Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 18:30, контрольная работа
Британская революция ХVII века нанесла сокрушительный удар феодально-абсолютистскому строю в сравнимо маленький островной стране, совместно с тем явилась первой буржуазной революцией "евро масштаба". Провозглашенные ею политические принципы выражали потребности капиталистического развития не лишь Англии, но и остальных европейских государств. Революция была подготовлена разложением феодальных отношений, развитием капиталистического уклада производства, как в индустрии, так и в сельском хозяйстве, формированием новейших публичных классов, интересы которых пришли в решительное противоречие с феодально-абсолютистским строем, что привело к обострению идейно-политической борьбы.
I.Акт об устроении 1701 г. Содержание и значение его принятия
II.Причины перехода от конфедеративной к федеративной форме государственного устройства США
III.Задачи по дисциплине
IV.Список использованной литературы
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Юридический факультет
кафедра истории государства и права
История государства и права зарубежных стран
(контрольная работа)
2011
Оглавление
I.fАкт об устроении 1701 г. Содержание и значение его принятия…...3
II.fПричины перехода от конфедеративной
к федеративной форме государственного
устройства США…..…………………………………..8
III.f Задачи по дисциплине……………………………………………….
IV.f Список использованной литературы……………………………….14
Британская революция ХVII века нанесла сокрушительный удар феодально-абсолютистскому строю в сравнимо маленький островной стране, совместно с тем явилась первой буржуазной революцией "евро масштаба". Провозглашенные ею политические принципы выражали потребности капиталистического развития не лишь Англии, но и остальных европейских государств. Революция была подготовлена разложением феодальных отношений, развитием капиталистического уклада производства, как в индустрии, так и в сельском хозяйстве, формированием новейших публичных классов, интересы которых пришли в решительное противоречие с феодально-абсолютистским строем, что привело к обострению идейно-политической борьбы.
Неоднородность правящих классов и сословий вели к тому, что, с одной стороны, велась борьба с королевским произволом и с королевской властью, а с другой - сохранялась тенденция сохранить королевскую власть, но существенно ограничить ее парламентом, в котором бы были представлены и крупные землевладельцы - лендлорды, и буржуазия, бюргерство, новое дворянстве - в палате общин.
В феврале 1641 года был принят так называемый "Трехлетний билль" об обязательном созыве парламента не реже одного раза в три года независимо от воли короля. 10 Мая 1641 года был утвержден билль о нераспускаемости имеющегося парламента до тех пор, пока последний сам того не пожелает.
По существу произошел
революционный переворот в
После казни
Карла I, спустя 11 лет, была реставрирована
королевская власть Стюартов: сначала
Карл II, а потом и его сын Яков II пытались
проводить политику восстановления прежних
абсолютистских порядков. Дворцовый переворот
1688 года свел на нет попытки установления
старого режима власти, тем самым окончательно
утвердив переход к конституционной монархии.
Юридическим олицетворением этого процесса
можно считать разработку и принятие четырех
важных законов во второй половине XVII
века, носивших конституционный характер: Хабеас корпус акт
(Акт для лучшего обеспечения свободы
подданных для предупреждения заточения
за морем), Билль о правах
(Декларация о праве), Трёхгодичный акт
(дополнительный), Акт об устроении
(Закон о престолонаследии). Хабеас
корпус акт.
Хабеас Корпус Акт
(Акт о лучшем обеспечении свободы подданного
и о предупреждении заточений за морями),
принятый в 1679 г., был призван ограничить
возможность тайной расправы короля со
сторонниками оппозиции, но приобрел гораздо
более широкое значение.1
Согласно закону, любой подданный, задержанный за уголовное деяние, исключая государственную измену и тяжкое уголовное преступление, имел право обратиться в суд (лично или через представителей) с просьбой выдать приказ Хабеас Корпус. Судья должен был выдать такой приказ арестованному через должностное лицо (тюремщика, шерифа), в чьем ведении находился арестованный. Получив приказ, эти лица должны были в течение суток доставить заключенного в суд с указанием истинных причин ареста. Далее судье предписывалось освободить заключенного под денежный залог и поручительство с обязанностью последнего явиться в ближайшую сессию суда для рассмотрения дела.
Лицо, освобожденное по приказу Хабеас Корпус, нельзя было арестовать и вновь заключить в тюрьму до суда за то же преступление. Запрещалось также переводить заключенного из одной тюрьмы в другую или содержать без суда в тюрьмах заморских владений Англии.
За неисполнение предписаний закона судьями и должностными лицами были предусмотрены крупные денежные штрафы и отстранение от должности. Позднее Хабеас Корпус Акт приобрел значение одного из основных конституционных документов Англии, содержащих ряд юридически действенных гарантий неприкосновенности личности.
В Билле о правах (1689 г.) утверждалось верховенство парламента в законодательной и финансовой политике, в этом проявилось его главное предназначение. Билль запретил:
1) приостанавливать действие законов или их исполнение без согласия парламента;
2) взимать налоги и сборы в пользу короны без согласия парламента;
3) содержать постоянную армию в мирное время без санкций парламента.
Билль устанавливал свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных к королю с петициями.2
Новый трёхгодичный акт был принят в 1694 г., из которого
следовало, что парламент должен созываться
каждые три года и продолжительность его
работы – три года. Из исключительного
права короля – созыв и роспуск парламента
– теперь это было его обязанностью.
Этим актом регламентировалось собрание
парламента, каждые три года, вне воли
короля. А так же, что парламент не может
быть распущен иначе как по его собственной
воле.
Одним из наиболее важных
конституционных законов стал Акт об устроении
1701 г., положивший начало установлению
новых принципов
буржуазного государственного права.
Прежде всего, это принцип контрасигнатуры, согласно которому недействительным считался акт, изданный королем, если он не был скреплен подписью соответствующего министра (члена Тайного совета) (ст. II). В связи с этим возрастала политическая роль министров, которые могли быть привлечены парламентом к ответственности, это положило начало формированию принципа "ответственного правительства".
Также согласно ст. II этого акта, «… лицо обладающее
королевской властью, не может покинуть
границы своих владений, без ведома на
то парламента…».
Одной из особенностей
нового документа является то, что акт
запрещал совмещать членство в парламенте
с государственной должностью.
Не менее важный принцип, реализующийся посредством данного акта - принцип несменяемости судей. Устанавливалось, что судьи могли исполнять свои обязанности до тех пор "пока они будут вести себя хорошо"'. Отстранение их от должности могло происходить только по представлению обеих палат парламента (ст. II). Эта формула означала отмену старой формулы, согласно которой судьи исполняли обязанности "пока будет угодно королю".
Кроме того, "Акт об устроении" определял порядок престолонаследия, по которому английский престол могло занять лицо только англиканского вероисповедания.
Таким образом, в Англии в результате революции 1640-1660 и дворцового переворота 1688 г., был окончательно похоронен абсолютизм и твердо установилась конституционная монархия. "Билль о правах" и "Акт об устроении" положили начало формированию ряда важных институтов буржуазного конституционного права:
Дальнейшее развитие буржуазного государства в Англии шло по пути конституционных реформ. Законом 1701 г. о престолонаследии старшая линия Стюартов навсегда лишалась прав на престол; одновременно усиливалось влияние и значение министров: отныне они, а не король отвечали за действия правительства перед парламентом, а кабинет министров стал формироваться из представителей партии, имевшей большинство в парламенте. Изменения в политической сфере дали толчок развитию капитализма, обеспечив свободу действий класса буржуазии и проложив дорогу промышленному перевороту XVIII в.
II.Причины перехода от конфедеративной к федеративной форме государственного устройства США.
Федерализм как форма
решения вопроса о
Конфедерация же как форма союза государств, сохраняющих суверенитет практически в полном объеме, сравнительно редко встречалась в истории. Конфедерациями были Австро-Венгрия до 1918 г., Швеция и Норвегия до 1905 г., Соединенные Штаты Америки с 1781 по 1789 г., Швейцария в период с 1815 по 1848 г. Опыт истории конфедераций свидетельствует о том, что эта форма является переходной либо к полному распаду союза, либо к федеративной форме государственного устройства. Совмещая в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации, она, под воздействием тех или иных причин, зачастую теряет равновесие, необходимое для ее сохранения. Характерно то, что к федеративной форме устройства перешли только конфедерации с мононациональным составом населения (США, Швейцария, Германия), а многонациональные конфедерации (Австро-Венгрия, Швеция и Норвегия и ряд других) распались.
В 1783 году Версальским мирным договором завершилась Война за независимость США. Ещё в 1777 году, в разгар войны, Второй континентальный конгресс принял Статьи Конфедерации, документ конституционного характера, который определял Соединённые штаты как конфедерацию и закреплял полномочия центральных органов. В 1781 году Статьи были ратифицированы последним, тринадцатым, штатом и официально вступили в силу. Многие отмечали слабость этого союза: во-первых, Статьи Конфедерации предоставляли центральным органам минимальные полномочия, а во-вторых, при голосовании в Конгрессе Конфедерации (высший орган власти) по любому вопросу требовалось единогласное решение всех штатов, так что один штат мог заблокировать любую инициативу. Джордж Вашингтон образно назвал Статьи конфедерации «верёвкой из песка» (ropes of sand)3. Поэтому быстро начали появляться предложения о внесении в Статьи различных изменений.
Необходимость принятия новой Конституции в процессе существования конфедерации становилась все более очевидной. Время показало низкую жизнеспособность и уязвимость этого государственного образования. Экономические потребности стремительно развивающегося капитализма, внутренние и внешнеполитические интересы страны требовали создания более прочного союза, который мог бы обеспечить единое экономическое пространство, облегчить движение товаров, колонизацию новых земель, укрепить ее обороноспособность, поднять международный авторитет.
Слабость центральной власти таила в себе и другую опасность. Обострение социальной напряженности после окончания освободительной войны, недовольство в армии и народе политикой, проводимой правительством Конфедерации, грозили взорвать страну изнутри. Власть понимала ограниченность своих возможностей противостоять этому взрыву. Политические перемены назрели, их необходимо было претворить в жизнь.
Правящими кругами было принято решение преодолеть приближающийся кризис путем изменения государственного устройства объединившихся колоний. В этом процессе сыграть решающую роль была призвана новая Конституция, закрепившая федеративное устройство страны. Осуществление этих планов было поручено Учредительному конвенту, собравшемуся в 1787 году под председательством Д. Вашингтона. Непосредственное участие в разработке текста Конституции приняли ведущие юристы Америки и общественные деятели государства: Д. Медисон, Т. Джефферсон, Б. Франклин, А. Гамильтон и др. Делегаты пришли к заключению о необходимости создания новой Конституции, которая бы утвердила территориальное устройство федерации и систему органов власти, принципиально отличающиеся от существовавших на тот момент.4
Фундаментальной основой
государственно-
Информация о работе История государства и права зарубежных стран