Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 04:21, реферат
Фарфор – основной представитель тонкой керамики. Характерные признаки фарфора – белый цвет с синеватым оттенком, малая пористость и высокая прочность, термическая и химическая стойкость, природная декоративность. Его особенности определяются химическим составом и строением черепка, которые зависят от назначения изделия, условий их эксплуатации и предъявляемых к ним требований.
1 Введение.
2 История получения первого фарфорового теста в Китае.
3 Стадии обработки фарфоровых изделий.
4 Китайский фарфор в Венеции.
5 Китайский секрет.
6 Открытие китайского секрета.
7 Саксонский фарфор.
8 Русский фарфор.
9 Заключение.
Первые русские фарфоровые изделия были небольшими по размеру. Они легче формировались и могли поместиться в небольших печах. Это были черенки для ножей и вилок, пуговицы для камзолов, табакерки.
В собрании Эрмитажа имеется небольшая чашечка, по тулову которой идет рельефная лоза с гроздями винограда. На донце чашечки имеется дата – «1749». Это одно из самых ранних произведений русского фарфора, дошедших до нас.
Изобретение фарфора было с восторгом встречено императрицей, и на завод стали поступать заказы. Императрица, в знак особой милости, дарила фарфор своим приближенным и иностранным гостям.
Однако завод еще не был достаточно технически оснащен, и почти все трудоемкие работы приходилось вести вручную. Измельчали сырье на больших жерновах, приводимых в движение рабочими, бегавшими вокруг них в упряжке. Не легче была работа у горнов и при замешивании фарфорового теста. Платили за этот изнурительный труд мало, но зато щедро наказывали. Барон Черкасов, надзиравший за заводом, желая угодить императрице, требовал выполнения заказов двора в кратчайшие сроки и прибегал к самым варварским способам воздействия. На заводе применялись телесные наказания: рабочих сажали на цепь, били плетями. Точно так же наказывали живописцев и мастеров.
Не миловал Черкасов и Виноградова. Обвинив его в нерадении, перестал сначала выплачивать жалование, а затем отстранил от управления заводом. Ученого сажали под арест, и свое «Обстоятельное описание чистого порцелина…» Виноградов заканчивал, сидя на цепи. Так отблагодарило русское правительство крупнейшего ученого своего времени, создателя русского фарфора. Заслуги Виноградова ловко приписал себе Черкасов, получив награды и милость императрицы. Виноградов умер в 1758 году, 38-ми лет от роду, оставив после себя хорошо налаженное производство.
Уже во второй половине XVIII века русский фарфор занял прочное место в европейском производстве. Изделия Императорского завода высоко ценились в Европе. К концу века завод имел возможность выпускать разнообразные по форме изделия. Особенного успеха достигли русские керамисты в создании дворцовых сервизов, которые являются шедеврами прикладного искусства и свидетельствуют о большом профессиональном мастерстве их создателей.
А теперь обратимся к выдающимся произведениям русских мастеров фарфора.
Первый русский столовый сервиз был изготовлен в 1756 году. Он принадлежал лично императрице и получил название «Собственный». В Эрмитаже находятся отдельные предметы этого сервиза. Сухарница и салатницы имеют красивую овальную форму. Волнистые края удачно сочетаются с орнаментом в виде рельефной пурпурной с золотом сеточки. На пересечениях сеточки – небольшие цветочки. По бортам крупных предметов помещены гирлянды разноцветных лепных цветов, как бы подвешенных на перевитых ручках сосудов. Гирлянды вылеплены вручную, лепесток за лепестком.
Работа над сервизом была очень сложной и трудоемкой. Мастера, благодаря своей высокой квалификации, Создали уникальное произведение удивительной красоты.
В крупнейших собраниях прикладного искусства нашей страны - Эрмитаже, Кускове, Русском музее - хранятся сервизы второй половины XVIII века. (рис.8) Они разнообразны по значению и формам: чайные, кофейные, большие столовые из массы предметов – соусников, бутылочных передач, мисок, корзинок и солонок. Так, в течение 1782-1784 годов был изготовлен сервиз из 973 предметов на 60 персон, стоимость которого была не менее 25 тысяч рублей. По характеру орнамента, украшавшего предметы, сервиз называли «Арабесковым». Орнамент был задуман в стиле росписей, открытых при раскопках Геркуланума и названных арабесками.
В парадных сервизах, наподобие «Арабескового», центральное место занимало настольное украшение, которое имело несколько названий: филе от слова «ряд», вереница или сюрту-детабль. Настольное украшение выражало основное содержание сервиза.
«Арабесковый» сервиз был посвящен успехам России в период царствования Екатерины II. В центре помещалась фигура императрицы на высоком постаменте, далее, башни с сидящими около них фигурами, олицетворявшими Грузию и Крым, присоединенные к Росси во время царствования Екатерины II. Затем – группы с изображением воинской арматуры и аллегорических фигур - военной и морской силами, свидетельствующими о мощи русского оружия. Между многофигурными композициями помещались аллегорические фигуры: «Справедливость», «Человеколюбие», «Правление», «Великодушие», олицетворяющие мудрое правление Екатерины II. Фигуры величественны, торжественны. Жесты значительны. Спокойными складками лежат драпировки. Белизна фарфора подчеркнута росписью золотом. Все фигуры отчетливо смотрятся среди разнообразных сосудов сервиза с многоцветной росписью.
Русские мастера фарфора хорошо знали декоративные свойства этого материала. Они ценили красоту его черепка и в редких случаях закрывали фарфор сплошь росписью. Иногда, для того чтобы скрыть дефект массы, белый фон закрывали золотом или кобальтом. На месте отдельных черных точек на поверхности предмета обычно помещали цветочек или листик. (рис.9)
Императорский фарфоровый завод мог удовлетворить только нужды двора. Во второй половине XVIII века возникают частные фарфоровые заводы, появление которых поощрялось правительством. В 1766 году в 24 километрах от города Дмитрова обрусевший английский купец Франк Гарднер открыл первый в России частный фарфоровый завод. К концу XVIII века завод Гарднера превратился в крупное коммерческое предприятие. Изделия его продавились в специальных лавках Москвы и Твери. Вначале это были небольшие предметы: чайная и кофейная посуда, тарелки, курительные трубки, фигурки. В семидесятые годы на заводе стали изготовлять крупные вещи.
Популярность фарфора Гарднера была настолько велика, что в 1777-1778 годах императрица заказала ему большой сервиз – «Георгиевский», предназначавшийся для приема во дворце кавалеров ордена св. Георгия. Впоследствии Гарднер выполнял «Андреевский», «Александровский», «Владимирский» сервизы, получившие название «Орденских». Все сервизы были выдержаны в одном стиле и повторяли принцип украшения, примененный первоначально в «георгиевском» сервизе.
Рассмотрим этот сервиз. На репродукции разнообразные предметы: сухарница в виде кленового листа, корзиночка с прорезанным бортом и чашечка для крема. На всех предметах орнамент в виде черной с оранжевыми полосами ленты, скрепленной белым крестом. Это георгиевские орден и лента. Лента перевита гирляндой зеленых листьев. На некоторых предметах зеленые с золотом орнаменты. Роспись одновременно выполняет декоративную и смысловую нагрузку.
К сервизу было изготовлено и настольное украшение. К сожалению, до наших дней сохранилось незначительное число утилитарных предметов, а настольное украшение не сохранилось вовсе. То, что осталось, свидетельствует о высоком техническом мастерстве, которым владели исполнители сервиза. Ажурные сухарницы и корзиночки выполнены мастерски. Удачно и содержание росписи.
Сервиз произвел в Петербурге большое впечатление и, выполняя сервизы следующих орденов, Гарднер использовал орденскую ленту каждого ордена в качестве декора. Удача с выполнением дворцового заказа принесла Гарднеру известность, и на протяжении всего XVIII века фарфор Гарднера ценился так же высоко, как фарфор Императорского завода.
Последняя треть XVIII века – самый успешный период в истории Императорского фарфорового завода. К этому времени относится изготовление нарядных дворцовых ваз почти метровой высоты. Курильницы, ароматницы, просто декоративные вазы яйцевидной или цилиндрической формы, украшенные скульптурой, лепниной, многоцветной росписью, заполняли дворец.
Самой изысканной можно считать вазу 1790 года, которая хранится ныне в Русском музее в Ленинграде. Высота ее 110 сантиметров. На яйцевидной форме вазы красиво смотрится гирлянда цветов, скрепленных масками из золоченой бронзы. Белизна фарфора умело подчеркнута стройной обтекаемой формой и нарядным декором, создающим своеобразное обрамление и подчеркивающим драгоценность фарфора.
Художественная сторона изделия русского фарфора целиком зависела от основных направлений в искусстве того или иного времени. Особенно ярко это проявилось в изделиях Императорского фарфорового завода первой четверти XIX века.
Общественный подъем сказался и на содержании русского фарфора. Интерес к простому человеку, солдату, самоотверженно защищавшему русскую землю от захватчиков, привел в изобретательное и прикладное искусство нового героя. На холстах и в скульптуре этого времени появляются парни, играющие в бабки, танцующие девушки в национальной одежде, миловидные крестьянки в кокошниках.
Типичен для искусства этого времени парадный столовой «Гурьевский» сервиз, изготовленный на Императорском фарфоровом заводе в самом начале XIX века. Название свое сервиз получил по имени управляющего кабинетом Екатерины II – графа Гурьева, который заказал сервиз для двора. В изготовлении сервиза принимал участие известный русский скульптор Пименов. Он не сделал к сервизу отдельного настольного украшения, но скульптура, которая широко использована в качестве подставок под вазы, составила основное идейное содержание сервиза.
По центру стола ставили разновысокие вазы для печенья, конфет, фруктов. Оригинальна форма каждой вазы: на круглом постаменте одна или несколько одетых в сарафаны девичьих фигур, поддерживающих ажурные круглой или овальной формы вазы. Ажурная часть вазы сделана из белого фарфора, фигуры золоченые, подставки пурпурного цвета с золотым орнаментом. Фигуры разнообразны – сидящие, в рост, в хороводе, коленопреклоненные. Прелесть этих ваз – в строгой красоте скульптур, в плавных движениях, поворотах головы, сильных статных фигурах.
Остальные предметы сервиза пурпурного цвета. В белых клеймах на молочниках, сливочниках, мисках, бутылочных и рюмочных передач изображены танцующие девушки и парни, на тарелках – пейзажи и этнографические зарисовки народов России. Строгая красота золоченых скульптур, торжественность пурпура в сочетании с белизной фарфора составлением нарядных ансамблей.
«Гурьевский» сервиз стал одним из излюбленных во дворце. На протяжении всего XIX века к нему доделывались отдельные предметы, и к концу века он представлял собой самый большой сервиз, насчитывавший 4,5 тысячи предметов.
В первой четверти XIX века русское правительство повысило тарифы на иностранный фарфор и фаянс. Ограниченная продажа иностранного фарфора и большой спрос на фарфоровые изделия привели к тому, что в России начинают появляться мелкие частные предприятия. Помещики устраивают в имениях фарфоровые заводы, предназначенные для удовлетворения местных потребностей. Возникают мелкие крестьянские предприятия. В большинстве случаев изделия этих фабрик повторяли уже известные образцы.
Наиболее самобытными были изделия, выполненные на заводе купца Батенина в Петербурге. Завод выпускал вазы и чайные сервизы, создав своеобразную форму и декор. На вазе Батенина много позолоты. Обилие золота – отличительная черта изделий этой фабрики. Ювелирная разработка золоченой поверхности орнаментом хорошо сочетается с лепными сложной формы ручками и живописным клеймом. Мастера завода Батенина с блеском писали в клеймах портреты и пышные букеты цветов. Завод основан был в 1812 году и просуществовал 27 лет. В 1839 году он сгорел.
Капитализация русской промышленности привела искусство фарфора в конце XIX века к полному упадку. Мелкие частные предприятия, не выдерживая конкуренции, закрывались или переходили в руки к более сильным конкурентам. Так, в конце XIX века кроме Императорского фарфорового завода существовало Товарищество Кузнецова, поглотившее 7 фарфоровых предприятий, в том числе и завод Гарднера.
«Кузнецовский» фарфор наводнил Россию. Вычурность форм, яркая роспись и позолота рассчитаны были на невзыскательный вкус широкого покупателя. Пышность кузнецовских изделий импонировала купцам и мещанам, уставлявшим фарфором шкафы – горки в парадных горницах.
Славу лучших художественных предприятий в советское время снискали себе Ленинградский и Дулевский заводы. Произведения, выполненные художниками этих заводов, являются украшением всесоюзных и международных выставок. Искусство советских мастеров фарфора достойно продолжает эстафету, принятую от русских керамистов времени Виноградова.
И в наше время появилось много фарфоровых заводов это: Владивостокский, Дмитровский, фарфоровый завод Ташкент, Октябрьский фарфоровый завод в Башкирии и бывший «Петербургский императорский» - теперь Ленинградский государственный завод имени Ломоносова. И сегодня фарфоровые изделия пользуются большим спросом у населения. Это чайные и столовые сервизы, вазы, имеющие разнообразные формы, салатники, кружки, тарелки, различные статуэтки и многие другие изделия. Они являются прекрасным украшением и создают тёплую, уютную обстановку в каждой семье.