История Германии в 20 в, Законы Ману

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 21:01, курсовая работа

Описание работы

Сложившаяся в Германии в годы первой мировой войны военно-монархическая диктатура являлась нарушением принципов конституции 1871 года.Веймарская конституция, провозгласив широкие политические права граждан, расширив компетенцию представительного органа - рейхстага, оказалась неспособной обеспечить стабильность государственного развития и, используя правовые механизмы, защитить парламентарный строй германской республики от нацистов.Содержание Конституции было обусловлено не только столкновениями интересов и соглашениями различных социально-политических сил в Национальном собрании, но и теми кардинальными социальными и политическими изменениями, которые произошли в Германии в переломный период ее истории - с ноября 1918 г. по июнь 1919 г. Первый важный шаг на пути политического компромисса был сделан еще 15 декабря 1918 г., когда Гуго Прейс, профессор публичного права в Берлинской торговой школе, известный еще кайзеровской Германии как "левейший государствовед" и видный деятель Национально-либеральной партии, получил назначение на пост Государственного секретаря Министерства внутренних дел вместе с предложением составить проект новой И вот, в июле 1919 года Конституция была принята Национальным собранием. Веймарская конституция разительно отличалась от Конституции 1871 г.

Содержание работы

Вопрос 1. История Германии в ХХ в.
План:
Конституция Веймарской республики – первая социально-либеральная конституция.
Законодательное оформление нацистского режима в Германии.
Изменения государственного строя Германии во второй половине ХХ в.
Вопрос 2. Законы Ману.
План:
Общая характеристика Законов Ману.
Общественный строй Древней Индии по Законам Ману.
Право собственности и обязательства.
Преступления и наказания.
Казус
Предприниматель, используя крайнюю нужду рабочего, нанял его на условиях худших, чем обычно для данной местности. При этом договор был заключен с соблюдением всех требований закона.
Может ли договор быть расторгнут в одностороннем порядке согласно Французскому гражданскому кодексу?

Файлы: 1 файл

контрольная по истории государства и права зарубежных стран.doc

— 273.50 Кб (Скачать файл)

 

 


Федеральная служба исполнения наказаний

Федеральное казенное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Владимирский юридический  институт ФСИН России»

 

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

 

Кафедра «Государственно-правовых дисциплин»

(указывается наименование  той кафедры, за которой закреплена  учебная дисциплина)

 

 

 

 

 

К У Р С О В  А Я

  (ДОМАШНЯЯ К О  Н Т Р О Л Ь Н А Я)

   Р А Б О  Т А

 

по дисциплине _История  государства и права зарубежных стран

(указывается наименование  учебной дисциплины)

 

на тему: «История Германии в 20 в, Законы Ману»

(указывается та тема, которая соответствует  Вашему  варианту, и непосредственно содержанию  Вашей работы)

 

 

 

 

 

 

Выполнил: слушатель 1  курса А группы

(указывается номер  того курса, слушателем которого  Вы являетесь)

Ст. сержант  вн. службы Шалин Илья Васильевич

(указывается Ваше  звание, фамилия, имя, отчество)

 

 

 

 

г.Владимир, 2012_г.

( указывается год,  в котором работа будет сдана)

 

 

 

 

 

 

Содержание

Вариант № 9

Вопрос 1. История  Германии в ХХ в.

План:

  1. Конституция Веймарской республики – первая социально-либеральная конституция.
  2. Законодательное оформление нацистского режима в Германии.
  3. Изменения государственного строя Германии во второй половине ХХ в.

Вопрос 2. Законы Ману.

План:

  1. Общая характеристика Законов Ману.
  2. Общественный строй Древней Индии по Законам Ману.
  3. Право собственности и обязательства.
  4. Преступления и наказания.

Казус

Предприниматель, используя  крайнюю нужду рабочего, нанял его на условиях худших, чем обычно для данной местности. При этом договор был заключен с соблюдением всех требований закона.

Может ли договор  быть расторгнут в одностороннем  порядке согласно Французскому гражданскому кодексу?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 1. История Германии в ХХ в.

 

 

 

1.Конституция Веймарской республики – первая социально-либеральная конституция.

Сложившаяся в Германии в годы первой мировой войны военно-монархическая  диктатура являлась нарушением принципов  конституции 1871 года.Веймарская конституция, провозгласив широкие политические права граждан, расширив компетенцию представительного органа - рейхстага, оказалась неспособной обеспечить стабильность государственного развития и, используя правовые механизмы, защитить парламентарный строй германской республики от нацистов.Содержание Конституции было обусловлено не только столкновениями интересов и соглашениями различных социально-политических сил в Национальном собрании, но и теми кардинальными социальными и политическими изменениями, которые произошли в Германии в переломный период ее истории - с ноября 1918 г. по июнь 1919 г. Первый важный шаг на пути политического компромисса был сделан еще 15 декабря 1918 г., когда Гуго Прейс, профессор публичного права в Берлинской торговой школе, известный еще кайзеровской Германии как "левейший государствовед" и видный деятель Национально-либеральной партии, получил назначение на пост Государственного секретаря Министерства внутренних дел вместе с предложением составить проект новой И вот, в июле 1919 года Конституция была принята Национальным собранием. Веймарская конституция разительно отличалась от Конституции 1871 г. Принципиально новые правовые концепции, по сравнению с Конституцией 1871 г., нашли отражение в ее преамбуле. Это - принцип "народного единства" и "народного суверенитета", а также принципы "свободы" и "социальной справедливости". Провозглашением "народного суверенитета" разрушалась династийная традиция государственной власти, так как ее носителями становились выборные на основе всеобщего избирательного права рейхстаг и президент.В соответствии с традициями конституционного права Германии Веймарская конституция состояла из двух частей. Конституция устанавливала органы имперской государственной власти и их полномочия по отношению друг к другу. Вторая часть конституционных норм регулировала отношения между государством и гражданами. В отличие от Имперской конституции Бисмарка 1871 года Веймарская конституция устанавливала во второй части обширный перечень основных конституционных прав и свобод. А также она разграничивала во внешних отношениях полномочия империи и входящих в её состав земель (бывших союзных государств кайзеровской империи). Земли имели свои законодательные органы - ландтаги и свои конституции, которые должны были закрепить, согласно ст. 17 Веймарской конституции, республиканскую форму правления и всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Непосредственно имперской Конституцией определялся и правовой статус членов ландтагов (ст. 36-39). Права земель были значительно ограничены в области законодательства и в финансовой сфере. В ст. 6-12 Конституции предусматривался сложный порядок распределения законодательных прав между империей и землями, основанный на главном принципе - имперское право имеет преимущество перед правом земель (ст. 15). Ряд сфер общественной жизни - внешние отношения, гражданство, таможенное, почтовое и телеграфное дело, устройство обороны и другие - регулировался исключительно законодательством империи (ст. 6). Гражданское, уголовное право, судопроизводство, печать, союзы, собрания, торговля, промышленность, горное дело и др. - были отнесены преимущественно к законодательству империи (ст. 7). Земли сохраняли законодательную власть по этим вопросам до тех пор и в той мере, в какой империя не пользовалась своими законодательными правами. В этом случае земельный закон находился под угрозой его отмены. Согласно ст. 13, "при возникновении сомнений и различий во взглядах" по закону, принятому в отдельной земле, империя имела право с помощью Имперской судебной палаты отменить его на основании главного постулата, что "имперское право имеет перевес над правом земельным". Кроме того, империя могла издавать законы "по необходимости", например в области охраны общественного порядка и безопасности, и устанавливать основные положения законов (положения о "принципах законов"), разрабатываемых в землях, касающихся религиозных обществ, школьного дела, земельного права и пр. Эти общие принципы законодательства имели обязательный характер для земель, если речь шла об отделении церкви от государства (ст. 138 (1)), об "основах" служебных отношений чиновников, предписывающих, в частности, устранение всех ограничений, касающихся чиновников-женщин (ст. 123). Ни законодательные, ни исполнительные органы земель не имели права отходить от этих принципиальных установок центра. При таком распределении законодательных полномочий между империей и землями последним оставалось право самостоятельно законодательствовать только по малозначительному кругу местных вопросов: о местных налогах, о санитарной службе, дорогах и пр. Империи принадлежало право не только определять размеры и порядок поступлений доходов в имперскую казну, но и вмешиваться в вопросы налогового обложения отдельных земель, издавать законы, устанавливающие принципы "допустимости и способы взимания в землях налогов" (ст. 11). Попытки несколько смягчить финансовый диктат центра были предприняты в 1923 г., когда был принят Закон "О финансовом выравнивании", который имел, в силу недостаточной его разработанности, весьма малый эффект. Более того, согласно ст. 18 Конституции, территориальные изменения или создание новых земель могли быть осуществлены только путем принятия "имперского закона", и лишь "по возможности" сообразуясь с волей населения самих земель. Значительно больший объем полномочий сохранялся у земель в административной сфере, так как за органами земель Конституцией закреплялось право приводить в исполнение имперский закон, если "имперский закон не постановил иначе" (ст. 14). Но при этом за империей сохранялось право административного надзора за органами земель. В новой Конституции, как и в старой 1871 г., было предусмотрено право имперской "экзекуции" (ст. 48). В соответствии с конституционным принципом народного суверенитета рейхстагу как органу народного представительства, избираемому всеобщим голосованием, отводилось в Конституции формально первое место. За ним закреплялась высшая законодательная власть, в том числе и право изменять Конституцию (для принятия простых законов требовалось большинство, а для конституционных поправок - квалифицированное большинство голосов членов рейхстага), а также вотировать бюджет. Эти права, однако, ограничивались другими конституционными органами: рейхсратом и президентом. Второй раздел Конституции посвящен "Основным правам и обязанностям немцев", где наряду с широким перечнем политических и гражданских прав и свобод, детализированных теми или иными правовыми гарантиями, закреплялся и ряд принципиально новых социальных прав. Первая глава этого раздела - "Отдельная личность" начинается с провозглашения равенства всех перед законом, при этом особенно подчеркивалось равенство мужчин и женщин "в правах и обязанностях" (ст. 109). Свобода выбора профессии и свобода передвижения, закрепленные далее, сопровождались правом эмигрировать за границу. Принцип равенства трактовался и в смысле равенства "инакоязычных частей населения империи. Неприкосновенность личности и жилища (ст. 115), тайна переписки (ст. 117), свобода слова (ст. 118) сопровождались провозглашением таких правовых гарантий, как предоставление возможности немедленного опротестования ареста, запрещение цензуры и пр. Все эти права дополнялись, однако, не только провозглашением гарантий, но и традиционной формулой об исключениях, "допускаемых на основании закона". Вторым и важным вопросом, который регламентировала конституция, была сфера общественной жизни. Общественная жизнь по конституции включала в себя семейное право, избирательное и частично гражданское. Можно сказать, что эта часть конституции в большей степени уделяла внимание регулированию отношений между обществом и государством. Также именно в этой части хорошо прослеживается попытка бюрократизации общества. Так, например, «чиновники назначались пожизненно, поскольку в законе не установлено иного» в дальнейшем это обеспечило стремительное разрастание и укрепление бюрократического аппарата. Всего две статьи во втором отделе посвящены брачно-семейным отношениям. «Брак, как основа семейной жизни и сохранения и размножения нации, стоит под особым покровительством Конституции. Он основан на равноправии обоих полов». Следующая статья касалась детей рожденных вне брака « Для внебрачных детей законодательство должно создать такие же условия физического, духовного и общественного развития, как и для детей, родившихся в браке». Одним из актуальных вопросов, которые регламентировала Конституция, касалась религии и религиозных обществ. Для страны, в которой религия была значимой сферой общественной жизни, этот вопрос был актуальным. Отныне «государственной церкви не было». Веймарская конституция, (Ст.137). Все граждане были свободны в выборе религиозных убеждений. Государство не вмешивалось в дела религиозных обществ, а также поощряло их деятельность. Глава 4 - «Просвещение и школа», в котором закреплялась обязательность всеобщего школьного и университетского обучения. Вся система образования находится под охраной государства. При этом основой для приема ребенка в определенную школу должно было служить призвание и дарование, а не имущественное положение его родителей. Для обучения детей малообеспеченных семей в средних и высших школах предусматривалось выделение специальных общественных пособий (ст. 146, п. 3). Следующий и последний отдел конституции посвящен хозяйственной жизни. В этой части конституции, прежде всего государство гарантирует хозяйственную свободу личности. Государство охраняет хозяйственную собственность. В этом отделе Конституции можно разглядеть некоторое противоречие в вопросе частной собственности. Сохранив незыблемость частной собственности, Конституция одновременно объявила, что «собственность обязывает» и что пользование ею должно быть и «служением общему благу», Ст153. а потому в случае необходимости отдельные предприятия и даже целые отрасли промышленности могут быть социализированы. Рабочие и служащие получают для защиты своих социальных и хозяйственных интересов законное представительство в виде рабочих советов предприятий, а также окружных рабочих советов для отдельных хозяйственных отраслей и имперского рабочего совета. Рабочие и служащие получают для защиты своих социальных и хозяйственных интересов законное представительство в виде рабочих советов предприятий, а также окружных рабочих советов для отдельных хозяйственных отраслей и имперского рабочего совета. Конституция определяла главенство народного представительства, рейхстага, среди верховных органов государственной власти. Она подчеркивала, что рейхстаг выбирается путем всеобщего народного голосования. Согласно конституции, имперское правительство, нуждалось в своей деятельности в вотуме недоверия со стороны большинства членов рейхстага. Президент избирался всем немецким народом. Право быть избранным предоставлялось немцу, которому исполнилось тридцать пять лет. Конституция декларировала независимость судей, их подчиненность закону. Однако независимость судебной власти было фикцией, как и утверждение о «народовластии». Фактически несменяемость судей означала не что иное, как конституционное закрепление их бесконтрольности и безответственности перед народом. Конституция предусматривала образование государственной палаты, в обязанности которой входило рассмотрение жалоб против представителей высшей политической власти, включая президента. Однако и это положение конституции не было реализовано на практике, поскольку право проверки «конституционности» законов, принятых рейхстагом, взял себе имперский суд в Лейпциге, превратившийся со временем в своего рода бюрократическую верхнюю палату, не предусмотренную конституцией.

Веймарская конституция  устанавливала всеобщее избирательное  право, предусматривающее участие  в выборах не только мужчин, но и  женщин. Она широко регламентировала права и свободы граждан. Особенно важно подчеркнуть, что конституция давала возможность каждому немцу почувствовать себя полноценным гражданином государства в независимости от его социального статуса и происхождения. Таким образом, Веймарская конституция отстаивала принципы демократизма. Однако в реальной германской действительности основные положения и статьи этой конституции далеко не всегда получали соответствующее их требования воплощение.

 
2.Законодательное оформление  нацистского режима в Германии.

 

Фашизм, как идеология сильного государства возник в переломной эпохе социальных взрывов первых десятилетий 20-го века. Но предпосылки его возникновения, в частности, в Германии, возникли гораздо раньше. По моему мнению, именно у народов, испытавших в своей истории периоды значительного могущества, успешно проводивших завоевательные кампании, неоднократно (и обоснованно) ощущающих чувство превосходства над соседними народами рано или поздно возникает потребность к сильному, превосходящему всех своих соседей, государству, самым крайним, категоричным видом которого является фашистский режим. Италия и Германия являются наиболее наглядными примерами этой точки зрения. Рассмотрим, какие вехи в истории Германии способствовали возникновению нацистского режима в этой стране в первой половине 20-го века. В основе нацистского взгляда на мир и общество лежало социал-дарвинистское понимание жизни отдельного человека, нации и человечества в целом как активной агрессии, биологической борьбы за существование. Побеждает, с точки зрения нациста, всегда сильнейший. Таков высший закон, объективная воля жизни и истории. Социальная гармония для фашистов заведомо невозможна, а война - высшее героическое и облагораживающее напряжение человеческих сил. Они вполне разделяли мысль, выраженную лидером итальянского художественного направления «футуристов» автором первого манифеста футуризма Филиппо Маринетти Томазо, ставшего позднее фашистом: «Да здравствует война - только она может очистить мир». Фашизм отрицал гуманизм и ценность человеческой личности. Ее следовало подчинить абсолютному, тотальному (всеобъемлющему) целому - нации, государству, партии. Итальянские фашисты заявляли, что признают индивида лишь постольку, «поскольку он совпадает с государством, представляющим универсальное сознание и волю человека в его историческом существовании». Программа германской нацистской партии провозглашала: «Общая польза превыше личной пользы». Гитлер часто подчеркивал, что в мире происходит переход «от ощущения „я" к ощущению „мы", от прав личности к верности долгу и ответственности перед обществом». Такое новое состояние он и называл «социализмом». В центре фашистской доктрины находился не человек, а коллектив - нация (у германских нацистов - «народное сообщество»). Нация - это «высшая личность», государство - «неизменное сознание и дух нации», а фашистское государство - «высшая и самая мощная форма личности», - писал Муссолини. При этом в различных теориях фашизма сущность и становление нации могли толковаться по-разному. Так, для итальянских фашистов определяющими моментами были не этническая природа, расовая принадлежность или общая история, а «единое сознание и общая воля», носителем которых и было национальное государство. «Для фашиста все в государстве, и ничто человеческое и духовное не существует и тем более не имеет ценности вне государства, - учил „дуче". - В этом смысле фашизм тоталитарен, и фашистское государство как синтез и единство всех ценностей истолковывает и развивает всю народную жизнь, а также усиливает ее ритм». Немецкие нацисты исповедовали иной, биологический взгляд на нацию - так называемую «расовую теорию». Они полагали, что в природе существует «железный закон» пагубности смешения живых видов. Смешение («метизация») приводит к деградации и мешает образованию высших форм жизни. В ходе борьбы за существование и естественного отбора более слабые, «расово неполноценные» существа должны погибнуть, считали нацисты. Это, по их мнению, соответствовало «стремлению природы» к развитию вида и «улучшению породы». В противном случае слабое большинство вытеснило бы сильное меньшинство. Вот почему природа должна быть сурова к слабым. Ядро фашистской идеологии составляют идеи расового неравенства, военной экспансии, классовой гармонии, вождизма, всевластия государственной машины. В соответствии с этими требованиями создавались нормативно-правовые акты страны. Основной закон страны - Веймарская конституция 1919 г. действовал весь период существования фашистской диктатуры. Руководство рейха вполне устраивали заложенные в ней принципы, такие, как строгая регламентация сферы общественных отношений, личной жизни граждан, ограничение прав земель, возможность применения к ним т.н. «экзекуции», предоставление Президенту Германской империи сильных исполнительно-распорядительных полномочий, таких, как право роспуска Рейхстага, права издания чрезвычайных декретов, право на использование вооруженной силы. Рейхсканцлер также обладал весьма широкими полномочиями и правами. Рейхсканцлер, согласно конституции председательствовал в имперском правительстве и руководил его деятельностью (Рейхсканцлер председательствует в имперском правительстве и руководит его делами по наказу, принятому правительством и одобренному президентом империи - статья 55), устанавливает руководящие линии политики и несет за это ответственность перед Рейхстагом (статья 56), имел решающий голос при решении вопросов в правительстве. Объединение этих должностей в одном лице могло предоставить ему почти диктаторские полномочия. Несмотря на предоставленные гражданам широкий круг свобод, в том числе в свободе совести, слова, неприкосновенности жилища в тексты многих статей были включены оговорки, согласно которым граждане могли лишаться определенных прав на основе имперских законов. Например, статья 114 гласила- «Свобода личности неприкосновенна. Ограничение или лишение личной свободы публичной властью допускается только на основании законов». Статья 117 касающаяся тайны корреспонденции гласила: «Тайна переписки, равно как и тайна почтовых, телеграфных и телефонных сношений, неприкосновенна. Исключения могут быть допущены только на основании имперских законов». Статья 123 содержала в себе норму, описывающую право германских подданных на собрания: « Все немцы имеют право собираться мирно и без оружия, не спрашивая особого разрешения. Для собраний под открытым небом имперский закон может устанавливать обязательность предварительного заявления, и, в случае непосредственной опасности для общественного спокойствия, запрещать их». Первым случаем применения этой оговорки стало ограничение нацистским правительством немецких коммунистов в сборах под открытым небом (залов им давно никто не давал). А 2 предыдущие вышеупомянутые статьи позволили используя принимаемые нацистским большинством в правительстве законы беспрепятственно вмешиваться в личную жизнь граждан. После создания А.Гитлером в марте 1933 года однопартийного правительства НСДАП получила возможность проводить в жизнь любые нормативные акты. И одним из первых, и важнейшим для законодательного оформления нацистского режима явился Закон «Об устранении бедственного положения народа и государства» от 24 марта 1933 года. Закон утверждал абсолютное превосходство исполнительной власти над законодательной. Например, статья 2 Закона гласила: «Законы, принятые имперским правительством, могут уклоняться от имперской конституции, если они не имеют предметом устройство рейхстага и рейхсрата. Права президента империи остаются неприкосновенными», т. е. правительство наделялось неограниченными законодательными полномочиями Правительство также наделялось неограниченными правами в области государственного бюджета- в области, которая всегда являлась прерогативой парламента. Согласно этому закону, заключение и исполнение договоров с иностранными государствами даже не нуждалось в согласии парламента. Первым шагом к ликвидации многопартийной системы являлся запрет КПГ. Поводом для запрещения служил факт поджога рейхстага. 27 февраля 1933 г. 23 июня 1933 года была объявлена вне закона СДПГ. А 14 июля 1934 года вышел закон, запрещающий создание новых партий: «1. В Германии существует в качестве единственной политической партии Национал-социалистическая независимая рабочая партия. 2. Если кто-либо будет принимать меры к поддержанию организационной структуры какой-либо другой политической партии или созданию новой политической партии, тот наказывается - смирительным домом до 3 лет или тюрьмой от 6 месяцев до 3 лет.» В результате в стране осталась единственная партия- НСДАП. В апреле 1933 г. по инициативе Геринга создана тайная имперская полиция ГЕСТАПО, сыгравшая значительную роль в становлении и укреплении фашистской диктатуры. 1 декабря 1933 года был издан закон «Об обеспечении единства партии и народа». Он официально вводил однопартийную систему в стране: «После победы национал-социалистической революции Национал-социалистическая независимая рабочая партия является носительницей германской государственной мысли и неразрывно связана с государством» (статья 1). В результате канцелярия партии принимала непосредственное участие в разработке всех имперских законов, рассматриваемых в Рейхстаге. Государственные органы оказались под контролем НСДАП. Срастание партийного и государственного аппарата стало полным и всеобъемлющим.

1 августа 1934 года на  своей железной походной кровати  скончался президент Гинденбург. И только 15 августа было опубликовано  «завещание Гинденбурга». В нем говорилось, что армия должна быть символом и главной опорой государства, полностью одобрялась политика Гитлера и указывалось, что он должен стать приемником президента. Сразу же распространились слухи, что завещание было фальшивкой. Но, тем не менее, Гитлер сосредоточил в своих руках абсолютно всю власть. По его требованию принимается Закон «О верховном главе государства в германской империи» Статья 1 закона от 1 августа 1934 года гласила: «Должность президента империи объединяется с должностью рейхсканцлера. В силу этого установленные до сих пор правомочия президента империи переходят к вождю и рейсхканцелру Адольфу Гитлеру. Он же назначает своего преемника» Оба поста- президента и канцлера были присвоены Гитлеру пожизненно с официальным титулом «фюрер и рейхсканцлер». Фюрер получил право назначения всех должностных лиц и чиновников имперского правительства.

В 1941 году нацизм контролировал  три четверти Европы. К весне 1945 года это пространство сократилось до крошечного островка вокруг Берлина. Большинству  генералитета давно было понятно, что  война проиграна. Но верхушка нацистского  правительства и не хотела слышать о мире. У них была одна цель- уйти от суда, от ответа, пусть даже ценой гибели всей нации. Вести заведомо проигранную войну Германия могла только благодаря отлично отлаженному механизму государства, действенным законам, строгому контролю за их выполнением и продолжающему функционировать аппарату террора и сыска - аппарату Гиммлера. По свидетельству гитлеровского министра вооружений Альберта Шпеера «бюрократия СС даже в последние месяцы войны работала так, как будто ничего не произошло». Историк Г.Риттер после окончания второй мировой войны писал: «Что-то должно быть в нашей политической жизни ошибочным, или по меньшей мере опасным, если мы так часто и каждый раз так глубоко ввергаемся в катастрофу.» По свидетельствам Кейтеля в последние дни своей жизни, бродя по своему «фюррербункеру» Гитлер часто поглядывал на портрет Фридриха II, висящий на стене. Ему напоминали, что прусский король в подобной ситуации не утратил надежд, нашел выход и спасение. В ответ раздалось бормотание: «Вермахт меня предал. Мои генералы доказали свое ничтожество. Мои приказы не выполняются. Все пропало. Национал-социализм мертв и больше никогда не поднимется. Может быть, через столетие подобная идея с религиозной силой охватит мир. Но Германия потеряна. Она оказалась недостаточно готовой, недостаточно сильной для задачи, которую я поставил перед нацией.» 29 апреля 1945 г. Фюрер надиктовал своей секретарше свое «политическое завещание». Последними словами завещания было обращенное ко всем немцам и их будущим руководителям безусловное требование «точно соблюдать расовые законы».

.

 

  1. Изменения государственного строя Германии во второй половине ХХ в.

В результате войны и  поражения Германия оказалась в  очень тяжелом положении. Страна лежала в руинах, промышленное производство упало на 2/3, инфляция, черный рынок, тяжелое психологическое состояние безнадежности. После войны союзники, оккупировали страну, в соответствии с решениями Потсдамской конференции привели первоочередные меры по ее демократизации (запрет нацистской партии, ликвидация монополий и т. д.) Последующие действия западных стран были во многом продиктованы развертыванием холодной войны: в условиях нарастающей конфронтации с СССР Германия стала рассматриваться как важнейшая опора Запада. Поэтому было прекращено взимание репараций с Западной Германии и ей была оказана большая помощь США по плану Маршалла. В 1948 г. в западных зонах оккупации была проведена денежная реформа, инфляция и черный рынок были устранены. В результате чего начался экономический рост: уже к концу 1949 г. восстановлен довоенный уровень производства. В результате усиления противоборства СССР и Запада произошел раскол Германии, образовались ФРГ и ГДР. В мае 1949 г вступила в силу Конституция ФРГ. Главные особенности политического строя ФРГ: федерализм (11 земель), парламентская республика (бундестаг, канцлер, президент). С 1949 по 1969 гг. у власти стоял блок ХДС-ХСС, до 1963 г канцлером был Конрад Аденауэр, которого можно считать "отцом основателем" ФРГ. Однозначная ориентация ФРГ на США, ее активное участие в "холодной войне позволили ей укрепить свои международные позиции. В 1951г на ее территории отменен оккупационный режим, в 1955 стала членом НАТО, в 1957 основателем ЕЭС. В 1948 г. в Восточной Германии была введена восточная марка. Общественными движениями и партиями избран немецкий национальный совет, который 7 октября 1949 г. провозгласил создание Германской Демократической республики. Президентом избран Гротеволь. Он сформировал правительство. Таким образом, произошел территориальный раскол Германии. Два социально-экономические и политические системы: социалистическая ГДР и капиталистическая ФРГ. В 50-е гг. небывалый экономический рост - «немецкое чудо». В 1950-1964 ВНП вырос в три раза. Причины: а) помощь США б) небольшие военные расходы в) 9 млн. переселенцев. Большую роль сыграла умелая политика властей, творцом экономического чуда назвали министра экономики и финансов Людвига Эрхарда, который в 1963 г стал канцлером. Экономический подъем создал прочную базу для демократии, для господства центристских партий, крайней силы, в т.ч. коммунисты потеряли влияние. К концу 60-х гг. созрели предпосылки для значительного изменения внешней политики ФРГ, отказа от «крайнего атлантизма». Необходимо было улучшение отношений со странами Восточной Европы, которые были ближайшими соседями ФРГ и могли стать важнейшим экономическим партнером. Под лозунгом «новой восточной политики» к власти приходит коалиция Социал-демократической и Свободной демократической партии (СВДП) – «малая коалиция» канцлером стал Вилли Брандт. Подписан договор 1970г. с СССР, признаны послевоенные границы Взаимное признание ФРГ и ГДР открыло им путь в ООН.1949 г. – курс на построение социалистического общества по модели советской системы государственного социализма (модель административно-командной системы с многоотраслевым производством). До 1958 г. сохранение карточной системы. Недовольство режимов: 1953 г. массовые выступления в Берлине, Лейпциге, Галле после принятия программы строительства «основ социализма».

Информация о работе История Германии в 20 в, Законы Ману