История Германии в 20 в, Законы Ману

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 21:01, курсовая работа

Описание работы

Сложившаяся в Германии в годы первой мировой войны военно-монархическая диктатура являлась нарушением принципов конституции 1871 года.Веймарская конституция, провозгласив широкие политические права граждан, расширив компетенцию представительного органа - рейхстага, оказалась неспособной обеспечить стабильность государственного развития и, используя правовые механизмы, защитить парламентарный строй германской республики от нацистов.Содержание Конституции было обусловлено не только столкновениями интересов и соглашениями различных социально-политических сил в Национальном собрании, но и теми кардинальными социальными и политическими изменениями, которые произошли в Германии в переломный период ее истории - с ноября 1918 г. по июнь 1919 г. Первый важный шаг на пути политического компромисса был сделан еще 15 декабря 1918 г., когда Гуго Прейс, профессор публичного права в Берлинской торговой школе, известный еще кайзеровской Германии как "левейший государствовед" и видный деятель Национально-либеральной партии, получил назначение на пост Государственного секретаря Министерства внутренних дел вместе с предложением составить проект новой И вот, в июле 1919 года Конституция была принята Национальным собранием. Веймарская конституция разительно отличалась от Конституции 1871 г.

Содержание работы

Вопрос 1. История Германии в ХХ в.
План:
Конституция Веймарской республики – первая социально-либеральная конституция.
Законодательное оформление нацистского режима в Германии.
Изменения государственного строя Германии во второй половине ХХ в.
Вопрос 2. Законы Ману.
План:
Общая характеристика Законов Ману.
Общественный строй Древней Индии по Законам Ману.
Право собственности и обязательства.
Преступления и наказания.
Казус
Предприниматель, используя крайнюю нужду рабочего, нанял его на условиях худших, чем обычно для данной местности. При этом договор был заключен с соблюдением всех требований закона.
Может ли договор быть расторгнут в одностороннем порядке согласно Французскому гражданскому кодексу?

Файлы: 1 файл

контрольная по истории государства и права зарубежных стран.doc

— 273.50 Кб (Скачать файл)

- бегство восточногерманских немцев в ФРГ (закрытие границы).

- 1961 г. – возведение  Берлинской стены, Брандербурские  ворота обнесены железным частоколом  и колючей проволокой, охрана.

Реформы: начало шестидесятых годов – сочетание централизованного  планирования с относительной самостоятельностью предприятий, вводился хозрасчет.

Ликвидация частной  собственности. Ограниченная автономия  предприятий. Повышение уровня технической  оснащенности. Улучшение управления. Повышение производительности труда. Итог: улучшение материального положения восточногерманских немцев. Приход к руководству Хонеккера привел к свертыванию реформ. Осуществлялся процесс формирования тоталитарного социализма. Конец восьмидесятых годов ухудшение экономической ситуации: диспропорции, дефицит бюджета, государственный долг, возникновение новых политических и общественных организаций. Разгон демонстрации 7 октября 1989 г. Массовые выступления в других городах. Начало «бархатной революции». 18 октября 1989 г. Хонеккер ушел в отставку. 9 ноября пала Берлинская стена. В 70-е гг. в жизни ФРГ происходят важные изменения. Снижаются темпы экономического роста, хотя и в меньшей мере, чем в других ведущих странах. Прокатывается волна ультралевого терроризма (Фракция Красной Армии), разворачиваются новые массовые движения – «зеленых» и пацифистов. Как и в других как и в других странах Запада идет дискуссия о мере государственного вмешательства в экономику. В результате СВДП перешла к союзу с ХДС-ХСС и в 1982 г. они образовали правительство во главе с Гельмутом Колем. В результате мер, сходных с политикой Рейгана и Тэтчер, с 1983 г, начался экономический подъем.

 

 

 

Вопрос 2. Законы Ману.

 

1.Общая характеристика  Законов Ману.

 

  Право Древней Индии было теснейшим образом связано с религией и религиозной моралью. Характерно, что в самом языке этого времени не было специального слова для обозначения права в том смысле, в каком мы понимаем теперь. Наши сведения о древнеиндийском праве основаны главным образом на Ведах (религиозных книгах) и так называемых дхармашастрах – сборники религиозно-правовых предписаний (дхарм). В таких сборниках, важнейшими из которых являются дхармашастры Ману (II в. до н.э. – II в. н.э.) (законы Ману в русском переводе), правовые нормы еще не выделились из общей массы правил (религиозных, этических и т.д.), регламентировавших повседневную жизнь древних индийцев. Более того, в этих сборниках наряду с нормами общественного поведения рассматривались вопросы мироздания, медицины и т.д.

Законы Ману состояли из 12 глав и 2685 статей, написанные в  виде двустиший (шлок). Правовой материал наиболее полно представлен в IV, VII, VIII и X главах, но и здесь он переплетался с религиозными и моральными рассуждениями. Сборник в целом свидетельствует о классовом характере права Древней Индии, о большом влиянии на него общинного строя и системы варн. Здесь подробно описывается происхождение варн согласно религиозному учению, указывается на наследственно-профессиональный их характер, определяется назначение каждой варны, привилегии высших варн. Дхарма – это «извечное правило жизни», которому должны следовать все люди.

 

2.Общественный  строй Древней Индии по Законам  Ману.

 

 Своеобразие общественного  стоя Древней Индии определялось  системой варн и первоначально  относительно неразвитой формой  рабовладения. Варны возникли в  период окончательного разложения  родового общества и формирования у индийцев рабовладельческого способа производства и рабовладельческого государства. Затем они получили закрепление и освящение в классовом обществе.

 Индийские источники,  в частности законы Ману, дают  описание четырех варн: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшья (земледельцы, ремесленники, торговцы) и шудры (почти бесправные батраки). При этом брахманы, выполнявшие жреческие функции и знавшие священное учение, занимали наиболее почетное место в обществе. Их называли «авадхья» - неприкосновенные. Возникновение варны шудр связывается с участившимися войнами и усилением имущественного и общественного неравенства. В результате этого появилось большое число людей – нечленов общин – шудр. Чужаки, принятые в общину, не получали равных со свободными общинниками прав. Они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенных собраниях, не проходили обряда посвящения – «второго рождения», на которое имели право только свободные члены общины, называвшиеся «дважды рожденными». Шудры, составлявшие четвертую, низшую варну, являлись «единожды рожденными».

 Для каждой варны  был сформулирован свой закон  образа жизни – дхарма. Государственное  управление оставалось в ведении  двух первых варн, причем исполнение  жреческих обязанностей было  привилегией брахманов, военное дело – кшатриев. Вайшьям было предписано заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Шудрам предписывалось находиться в услужении у трех высших варн.

 Запрещался переход  из одной варны в другую. Ограничивалась  возможность смешанных браков. Устанавливалось разное материальное возмещение за убийство лица в зависимости от его принадлежности к определенной варне.

 В законах Ману  упоминается не только о варнах, но и о нескольких разрядах  рабов, определяемых обстоятельствами, которые привели к установлению рабства. Рабский труд не играл значительной роли в решающих отраслях экономики Древней Индии. Существенной особенностью древнеиндийского рабства было наличие государственного законодательства, направленное на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам. Наряду с рабовладельческими отношениями продолжали сохраняться значительные пережитки первобытно-общинного строя. Раб от эксплуатируемых отличался отсутствием права на личную жизнь: он был вещью в образе человека, полностью находящейся во власти другого.

 

3.Право собственности  и обязательства.

 

В период создания законов  Ману в Индии уже хорошо понимали разницу между собственностью и  владением. При этом охране частной  собственности  уделялось значительное внимание. Законы указывают семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни (ст.115 гл. X). Если первые три способа были доступны для всех каст, то четвертый – только для кшатриев, пятый и шестой – для вайшьев, а седьмой рассматривался как исключительная привилегия брахманов.

 Древней Индии был  известен и такой способ приобретения  права собственности, как давность  владения (10 лет). При этом подчеркивалось, что только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника. Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику (ст.147 гл.VIII).

Среди основных видов  собственности законы называют землю. Земельный фонд страны составляли земли  царские, общинные, частных лиц. В  законах Ману упоминается о рассмотрении судебных споров о границах между общинами, об общинных колодцах, каналах. При рассмотрении этих споров прежде всего учитывалось мнение родственников и соседей. Они же имели право преимущественного приобретения земли. Таким образом, община, игравшая значительную роль в общественных отношениях, стремилась ограничить частное землевладение. За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли) налагался большой штраф, а присвоившего чужую землю объявляли вором.

Вмешиваться в дела собственника запрещалось. В законах Ману говорится, что если несобственник поля засевает чужое поле своими семенами, он не имеет права получать урожай. Законы Ману охраняют и движимое имущество. Наиболее значительным из него были рабы, скот, инвентарь.

Обязательственные отношения  получили в законах Ману довольно тщательную разработку. В основном в законах говорится об обязательствах из договоров. Договор не являлся  действительным, если он заключен человеком  в невменяемом или нетрезвом  состоянии, страдающим от болезни, ребенком, стариком, а также лицом, не уполномоченным к заключению договора (ст. 163 гл. VIII). Недействительными, по общему правилу, признавались договоры, заключенные рабами. Но в случае, если такой договор был заключен в пользу хозяина раба, от такого договора не следовало отказываться (ст. 167).

Законы Ману предусматривали  добровольное согласие сторон при вступление в договор. Отсюда соглашение, заключенное  с помощью обмана или построенное  на насилии, объявлялось недействительным. Но древнеиндийское право было далеко от признания даже формального равноправия должника и кредитора в договорных отношениях. Кредитор, принадлежавший к низшей касте, не мог заставить отрабатывать долг должника, принадлежащего к высшей касте (ст. 177 гл. VIII). Лицо более высокого происхождения, чем кредитор, отдавало долг постепенно. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.

Так как широко применялся труд свободных наемных работников (кармакаров), то законы Ману уделяют значительное внимание этому виду договора. По своей варновой принадлежности наемные работники в основном относились к шудрам, но, вероятно, среди них были и разорившиеся свободные общинники и ремесленники, принадлежащие к вайшьям. Кармакары, занятые на земледельческих работах, получали 1/10 урожая, в скотоводстве – 1/10 масла от молока коров, за которыми ухаживали. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, и жалованье виновному не выплачивалось. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и, выздоровев, нанявшийся исполнял работу, он мог получать жалованье даже спустя долгое время.

В Древней Индии был  известен и договор аренды земли. Этот договор получил распространение  в связи с проникновением в общину процесса имущественной дифференциации. Разоряющиеся общинники, лишившиеся земли, были вынуждены арендовать ее.

Договор купли-продажи  также упоминается в законах  Ману. Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей, а в качестве продавца выступал собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточного по весу. В течение не более чем 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин. Особенность этого договора для Индии заключалась в том, что здесь существовало ограничение торговлей людьми, и торговля рассматривалась как занятие, недостойное высших каст.

 Упоминается в законах  Ману договор дарения.

 Законам Ману известны  были и обязательства из причинения  вреда. В качестве основания  для возникновения такого обязательства  указывались порча имущества  (потрава посевов скотом на  огороженном участке, потеря пастухом  животного), вред, причинный движением повозки по городу. При этом виновный должен возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

 

4.Преступление и наказание.

 

 С одной стороны, уголовное право, представленное в законах Ману, отличается довольно высоким для своего времени уровнем развития, что проявляется в указании на формы вины (умысел и неосторожность), на рецидив, на соучастие, на тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне. С другой стороны, законы отражают пережитки старины, о чем свидетельствует сохранение принципа талиона, ордалия, ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.

 Среди преступлений, называемых законом Ману, на первом  месте стоят государственные.  В ст. 280 гл. IX говориться о том, что взламывающих царский склад, арсенал или храм, крадущих слонов, лошадей или колесницы следует казнить без промедления. Статья 289 предусматривала изгнание лиц, ломающих городскую стену или ворота, закапывающих рвы. В ст. 275 устанавливались указания для лиц, упорно противодействующих царским приказам и поощряющих врагов. 

 Более подробно  законы описывают преступления  против собственности и против  личности.

 Среди имущественных  преступлений большое внимание  уделяется  краже, при этом царь призывает к обузданию воров. Следует отметить, что законы четко различают кражу как тайное похищение имущества от грабежа, совершаемого в присутствии похищение имущества от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с применение насилия к нему. Меры наказания, применяемые к вору, зависели от того, был ли он задержан на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Пойманного с краденым и с воровским инструментом законы предписывали казнить не колеблясь. Воров, совершающих кражу ночью, следовало, отрубив обе руки, посадить на кол. При первой краже вору отрезали два пальца, при второй – руку и ноги, третья кража влекла за собой смертную казнь. Наказание несли также лица, видевшие кражу, но не сообщившие о ней; укрыватель вора нес такое же наказание, как если бы он сам украл.

 Законы Ману осуждали  всякое насилие, совершенное над  личностью. Насильника считали  худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой. К  насилию относились и убийство, и телесные повреждения. Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь. Убийство при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов (необходимая оборона) не наказывалось.

Тяжесть наказания была связана с кастовой принадлежностью  потерпевшего и преступника. Наиболее тяжким преступлением в Древней Индии считалось убийство брахмана. Иной была уголовная ответственность самих брахманов. В ст. 230 записано: «Нельзя убивать брахмана, даже погрязшего во всяких пороках; надо изгнать его из страны со всем его имуществом без (телесных) повреждений». 

Информация о работе История Германии в 20 в, Законы Ману