Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 12:59, реферат
Гражданская оборона (ГО) – это система мероприятии по подготовке и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (Закон РФ «О гражданской обороне» 12 февраля 1998 г. № 28--ФЗ). Гражданская оборона России является составной частью общей системы государственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время. Деятельность гражданской обороны направлена на защиту от современных средств нападения противника, так и на проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах и в очагах поражения при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
1. Введение
2. История создания гражданской обороны (ГО)
3. Структура, задачи и службы ГО, состав сил и средств
4. Права и обязанности граждан в области ГО и защиты от ЧС
5. Краткая характеристика стихийных бедствий, аварий и катастроф
6. Заключение
7. Список используемой литературы
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение
2. История создания гражданской обороны (ГО)
3. Структура, задачи и службы ГО, состав сил и средств
4. Права и обязанности граждан в области ГО и защиты от ЧС
5. Краткая характеристика стихийных бедствий, аварий и катастроф
6. Заключение
7. Список используемой литературы
Введение
Гражданская оборона (ГО) – это система мероприятии по подготовке и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (Закон РФ «О гражданской обороне» 12 февраля 1998 г. № 28--ФЗ). Гражданская оборона России является составной частью общей системы государственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время. Деятельность гражданской обороны направлена на защиту от современных средств нападения противника, так и на проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах и в очагах поражения при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
Служба гражданской обороны - служба, предназначенная для проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских организаций гражданской обороны в ходе проведения аварийно - спасательных и других неотложных работ при ведении военных
действий или вследствие этих действий;
Гражданские организации гражданской обороны - формирования,
создаваемые на базе организаций по территориально -
производственному принципу, не входящие в состав Вооруженных Сил
Российской Федерации, владеющие специальной техникой и имуществом
и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей,
возникающих при ведении военных действий или вследствие этих
действий;
Территория, отнесенная к группе по
гражданской обороне, - территория,
на которой расположен город или
иной населенный пункт, имеющий важное
оборонное и экономическое
История создания гражданской обороны
Началом пути Гражданской обороны
в нашей стране считается март
1918 года. Изданное Комитетом революционной
обороны воззвание "К населению
Петрограда и его окрестностей"
устанавливало правила
Историки определили март 1918 года
начальным этапом (первым) зарождения
системы отвечающей за защиту населения
в нашей стране, содержанием которого
явились революционные перемены
не только в социально-политическом
строе страны, но и в последовательной
индустриализации и связанным с
ней техническим
На этом этапе все мероприятия
ПВО и ПХО были объединены в
общегосударственную систему
Содержание второго этапа (ноябрь 1932 г.- июль 1941 г.) является комплекс военно-политических и организационных мероприятий по защите населения и народного хозяйства страны. В связи с этим 4 октября 1932 года было принято Советом народных комиссаров СССР «Положение о противовоздушной обороне СССР», которым впервые определены мероприятия и средства непосредственной защиты населения и территорий страны от воздушной опасности в зоне возможного действия авиации противника. Этим актом было положено начало создания МПВО, предназначенной для защиты населения от воздушного нападения противника. В связи с этим 4 октября 1932 года принято считать днем рождения МПВО – начальным этапом развития государственной системы защиты населения и территорий.
Развитие МПВО шло по двум направлениям
- военному и гражданскому. С одной
стороны, в наиболее крупных городах
создавались территориальные
Тем не менее, МПВО в основном оказалась неплохо подготовлена к выполнению многотрудных задач военного времени.
Третий этап (июнь 1941-1945 г.г.) охватывает годы Великой Отечественной войны.
Своевременное создание МПВО обеспечило в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. успешное решение задач защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха.
Опыт войны показал, что от успешного решения задач по организации МПВО-ГО в значительной степени зависела не только бесперебойная работа промышленности и транспорта, но и высокое морально политическое состояние войск.
В условиях войны она накопила богатый
опыт организации защиты населения
от ударов противника с воздуха и
ликвидации их последствий. МПВО успешно
справилась со своими задачами - затруднить
фашистской авиации поражение целей
в городах и
Четвертый этап (июнь 1945 - июль 1961 г.г.) этап совершенствования МПВО, связанный с поиском наиболее эффективных путей защиты населения и народного хозяйства от применения оружия массового поражения.
Кардинальный шаг в развитии
системы защиты населения и территорий
страны от военных опасностей наша
страна вынуждена была сделать в
1961 году и создать качественно
новую систему – Гражданскую
оборону, ставшую одним из стратегических
факторов обеспечения жизнедеятельности
государства в современной
В конце 50-х и начале 60-х годов
стало очевидно, что МПВО с ее
местными ограниченными по масштабу
и характеру действиями и возможностями
не готова к осуществлению крупных
мер по защите населения и территории
страны, к тому, чтобы существенно
снизить потери и последствия. Решение,
принятое руководством страны в 1961 году,
о преобразовании МПВО в систему
Гражданской обороны, вернее, ее трансформации,
практически завершило
В то же время гражданская оборона принципиально отличалась от МПВО. В чем же состояло это отличие?
Во-первых, мероприятиям ГО был придан
общегосударственный и
Во-вторых, система защитных мер исходила из необходимости обеспечить защиту населения и территорий страны от всех поражающих факторов оружия массового уничтожения. Это многократно усложняло проблему.
В-третьих, расширился круг задач, решаемых гражданской обороной. Так в число основных ее задач вошла задача по обеспечению устойчивой работы промышленности в военное время.
В-четвертых, новое качество приобрела
задача по ликвидации последствий нападения
противника. Опыт Хиросимы и Нагасаки
показал, что в случае ядерного нападения
возникает необходимость
Не без оснований считалось,
что высокая готовность гражданской
обороны к решению задач в
условиях возможной ядерной войны
будет являться одним из сдерживающих
факторов ее развязывания. Вместе с
тем, ориентация гражданской обороны
в основном на осуществление мероприятий
военного времени объективно способствовала
однобокости ее развития. Авария на
Чернобыльской АЭС подтвердила
это, показав, что гражданская оборона
не готова к качественному решению
задач по защите населения и территорий
страны от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера. Кроме
того, надо учитывать, что система
гражданской обороны любой
Поэтому, находясь в рамках жесткого
централизованного государства, Гражданская
оборона СССР носила и отрицательные
черты административно-
Все это не только сковывало инициативу
местных органов, но и не позволяло
учитывать конкретные условия. Отсутствие
правовой и экономической базы лишало
их надежной опоры для реализации
мероприятий гражданской
Необходимость новых подходов к организации и содержанию мероприятий по защите населения и территорий, особенно в сфере природно-техногенной безопасности, вызывалась объективными условиями.
Пятый этап (июль 1961 - сентябрь 1971 г.г.) характеризуется глубокими структурными изменениями ГО.
С сентября 1971 г. непосредственное руководство системой ГО вновь, как и в 30-е годы, было передано военному ведомству. Это подняло ее развитие на более высокую ступень, обеспечило более эффективное руководство ею на всех уровнях.
Шестой этап (октябрь 1971 - июль 1987 г.г.) связан с новыми структурными изменениями, связанными с усилением гонки вооружения и достижением СССР стратегического паритета. Была повышена эффективность руководства деятельностью ГО со стороны советских и военных органов управления министерств и ведомств. Характерной особенностью первых шести этапов развития МПВО-ГО является планирование выполнения всех мероприятий по защите населения и территорий в условиях военного времени. Предупреждение и ликвидация ЧС природного и техногенного характера в мирное время как задача перед названными системами не стоит.
Развитие системы ГО и РСЧС во второй половине ХХ века.
Седьмой этап (август 1987 - декабрь 1991 г.) развития системы ГО является этапом позитивных перемен в военно-политической ситуации, окончания "холодной" войны и переключения значительной части сил ГО на решение экологических и хозяйственных проблем.
На данном этапе на ГО были возложены задачи по защите населения и территорий от стихийных бедствий, аварий, катастроф, в мирное время.
Причиной тому явилось то, что 80-е
годы ХХ века стали достаточно быстро
накапливаться проблемы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера.
Это было обусловлено значительным
ростом в последние десятилетия
количества и масштабов таких
чрезвычайных ситуаций, по своим последствиям
сопоставимых в ряде случаев с
последствиями военно-
Именно Чернобыльская
В середине 1989 года Верховный Совет
СССР постановил создать постоянно
действующую Государственную
Аналогичным образом развивался этот процесс и в Российской Федерации. 12 октября 1990 г. Совет Министров РСФСР образовал Республиканскую комиссию по чрезвычайным ситуациям во главе с заместителем Председателя Совета Министров РСФСР.
Восьмой этап (с декабря 1991 г. по настоящее время) начался с упразднения государственных структур СССР, образованием СНГ и созданием Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).
В связи с этим в 1990 г. был создан специальный федеральный орган исполнительной власти – Российский корпус спасателей на правах государственного комитета, который после ряда преобразований превратился в 1994 г. в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Преследовались цели – радикально улучшить работу по защите населения и территорий России при ЧС мирного и военного времени придать этой работе общенациональную значимость, возвести её на уровень государственной политики. В 1992 г. была создана Российская система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС), предназначенная для реализации государственной политики в области защиты населения и территорий природного и техногенного характера.
Подводя общие итоги деятельности
МЧС России и РСЧС, можно с полной
уверенностью сказать, что прошедшие
годы убедительно подтвердили
Информация о работе История гражданской обороны Российской Федерации