыты, производимые им, кончались неудачей. Фарфор не получался. Ссылки на плохо построенную печь для обжига, непригодность дров и «нечистую силу» никого не могли убедить в том, что Гунгеру известен секрет изготовления фарфора. Виноградов понял, что немецкий керамист не сможет получить фарфоровую массу, и начал опыты самостоятельно. Там временем, разобравшись в несостоятельности Гунгера, русское правительство отказалось от его услуг, и он покинул Россию навсегда.
Дмитрий Иванович Виноградов начал ставить опыты, пробовать глины, в первую очередь, привезенных из Гжели « мыловку » и « песчанку ». Стал подбирать глину, из которой можно сделать капсулы, чтобы в них посуду обжигать.
Когда наконец слепил он первую посудину и обжег ее в печи, она оказалась совсем не фарфоровой, на фарфор даже не похожей. Обычный глиняный горшок.
Виноградов убедился, что «мыловка» для порцелина вовсе не годится. Другое дело – «песчанка», на нее у него все надежды. Но и из одной «песчанки» фарфора не сделать. И тогда Виноградов попросил Черкасова прислать на завод два сорта белой глины: из Гжели «песчанку», а еще одну из-под города Оренбурга. И камни просил на завод доставить: кварц, наилучший, самый чистый, - из Олонецкой губернии, да алебастр, из-под Казани, да камень самый чистый твердый – для жерновов, чтобы кварц и алебастр перемалывать в муку.
Все нужно было обдумать, до всего самому додуматься.
В одной тетради, рядом с описанием опытов, Виноградов записывал и свои мысли. Жаловался, что не было рядом с ним человека, который мог бы ему что-нибудь полезное подсказать или посоветовать.
Не день, не месяц, а два года продолжал Виноградов ставить опыты. Оказалось, мало знать, какие глины для порцелина самые хорошие, что к этим глинам нужно добавлять. Необходимо было точно отмерить и отвесить, сколько чего положить в порцелиновое тесто.
И еще нужно было узнать, когда порцелиновое тесто в печь ставить, когда печь должна быть только теплой, а когда в ней необходим жар.
Печь пришлось ставить новую, так как старая не годилась. В тетрадях Виноградова сохранился рисунок печи, им самим придуманной.
Пришел день, когда Виноградов убедился: недаром столько времени он потратил. Недаром все, что делал записывал.
Сейчас он уже точно знал, сколько, чего и как в порцелиновое тесто положить, как слепить из него чашку или другую посуду, как ее обжигать. И вот последняя проба. Сделана маленькая чашечка, невысокая, даже без ручки. Осторожно опустил ее в глиняный горшочек – капсулу. Помощники Виноградова развели огонь, поставили капсулу в печь. Не один час прошел, пока Виноградов решил, что настало время вынимать из печи его изделие. Вынули, а чашечка, как огонь, горячая. Снова жди, пока охладится. Не хватало у Виноградова терпения, обжигая пальцы, вынул он ее из горшочка и чуть дыша поставил на ладонь.
Чашка неказиста. Она покрыта глазурью не чисто белой, а чуть сероватой. И форма у нее самая простая, обыкновенная. (рис.6)
Виноградов осторожно ударил по ней ногтем. Раздался чуть слышный звон. Точно зазвенел маленький колокольчик.
Дмитрий Иванович осторожно сжимал пальцами чашку и так на нее смотрел, точно во всем свете не найти посуды лучше и краше. Ведь в его руках первая фарфоровая посудина сделанная в России, его изображение, его труд.
1746 год принято считать годом появления русского фарфора. В конце этого Виноградов получил первые удачные образцы.
Фарфор стали делать «мягким» и «твердым». В мягком – меньше каолина и более плавней, обжигают его при температуре более низкой (100-2000 ). Хотя его называют «мягким», но после обжига он достаточно тверд.
Самый прочный, самый стойкий – «твердый» фарфор. Наиболее важный компонент массы для этого фарфора – полевой шпат. Чистых полевых шпатов в природе мало, месторождения их со временем иссякают. Шпаты заменяют некоторыми гранитами, нефелиновыми сиенитами и особенно пегматитами.
Одновременно с получением фарфоровой массы Виноградов работал над составом красок, которые выдерживали бы высокую температуру обжига, сохраняя свой цвет. «Из минералов, камней и земель» он получил специальные краски десяти цветов. (рис.7)