История гражданской обороны Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 12:59, реферат

Описание работы

Гражданская оборона (ГО) – это система мероприятии по подготовке и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (Закон РФ «О гражданской обороне» 12 февраля 1998 г. № 28--ФЗ). Гражданская оборона России является составной частью общей системы государственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время. Деятельность гражданской обороны направлена на защиту от современных средств нападения противника, так и на проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах и в очагах поражения при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Содержание работы

1. Введение
2. История создания гражданской обороны (ГО)
3. Структура, задачи и службы ГО, состав сил и средств
4. Права и обязанности граждан в области ГО и защиты от ЧС
5. Краткая характеристика стихийных бедствий, аварий и катастроф
6. Заключение
7. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

История гражданской обороны Российской Федерации.docx

— 106.96 Кб (Скачать файл)

 

 
СОДЕРЖАНИЕ:

1. Введение

2. История создания гражданской обороны (ГО)

3. Структура, задачи и службы ГО, состав сил и средств

4. Права и обязанности граждан в области ГО и защиты от ЧС

5. Краткая характеристика стихийных бедствий, аварий и катастроф

6. Заключение

7. Список используемой литературы

 

 

 

 

Введение

 

Гражданская оборона (ГО) – это система мероприятии по подготовке и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (Закон РФ «О гражданской обороне» 12 февраля 1998 г. № 28--ФЗ). Гражданская оборона России является составной частью общей системы государственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время. Деятельность гражданской обороны направлена на защиту от современных средств нападения противника, так и на проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах и в очагах поражения при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Служба гражданской обороны - служба, предназначенная для проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых  сил и средств и обеспечение  действий гражданских организаций  гражданской обороны в ходе проведения аварийно - спасательных и других неотложных работ при ведении военных

действий или вследствие этих действий;

Гражданские организации гражданской  обороны - формирования,

создаваемые на базе организаций по территориально -

производственному принципу, не входящие в состав Вооруженных Сил

Российской Федерации, владеющие  специальной техникой и имуществом

и подготовленные для защиты населения  и организаций от опасностей,

возникающих при ведении военных  действий или вследствие этих

действий;

Территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город или  иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень  опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время

 

 

 

История создания гражданской обороны

 

Началом пути Гражданской обороны  в нашей стране считается март 1918 года. Изданное Комитетом революционной  обороны воззвание "К населению  Петрограда и его окрестностей" устанавливало правила поведения  населения в условиях воздушного нападения и явилось первым документом, определяющим мероприятия гражданской  обороны.

Историки определили март 1918 года  начальным этапом (первым) зарождения системы отвечающей за защиту населения  в нашей стране, содержанием которого явились революционные перемены не только в социально-политическом строе страны, но и в последовательной индустриализации и связанным с  ней техническим перевооружением  зарождающейся системы. Появление  первых признаков военной опасности  со стороны Германии повлекло за собой  проведение комплекса мероприятий  по организации защиты гражданского населения.

На этом этапе все мероприятия  ПВО и ПХО были объединены в  общегосударственную систему под  общим руководством Наркомата по военным и морским делам. 

Содержание второго этапа (ноябрь 1932 г.- июль 1941 г.) является комплекс военно-политических и организационных мероприятий по защите населения и народного хозяйства страны. В связи с этим 4 октября 1932 года было принято Советом народных комиссаров СССР «Положение о противовоздушной обороне СССР», которым впервые определены мероприятия и средства непосредственной защиты населения и территорий страны от воздушной опасности в зоне возможного действия авиации противника. Этим актом было положено начало создания МПВО, предназначенной для защиты населения от воздушного нападения противника. В связи с этим 4 октября 1932 года принято считать днем рождения МПВО – начальным этапом развития государственной системы защиты населения и территорий.

Развитие МПВО шло по двум направлениям - военному и гражданскому. С одной  стороны, в наиболее крупных городах  создавались территориальные части  ПВО. Стали формироваться кадровые отдельные батальоны, а затем  и полки МПВО. С другой - в городах-пунктах  ПВО организовываться участковые команды (в границах участков милиции), объектовые (на предприятиях), а в домохозяйствах - группы самозащиты. К сожалению, за оставшееся до начала войны время  не удалось полностью выполнить  все необходимые мероприятия, решить все назревшие вопросы.

Тем не менее, МПВО в основном оказалась  неплохо подготовлена к выполнению многотрудных задач военного времени.

Третий этап (июнь 1941-1945 г.г.) охватывает годы Великой Отечественной войны.

Своевременное создание МПВО обеспечило в годы Великой Отечественной  войны 1941-1945 гг. успешное решение задач  защиты населения и объектов народного  хозяйства от нападения с воздуха.

Опыт войны показал, что от успешного  решения задач по организации  МПВО-ГО в значительной степени зависела не только бесперебойная работа промышленности и транспорта, но и высокое морально политическое состояние войск.

В условиях войны она накопила богатый  опыт организации защиты населения  от ударов противника с воздуха и  ликвидации их последствий. МПВО успешно  справилась со своими задачами - затруднить фашистской авиации поражение целей  в городах и народнохозяйственных объектов, обеспечить защиту граждан  и оказывать помощь пострадавшим, проводить аварийно-восстановительные  работы в очагах поражения, повышать устойчивость функционирования предприятий, коммунально-энергетических сетей. Тем самым она внесла достойный вклад в достижение общей победы нашей страны над фашистской Германией. МПВО страны из местной перерастает в стратегическую задачу страны.

Четвертый этап (июнь 1945 - июль 1961 г.г.) этап совершенствования МПВО, связанный с поиском наиболее эффективных путей защиты населения и народного хозяйства от применения оружия массового поражения.

Кардинальный шаг в развитии системы защиты населения и территорий страны от военных опасностей наша страна вынуждена была сделать в 1961 году и создать качественно  новую систему – Гражданскую  оборону, ставшую одним из стратегических факторов обеспечения жизнедеятельности  государства в современной войне.

В конце 50-х и начале 60-х годов  стало очевидно, что МПВО с ее местными ограниченными по масштабу и характеру действиями и возможностями  не готова к осуществлению крупных  мер по защите населения и территории страны, к тому, чтобы существенно  снизить потери и последствия. Решение, принятое руководством страны в 1961 году, о преобразовании МПВО в систему  Гражданской обороны, вернее, ее трансформации, практически завершило начавшийся в 1955 г. процесс пересмотра устоявшихся взглядов на защиту населения и территорий в условиях возможного применения противником оружия массового поражения. В основу новой системы легли опыт, традиции, словом, все лучшее, что было создано за годы существования МПВО. В основном была сохранена организационная структура, подходы к обеспечению защиты населения, система его обучения. На этом этапе руководство МПВО-ГО было возложено на исполнительные органы Советов депутатов трудящихся краев, областей, городов и районов.

В то же время гражданская оборона  принципиально отличалась от МПВО. В чем же состояло это отличие?

Во-первых, мероприятиям ГО был придан общегосударственный и общенародный характер. Все они планировались  и реализовывались на всей территории страны и касались каждого гражданина и каждого коллектива.

Во-вторых, система защитных мер  исходила из необходимости обеспечить защиту населения и территорий страны от всех поражающих факторов оружия массового  уничтожения. Это многократно усложняло  проблему.

В-третьих, расширился круг задач, решаемых гражданской обороной. Так в число  основных ее задач вошла задача по обеспечению устойчивой работы промышленности в военное время.

В-четвертых, новое качество приобрела  задача по ликвидации последствий нападения  противника. Опыт Хиросимы и Нагасаки показал, что в случае ядерного нападения  возникает необходимость оказания помощи одновременно сотням тысяч пострадавших.

Не без оснований считалось, что высокая готовность гражданской  обороны к решению задач в  условиях возможной ядерной войны  будет являться одним из сдерживающих факторов ее развязывания. Вместе с  тем, ориентация гражданской обороны  в основном на осуществление мероприятий  военного времени объективно способствовала однобокости ее развития. Авария на Чернобыльской АЭС подтвердила  это, показав, что гражданская оборона  не готова к качественному решению  задач по защите населения и территорий страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Кроме  того, надо учитывать, что система  гражданской обороны любой страны существует в конкретных социальных и экономических условиях.

Поэтому, находясь в рамках жесткого централизованного государства, Гражданская  оборона СССР носила и отрицательные  черты административно-командной  системы. Среди них одной из основных являлась ставка не на силу закона, а  на силу директив и приказов, чрезмерно  регламентирующих деятельность всех органов.

Все это не только сковывало инициативу местных органов, но и не позволяло  учитывать конкретные условия. Отсутствие правовой и экономической базы лишало их надежной опоры для реализации мероприятий гражданской обороны. Большое количество планируемых  и проведенных мероприятий по линии гражданской обороны украшали отчеты и доклады, но, к сожалению, многие из них проводились формально. В последние годы существования  Гражданской обороны СССР у большинства  населения страны появился небеспочвенный скептицизм в отношении ее возможностей обеспечить надежную защиту в условиях ракетно-ядерной войны. Рассматривать  в этих условиях систему гражданской  обороны как способную самостоятельно обеспечить сохранение жизни людей  в современной обстановке было наивным.

Необходимость новых подходов к  организации и содержанию мероприятий  по защите населения и территорий, особенно в сфере природно-техногенной  безопасности, вызывалась объективными условиями.

Пятый этап (июль 1961 - сентябрь 1971 г.г.) характеризуется глубокими структурными изменениями ГО.

С сентября 1971 г. непосредственное руководство системой ГО вновь, как и в 30-е годы, было передано военному ведомству. Это подняло ее развитие на более высокую ступень, обеспечило более эффективное руководство ею на всех уровнях.

Шестой этап (октябрь 1971 - июль 1987 г.г.) связан с новыми структурными изменениями, связанными с усилением гонки вооружения и достижением СССР стратегического паритета. Была повышена эффективность руководства деятельностью ГО со стороны советских и военных органов управления министерств и ведомств. Характерной особенностью первых шести этапов развития МПВО-ГО является планирование выполнения всех мероприятий по защите населения и территорий в условиях военного времени. Предупреждение и ликвидация ЧС природного и техногенного характера в мирное время как задача перед названными системами не стоит.

Развитие системы ГО и РСЧС во второй половине ХХ века.

Седьмой этап (август 1987 - декабрь 1991 г.) развития системы ГО является этапом позитивных перемен в военно-политической ситуации, окончания "холодной" войны и переключения значительной части сил ГО на решение экологических и хозяйственных проблем.

На данном этапе на ГО были возложены  задачи по защите населения и территорий от стихийных бедствий, аварий, катастроф, в мирное время.

Причиной тому явилось то, что 80-е  годы ХХ века стали достаточно быстро накапливаться проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Это было обусловлено значительным ростом в последние десятилетия  количества и масштабов таких  чрезвычайных ситуаций, по своим последствиям сопоставимых в ряде случаев с  последствиями военно-политических конфликтов. Для их ликвидации требовалось  сосредоточение усилий всего государства, а в некоторых ситуациях –  помощь со стороны мирового сообщества.

 Именно Чернобыльская катастрофа 1986 года подтвердила назревшую  необходимость решения проблем  защиты населения и территорий  при чрезвычайных ситуациях природного  и техногенного характера на  государственном уровне, а Спитакская  трагедия (Армения, 1988 г.) ускорила принятие решения по данному вопросу.

В середине 1989 года Верховный Совет  СССР постановил создать постоянно  действующую Государственную Комиссию Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, а постановлением Совета Министров СССР 15 декабря 1990 г. была образована Государственная общесоюзная система по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, которая включала в себя союзную, республиканские и отраслевые (министерств и ведомств) подсистемы. Названная комиссия и система существовали до распада СССР.

Аналогичным образом развивался этот процесс и в Российской Федерации. 12 октября 1990 г. Совет Министров РСФСР образовал Республиканскую комиссию по чрезвычайным ситуациям во главе с заместителем Председателя Совета Министров РСФСР.

Восьмой этап (с декабря 1991 г. по настоящее время) начался с упразднения государственных структур СССР, образованием СНГ и созданием Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).

В связи с этим в 1990 г. был создан специальный федеральный орган исполнительной власти – Российский корпус спасателей на правах государственного комитета, который после ряда преобразований превратился в 1994 г. в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Преследовались цели – радикально улучшить работу по защите населения и территорий России при ЧС мирного и военного времени придать этой работе общенациональную значимость, возвести её на уровень государственной политики. В 1992 г. была создана Российская система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС), предназначенная для реализации государственной политики в области защиты населения и территорий природного и техногенного характера.

Подводя общие итоги деятельности МЧС России и РСЧС, можно с полной уверенностью сказать, что прошедшие  годы убедительно подтвердили обоснованность, социально-политическую и экономическую  целесообразность их создания.

Информация о работе История гражданской обороны Российской Федерации